Социально-педагогические технологии
материал
Технологиии, используемые в работе социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные технологии социального педагога | 16.36 КБ |
Здоровьесберегающие технологии | 26.75 КБ |
Личностно-ориентированные технологии | 60.5 КБ |
Методика профориентационной работы | 15.64 КБ |
Профилактика дезадаптивного поведения | 15.2 КБ |
Социально-педагогический мониторинг | 16.52 КБ |
Технологии организации досуга | 17.38 КБ |
Технология профилактики наркомании среди несовершеннолетних | 18.15 КБ |
Технологии реабилитации, коррекции | 20.29 КБ |
Технология анкетирования | 17.23 КБ |
Технология консультирования | 17.33 КБ |
Технология -лекция | 15.18 КБ |
Технология работы социального педагога с семьей | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Основными технологиями, используемыми в социально-педагогической деятельности, являются интерактивные технологии, информационные технологии, а также проектная деятельность.
Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала, основанный не только на взаимодействии ученика и педагога, но и непосредственно между учениками:
- тренинги;
- социальные и благотворительные акции;
- работа в группах;
- сюжетно - ролевая (деловая) игра;
- дискуссия и дебаты.
Использование информационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности социального педагога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.
Информационные технологии:
- электронные таблицы;
- цифровые образовательные ресурсы;
- интернет – ресурсы;
- интернет тестирование;
- школьный сайт;
- дистанционные практики;
- интернет викторины и олимпиады.
Проектная деятельность
Еще одной не менее эффективной социально-педагогической методикой является проектная деятельность. Проектная деятельность занимает особое место, позволяя учащемуся раскрыть свои личные качества, сформировать гражданскую позицию, нравственные качества, проявить себя с позитивной стороны, являясь большим подспорьем в профилактической и коррекционной работе.
Работая над проектами, учащиеся, познают много нового и интересного, показывают умения индивидуальной и коллективной работы.
Применение вышеописанных технологий позволяет повышать эффективность социально-педагогической деятельности, как с учащимися, так и с родителями.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ –
это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ.
Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям:
- осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
- признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
- овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
- реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Типы технологий
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
- Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
- Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
- Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности:
1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:
1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
4.Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
5. Правильная организация своей жизнедеятельности.
6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
10. Творческая продуктивность.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированные технологии обучения
Личностно ориентированное развивающее обучение
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период.
При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Таким образом, традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
Предварительный просмотр:
Методика профориентационной работы школьного социального педагога
Одним из направлений деятельности школьного социального педагога является проведение профориентационной работы, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами — специалистами служб занятости населения.
Компоненты:
- профессиональное просвещение (профинформация),
- профессиональная диагностика,
- профессиональная консультация,
- профессиональный отбор,
- профессиональная адаптация.
Основные задачи профориентационной работы:
- постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
- формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;
- развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
- оказание морально-эмоциональной поддержки учащимся (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему);
- формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
- диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
- разработка программы реализации профессионального выбора
Предварительный просмотр:
Профилактика дезадаптивного поведения
Выделяют два вида дезадаптивного поведения:
поведение агрессивного типа и бегство от ситуации.
В своей профессиональной деятельности социальный педагог осуществляет профилактику как школьной дезадаптации, так и социальной.
Основные направления работы социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения могут заключаться в следующем:
- раннее выявление детей группы риска;
- консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды;
- работа с референтной группой;
- социально-педагогический патронаж дезадаптированного
несовершеннолетнего;
- привлечение необходимых специалистов.
Предварительный просмотр:
Социально-педагогический мониторинг
В социологии рассматриваются основные положения, объясняющие сущность понятия «мониторинг»:
это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля за характером происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития;
непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций;
мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.
Педагогический мониторинг, используя данные медицинских, психологических обследований, определяет, насколько рациональны педагогические средства, которые реализуются в инновационном учебно-воспитательном процессе, насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-психологическим и возрастным особенностям школьников, а также специфике среды их жизнедеятельности.
Таким образом, мониторинг предполагает выработку особых, текущих знаний о состоянии среды, в которой осуществляется инновация, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений: что означает данное состояние объекта, что конкретно из этого следует, какие меры должны быть приняты.
