Прикладные методики воспитательного процесса в Училище олимпийского резерва №1
статья (11 класс)
в данном материале описаны методики ,формы воспитательного процесса для воспитанников,в условиях занятий спортом высших достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педсовете | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Прикладные методики оптимизации учебного процесса в стенах общежития УОР №1
Наша жизнь - это эмоциональные взлеты и падения, победы и поражения, поиски и потери, жизнь многогранна, интересна, познавательна, жизнь – бесконечная школа.
Никто не спорит - легко учиться, когда есть желание и энтузиазм. Но что делать, когда учиться совсем не хочется? Если подростки в школе учатся только потому, что так хочет кто-то другой - родители, учитель, тренер? Очень сложно мотивировать таких учащихся. Только та мотивация, которая исходит изнутри, из личных желаний и предпочтений ребенка – действительно может являться ответом. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов.
Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего потенциала личности учащегося. В учебных заведениях спортивного профиля приходится работать и с теми ребятами, кто может учиться, но не хочет; и с теми, кто хочет, но не может, и с теми, кто не хочет и не может.
Экспериментальная педагогика подсчитала, что ,если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом: способность к предмету 30%, интеллигентность 20%, мотивация 30%, внимание и усердие 5%. Из цифр видно, что для успешного обучения необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие.
Оптимизация, оптимизировать – это , в принципе, «улучшать», находить самый благоприятный вариант, лучшие условия, средства, действия для достижения результата.
Какой результат нужен для ребенка-спортсмена в УОР №1 ?
Ответ: - успешная учеба ребенка и получение аттестата об образовании. Поэтому, находим наиболее удачные методы, приемы, чтобы помочь школьнику учиться без задолженностей.
Цель воспитателя в вопросе оптимизации – помочь ребенку в учебной деятельности.
Коллектив воспитателей – это на 50% бывшие учителя с большим опытом преподавания в школе и учебных заведениях. Кожедуб И.А. , Моисеева Н.М. и Баранова Л.А. – преподавали физику в школе, Мельникова Н.В. и Костина Е.А. –русский и литературу, Андреева О.В. - химию и биологию, Кревега Л.А. и Бутлицкая Е.А. - черчение, Саевич Ф.И. и Притуляк И.М.- историю и обществознание, Семенова И.Л.- экономику, Иордан О.П. - электротехнические материалы.
Так что, воспитательный отдел в состоянии квалифицированно и профессионально оптимизировать учебный процесс на своем рабочем месте, а именно – в общежитии. Используем для этого разные методы. Перечислю коротко самые действенные, прикладные, часто применяемые.
*Метод –объяснить. Самый простой метод – разобрать, объяснить учебный материал, пропущенный или неусвоенный ребенком.
Наши подопечные учатся в разных классах, группах. Дети часто уезжают на соревнования, сборы; могут пропускать учебные занятия по болезни. По этим причинам могут пропустить целые темы, разделы учебного материала. Воспитатели нашего отдела могут грамотно объяснить учебный материал ( любой учебный предмет: литературу, русский язык, физики, математика, география….), помочь выполнить домашнее задание, решить задачу, составить план сочинения, подобрать материал для реферата. Воспитатели работают в этом направлении индивидуально и с группой ребят, коротко и сжато объясняют тему или набрасывают тезисы сочинения, или подбирают литературу для доклада, реферата, выступления.
Лично я недавно помогала раскрыть ребенку тему: «Персонажи «темного царства» драмы «Гроза», найти материал о древнегреческих философах для учащегося училища.
*Метод добровольности. «Знания, как и еду, надо поглощать с удовольствием».
