Выступление "Суицид"
статья
Предварительный просмотр:
Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: систематизация мер, предпринимаемых в образовательной организации без понимания всего диапазона возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида.
Работа по данному направлению делиться на несколько этапов.
Первый этап – первичная неспецифическая профилактика.
Цель - выделение детей группы суицидального риска; сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицида.
Задачи педагога-психолога на данном этапе: Изучение психолого-педагогических особенностей и статуса каждого учащегося с целью проведения своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; Формирование системы психолого-педагогической поддержки обучащихся разных возрастных категорий в воспитательно-образовательном процессе, а так же в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения обучащихся); Привлечение заинтересованных государственных, муниципальных органов и общественных объединений для оказания помощи, защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего; Формирование позитивного Я-образа, уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей; Привитие установленных в обществе социальных норм поведения, воспитание милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Согласно рекомендациям по проведению профилактических мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни Министерства просвещения Российской Федерации №07-3586 от 03.06.2021 года, к данному этапу относятся мероприятия, такие как Декады и недели психологии, семинары и акции по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, спортивные состязания и турниры. На данном этапе идет привлечение не только колледжных работников, но и сторонних организаций. Совместно с представителями органов внутренних дел, сотрудниками наркологического диспансера, клиническими психологами проводятся мероприятия по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в деятельность антиобщественных и экстремистских объединений, употребление алкоголя и наркотических средств, суицидального поведения.
Включённых студентов «группы риска» приглашают принять участие в волонтерском движении колледжа. Это помогает им выйти за пределы своего окружения, завести новые полезные знакомства, задействовать досуг и свободное время.
Первичная специфическая профилактика, также относится к этому этапу и включает в себя:
- диагностику суицидального поведения,
- индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование ценностного отношения к жизни, умения регулировать своё поведение; навыков здорового образа жизни, поиска социальной поддержки, принятие её, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии;
- классные часы, круглые столы, оформление информационных стендов.
- разработку алгоритма действий в случае самоубийства, в который включаются действия по выявлению учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Основными «инструментами» психолога для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним (заполнение экспресс-карты наблюдения), информация, полученная от третьих лиц (друзей, родственников), данные медицинской документации. Ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся является эффективным «инструментом» в выявлении детей, нуждающихся в особом внимании. Диагностика студентов проходит также при помощи социально-психологического тестирования, цветового теста Люшера, диагностики суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста).
Индивидуальные и групповые занятия проводятся совместно с программой по арт-терапии Колледжа, включающие в себя такие занятия как «Маски», «Выход из зоны комфорта», «Мандалы» и другие арт-терапевтические тренинги. Кроме арт-терапии проводятся мини-тренинги, направленные на управление эмоциями и чувствами: «Способы регуляции эмоциональными состояниями»; «Я управляю стрессом», «Выявление страхов»; «Безвыходных ситуаций нет»; «На тропе доверия» и т.п.
При поддержке классных руководителей и преподавателей проходит проведение классных часов, направленные на профилактику суицидального поведения («Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»; «Дети и родители. Давайте понимать друг друга»; «Почему трудно признавать свою вину» и т.п.). Большое внимание уделяется ознакомительным фильмам общественной организации "Общее дело".
Второй этап – вторичная профилактика. Цель - предотвращение суицида.
Мероприятия: оценка риска суицида, оповещение родителей и если потребуется рекомендация по направлению в диспансер, Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы.
Этот этап обусловлен определением формы реализации суицидальных действий:
- Истинный (у подростка есть действительно твёрдые намерения совершить самоубийство, выработан чёткий план, имеется средство совершения самоубийства. Чаще всего попытки удаются, если подростку кто-то препятствует, то происходит повтор.)
- Аффективный или чувствительный (возникает под влиянием сиюминутных сильных чувств. Если попытка самоубийства не удаётся, то скорее всего, повтора не будет).
- Демонстративный (основная цель – привлечь к себе внимание. Попытки могут повторяться многократно, почти никогда (если только дело случая) не заканчиваются самоубийством).
Третий этап – третичная профилактика. Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
В задачи этого этапа входит организация механизма реабилитационного процесса, диагностика восстановительного потенциала «выживших жертв суицида», организация взаимодействия Колледжа с работниками сферы культуры, досуга, трудоустройства и социального обеспечения, коррекция семейных взаимоотношений.
Мероприятия, направленные на информирование педагогов, учащихся, их родителей, оказание психологом консультативной помощи, внимание к состоянию эмоционального климата в Колледже и его изменениям.
Важность системной работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся заключается в обеспечении доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним, содействие условий для всестороннего развития и развития потенциала каждого обучающегося, организация вовлечения подростков в социально-позитивную активность и здоровый образ жизни, обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних по выявлению и пресечению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида, привлечение социально-ориентированных некоммерческих организаций к мероприятиям по вовлечению подростков в социально-позитивную активность.