Опасности виртуального мирам (доклад)
методическая разработка

  Виртуальный мир – это моделируемая компьютером среда, которая населена множеством пользователей.  И помогает нам осваивать этот мир – интернет с цифровыми технологиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnosti_virtualnogo_mira.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М.МАТРОСОВА

СЕЛА ШКОЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

ДОКЛАД НА ТЕМУ

« ОПАСНОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО МИРА»

Подготовил

социальный педагог

Чеканова Н.М.

22.03.2023г

Содержание доклада

  1. Введение.                                                                                                стр.3

  1. Опасности виртуального мира                                                          стр. 3-6

- пренебрежение к учебе;                                                                  

-опасный контент (пропаганда экстремизма и насилия, опасные знакомства, распространение наркотиков);

- онлайн игры;

– виртуальное общение;

- интернет хулиганство (кибербуллинг);

- интернет-зависимость.

          3. Признаки интернет-зависимости.                                                                стр. 6-7

          4. Профилактика интернет-зависимости.                                                         стр. 8                                                                  

         

          5. Литература

Опасности виртуального мира.

«В виртуальном мире есть все то,

что есть в реальности,

за исключением одного – жизни.»

(Рефат Шакир-Алиев)

  Виртуальный мир – это моделируемая компьютером среда, которая населена множеством пользователей.  И помогает нам осваивать этот мир – интернет с цифровыми технологиями.

   Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно. Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение. Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.

Так какие же опасности подстерегают наших детей в виртуальном мире?

1 опасность- пренебрежение к учебе.

2 опасность-опасный контент (пропаганда экстремизма и насилия, опасные знакомства, распространение наркотиков).

3 опасность- онлайн игры.

4 опасность – виртуальное общение.

5 опасность- интернет хулиганство (кибербуллинг).

6 опасность- интернет-зависимость.

И так, поговорим подробнее об опасностях, с которыми сталкиваются дети и подростки в виртуальном мире.

  1. Пренебрежение к учебе.

   Действительно, в отличие от стандартных средств обучения, информационные технологии позволяют развивать в ребенке интеллектуальные и творческие способности, а также дать ребенку необходимые знаниями не только в области IT-технологий, но и в других  важных областях. Несомненно, информационные технологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов.

    Но важно не забывать о том, что неограниченный доступ ребенка к компьютеру может нанести вред не только физическому и психическому здоровью.

    Разумеется, всем известно о том, что длительная работа за компьютером приводит к напряжению глазных мышц, переутомлению, бессоннице, сильному снижению иммунитета … Этот список отнюдь не короткий.

     Интернет полон всевозможных докладов и рефератов, которые становятся доступными для школьников после процедуры скачивания, занимающей не более пяти минут. Подростки распечатывают нужный реферат, и сдают его учителю, даже не удосужившись его прочитать, естественно, так никакие знания получены не будут.

    Далеко не все родители знают о том, что их ребенок может найти решение заданной на дом работы в Интернете. Неисчислимое количество решебников, ответы на тесты, прорешанные контрольные работы по любому школьному предмету. Все это значительно упрощает жизнь школьников, но делает их практически неспособными к самостоятельной работе.

В результате исследований, проводимых среди учащихся 5–11 классов, было выявлено:

  93% учащихся хоть раз за время обучения искали решение домашнего задания в Интернете;

  70% учащихся пользуются решебником постоянно;

  5% учащихся стараются прибегать к помощи родителей, учителей или книжных изданий, не прибегая к помощи Интернета;

   3% учащихся не имеют доступа к сети Интернет;

  89% учащихся получают отметку «Отлично» за списанное из решебника или Интернета решение.

Ребенок, привыкший регулярно списывать, самостоятельно перестает учить, а значит усваивать материал и развиваться. Решение задач у доски, контрольные, экзамены показывают насколько ребенок отстал от программы.

  1. Опасный контент.

Интернет – это огромный мир бесконечной информации, причем как полезной, так и не очень. Совершая путешествие в сети, легко можно оказаться на сайтах недетского содержания или сайтах, содержащих информацию, пропагандирующую или описывающую запрещенные в обществе вещи и понятия:

- Пропаганда экстремизма, насилия

Цель экстремизма – дестабилизация, разрушение сложившихся в обществе отношений, ценностей.

Ему присущи фанатизм, однобокое восприятие ситуации, бездумное выполнение любых приказов, опора не на разум, а на инстинкты, неспособность к толерантности.

-Распространение наркотиков.

Очень часто в молодежных группах и сообществах в социальных сетях появляются предложения подработать с очень высокими зарплатами, например, по 5 тысяч рублей в день. Где ребенок может заработать такие деньги?

В век интернета организаторы незаконного бизнеса чаще всего вербуют подручных-закладчиков через интернет.

Явление стало массовым.  В виртуальном мире  им предлагают немного подработать – взять пакетик в пункте А, разложить на десять маленьких и развезти в десять точек (для закрепления результата и получения новый участников,  существует система контрольных заданий, премий и т.д.)

