проект
проект

Фирсова Екатерина Александровна

социально-педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по работе с подростками асоциального поведения "Дорога добра"

Актуальность: изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит  в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду происходит: ранняя алкоголизация, потребление наркотических веществ, нежелание учиться, бродяжничество.

Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Цель: адаптация подростков асоциального поведения в социуме.

Задачи:

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, установок родителей по отношению к детям;
  • информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений и по пропаганде ЗОЖ;
  • осуществление комплексной коррекционной работы с подростками и  коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании.

Практическая значимость заключается в том, что проект повышает уровень развития нравственных качеств личности, формирует позицию деятельностного участия в социально полезных делах и информирует подростков к ЗОЖ.

Ещё можно сказать о том, что практическая значимость исследования заключается и в осуществлении комплексной коррекционной работы с подростками, практической модели профилактики асоциального поведения подростков, интегрированной методики контроля и коррекции асоциального поведения. Достоверно установлена их эффективность в профилактике асоциального поведения в процессе секционных занятий в школе.

Возможность коммерциализации результатов проекта: коммерциализация результатов проекта охватывают своим интересы конкретных экономических субъектов. Бизнес, осуществляющий коммерциализацию инноваций, ориентирован на прибыльность внедрения нововведений. Потребители новой продукции и услуг ориентированы на всестороннее удовлетворение их собственных, постоянно возрастающих и разностороннее совершенствующихся запросов.

Представление коммерциализации предполагает не только трансформацию результатов инновационной деятельности в соответствующие товары и услуги, но и своевременность этих действий, т.е. перспективность их востребованности обществом. Одновременно возникает встречное движение технологического обоснования и согласование его внедрения с рыночными условиями хозяйствования.

Качество инновационного продукта: данный проект направлен на информационно-просветительскую работу подростков, осуществление комплексной коррекционной и диагностической работы с ними. Из этого видно, что проект носит комплексный характер. Поэтому его следует осуществлять целенаправленно, систематически. А результат данной работы в свою очередь покажет качество данного проекта. Предполагаемые результаты реализации проекта:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
  2. Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ.
  3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
  4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

Программа рассчитана на один учебный год. По итогам работы за год в случае положительного результата предусматривается расширение программы, то есть будет  вовлечена вся школа.

Наличие экспертных данных, рекомендуемых в школах: в ходе работы с такими подростками разработан и действует план совместных мероприятий подразделения по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела внутренних дел, отдела образования, культуры, спорта и молодёжной политики. Данная работа даёт положительные моменты это видно, т.к. число таких подростков уменьшилось.

Наукоёмкость проекта:

Содержание

Исполнители

Сроки

Диагностика познавательной потребности: выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время

Социальный педагог

Сентябрь

Март

Классный час: «Насилие и закон»

Социальный педагог, инспектор ПДН

Декабрь

Тренинг:  «Шесть шагов к себе»

Социальный педагог

Ноябрь

Интерактивная игра: «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей»

Социальный педагог, классный руководитель

Март

Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»

Социальный педагог, инспектор ПДН

Май

Час общения: «Закон суров, но он закон»

Классный руководитель, инспектор ПДН

Октябрь

Дискуссия:  «Как найти свое место в жизни?»

Социальный педагог

Январь

Беседа: «Вверх по лестнице жизни»

Социальный педагог

декабрь

Акция: «Нет вредным привычкам!»

Классный руководитель

Апрель

Родительский лекторий:

 «Нравственные законы жизни»

Классный руководитель, социальный педагог

Февраль

Классный час «Насилие и закон»

Цель: довести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Ход мероприятия:

Мы живём с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днём, формируются антиобщественные группировки, растёт число наркоманов. Мы с вами уже не можем спокойно ходить по улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: что такое насилие? Учащиеся предлагают свои варианты.

Есть разные формы насилия. Каждая характеризуется по-своему. Давайте попробуем систематизировать группы и дать каждой определение.

Формы насилия:

Физическое

Психическое

Экономическое

Сексуальное

Эмоциональное

Пренебрежение нуждами ребёнка

Далее учащиеся приводят примеры разных форм насилия.

Психическое насилие – оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих вещей.

Эмоциональное – грубые окрики, оскорбления, постоянная критика, унижение чувства достоинства.

Экономическое – когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, во всём ограничивают.

Сексуальное – изнасилование, пошлые домогательства, вульгарные выражения, склонение к сексуальным отношениям.

Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.

Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком. Откуда же тогда оно возникает? Учащиеся высказывают свои мнения.