Это очень известное условие успешной учебы и правильного питания. Через силу и нежелание никакого успешного обучающего процесса не получится. Нельзя загонять ребенка в ситуацию «неуспеха», надо помочь ему выбраться из долгов и неуспеваемости. Когда долгов накапливается много, у школьника просто опускаются руки, он начинает впадать в панику, пропускать занятия, потому что в школе ругают за «двойки». Кому хочется идти туда, где отрицательные эмоции, обидные слова, неприятности? Воспитатель помогает подготовиться к предмету, преодолеть страх и непонимание и сдать первый «неуд.». Ребенок должен почувствовать ощущения успеха, радости, маленькой победы. Получив первый своеобразный гормон счастья, появляется ощущение выхода из тупика. Дальше дело ликвидации задолженностей пойдет быстрее. Поддержка уверенности обучаемого в своих силах необходима. Нужно укреплять уверенность учащегося в том, что он успешно овладевает материалом и справляется с поставленными целями. Объяснили материал? Теперь дайте учащемуся возможность добиться промежуточного результата, успешно ответить на вопрос, решить задачу, сдать зачет.
*Метод постепенности. «Умение планировать и распределять - главное и второстепенное.»
Воспитатель помогает распланировать день и составить последовательность сдачи долгов, которые накопились из-за пропусков учебных занятий. Важно, чтобы ребенок не паниковал, умел собраться, осмыслил и разложил проблему на этапы. Вместе с учащимся расписываем посещение консультаций и дополнительных занятий по дням. Убеждаем ребенка не пугаться, не суетиться, не пытаться сдать долги все сразу, в один-два дня. Когда проблема неуспеваемости разложена на этапы, она перестает быть нерешаемой. В результате получается не огромный ком проблем, а маленькие комочки, которые ликвидируем и распутываем постепенно. Разделенная на маленькие и решаемые этапы проблема перестает быть страшной и непреодолимой.
*Метод стимулирования, поощрения.
Всем нравится, когда хвалят. «Доброе слово и кошке приятно».
Хвалить за успешную учебу нужно при всех и часто. Поощрять тем, что ребенку интересно и нужно. Воспитатель старается найти индивидуальные радости каждого ребенка. Одного угостить вкусненьким, другому разрешить подольше вечером поиграть онлайн, третьему подарить авторучку, четвертому нужен звонок родителям со словами благодарности.
Поощрения очень стимулируют, нужны, делать это можно индивидуально и публично, всегда искренне.
*Метод простой помощи, как мама.
Наши дети учатся и тренируются в напряженном режиме. У детей отделения «триатлон» в день 3-4 тренировки, заканчивают последнюю тренировку в 20.00. У отделения «пятиборье» - две продолжительные тренировки. Иногда у детей-спортсменов просто не хватает времени на все: уборку, подготовку домашних заданий, личную гигиену, отдых и восстановление сил. Поэтому, чтобы освободить ребенку время на домашнее задание и другие личные дела, предлагаем простую хозяйственную помощь. Например: - «Садись за географию, математику….., а я закину твое белье в стирку и развешу» или - «Иди – пиши реферат, я помогу тебе с уборкой комнаты», или - «Составляй таблицу по физике, а я поищу тебе материал для реферата по истории в интернете». Так, дома часто делает мама, помогает своему занятому ребенку. Наши дети в общежитии очень благодарно относятся к такой помощи, принимают ее, легче справляются с учебными заданиями.
*Метод – игра на самолюбии.
Ребята, с которыми мы работаем, постоянно находятся в ситуации соревнования, состязания, достижения высоких спортивных результатов, преодоления. Доказать свое преимущество, первенство, состоятельность, лидерство их естественное состояние. Самолюбие необходимое качество спортсмена. Сыграть на этой черте характера можно и в учебном процессе.
Например обсудить с ребенком его проблемы в школе.
«Неужели занять 1 место на России было легко, а сдать ОБЖ трудно?» или -«Скоро отчеты, тебе - призеру чемпионата- опять придется слушать, что ты лентяй и двоечник. Может, победил на чемпионате, победишь и литературу с физикой?» , или- «Забиваешь такие голы, а английский сдать не можешь?». Задев самолюбие, переходим к пункту №1 - предлагаем помощь в любом варианте: объяснить материал, написать тезисы доклада или сочинения, найти нужный и сжатый текст для доклада.
