Социальное сопровождение сирот
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по СВиВР Директор ГБПОУ ВО
Г.В.Пономарева «РТСиСТ»
А.Н.Зыбинский
Программа
«Социально - педагогическое сопровождение обучающихся-сирот и лиц из их числа»
Срок реализации программы- 2020- 2022 г.
Разработчик программы:
социальный педагог ГБПОУ ВО «РТСиСТ»В.И.Михайлова
п.Молодежный Россошанского р-на
2020г
Паспорт программы
Цели программы | 1.Разноплановая социализация обучающихся - сирот 2.Помощи в нравственном развитии и социальной реализации и адаптации – обучающихся-сирот. 3. Создание условий для саморазвития, самоизменения и самосовершенствования. |
Сроки реализации программы | 2020 -2022г. |
Исполнители программы | Социальный педагог, педагог-психолог, инженерно-педагогический коллектив ОУ |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Улучшение микроклимата в ОУ,общежитиии и замещающих семьях. 2. Повышение учебной мотивации обучающихся. 4. Привитие жизненно необходимых навыков поведения в быту и социуме 5. Успешная адаптация в коллективе группы и техникума. |
Пояснительная записка
Одной из наиболее социально-уязвимых и сложных в социуме категорий обучающихся являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. К социализации данной категории обучающихся, к решению возникающих жизненных проблем ОУ обязано относиться как к проблеме безотлагательной и остро необходимой.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является одной из главных целей в техникуме при воспитательной работе с сиротами, получающими профессиональное образование.
Развить социальную активность, подготовить к самостоятельной взрослой жизни, социализировать и интегрировать в современное общество. Дети-сироты и дети,лишенные родительской опеки требуют повышенного внимания, психологической и социальной помощ и постоянной педагогической поддержки. В рамках работы с обучающимися данной категории социально-психологической службой техникума разработана программа сопровождения обучающихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,а так же лиц из их числа.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства.
Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, условий развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей нередко носит осложненный характер. Нередко сироты, еще обучаясь в ОУ ,проявляют девиантные наклонности в поведении, сложно адаптируются в коллективе,не умеют строить адекватные взаимоотношения с окружающими людьми.
Программа опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития (И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что в новых условиях обучения и существования могут появиться условия, неадекватные потребностям ребенка, тормозят психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению депривационной симптоматики.
Практическая направленность
Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.
Задачи программы
- Изучение личных дел обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью составления социальной карты.
- Проведение диагностики с целью выявления особенностей личности, проблем социальной адаптации, особенностей самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Организация помощи в трудной жизненной ситуации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
- Обеспечение межведомственного взаимодействия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Организация и проведение мероприятий по профилактике социально-негативных явлений.
Целевая группа:
Основная целевая группа - обучающиеся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные.
Методы работы:
- тренинг;
- тестирование;
- профдиагностика;
- наблюдение;
- беседа;
- консультирование.
Принципы реализации программы:
1. Учет особенностей подросткового возраста.
2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
Механизм реализации программы:
- Осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики с данной категорией обучающихся с целью выявления личностных особенностей и выявления проблем в их развитии, общении и поведении.
- Оказание консультативной социальной, психологической и правовой помощи обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицами из их числа в трудных жизненных ситуациях (разрешение конфликтов, выстраивание взаимоотношений, повышение уровня самооценки, уверенности в себе), в жилищных вопросах, в получении юридической помощи.
- Создание условий для приобщения к здоровому образу жизни, формирование поведенческих навыков ответственного отношения к своему здоровью.
- Обеспечение комфортного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в общежитии ОУ.
- Привлечение органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, занятости, здравоохранения, органов опеки к решению вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Ожидаемые результаты.
- Реализация индивидуальной образовательной программы
- Психическое и личностное развитие обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, обеспечивающее их успешную социальную адаптацию
- Развитие активной жизненной позиции обучающихся.
