Данное занятие можно применить , как открытое. "Знакомство со сказочным сенсорным садом"
план-конспект

Лохмоткина Елена Ивановна

Активно внедрен проект "1+1" где старшие воспитанники ЦССВ выступают в роли старших товарищей ребятам младшего возраста с синдромом Дауна. В рамках данного проекта было проведено данное занятие, как открытое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

К О Н С П Е К Т

комплексного занятия

с группой воспитанников с синдрома Дауна  младшего подросткового возраста

с участием воспитанников старшего возраста,

в рамках проекта "Один плюс один" на тему:

«Знакомство со сказочным сенсорным садом».

 

Воспитатели:

Елена Ивановна Лохмоткина

Москва - 2018

Цель занятия: Актуализация знаний и представлений воспитанников с синдромом Дауна о сенсорных эталонах и перцептивных признаках на материале предметов «Сказочного сенсорного сада».

Задачи:

1).  Развивать сенсорно-перцептивные навыки, навыки перцептивной деятельности (узнавание, дифференциация, использование в самостоятельной деятельности) и творческой активности.

2) Корригировать и развивать навыки двигательной и психомоторной активности (мелкая моторика и общая моторика).

3) Воспитывать любовь к книге и чтению, укреплять навыки совместного взаимодействия со старшими воспитанниками, мотивацию к сотрудничеству; обобщать и закреплять уже имеющиеся  знания произведений детской литературы и их авторов.

Форма проведения: групповое  занятие (3+3)  с детьми  синдрома Дауна и старшими воспитанниками.

Оборудование:

Демонстрационно-опорный материал: подготовлено и оформлено три зоны для проведения занятия: «Тридевятое царство», «Волшебный кувшинчик», «Необитаемый остров».

 Музыкальное сопровождение.

Выставка книг, портреты писателей, игрушки – персонажи сказок, выставка рисунков детей к произведениям детской классической литературы.

Наглядный материал:

Материал для посадки растений (луковичные) – земля в контейнерах, луковичные растения, вода.

Разнообразные виды круп (фасоль, гречка, макароны).

«Островки» (мягкие масштабные пазлы)

Участники занятия-воспитатель (в костюме волшебной феи), воспитанники в костюмах героев детских произведений («Буратино» и «Мальвина»; «Маша» и «Медведь»; «Незнайка» и «Синеглазка»

Предварительная работа:

Воспитанники с синдромом Дауна благополучно адаптировались к новым условиям семейной группы. Совместно со специалистами Центра диагностированы знания и представления, умения и навыки в области сенсорно-перцептивных и психомоторных возможностей. Воспитанники с синдромом Дауна имеют навыки работы с землей и природным материалом, знают, что такое крупы.

Стартовал проект «Один плюс один», в рамках которого налажен контакт старших воспитанников с младшими воспитанниками с синдромом Дауна.

 С  детьми младшего возраста вспомнили  русские народные сказки, произведения Э. Успенского,  К. Чуковского,  С.  Михалкова,   А. Толстого,  С. Я. Маршака,   Н. Н. Носова,   А.С. Пушкина, Г.Х.  Андерсена и др., организовывали  просмотр мультфильмов и детских кинофильмов,  подготовили  рисунки детей совместно с воспитателем и старшими воспитанниками по произведениям детской классической литературы.

Со старшими воспитанниками были прочитаны различные произведения детской классической литературы (по выбору и желанию детей), проведена викторина «Книголюбы», вместе с воспитателями и  педагогами дополнительного образования поставлен кукольный спектакль «День в лесу».  

Методы и приемы работы воспитателя:

Вербальная инструкция, игровое взаимодействие, словесное сопровождение, показ-демонстрация, упражнения, релаксационные приемы.

Структура занятия (матрица):

1). Приветствие.

2). Актуализация и развитие сенсорно-перцептивных навыков.

3). Формирование навыков перцептивной деятельности (узнавание, дифференциация, использование в самостоятельной деятельности) и творческой активности.

4).  Развитие и коррекция навыков двигательной активности (мелкой моторики и общей моторики).

5).  Релаксация. Ритуал прощания.

Ход занятия (время проведения: 35-40 мин).

Занятие начинается с приветствия, вступительного слова воспитателя (называют действующих лиц занятия, из каких произведений они пожаловали к нам, находят среди мягких игрушек своих героев)

Приветствие проходит в свободной деятельности в контакте со старшими воспитанниками попарно (ребенок взаимодействует со старшим другом и воспитателем) с помощью упражнения «Пятёрочка»:

воспитатель  предлагает каждой паре проиграть в ладоши (дети выставляют друг другу ладошки и хлопают по рукам), а затем предлагает свои ладоши каждой паре.

