Социальное сопровождение сирот
рабочая программа

Михайлова Валентина Ивановна

Сопровождение сирот

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_soprovozhd.sirot_.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»

Согласовано:                                                   Утверждаю:

Зам.директора по СВиВР        Директор ГБПОУ ВО                                                      

Г.В.Пономарева                                               «РТСиСТ»                        

                                                                          А.Н.Зыбинский

                                                                                   

                                                                     

                                      Программа

«Социально -  педагогическое  сопровождение обучающихся-сирот и лиц из их числа»

 

Срок реализации программы- 2020- 2022 г.

       

                                   

                                   

                                   Разработчик программы:

социальный педагог ГБПОУ ВО «РТСиСТ»В.И.Михайлова

                                                   

                               

                                           п.Молодежный Россошанского р-на

                                                                 2020г

                                              Паспорт программы

Цели программы

1.Разноплановая социализация обучающихся - сирот

2.Помощи в нравственном развитии и социальной реализации и   адаптации – обучающихся-сирот.

3. Создание условий для  саморазвития,  самоизменения и самосовершенствования.

Сроки реализации программы

2020 -2022г.

Исполнители программы

Социальный педагог, педагог-психолог, инженерно-педагогический коллектив ОУ

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Улучшение микроклимата в ОУ,общежитиии и замещающих семьях.

2. Повышение учебной мотивации обучающихся.

4. Привитие жизненно необходимых навыков поведения в быту и социуме

5. Успешная  адаптация в коллективе группы и техникума.

Пояснительная записка

Одной из наиболее социально-уязвимых и сложных в социуме категорий обучающихся являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. К социализации данной категории обучающихся, к решению возникающих жизненных проблем ОУ обязано относиться как  к проблеме безотлагательной и остро необходимой. 

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является одной из главных целей в техникуме при воспитательной работе с сиротами, получающими профессиональное образование.

Развить социальную активность, подготовить к самостоятельной взрослой жизни, социализировать и интегрировать в современное общество. Дети-сироты и дети,лишенные родительской опеки требуют повышенного внимания, психологической и социальной помощ и постоянной педагогической  поддержки. В рамках работы с обучающимися данной категории  социально-психологической службой техникума разработана программа сопровождения обучающихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,а так же лиц из их числа.

 

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства.

Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, условий развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей нередко носит осложненный характер. Нередко сироты, еще обучаясь  в ОУ ,проявляют девиантные наклонности в поведении, сложно адаптируются в коллективе,не умеют строить адекватные взаимоотношения с окружающими людьми.

Программа опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития (И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что  в новых условиях обучения и существования могут появиться условия, неадекватные потребностям ребенка, тормозят психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению депривационной симптоматики.

Практическая направленность

Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.

Задачи программы

  1. Изучение личных дел обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью составления социальной карты.
  2. Проведение диагностики с целью выявления особенностей личности, проблем социальной адаптации, особенностей самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Организация помощи в трудной жизненной ситуации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  4. Обеспечение межведомственного взаимодействия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. Организация и проведение мероприятий по профилактике социально-негативных явлений.

Целевая группа:

Основная целевая группа - обучающиеся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа.

Формы работы:

- групповые;

- индивидуальные.

Методы работы: 

- тренинг;

- тестирование;

 - профдиагностика;

- наблюдение;

- беседа;

- консультирование.

Принципы реализации программы:

1.   Учет особенностей подросткового возраста.

2.  Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

3.  Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.

Механизм реализации программы:

  1. Осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики с данной категорией обучающихся с целью выявления личностных особенностей и выявления проблем в их развитии, общении и поведении.
  2.  Оказание консультативной социальной, психологической и правовой помощи обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицами из их числа в трудных жизненных ситуациях (разрешение конфликтов, выстраивание взаимоотношений, повышение уровня самооценки, уверенности в себе), в жилищных вопросах, в получении юридической помощи.
  3. Создание условий для приобщения к здоровому образу жизни, формирование поведенческих навыков ответственного отношения к своему здоровью.
  4. Обеспечение комфортного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в общежитии  ОУ.
  5. Привлечение органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, занятости, здравоохранения, органов опеки к решению вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

                                Ожидаемые результаты.

