Урок-диалог для старшеклассников на тему "Свобода. Выбор. Ответственность"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)
Урок-диалог для старшеклассников по расширению представлений о свободе личности по теме: «Свобода. Выбор. Ответственность».
Целевая аудитория – обучающиеся 9-11 классов
Основная цель этого мероприятия - расширить представления обучающихся о жизненных ценностях, об истинной свободе. Задачи: рассмотреть понятие свободы, проследить связь свободы с ответственностью; провести эксперимент, используя психотерапевтическое упражнение; способствовать развитию коммуникативных навыков, а также воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.
На этом занятии ребята рассуждают о жизненных ценностях, об истинной свободе, об ответственности. В ходе этого мероприятия подростки не только знакомятся с содержанием истории «Статуя Свободы», но и принимают непосредственное участие в эксперименте (психотерапевтическом упражнении). Этот эксперимент позволяет понять ученикам, насколько важно быть настоящими, понимающими свой внутренний мир людьми.
Некоторые люди порой становятся похожи на елку, обвешанную всяким «хламом», когда бояться показать свое настоящее «я». И так, порой трудно понять, какие же они настоящие. Многие понимают свободу, как возможность делать, что хочешь, игнорируя правила и нормы поведения, установленные обществом. Но свобода ли это?
Обсудив эти и многие другие вопросы, обучающиеся приходят к выводу, что «Ключ к свободе - понимание себя. Чем глубже человек понимает себя, тем легче ему освободиться от всех пут».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bachurina_e.p._svoboda._vybor.otvetstvennost.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-диалог для старшеклассников
по расширению представлений о свободе личности
Тема: «Свобода. Выбор. Ответственность»
Автор: Бачурина Елена Павловна
Организация: МОУ СОШ№5
Цель: расширить представления обучающихся о жизненных ценностях, об истинной свободе.
Задачи: рассмотреть понятие свободы, проследить связь свободы с ответственностью;
провести эксперимент, используя психотерапевтическое упражнение;
способствовать развитию коммуникативных навыков, а также воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.
Материалы: искусственная елка, пустые консервные банки, пачки из-под сигарет, пустые пивные банки; высказывания философов о свободе (на доске), компьютер, проектор, мультимедийная презентация, сказка Амбросьевой Н.Н. «Статуя Свободы».
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами предстоит обсудить вопрос, который волнует всех молодых людей, вызывает массу споров и разногласий. По счастливой случайности, на улице зима и довольно прохладно, что поможет нам хладнокровно и объективно обсудить тему разговора.
Посмотрите, пожалуйста, на фотографии, представленные на слайдах. Что вы видите? (фотографии орла).
Что думаете по поводу изображения?
Определите ключевое понятие к серии этих фотографий.
Выслушиваются ответы детей, приходим к выводу, что сегодня на занятии мы будем говорить о свободе.
- Сегодня разговор пойдет о свободе. Свобода... Что означает она для вас? Как понимаете, вы истинную свободу? Назовите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы думаете о свободе.
(Используется метод «Мозговой штурм», ответы детей записываются на доске, после обсуждаются)
Во время обсуждения внимание обучающихся переносится на высказывания философов и психологов, раскрывающих понятие свободы (на доске).
Свобода-это ответственность. Вот почему все ее так боятся (Б.Шоу)
Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом (Юстиниан)
Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека (Цицерон Марк Туллий)
Истинная свобода пробуждается только в границах самодисциплины (Инаят Хан Хидаят)
Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает (Авербах Бертольд)
Как вы смогли увидеть, с понятием свободы тесно связана ответственность человека. Что такое ответственность? (ответы детей)
Ответственность означает способность человека отвечать за свои поступки и самому управлять своей судьбой. То есть, ответственный человек - свободный человек. Как часто мы принимаем решения, которые влияют на нашу жизнь!? (ответы детей).
На самом деле мы принимаем решения постоянно: у маленьких детей - это один уровень свободы и ответственности; у подростков - другой уровень свободы и так далее. Чем взрослее человек, тем выше уровень ответственности и свободы.
Возможно, расширить понимание этой темы, нам поможет следующая история (используется сказка Амбросьевой Н.Н. «Статуя Свободы»)1.
СКАЗКА «СТАТУЯ СВОБОДЫ»
Настенька с замиранием сердца откинула крышку старинного, дедушкиного сундука. Вот она заветная резная шкатулка. Тут ее дедушка хранит всякие ценности. Нет, не злато и серебро, не изумруды, да жемчуга. Здесь хранятся старые фотографии, открытки и письма. Настенька начала неторопливо перебирать эти такие дорогие для дедушки вещи. Взгляд ее остановился на пожелтевшей открытке, на которую раньше она почему-то не обращала внимание. Со старенькой открытки глядела на нее статуя женщины. Красивая, гордая, статная, смело смотревшая вперед, женщина держала в одной руке факел, вскинув его высоко над головой, украшенной лавровым венком.