- Повышение уровня социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа
- Выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
- Профессиональная самореализация обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
- Повышение качества жизни и социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
- Обеспечение досуговой деятельностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
- Обеспечение условий для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
- Формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа умений самостоятельности в реализации своей жизни
Этапы реализации программы.
1 этап: организационно-подготовительный | |||
Содержание деятельности | Срок | Ответственный | |
1. | Выявление обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. | сентябрь | Социальный педагог |
2. | Создание банка данных для реализации индивидуальных маршрутов социальной реабилитации. | Педагог-психолог | |
Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с обучающимися относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя | сентябрь | Зам. дир. по СВиВР Педагог-психолог; социальный педагог | |
Промежуточные результаты: | |||
1. | Изучение документации. | В течение всего периода | Зам. дир. по СВиВР Педагог-психолог; социальный педагог |
2. | Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения. | ||
3. | Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса. | ||
2 этап: основной | |||
Психологический блок | |||
Организация и проведение диагностики. | Октябрь-май | Педагог-психолог; Классный руководитель | |
Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с данными категориями обучающихся. | В течение всего периода | Педагог-психолог; | |
Помощь педагогам в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения. | |||
Содействие в приобретении обучающимися данной категории психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения. | В течение всего периода | Педагог-психолог; классный руководитель; социальный педагог; зам.директора по СВиВР | |
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.) | В течение всего периода | ||
Социальный блок | |||
Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы обучающегося данных категорий, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий. | В течение всего периода | Педагог-психолог; классный руководитель; социальный педагог; зам.директора по СВ и ВР | |
Помощь обучающимся данной категории, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость. | В течение всего периода | Все участники педагогического процесса | |
Организация досуга обучающихся данной категории, вовлечение их в кружковую, секционную, волонтерскую деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время. | В течение всего периода | Педагог-психолог Классный руководитель Зам. Дир.по СВи ВР | |
Содействие в социальной адаптации обучающихся (экскурсии, участие в праздниках, концертах и т.д.) | В течение всего периода | Зам. дир. По СВ и ВР Социальный педагог Классный руководитель | |
Оказание социально-правового консультирования обучающимся относящимся к данной категории , с целью соблюдения их прав. | В течение всего периода | Зам. дир. по СВ и ВР Социальный педагог | |
Предметно-образовательный блок | |||
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся данных категорий и их учет при организации учебной деятельности. | В течение всего периода | Кл. руководители.Преподаватели-предметники | |
Привлечение обучающихся данной категории к участию в олимпиадах, НПК и т.д. | В течение всего периода | Кл. руководители; Преподаватели-предметники | |
Промежуточные результаты: | |||
Успешная социально-психологическая адаптация обучающихся относящихся к данной в образовательной среде и социуме. | В течение всего периода | Кл. руководители; Преподаватели-предметники | |
Повышение уровня толерантности. | |||
Расширение участия обучающихся относящихся к данной в конкурсах, олимпиадах разного уровня | |||
3 этап: констатирующий | |||
Мониторинг динамики развития обучающихся относящихся к категории на основе реализации индивидуальных маршрутов сопровождения. | Июнь | Зам. дир. по СВи ВР Педагог-психолог Классный руководитель. | |
Перспективное планирование дальнейшего психолого-педагогического сопровождения обучающихся относящихся к данной категории | Социальный педагог Педагог-психолог | ||
Промежуточные результаты: | |||
Анализ результатов деятельности специалистов по работе с обучающимися, относящимися к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. | Июнь | Зам. дир. По СВ и ВР; Классный руководитель (куратор) Социальный педагог Педагог-психолог | |
Перспективное планирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)
Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)...
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...
Презентация Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ.
Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ....
Социальное сопровождение наркозависимых лиц.
Презентация про наркотики....
Медико-социальное сопровождение сирот
Медико-социальное сопровождение детей сирот на примере ЛСИТ....
Межрегиональная конференция органов исполнительной власти, организаций Уральского федерального округа «Социальное сопровождение как эффективная практика социальной помощи семьям с детьми»
Тематическая площадка №2«Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет, семей, воспитывающих детей-инв...