  • Реализация индивидуальной образовательной программы
  • Психическое и личностное развитие обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, обеспечивающее их успешную социальную адаптацию
  • Развитие активной жизненной позиции обучающихся.
  • Повышение уровня социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа
  • Выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
  •  Профессиональная самореализация обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  • Повышение качества жизни и социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  •  Обеспечение досуговой деятельностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  • Обеспечение условий для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  • Формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа умений самостоятельности в реализации своей жизни

     

Этапы реализации программы.

1 этап: организационно-подготовительный

Содержание деятельности

Срок

Ответственный

1.

Выявление обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

сентябрь

Социальный педагог

2.

Создание банка данных для реализации индивидуальных маршрутов социальной реабилитации.

Педагог-психолог

Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с обучающимися относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя

сентябрь

Зам. дир. по СВиВР

Педагог-психолог; социальный педагог

Промежуточные результаты:

1.

Изучение документации.

В течение всего периода

Зам. дир. по СВиВР

Педагог-психолог; социальный педагог

2.

Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения.

3.

Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

2 этап: основной

Психологический блок

Организация и проведение диагностики.

Октябрь-май

Педагог-психолог; Классный руководитель

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с данными категориями обучающихся.

В течение всего периода

Педагог-психолог;

Помощь педагогам в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения.

Содействие в приобретении обучающимися данной категории психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.

В течение всего периода

Педагог-психолог; классный руководитель;

социальный педагог; зам.директора по СВиВР

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.)

В течение всего периода

Социальный блок

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы обучающегося данных категорий, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

В течение всего периода

Педагог-психолог; классный руководитель;

социальный педагог; зам.директора по СВ и ВР

Помощь обучающимся данной категории, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.

В течение всего периода

Все участники педагогического процесса

Организация досуга обучающихся данной категории, вовлечение их в кружковую, секционную, волонтерскую деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время.

В течение всего периода

Педагог-психолог

Классный руководитель

Зам. Дир.по СВи ВР

Содействие в социальной адаптации обучающихся (экскурсии, участие в праздниках, концертах и т.д.)

В течение всего периода

Зам. дир. По СВ и ВР

Социальный педагог

Классный руководитель

Оказание социально-правового консультирования обучающимся относящимся к данной категории , с целью соблюдения их прав.

В течение всего периода

Зам. дир. по СВ и ВР

Социальный педагог

Предметно-образовательный блок

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся данных категорий и их учет при организации учебной деятельности.

В течение всего периода

Кл. руководители.Преподаватели-предметники

Привлечение обучающихся данной категории  к участию в олимпиадах, НПК и т.д.

В течение всего периода

Кл. руководители;

Преподаватели-предметники

Промежуточные результаты:

Успешная социально-психологическая адаптация обучающихся относящихся к данной  в образовательной среде и социуме.

В течение всего периода

Кл. руководители;

Преподаватели-предметники

Повышение уровня толерантности.

Расширение участия обучающихся относящихся к данной в конкурсах, олимпиадах разного уровня

3 этап: констатирующий

Мониторинг динамики развития обучающихся относящихся к категории на основе реализации индивидуальных маршрутов сопровождения.

Июнь

Зам. дир. по СВи ВР

Педагог-психолог

Классный руководитель.

Перспективное планирование дальнейшего психолого-педагогического сопровождения обучающихся относящихся к данной категории 

Социальный педагог

Педагог-психолог

Промежуточные результаты:

Анализ результатов деятельности специалистов по работе с обучающимися, относящимися к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Июнь

Зам. дир. По СВ и ВР;

Классный руководитель (куратор)

Социальный педагог

Педагог-психолог

Перспективное планирование.



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях  по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

Презентация Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ.

Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ....

Медико-социальное сопровождение сирот

Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ....

Межрегиональная конференция органов исполнительной власти, организаций Уральского федерального округа «Социальное сопровождение как эффективная практика социальной помощи семьям с детьми»

Тематическая площадка №2«Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет, семей, воспитывающих детей-инв...