Инклюзивное образование и универсальный дизайн для обучения: два понятия – близкая сущность
статья

Шевелева Дария Евгеньевна

В этой статье рассматривается педагогическая технология «универсальный дизайн для обучения». Можно увидеть, что универсальный дизайн для обучения обладает большими возможностями по индивидуализации учебного процесса и удовлетворению особых образовательных потребностей. В статье приведены международный программный документ и прикладные примеры обучения согласно универсальному дизайна, с помощью которых выстраивается инклюзивная образовательная модель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnyy_dizayn.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование и универсальный дизайн для обучения: два понятия – близкая сущность

Развитие инклюзивного образования и увеличение количества детей с ОВЗ, которые могут интегрированы в массовую школу, в мировом образовательном и научном пространстве сопровождается масштабной работой по проектированию и созданию необходимых организационно-педагогических условий. На базе представлений об особых образовательных потребностях происходит развитие принципов об индивидуальном подходе и о специальном обучении внутри массовой школы, адаптированном к психофизическим особенностям и учебным возможностям детей с различными патологиями, включенных в интеграцию.

Работа по созданию адаптированной учебной среды проводится в российской и зарубежной педагогике и образовании. При этом, ввиду масштабности проблемы и интернационального курса по внедрению инклюзивного образования представляются важными обмен международным опытом, знакомство с теоретическими и прикладными работами, выполненными в других странах, и их адекватное использование в реалиях иной, в частности, российской массовой школы. Знания различных теоретических и прикладных аспектов поможет эффективно проектировать инклюзивную образовательную модель и, тем самым, успешно реализовывать право детей с ОВЗ на интеграцию со здоровыми детьми и на их обучение в массовой школе. Все педагогические технологии, специально созданные в разных странах или адаптированные для инклюзии, базируются на парадигме гуманистической педагогики. В основу методического обеспечения совместного обучения заложены положения о дифференциации возможностей у учеников – при «норме развития» и при патологических отклонениях – и об индивидуальном подходе для удовлетворения особых образовательных потребностей при разных формах детского дизонтогенеза.

Одной из прикладных технологий, разработанной за рубежом для обеспечения инклюзивного образования и представленной преимущественно в англоязычной педагогической литературе, является универсальный дизайн для обучения. Понятие универсального дизайна для обучения полностью согласуется с методологией инклюзивного образования в части индивидуального подхода. Универсальный дизайн для обучения представляет собой технологию обучения в общеобразовательном классе, но при этом рассчитан на учеников с ОВЗ и применяется для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Технология универсального дизайна, как она применяется в обучении, базируется на гибкости внутри учебного процесса и этим позволяет адаптировать его к учебным качествам и образовательным запросам детей с ОВЗ,

В педагогической литературе названы области и направления, в которых, действуя согласно универсальному дизайну для обучения, происходит построение инклюзивной учебной среды. В рамках универсального дизайна для обучения предусмотрено: различные по модальности источники и разные подходы к подаче учебной информации; построение учебных действий на тех источниках и способах, которые наиболее отвечают индивидуальному стилю учеников, включают в себя возможность выбора и ведут к наиболее высоким (в абсолютной и относительной успешности) результатам; и разные способы выполнения учебных заданий, из которых каждый ребенок с ОВЗ выбирает наиболее для себя удобный и также опирается на свои наиболее сильные стороны.

По замечаниям некоторых иностранных специалистов по адаптированному педагогическим технологиям, универсальный дизайн для обучения обладает преимуществами относительно ранее существовавших в массовой школе традиционных методик. Так, находясь в учебной среде, сконструированной с помощью универсального дизайна, ученики с психофизическими ограничениями все учебное время могут проводить в общеобразовательном классе, но при этом получают адаптированное к их возможностям обучение.

При описании универсального дизайна для обучения как педагогической технологии, имеющие большие возможности для адаптации и индивидуализации образовательного процесса, разными авторами даются и конкретные примеры способов обучения для детей с ОВЗ. Так, материал программы, который дается ученикам с ОВЗ, может иметь различную модальность (визуальную, аудио-, тактильную); модальность, в которой конкретный ученик получает учебную информации зависит от его психофизических особенностей и наиболее сформированных органов чувств. Также ученики имеют свободный выбор формы (письменная, устная, в электронном виде, в виде эссе и т.д.), в которой они могут выполнять и подавать на проверку выполненные учебные задания. И важной и основополагающей чертой универсального дизайна для обучения является его ориентация на образование высокого качества: все ученики с ОВЗ при их интеграции в массовую школу могут достигать высокого академического уровня и быть успешными в учебных дисциплинах [3; 4 и др.].

В 2014 г. под эгидой ЮНИСЕФ был разработан материал «Доступ к школе и учебная среда – универсальный дизайн для обучения», посвященный новому типу организации образовательного пространства. В материале суммировалась ключевые качества универсального дизайна для обучения и давались указания относительно использования этой педагогической технологии в инклюзивном образовании. Было сказано, что универсальный дизайн в обучении строится на удовлетворении образовательных потребностей каждого учащегося с ОВЗ, создании открытой и «безбарьерной» учебной среды и на высоких ожиданиях, которые распространяются на всех детей с физическими и психическими (интеллектуальными) патологиями и относятся к сферам их академических знаний и общего развития. Благодаря введению универсального дизайна в обучении ликвидируются учебные барьеры, ранее существовавшие в системе общего образования, и, тем самым, массовая школа становится инклюзивной образовательной моделью.