С одной стороны, мониторинг предназначен отслеживать целостный социально-педагогический процесс с позиций интересов личности подопечного, с другой — с позиций профессиональных задач социального педагога.
Рассматривая социально-педагогический мониторинг с технологической стороны, можно выделить следующие принципы организации:
- Принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как на целостную, динамически развивающуюся систему. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции социально-педагогического процесса.
- Принцип научности означает организацию мониторинга, соответствующую основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
- Принцип педагогической целесообразности — мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения личности и надежным инструментом педагогического управления ее продвижением в процессе социальной адаптации. В использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников социально-педагогического процесса. Мониторинг должен быть организован с учетом особенностей конкретной ситуации.
- Принцип прогностического мониторинга. Смысл мониторинга не столько в том, чтобы получить конкретную картину состояния процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны и предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.
Предварительный просмотр:
Технологии организации досуга
Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:
- время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
- свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
- часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.
В содержательном плане структура досуга включает:
- общение;
- спортивно-оздоровительную деятельность;
- игры;
- отдых на природе; прогулки;
- интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.)
- интеллектуально-познавательную деятельность пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки);
- любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.);
- общественно активную деятельность.
Специфические особенности досуговой деятельности:
- действительный ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;
- цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;
- досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.
Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп:
- Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
- Вторая — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
- Третья — с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
- Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).
- Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т. п.).
Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.
Досуг детей может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным), организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).
Предварительный просмотр:
Технологии профилактики наркомании среди несовершеннолетних
Социально-педагогическая антинаркогенная профилактика включает в себя следующие структурные блоки:
- первичная профилактика (направлена на предупреждение приобщения детей и подростков к одурманиванию);
- вторичная профилактика (предотвращает развитие наркогенной зависимости у несовершеннолетних, имеющих опыт использования одурманивающих веществ);
- третичная профилактика (педагогическая реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью).
Все представленные направления реализуются за счет специально разработанных программ, которые предполагают решение следующих основных задач:
- развитие у несовершеннолетних социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);
- становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и наркогенному давлению);
- предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля).
Содержание программ профилактики базируется на представлении о факторах риска, определяющих наркотизацию несовершеннолетних.
Их принято делить на:
индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства);
семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наркогенными веществами родителями и т.д.);
микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.).
Считается, что риск использования одурманивающих веществ оказывается реальным практически для любого ребенка или подростка. Поэтому программы профилактики ориентированы на все группы детей вне зависимости от возраста и принадлежности к определенной социальной группе.
Общие принципы профилактических программ:
- формирование у несовершеннолетних навыков противостояния наркогенному давлению рассматривается как часть общего воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личностной устойчивости в отношении всей суммы факторов риска девиантного поведения;
- антинаркогенная подготовка носит опережающий характер, по срокам она предшествует возникновению реальной возможности наркогенного заражения несовершеннолетнего;
- при организации профилактики должны быть выдержаны условия безопасности обучения: спокойная, эмоционально благоприятная атмосфера обучения, в которой успешно формируются социально приемлемые модели поведения, они отрабатываются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами.
Основные компоненты профилактической работы:
- специальное обучение и воспитание детей и подростков;
- взаимодействие с правоохранительными органами, обеспечивающими несовершеннолетним антинаркогенную безопасность;
- создание положительных жизненных альтернатив использованию несовершеннолетними наркогенных веществ (во многом определяется молодежной политикой конкретного государства).
Предварительный просмотр:
Технологии реабилитации, коррекции.
В профессиональной деятельности социального педагога особое место занимает реабилитационная и коррекционная работа с подопечными.
Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Основные принципы осуществления реабилитации:
дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.).
В рамках реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни: медицинский, социально-бытовой, социально-психологический, социально-правовой, социально-ролевой, профессионально-трудовой.
Основные этапы индивидуальной реабилитационной работы с воспитанником (по Б.А. Кугану).
- Определение исходного реабилитационного потенциала:
социально-бытовой аспект — оценка возможностей развития социально-бытовых навыков;
медико-физиологический аспект — первичное медицинское обследование, сбор анамнестических данных;
медико-психологический аспект — выявление острых психологических проблем, сбор психологического анамнеза, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния, патопсихологическое исследование нарушений психического развития;
педагогический аспект — определение уровня образовательной подготовки, составление рекомендаций по обучению, выявление педагогических проблем;
социально-трудовой аспект — выявление отношений к трудовой деятельности, определение профессиональных интересов.
- Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
социально-бытовой аспект — развитие навыков социально-бытового самообслуживания;
медико-физиологический аспект — составление комплекса медицинских реабилитационных мероприятий;
психологический аспект — подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекции, психотерапии;
педагогический аспект — разработка индивидуального плана обучения, воспитания (в частности, физического, нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, правового воспитания);
социально-трудовой аспект — разработка плана трудового обучения.
- Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
социально-бытовой аспект — адаптация ребенка к условиям жизни учреждения, социально-бытовое обучение и воспитание;
медико-физиологический аспект — периодическое медицинское обследование, назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического лечения, направление на санаторно-курортное лечение;
психологический аспект — периодическая психологическая диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений адаптации, индивидуальное психологическое консультирование, включение в группу психологического тренинга;
педагогический аспект — реализация индивидуального плана обучения и воспитания;
социально-трудовой аспект — профессиональная ориентация, воспитание положительного отношения к труду, трудовое обучение.
В системе средств социально-педагогической реабилитации ведущая роль отводится созданию ситуации успеха, уменьшению эмоциональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации. Вместе с тем важно научить воспитанника определенному поведению и в ситуации неудачи. «Чтобы ощущать себя свободным в успехе, надо чувствовать себя свободным и в неудаче». Для снятия «комплекса неуспешности» можно использовать следующие способы:
- создать минигруппу воспитанников, имеющих схожие проблемы;
- сформировать отношение к ситуации неуспеха как к стимулу для работы над собой с целью достижения успеха;
- вселить уверенность в позитивные изменения в проблемной ситуации;
- соотнести самооценку воспитанника с оценкой его личностного потенциала экспертами;
- организовать взаимодействие со значимым другом и «внутри себя» (советы самому себе по выходу их ситуации неудачи, обсуждение способов преодоления трудностей со значимым ровесником).
Проверку этих способов проводят на основе специально смоделированной или реальной ситуации: в случае удачи — пополнение банка индивидуальных способов действия в сложной ситуации, в случае неудачи — повторный поиск системы действий по выходу из проблемной ситуации.
Основные функции коррекции:
восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;
компенсаторная — формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деятельности;
стимулирующая — активизация положительной социально полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;
исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтические методики, включение в группу поддержки).
Предварительный просмотр:
Анкетирование (опросы учащихся).
Условно анкетирование может быть разделено на диагностирующее и аналитическое.
Диагностирующее предполагает изучение конкретных характеристик наркогенной ситуации в детском коллективе (общий уровень наркогенного заражения; распространенность тех или иных форм одурманивания; источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества, и т.п.). Социальному педагогу следует помнить, что уровень достоверности полученной информации может быть невысок.
Аналитическое анкетирование предполагает изучение особенностей восприятия детьми и подростками различных аспектов молодежного наркотизма (специфика оценок, нормативных представлений, отношения к проблеме). Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в ходе дискуссий, «круглых столов».
При анкетировании можно воспользоваться как готовыми формами анкет, так и составить их самостоятельно, привлекая к этой работе учащихся.
Общие рекомендации к составлению анкет.
Определите, что именно вы хотите выяснить (сформулируйте цель исследования: изучение распространения наркотизма в группе подростков; анализ представления учащихся о причинах, заставляющих людей использовать наркотики и т.п.).
Продумайте, существуют ли какие-либо важные взаимосвязи изучаемой вами проблемы с другими характеристиками (например, реальная проба наркотика и депрессивное состояние подростка и т.п.). Собираетесь ли вы изучать эти взаимосвязи?
Выберите форму анкеты: закрытая (варианты ответов предлагаются заранее); полуоткрытая (респондент может выбрать уже готовый вариант ответа или предложить свой); открытая (респондент предлагает свои варианты ответа). Тщательно продумайте формулировки вопросов.
- Анкету следует проверить на 10 — 15 учащихся из предполагаемой аудитории. Узнайте, какие вопросы показались им удачными, а какие были непонятны.
- Все замечания и пожелания учтите при составлении окончательного варианта анкеты.
Требования к непосредственному проведению анкетирования.
- У всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки, на которых напечатана инструкция по заполнению анкеты.
