Игра-верный спутник педагога
статья

Арышева Татьяна Гафуровна

Роль игры в деятельности социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-vernyy_sputnik_raboty_pedagoga.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - верный спутник в работе социального педагога.

Игра имеет большое значение в воспитании детей, с её помощью активно развивается их мировоззрение и мировосприятие. Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. Именно игра позволяет ребенку познавать окружающий мир и оказывает комплексное воздействие на ее участников. Игра для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. Игра является средством общения ребенка с родителями — она отражает систему внутрисемейных отношений. В совместной игре ребенка и родителей проявляется способность семьи к созданию атмосферы взаимной поддержки, а родители могут использовать игру в целях воспитания, обучая ребенка различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению ребенка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Лишившись семьи, дети остаются в социально опасном положении: совершают правонарушения, занимаются бродяжничеством и рано или поздно попадают в реабилитационный центр. Оказавшись в центре, многие дети испытывают трудности в адаптации, в большинстве случаев испытывают большие трудности в обучении.

Находясь в реабилитационном центре, дети проходят периоды познания окружающего мира, взаимоотношений, общения в социуме: со сверстниками и взрослыми, у них развиваются физические, творческие и познавательные способности. Все эти качества формируются в процессе воспитания, одного из направлений деятельности специализированного учреждения. Главная цель воспитания на современном этапе развития общества - это гармоничное всестороннее развитие личности каждого воспитанника. Огромную роль в воспитании ребенка стоит отдать игре, ведь именно она является важнейшим видом детской деятельности. Она способствует умственному, физическому, нравственному, трудовому развитию и любое из направлений может быть преобладающим. Изучение современных информационных источников об игре формулирует следующие требования, которые педагогу рекомендуется учитывать при организации игр:

- Свободное и добровольное включение детей в игру;

- Четкое объяснение содержания игры, ее правил;

- В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;

- Соблюдение уважительных отношений ко всем участникам, в том числе и проигравшим;

- Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников;

- Обеспечить каждому участнику возможность проявления инициативы.

Игровая деятельность является одним из самых интересных методов работы, как для детей, так и для педагогов. С ее помощью можно:

- дать прочные и глубокие знания об окружающем мире;

- содействовать творческому развитию детей;

- развивать субъектность личности каждого ребенка;

- воспитывать любознательность, самостоятельность, личную инициативу.

Уникальность игры состоит в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Игра – это своеобразная школа, с ее помощью дети учатся проявлять интеллект, активность, организаторские способности, мыслительные процессы, примерять новые роли, учиться жизни. Основной мотив игры – действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, примером для подражания. Часто дети (как малыши, так и подростки) просят взрослых поиграть с ними. Наблюдая за взрослым, дети учатся, перенимают, копируют поведение взрослого, внося свои изменения и дополнения.         Таким образом, можно еще раз сказать, что игра имеет большое значение в воспитании детей. Через игру, взрослый может заложить ребенку такие качества личности как: порядочность, честность, уважение к другим людям, чувство эмпатии и многие другие. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, без агрессии, учат разнообразию эмоций в восприятии мира. Игра обладает диагностической функцией, потому, что ребенок ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество), процесс игры – это пространство самореализации личности.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а процесс: процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Если ситуации, проигрываемые детьми, воображаемые, то чувства, переживаемые ими, реальны. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает поражения, неудачу, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства детей. Если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека против его воли включить в игру, как и в процесс творчества. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. Игра – это метод познания действительности. Он позволяет овладеть первоначальными основами человеческой культуры.

Одной из любимых игр воспитанников нашего учреждения является экономическая игра «Монополия». Цель игры — рационально используя стартовый капитал остаться единственным игроком, который не достиг банкротства. За стол садятся игроки разного уровня: и те, кто впервые решил поиграть, и те, кто увлеченно играет в «Монополию» месяцами. Тут то и можно наблюдать все краски эмоций, действий, культуру общения между детьми. Опытные игроки, уже знают, что можно купить дешевле и продать дороже, ведь игрок, владеющий всеми активами одного типа, становится монополистом, что увеличивает его доход. В то время как новички пропускают выгодные инвестиции, еще не понимая, зачем они им нужны и почему с таким нетерпением, опытный игрок пытается выкупить необходимый ему филиал (как правило, за минимальную сумму). И здесь проявляются все качества ребенка. Если в игре, за столом находится ребенок, пользующийся авторитетом в коллективе, то другому крайне сложно отказать ему в продаже филиала. А авторитет, зная свои сильные стороны, всегда манипулирует игроком и всегда добивается поставленной цели. Если сталкиваются два опытных игрока, то противостояние стоит нешуточное. Каждый желает победы, и договориться между собой, зачастую, не удается. На описываемом примере мы можем провести диагностику личности ребенка: выявить лидера и ведомого, узнать его коммуникативные качества, понять, на что готов ребенок, ради собственной выгоды.