 Молодежь это воспринимает как игру. А родители часто и не подозревают, чем занимаются их дети, если сами эти закладчики не употребляют наркотики.

- Опасные знакомства.

    Число жертв виртуальных педофилов увеличивается с каждым годом. Попасть на крючок маньяка очень просто: все начинается с безобидной переписки, которая переходит в недвусмысленные намеки, обмен фотографиями интимного характера и провоцирует ребенка на личную встречу, которая может закончиться печально.

    Только в 2017 году на горячую линию российской организации «Сдай педофила» обратилось около 400 родителей, чьи малолетние дети попались в социальных сетях на уловки педофилов.

  1. Онлайн игры.

        Мир игр поглощает, заменяя реальную жизнь. Дети погружаются в него полностью, там интересней, там можно себе многое позволить.
    Онлайн-игры обладают свойствами, отличающими их от других игр.

     Изначально на стадии их разработки закладываются механизмы из реальной жизни, такие как социальные, экономические, военные и др. В этих играх закладывается возможность общения и взаимодействия игроков между собой, что стирает расстояния между участниками.

     В играх этого типа любой игрок создает себе желаемого персонажа,  управляет этим героем в виртуальном мире и взаимодействует с другими игроками. Но, рано или поздно, человек осознает, что скорость развития персонажа зависит от времени, проведенного за игрой, и человек начинает жертвовать своим реальным временем, чтобы в условиях игровой конкуренции в виртуальном мире, сделать характеристики своего персонажа  лучше. При этом игра все больше занимает мысли человека, и в итоге сильно сужается круг интересов и реальных знакомств, происходит подмена жизненных ценностей.

    Игры такого типа обычно бесплатные только на начальных этапах, потом приходится платить не только жизненным временем, но и переводя реальные деньги в виртуальные, оплачивать рост характеристик персонажа и обеспечивая его материально.

   К тому же онлайн игры содержат множество сцен насилия, крови, что плохо влияет на психику ребенка.



4. Виртуальное общение.

    Собеседник в Интернете может выдавать себя за кого-то другого.

 Виртуальное общение -  это мир фантазий. Здесь почти у каждого есть своя маска, свой тип поведения, причем он отличается часто от реальности. Почти каждый скрыт под аватарками вымышленными именами и своими фантазиями.

  1. Интернет хулиганство.

     Одна из проблем, с которой можно столкнуться в социальных сетях, это оскорбление и травля. Иногда это выглядит как обычное развлечение, своеобразная переписка, но очень часто она выходит за рамки дозволенного и давит на самые болевые точки человека. К сожалению, такой вид переписки становится все более и более популярным в сети. Очень часто молодые люди, которые имеют влияние на определенную аудиторию, начинают терроризировать человека через интернет.

      Кибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компрометирующую информацию и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала. Если при обычном буллинге используются вербальные и физические акты насилия, в том числе и психологические, то для кибербуллинга нет необходимости для личного контакта. Все действия совершаются с использованием электронных писем, сообщений в меседжерах и соц.сетях, а также посредством выкладывания фото и видео-материалов, содержащих губительную для репутации жертвы буллинга информацию, в общественную сеть.
       Порой это приводит к необратимым последствиям.

  1. Интернет-зависимость.

      В 1995 году впервые был использован термин «интернет- зависимость», сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.

      Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

      Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

      Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость. Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

     У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

 Признаки интернет-зависимости.

   Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально. Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги нет.

Когда же стоит обеспокоиться:

         если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде;

         если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;

         если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;

         если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;

         если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах;

         если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

         игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;

         зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;

         навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

 Как бороться?

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

         не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;

         установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);

         не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

         очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла!

    Первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

      Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для работы с родителями "Ребёнок в виртуальном мире или..."

В условиях шаговой доступности к различного рода средствам коммуникации  развитие этической и мировоззренческой культуры школьника является актуальной проблемой в работе классного руководителя и ...

зависимость от виртуального мира

Материал был использован на родительском собрании в 8 классе. Даются советы родителям, как уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Пр подготовке беседы частично использовалась "Настольная книга к...

Родительское собрание по теме: "Безопасность в виртуальном мире"

Родительское собрание по теме "Безопасность в виртуальном мире"....

Презентация по теме: "Безопасность в виртуальном мире"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по теме: "Безопасность в виртуаальном мире"....

Презентация на тему "Кибербуллинг или опасное виртуальное давление"

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для саморазвития и общения. Сегодня количество пользователей сети Интернет в ...

Опасности виртуального мира

laquo;В виртуальном мире есть все то,что есть в реальности,за исключением одного – жизни»(Рефат Шакир-Алиев)...

Классный час "Кибербуллинг или опасное виртуальное явление"

Кибербуллинг на первый взгляд может показаться менее серьезным явлением, чем реальная агрессия. Но последствия кибербуллинга бывают очень тяжелыми, в их список могут входить не только негативные эмоци...