«Актуализация и развитие сенсорно-перцептивных навыков в зоне «Тридевятое царство» (зона – отдельно отведенное место на подоконнике).

Воспитатель предлагает участникам упражнение «Садовник»: воспитанники в парах сажают луковичные растения в подготовленную землю в контейнерах. Воспитатель осуществляет поэтапный контроль, помогает по необходимости, напоминает инструкцию и направляет действия, следит за техникой безопасности (в период работы, по окончании работы с землей), а также стимулирует санитарно-гигиенические навыки (помыть руки после работы с землей).

Здесь у ребенка с синдромом Дауна закрепляются представления о предметах и явления окружающего мира, актуализируются и развиваются знания о сенсорных эталонах (величина, форма, цвет, пространство),  укрепляются навыки совместного взаимодействия со старшими воспитанниками.

Формирование навыков перцептивной деятельности (узнавание, дифференциация, использование в самостоятельной деятельности) и творческой активности в зоне «Волшебный кувшинчик» (зона – отдельно отведенное место на столе)

Воспитатель предлагает участникам упражнение «Прикоснись», которое проходит в зоне «Волшебный кувшинчик».  Данный вид активности состоит из нескольких циклов: изучение различных круп, смешивая их воедино с последующим разделением круп по своим чашам(кувшинчикам) Участникам предлагается два вида смешанной крупы в чашах и дается задание, разобрать крупу по отдельным чашам, опираясь на их отличительных признаки.

Здесь воспитатель актуализирует представления воспитанников  о понятиях о величине и текстуре: твердый, рассыпчатый, гладкий, много – мало, большой – средний - маленький.  Закрепление навыков предлагается в упражнении  «ОчУмелые ручки».

Одной паре - выложить  домик из макарон.

Второй паре – выложить цветок из фасоли.

Третьей паре – выложить дорожку из гречки.

Здесь у воспитанников формируются навыки сотрудничества; развивается мелкая моторика; формируются навыки творческой активности.

Развитие и коррекция навыков двигательной активности (мелкой моторики и общей моторики) в зоне «Необитаемый остров» (зона – отдельно отведенное место из комнаты в коридор и обратно)

Воспитатель предлагает участникам снять обувь и отправиться в путь по специально подготовленной дороге. По «Островкам». Цель пути – принести воспитателю фрукты и овощи и собрать корзину.

На этом этапе акцент делаем  на поисковой активности, развитие координации движений, развитие общей и мелкой моторики (ходьба по деревянным пенечкам и разнообразным островкам текстурной поверхности).

Воспитатель хвалит участников за сбор урожая и правильно выполненное задание.

Релаксация. Данный вид активности заключается в расслаблении организма и ощущении контрастности состояний бодрости и спокойствия под музыкальное сопровождение (участники располагаются на диване и ковре) - зона – отдельно отведенное место в гостиной.

 Воспитатель предлагает упражнение на расслабление: «Волна», сопровождая его вербальной инструкцией.

Окончание занятия – ритуал прощания в формате дружеских рукопожатий и вербального прощания. Ритуал прощания проходит в свободной деятельности в контакте со старшими воспитанниками попарно (ребенок взаимодействует со старшим другом) с помощью упражнения «Дружеское рукопожатие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...

Урок музыки в 3 классе "Путешествие в Японию". Урок насыщен интересными игровыми приёмами, которые можно применять и на других урок в разных вариантах.

Урок в 3 классеТема: Между музыкой народов мира нет непереходимых границНазвание: Путешествие в ЯпониюМузыкальный материал: Музыка Японии – «гагаку»; вариации на тему «Вишня» Д.Б. Кабалевского; укр. н...

Воспитательное занятие «Можно» и «нельзя» реальной жизни.

Форма проведения: мозговой штурм. Цель: Тренировать детей в аргументации, развивать умение справедливо оценивать события, происходящие в реальном мире.Приобщать к социальному миру взаимоотн...

Презентация к лабораторной работе "Особенности строения и передвижения рыб". боту с использованием данной презентации можно проводить групповым методом.

Презентация содержит инструктивные карточки-задания. Презентация несет как обучающую, так и контролирующую функцию. Лабораторную работу с использованием данной презентации можно проводить группо...

Тема: «Прогулка в Сенсорном саду»

Тип занятия:Познавательная экскурсия в Сенсорный садЦель занятия:Формирование представлений о многообразии природного материалаЗадачи занятия1)      образовательная-Продолжать...