Эта же игра является еще и обучающей. Большинство детей, садясь за игру, не могут вычислить даже 10% от заявленной цифры. Многие дети, взяв на себя роль «банкира» (ошибочно думая, что раздать деньги — это легко) не справляются и путаются. Ведь в течение игры нужно достаточно быстро, а самое главное правильно высчитать определенную сумму: дать сдачу, за каждый пройденный круг регулярно выплачивать денежное вознаграждение каждому игроку. К тому же, некоторые дети затрудняются в чтении таких слов, как «инвестиция» или просто читают медленно, а иногда и не понимают прочитанного. Другим игрокам приходится объяснять, что к чему и в какой-то момент может сложиться совершенно не дружественная обстановка. Процесс игры захватывает детей, создается определенный ритм, своя атмосфера в кругу играющих и этому ритму должны соответствовать все участники процесса. Нередко «банкир» может получить словесный выговор от игроков за долгое размышление или неверно выданную сдачу. Игрок, читающий слишком медленно, тоже получает выговор. Для поддержания дружественной обстановки за столом, рекомендуется играть педагогу. Ведь педагог не только подсказывает советом игрокам, не только помогает в вычислении, он и сам становится непосредственным участником игрового процесса, становясь наравне с детьми. И это прекрасный повод сблизиться с детьми, создать между педагогом и ребенком дружественные отношения, совместная деятельность способствует сплочению коллектива. В игровой обстановке дети раскрепощаются, становятся более открытыми и впоследствии педагог может стать не просто взрослым, а возможно, и другом, которому можно доверить личную информацию или обратиться за советом. В игре дети совершенствуют свои математические навыки и навыки чтения, они хотят соответствовать другим игрокам, хотят вместе с ними играть и быть частью этой игры. Благодаря этой игре дети учатся взаимодействовать в коллективе, подстраиваться под ситуацию, самостоятельно принимать решения. При регулярном участии в игре развивается стратегическое мышление и тренируется внимание, укрепляются способности к планированию и лидерству, вырабатывается настойчивость. А педагог может наблюдать за поведением и корректировать работу с каждым ребенком, учитывая поведение во время игры. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность, в воспитательной работе с детьми. Участие в играх помогают установить контакт с детьми, сближают, открывают доступ к тайнам детской души.

Подводя итог, можно сказать, что игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Использование игры в деятельности педагога позволяет глубже и интересней построить содержание работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.Автор-составитель: Тихонова Н.А. Классный руководитель Рекомендации будут интересы не только для классных р...

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В данных рекомендациях классным руководителям предлагаются различные технологические приемы, которые можно использовать на стадии планирования воспитательной деятельности с детьми.   ...

Сценарий театрализованного представления книги В.Вересаева "Спутники Пушкина"

Внеклассное мероприятие по литературе рассчитано на учащихся 8 - 9 классов; расширяет и углубляет представления школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его эпохе,  служит привлечению подрос...

Конкурсный урок физики по теме "Искусственные спутники Земли"

 Представлен    конспект урока физики в 9 классеТема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость».Цели  урока:  изучить движение тел в гравитационном п...

Первый искусственный спутник Земли

В работе приводитсятся наглядный материал к уроку физики в 9классе по теме "Исусственные спутники Земли"....

Невидимые спутники Земли

Невидимые спутники Земли.Мы привыкли думать, что у Земли всего один естественный спутник – Луна. Но недавно американскими астрономами были проведены расчеты, которые показали, что на орбите Земл...

Урок-презентация "Искусственные спутники земли"

Тип урока: комбинированный с элементами Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Задачи урока:образовательная: знать условия, при которых тело может стать искусственным спутником Земли; уметь р...