- Дедуля, кто это? Откуда взялась эта открытка? - начала приставать с вопросами Настенька.
Седовласый дед молча закурил трубку, взял из Настиных рук открытку, задумался, как будто что-то припоминал и, наконец, молвил:
- Это не простая открытка, внучка. С ней связана целая история и не одна судьба.
- Расскажи, дедуля! Ну, пожалуйста, расскажи!
- Ладно, расскажу так и быть. Ты уже у меня взрослая, семнадцатый годок пошел, надеюсь, что поймешь. Только, чур, не перебивать меня и слушать внимательно.
Давно это было. Очень давно. Однажды в один дом попросился на ночлег человек, по всему видать не из наших краев. Родом он был из далекой-далекой страны, занимался коммерческими делами. В наш город попал случайно, проездом. Для жителей такого маленького городка как наш, каждый новый человек - целое событие. Ну, принялись, естественно, гостя расспрашивать, как же в той далекой стране, откуда он родом, людям простым живется. Начал хвастаться наш гость. Хорошо, говорит, живется. Просто замечательно. У нас свободная страна, кто что хочет, то и делает. Ну, наши-то, конечно, дивятся. С сомнением головой качают. Мол, быть такого не может. А гость-то заморский горячится оттого, что ему не верят. Вытаскивает из кармана открытку, тычет в нее пальцем и говорит, что у них даже символ страны есть - статуя Свободы. Утром отбыл гость заморский, а открытку на столе забыл. Частенько рассматривал эту открытку хозяйский сынок, запал в его душу рассказ неожиданного гостя о свободной стране. С тех пор появилась у мальчика мечта, побывать в той далекой стране, своими собственными глазами посмотреть на статую Свободы. Вырос хозяйский сын, в пору мужскую вступил, но мечты своей не изменил. Нанялся матросом на один из кораблей с надеждой побывать в далекой, свободной стране, где каждый счастлив.
А между тем надо сказать, что в стране, той далекой, стали происходить странные вещи. Каждый начал понимать свободу по- своему и считал своим долгом заявить об этом всему свету. Для этого толпы людей ежедневно собирались у статуи Свободы. Группа молодежи с торчащими во все стороны ядовито-зеленого цвета волосами, орала во всю глотку, что они свободны, поэтому как хотят, так и одеваются, как хотят, так и красятся, что хотят, то и делают. Один из парней залез на скульптуру и вылил ей на голову ведро зеленой краски. Другая группа людей с воплями «Да здравствует свобода!», обвешала статую металлическими цепями, пустыми консервными банками. Подростки с криками «мы свободны!», заплевали статую окурками, закидали пивными банками.
Молодые девушки взгромоздились ей на плечи и оттуда орали всему миру: «Ура свободе однополой любви!»
Мужики в бабских юбках с размалеванными красной помадой губами вопили: «Слава однополым бракам!»
С большим трудом протиснулся к скульптуре морской офицер. Внимательно вглядываясь в статую, он не узнавал в ней Свободу. Вытащил из кармана открытку, глядел то на нее, то на скульптуру, сверяя рисунок с оригиналом. Ничего общего. Где этот устремленный вперед счастливый свободный взгляд, гордая осанка, полная достоинства стать? Не ошибся ли он местом? Сюда ли пришел? …
И тут случайно встретились их глаза. Глаза мужчины и глаза несчастной женщины. Ее глаза просили о помощи. Мужчина подошел ближе и начал снимать с нее цепи, пустые банки, окурки, освобождая от всего лишнего, что так мешало ей, так портило ее. Он черпал ладошками из фонтана прозрачную воду и омывал ее прекрасное лицо, плечи, стройный стан. Теперь она стала вновь похожа на ту с открытки, действительно свободную. Мужчина протянул ей руку. И свершилось чудо, она доверилась ему, вложив свою узкую ладонь в его широкую, мужскую, и шагнула с пьедестала ему навстречу. И пошли они рука об руку по дороге жизни, просто мужчина и просто женщина. Вот такая, внучка, история. Как тебе?
- Здорово! - ответила притихшая Настенька. Знаешь, дедушка, мне кажется, что эта женщина с открытки чем-то на мою маму похожа, глазами что ли.
- Ничего удивительного, внучка, ведь твой прадед и есть тот морской офицер.
Используются следующие вопросы для обсуждения
- О чем эта история?
- Как понимали люди свободу?
- Что происходило со статуей Свободы?
- Напоминает ли эта история реальную жизнь?
- Какие уроки можно извлечь из этой сказки?
Психотерапевтическое упражнение.