В рамках рассматриваемого документа «Доступ к школе и учебная среда – универсальный дизайн для обучения» названы области и направления, в которых надлежит привести обучение к адаптированной форме. Эти области н направление следующие: внимание к образовательным потребностям каждого ученика, планирование урока с использованием разнообразных стилей и гибких подходов к обучению, поддержка каждого ребенка (особенно в случаях его неуверенности), стимулирование активности детей на уроке, а также знание и поддержка тех областей, в которых ученик наиболее преуспевает и показывает высокие академические результаты.

Универсальный дизайн для обучения позволяет уменьшить влияние инвалидности и психофизических ограничений на учебную деятельность. Как следует из официальных положений, этот положительный эффект происходить при помощи информации разной модальности, которая предлагается ученикам с ОВЗ (ученики работают с информацией той модальности, которая наиболее соответствует их психофизическим особенностям. (Положения документа «Доступ к школе и учебная среда – универсальный дизайн для обучения» схожи с положениями иных, авторских работ по этому вопросу). Также обучение в рамках универсального дизайна проводится при разных вариантах в подаче учебной информации и при ее разном объеме (например, разделение на небольшие фрагменты), это отвечает особенностям внимания и работоспособности при различных патологических состояниях. Наравне с разнообразием средств обучения при универсальном дизайне предусмотрено многообразие форм для выполнения учебных заданий. В частности, как записано в документе, это могут быть работы, выполненные шрифтом Брайля, в электронном виде, решения задач и ответы с использование калькулятора, словарей, если это не препятствуют проверки знаний.

В приведенном программном документе «Доступ к школе и учебная среда – универсальный дизайн для обучения» названы области, в которых происходит адаптация обучения для учеников с ОВЗ: обобщены многочисленные способы, с помощью которых дети могут получать учебную информацию, даны разные способы демонстрации детьми полученных знаний и многочисленные способы вовлечения учеников в учебный процесс [1].

При обсуждении универсального дизайна для обучения и при переходе к уровню его практической реализации в зарубежных работах отмечено: этот процесс сопряжен с обязательным повышением квалификации у учителей, а также с дополнительными техническими и финансовыми ресурсами, привлечением квалифицированных в этой области специалистов и с участием администрации школ, координирующей этот процесс. И на основании различных ресурсов, составляющих в сумме универсальный дизайна для обучения, будет выстроена учебная среда для детей с ОВЗ, отличная от учебной среды для здоровых детей, но при этом находящаяся внутри массовой школы [5].

Итак, универсальный дизайн для обучения можно назвать эффективной и перспективной технологией для реализации инклюзивного образования. Ведущие положения об инклюзии в школе и содержательные качества универсального дизайна для обучения указывают на их методологическую близость и, следовательно, на принадлежность к одной педагогической парадигме.  В основе инклюзивной образовательной модели и универсального дизайна для обучения находится индивидуальный подход к обучению детей с ОВЗ и широкий спектр вариантов для удовлетворения особых образовательных потребностей. Этим два описываемые педагогические феномена относятся к гуманистической парадигме в педагогике и образовании и этим обеспечивают широкий доступ в массовую школу для детей с физическими и психическими отклонениями. Таким образом, универсальный дизайн для обучения можно отнести к одной из эффективных прикладных технологий инклюзивного образования, которыми реализуется право каждого ребенка с ОВЗ на открытый доступ в массовую школу и на обучение в системе общего образования с одновременным созданием в ней специальной адаптированной учебной среды.

Литература

  1. Доступ к школе и учебная среда II – универсальный дизайн для обучения. URL: https://www.unicef.org/eca/sites/unicef.org.eca/files/Booklet%2011%20-%20Russian%20Version.pdf 
  2. 5 ways to leverage UDL for student inclusivity. URL: https://www.eschoolnews.com/2018/01/02/udl-student-inclusivity/
  3. Davison J. Universal Design: A Key Concept for Inclusive School Success. URL: http://essentialschools.org/horace-issues/universal-design-a-key-concept-for-inclusive-school-success/ 
  4. Harper A. Universal Design for Learning can create an inclusive environment for students. URL: https://www.k12dive.com/news/universal-design-for-learning-can-create-an-inclusive-environment-for-stude/513942/ 
  5. Kelly K. Fostering Inclusion with Universal Design for Learning. URL: https://www.aacu.org/diversitydemocracy/2014/fall/kelly 
  6. Universal Design for Learning can create an inclusive environment for students. URL: https://www.educationdive.com/news/universal-design-for-learning-can-create-an-inclusive-environment-for-stude/513942/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучение.

Сообщение для муниципального объединения учителей иностранных языков об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ «Гимназия №1» г.Балаково    ...

Интегрированное (инклюзивное) образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье

Раскрываается вопрос интегрированного (инклюзивного) образования–  процесса развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования

Данный словарь разработан Макарьевым И.С.Словарь  содержит  170  статей,  раскрывающих  содержание  основных  по-нятий инклюзивного образования, список сокращений, а...

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье раскрыто понятие «инклюзивное образование», а также отражены взгляды российских ученых на сущность инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления для сближе...