*Метод неизбежности или приучать делать то, что не хочется.
Дети, посвятившие себя спорту, учатся и, зачастую, умеют заставлять себя делать монотонные и утомительные вещи, умеют преодолевать боль, страх, неприятные ощущения. Поэтому слово «НАДО» для них не пустой звук.
«Надо, необходимо» - это реальная жизнь – в жизни мало минут или часов, когда человек испытывает восторг, счастье, удовольствие, эйфорию или радость. Чаще приходится делать обычную, рутинную, ежедневную работу.
Беседа на тему: - «Аттестат нужен? Можешь поступить в институт без аттестата и ЕГЭ? Нет? Значит, смирись с действительностью и получай образование. В жизни придется очень часто делать то, что не хочется, что неинтересно: стирать бельё, мыть полы, убирать снег, ходить в магазин - привыкайте к бытовой необходимости.» - приносит свои результаты.
*Метод компетентности. «У меня это получается, я понял, я умею!»
Важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
*Метод личного внимания и пространства.
Каждому ребенку нужно внимание, причем лично для него и очень индивидуально. Одному достаточно дать направление, другого надо довести до конечного пункта за руку, третьему достаточно беседы.
«Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…»,
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».. Это фразы, которые поддерживают в ребенке уверенность в себе, делают его нужным незаменимым.
«У тебя обязательно получится….», «Попробуй еще раз….», «На ошибках учатся и не повторяют их…». К каждому ребенку – свой личный код, подход, обязательно подбадривание.
Но, бывают и такие экземпляры в педагогической практике : мотивируй - не мотивируй – ребенок не способен вдумчиво и самостоятельно успешно учиться. В этих случаях помогает только систематический и постоянный контроль и простая помощь в выполнении домашних учебных заданий.
Мотивация учения – сложнейший и во многом еще загадочный процесс. Вряд ли нам когда-нибудь удастся разобраться в нем окончательно, потому что мотивы учения очень подвижны и изменчивы. Действующие сегодня не обязательно должны сохраниться завтра. В ходе диагностики учащихся было установлено, что ведущими мотивами учения на всех курсах, независимо от выбранной специальности, являются общественные и профессиональные, они заняли первые места среди мотивов. Это свидетельствует о том, что у преобладающего большинства учащихся обучение связано со стремлением получить образование как необходимую предпосылку для профессиональной деятельности.
В работе с детьми воспитатели нашего коллектива опираются на известный афоризм - «Детей не надо воспитывать, с детьми нужно дружить».
Надеюсь, что воспитатели УОР №1 вместе с тренерами и учителями будут и дальше вместе готовить для страны успешных спортсменов, грамотных людей и честных граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации - 2000.
2. Журавлёв, Д. Мотивация и проблемы в обучении - 2002.
3. Зенина, С.Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2003
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – Санкт-Петербург : Питер, 2006
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: - Москва: Издательский центр Академия, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Школа олимпийского резерва как одна из форм работы с одаренными детьми"
по теме представлена презентация проекта...
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ
В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательн...
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ
В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательн...
о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культу
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Московское среднее специальное училище олимпийс...
Рахманова Л.А.,Уткина Е.Н. СПб ГБ ПОУ «Училище олимпийского резерва№2( техникум)» Формирование толерантного поведения в школьном коллективе
Статья полезна старшеклассникам, классным руководителям для проведения классных часов. Доступно раскрывает понятие толерантности, её виды....
Культурно-спортивное просвещение для студентов "Училища олимпийского резерва" "Олимпийские игры как международное спортивное движение"
Классный час...
Особенности воспитательного процесса на 1 курсе суворовского военного училища
Воспитание в суворовском военном училище направлено в первую очередь на воспитание у подростков с юных лет духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать незави...