Не надо думать, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нас охраняет закон. Существует ответственность за проявление насилия по отношению к другим. В Уголовном кодексе есть законы, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех случаях, когда действия обидчика подпадают под какую-либо форму насилия.

Часто, когда над подростком совершается насилие, он боится сказать об этом даже родителям. Что же делать в таком случае? Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте попробуем определить, кто это может быть.

Кому мы доверяем:

Полиция

Психолог

Учитель

Друзья

Родственники

Комиссия по делам несовершеннолетних

Когда к вам применяют насилие, не бойтесь к кому-то обратиться, если не можете защититься сами.

Далее проводится анкетирование.

Анкета

  1. ваш пол: мужской/ женский
  2. возраст:
  3. состав вашей семьи:
  4. допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие:  да       нет
  5. какого рода насилие вы испытывали на себе

      физическое

      эмоциональное

      экономическое

       сексуальное

      психическое

6. испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от сверстников: да      нет

7. испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от учителей:  да  нет

8. испытывали ли вы насилие по отношению к себе дома:   да     нет

9. пытались ли вы защитить себя:   да    нет

10. кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над вами:

     Друзьям

     Родителям

     Учителю

     Брату или сестре

     Психологу

     Никому

     Затрудняюсь ответить

Интерактивная игра “Я - дома, я - в школе, я - среди друзей»

Цель: развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность.

Предварительная подготовка

Ребята отвечают на вопросы анкеты:

  1. В классе я…
  2. Дома я…
  3. Среди друзей я…

Ход игры:

Задание 1. Учащимся раздаются листочки бумаги, они должны продолжить фразы, которые они уже писали.

В классе я…

Дома я…

Среди друзей я…

Свое имя  ребята не пишут. Затем  все карточки перемешиваются и складываются в коробку. Классный руководитель вытягивает карточку, зачитывает ответы и дает учащимся право определить, о ком идет речь.

Задание 2.Игра «Волшебная шапка»

Слова учителя: представьте себе, что добрая волшебница подарила вам шапку, с помощью которой вы можете перевоплощаться в различных животных.

- Если бы вы воспользовались этой шапкой на уроке , в кого бы вы хотели превратиться?

-Если бы вы надели шапку, гуляя со своими друзьями, в кого бы вы хотели превратиться?

-Если бы вы надели шапку дома, в кого бы вы хотели превратиться?

Ребята могут отвечать на вопросы вслух или письменно.

Задание 3. «Книга чувств»

Учащиеся получают маленькие книжечки, сделанные из листа бумаги, сложенного вчетверо. На первой странице написано «Книга чувств», на второй - «Чувства, которые я испытываю в школе», ……

Родительский лекторий «Нравственные законы семьи - законы жизни»

Цель:   обсудить   с   родителями   основные   правила  и   законы   нравственного воспитания ребенка в семье.

I. Вступление.

Тема сегодняшнего собрания неразрывно связана с нравственным воспитанием в семье.

Итак, нравственный человек, кто это?

Наше    общество    нуждается    в   ярком    нравственном    примере   -   примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины.

Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких людей являлся Д.С. Лихачев.

Указом президента Р.Ф. В.В. Путина «О праздновании 100-летия со Дня рождения академика Д.С. Лихачева» 2006 го объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования -   Годом академика Д.С. Лихачева.

Жизнь Лихачева - это история России. Личность Д.С. Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.

Эрудиция Д.С. Лихачева, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в тоже время образно, ярко, делает его работы не просто книгами, но значительными явлениями всей нашей культурной жизни.

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классической филологической науки. Он автор более 500 научных работ и 600 публикаций по самому широкому кругу проблем: патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, изучение литературы, охрана памятников культуры, музейного дела и т.д. Он писал о Родине, Величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном воспитании подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С. Лихачева, сейчас, как никогда актуально.

Нравственным проблемам посвящены его книги: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».

Им сформулированы 9 заповедей, которые заслуживают того, чтобы их напомнить:

  1.   Не прибегать к убийству.
  2.   Не начинать войну.
  3.   Не считать свой народ врагом других народов.
  4.   Не красть.
  5.   Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.

6.  Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы        

     то  ни было или в целях собственного обогащения.

7.  Уважать идеи и чувства других людей.

8.  Уважать своих родителей и предков.

9.  Сохранять и уважать их культурное наследие.

Глубина и значение этих мыслей находят практическое   подтверждение в современных условиях.

II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в
семье.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании

основную, долговременную и важнейшую роль.

Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.

Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации -такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1.        с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная
установка
, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

    III. СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

  1.  Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего
ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...