- Следует объяснить аудитории цель анкетирования, важность получения искренних, правдивых ответов; подчеркнуть конфиденциальность анкетирования и предупредить, что при анализе анкет будут рассматриваться не индивидуальные ответы (как конкретно ответил каждый из учащихся), а особенности отношения к проблеме всей аудитории в целом.
- Перед началом работы необходимо объяснить правила и последовательность заполнения анкеты. Следует убедиться, верно ли поняли инструкцию анкетируемые, задав им несколько вопросов, касающихся технологии опроса.
Предварительный просмотр:
Технология консультирования
Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни...
Консультирование рассматривается как:
любая форма оказания помощи в отношении содержания и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении;
- совместная деятельность консультанта и клиента с целью разрешения определенной проблемы и осуществления желаемых изменений у клиента;
- оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, выработке рекомендаций по разрешению проблемы, при необходимости содействие в выполнении определенных действий;
- сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами;
- квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их социальных функций, условий жизнедеятельности.
консультирование способствует развитию личности;
консультирование помогает обучаться новому поведению;
в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
консультирование помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри- и межличностных отношений;
сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.
Существует много классификаций форм консультативной помощи:
.
- По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.
- По критерию возраста рассматривают консультирование детей и взрослых.
- По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научнопопулярные издания, руководство по самопомощи).
- По содержанию запроса клиента различают семейное, интимноличностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое.
Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:
- решение проблем школьной дезадаптации;
- диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;
- организация специализированной помощи (психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической);
- содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений;
- содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
- содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи и т. п.
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая технология – Лекция.
Лекция (для младших подростков лучше использовать мини-лекцию на 10 — 15 мин как элемент тренинга, ролевой игры).
При выборе темы выступления следует учитывать интересы, уровень информированности аудитории по данной проблеме, личностную значимость тех или иных сведений для учащихся.
В ходе лекции для учащихся не нужно злоупотреблять статистическими данными: устрашающие цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию — «все уже пробовали, а я еще нет».
Выступление не должно быть слишком наукообразным. Однако не следует и переходить на сленговые выражения. Часто педагог злоупотребляет сленгом для того, чтобы приблизиться к аудитории, стать своим, придать своему выступлению большую доверительность. Эффект же, как правило, оказывается прямо противоположным. Подростки улавливают игру взрослого, психологическая дистанция между участниками лекции не сокращается, а, наоборот, возрастает. Скептическое отношение к выступающему переносится и на материал, который он сообщает.
Лекцию могут провести и сами школьники. При самостоятельной подготовке подростки лучше осваивают материал, чем при восприятии готовых сведений, преподносимых педагогом. Подростковая аудитория с большим доверием относится к информации, поступающей от их сверстника, чем от взрослого. Многие школьники, например, проблему наркотизма воспринимают как исключительно молодежную, считают, что взрослые недостаточно компетентны в этой области. Подготовка лекторов-учащихся оказывается для социального педагога гораздо более трудной задачей, чем подготовка собственной лекции. Необходимо, чтобы выступающие обладали не только определенными ораторскими способностями, но и были авторитетными для своей аудитории, могли интересно и доступно преподнести материал.
Предварительный просмотр:
Технология работы социального педагога с семьей
Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает:
- воспитание детей, организацию ухода за ними,
- оформление опекунства, усыновления,
- защиту детей,
- заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии,
- организацию досуга,
- повышение образовательного и культурного уровня родителей,
- возрождение народных традиций,
- укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.
Социальные педагоги предпринимают необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т.д.).
Формы работы социального педагога с семьей:
- индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
- групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);
- коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий);
- наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).
Технология работы социального педагога с семьёй
Семья как социальный институт
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.
В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства.
Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной политики государства.
Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.
Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети
заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.
Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.
Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.
Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.
Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.
Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.
Создание такой семьи – это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.
На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни и т.д.
Русский философ Иван Ильин писал, что семья – это частичка Родины. Он писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди. Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам. Есть дом – затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от близких.
Специфика работы социального педагога с семьёй
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- больные дети, дети-инвалиды;
- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
- половая распущенность и проституция;
- алкоголики и наркоманы;
- дети-бродяги;
- развод родителей
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
"Социально-педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога"
Презентация на методическое объединение...
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...