Проведем эксперимент. Перед вами зеленая пластмассовая елка, такой ее изготовили на фабрике, такой ее купили в магазине. Какая елка? Что мы можем о ней сказать? (красивая, зеленая, пушистая и пр.)
А здесь, в коробке, лежат необычные игрушки, которые, быть может, покажутся вам странными. Но елку нужно украсить этими игрушками.
(Под елкой находится коробка с необычными игрушками, среди которых банки из-под пива, энергетиков, пустые пачки из-под сигарет, фантики, консервные банки и пр. Ребята вешают это игрушки на елку.)
Что теперь можно сказать об этой елке?
Она прежняя?
Какая же она настоящая?
Что вы видите? Чувствуете? Что хочется сделать?
Освободите елочку от всего лишнего, ненужного, что так портит ее, искажает первозданный облик.
Что вы чувствуете сейчас? О чем думаете?
Заключительный комментарий
Некоторые люди порой становятся похожи на елку, обвешанную всяким хламом, когда бояться показать свое настоящее «я». И так, порой трудно понять, какие же они настоящие. Многие понимают свободу, как возможность делать, что хочешь, игнорируя правила и нормы поведения, установленные обществом. Но свобода ли это?
Великий Шекспир сказал: «Вся наша жизнь - театр, а люди в ней актеры…».
С раннего детства все мы любим играть в игры: настольные, подвижные, ролевые.
Назовите свои любимые игры. Что привлекает в играх? Что нужно знать, чтобы участвовать в игре? (ответы детей)
Представьте себе, что было бы, если б, например, в шахматах, пришлось двигать фигуры, как попало (потерялся бы смысл, запутались, непонятно, как выиграть)
Для чего же нужны правила, законы, моральные правила? (чтобы все было понятно и предсказуемо).
Свобода должна осуществляться в рамках определенных правил для того, чтобы жизнь сделать более предсказуемой, спокойной. Планирование своей жизни на годы вперед – это тоже разновидность свободы. (Свобода - это спокойный внутренний мир).
Что будет в мире, если каждый будет делать то, что захочет? (анархия, преступления, беспредел).
Свобода, не признающая никаких ограничений, ведет только к разрушениям.
Так что же такое ответственность? (мнение детей)
Это способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств; способность отвечать за свои поступки, за последствия своих решений и действий.
Это касается всех сфер жизни, в которых нужно делать выбор. А выбор люди делают практически ежеминутно.
А что понимают под свободой психологи? (высказывания психологов на доске, либо на слайдах).
«Быть свободным - значит, не попадать под влияние негативной атмосферы и таким образом сохранять спокойное и уравновешенное состояние».
«Свободного человека никто и ничто не заставит поступать неправильно, он будет следовать возвышенным принципам поведения».
«Ключ к свободе - понимание себя. Чем глубже человек понимает себя, тем легче ему освободиться от всех пут».
Рефлексия:
Ребята на столе у вас разложены карточки. Выберите знак препинания, который отразит ваши мысли и ощущения в ходе проведения занятия.
! | - | если понравилось |
? | - | остались вопросы, связанные с темой |
. | - | теперь я все знаю о свободе и ответственности |
… | - | хотел бы продолжить разговор на подобные темы |
«» | - | я остался при своем мнении |
Ритуал прощания: «Пирамида дружбы»
Давайте построим «пирамиду дружбы» из рук всех участников. Я вытягиваю руку ладонью вверх. Остальные участники по очереди кладут свои ладони на руку ведущего и своих товарищей - получается «пирамида» из рук всех членов группы. Сверху этой пирамиды я кладу свою вторую руку и вслух считаю до трех. На счет «три» все участники поднимают руки вверх, пирамида рассыпается. Все аплодируют.
Список использованной литературы:
- Амбросьева Н.Н. – классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 3-е изд.- М.: Глобус, 2008. – 189 с.- (Классное руководство). – ООО «Глобус», 2008
- Методическая разработка классного часа «Свобода и ответственность»
https://www.1urok.ru/categories/14/articles/11908
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»
На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...
Свобода. Выбор. Ответственность.
Классный час к 1 сентября. Тема направления этого года "Свобода. Выбор. Ответственность."...
Выборы – ответственность за будущее
Сочинение на тему: «Выборы – ответственность за будущее!»выполнила: ученица 10 класса Орешина Юлия ...
Сочинение "Выборы - ответственность за будущее"
Сочинение отличается самостоятельностью и обоснованностью суждений автора, личностным подходом к проблеме повышения уровня правового воспитания и самостоятельностью выводов. У автора сложилась собстве...
Формирование установок на выбор ответственного поведения
Педагогический всеобуч для родителей (законных представителей): "Формирование установок на выбор ответственного поведения"....
«Лучшая публичная лекция на тему «Выборы – ответственность за будущее»
В данном материале представлена конкурсная работа преподавателя....