Ранняя диагностика неблагополучия как залог успеха работы с семьей
консультация
Ранняя диагностика неблагополучия как залог успеха работы с семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему
«Ранняя диагностика неблагополучия –
залог успеха в работе с семьей»
Васенина Е.В.
социальный педагог
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
(Л.Н.Толстой)
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Но всякая ли семья способна на это? Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями. Неблагополучные же семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной а, по сути, она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания, и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.
В последнее время в нашей стране все больше семей, в которых родители озадачены проблемами карьеры, делания денег, где дети нежеланны или отодвинуты на одно из последних мест в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются. В таких семьях хорошо кормят, но мало ласкают, у родителей нет времени. В других семьях боязнь избаловать ребенка вытеснила ласку, дети воспитываются в неоправданной строгости.
Для данных типов семей необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагогов. В зависимости от характера проблем педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. Многие семьи нуждаются в коррекционно-профилактической работе по налаживанию внутрисемейных и детско-родительских отношений. Но чтобы оказать помощь таким семьям необходимо вовремя выявить скрытое неблагополучие или нарушение прав ребенка в семье.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – одна из главных задач педагогов.
На формирование неблагополучия в семье оказывают влияние следующие факторы:
- Социально-экономические. Семьи с низким материальным положением, находящиеся за чертой бедности, по разным причинам: безработица, низкая зарплата, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, неумение строить бюджет семьи. Сверхвысокие доходы также являются фактором риска.
- Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами).
- Социально-демографические (неполная, одно- или многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями). Семья однодетная может сформировать избалованного дитя с безудержно растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. Семья многодетная может вырастить не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Семьи со сводными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
- Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями). Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи, причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте, может стать причиной ухода от благотворного влияния семьи и школы.
- Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители); Семьи с низкой педагогической культурой родителей, в которых допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. В таких семьях присутствует жестокое обращение с детьми, оказывается отрицательное влияние на поведение ребенка в силу каких-то причин: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, Одни родители считают своей главной задачей обеспечить детям материальные условия существования. Другие ведут аморальный образ жизни (страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, беспорядочные половые связи). Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. Это те семьи, в которых родители не исполняют своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению ребенка по разным причинам: разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
- Криминальные (семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит, говорить о том:
- какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
- как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
- как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
- что должны, хотя бы в общих чертах, предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Целесообразно педагогам составлять социально-педагогические характеристики детей. Выявлять социально-бытовые условия проживания семьи, материальное положение, состав, эмоционально-нравственный климат, методы и приемы воздействия взрослых на детей, режим дня ребенка, семейный досуг, образовательный уровень родителей (в частности уровень педагогической культуры), их возраст и профессию. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Педагогам необходимо обращать внимание на внешний вид ребенка, на его поведение.
Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.
Эффективным методом на самом первом этапе является наблюдение за ребенком:
· во время режимных моментов;
· при общении со сверстниками, родителями или другими взрослыми;
· особенно ярко это проявляется в игре.
Эффективными являются наблюдения за детьми в сюжетно ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.
Выявление родителей, нарушающих права детей (то есть применяющих физическое или психическое насилие, либо не исполняющих свои родительские обязанности должным образом).
На этом этапе следует провести диагностику особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права детей.
Изучению внутрисемейных отношений способствуют:
· посещения семьи;
· беседы с родителями и детьми;
· наблюдение за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание:
· на содержание обращений, вопросов родителей к детям;
· их форму (мягкая, жесткая);
· употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов;
· реакции родителей на просьбы, рассказы, детей, их шалости, капризы.
Следует также оценить:
· эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.);
· мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки;
· особое внимание следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.)
Характерными признаками внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, являются:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье:
- боязливость ребенка;
- выраженный страх перед взрослыми, проявление тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
- боязнь идти домой;
- жестокое обращение с животными;
- стремление скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей необходимо повышать педагогическую грамотность родителей, включать их в деятельность образовательной организации. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ, конкурсах родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Направления и формы работы с неблагополучными семьями
- Диагностика семейного неблагополучия:
- наблюдения специалистов;
- анкетирование детей и родителей;
- тесты;
- опросники;
- интервью узких специалистов;
- мини-консилиумы;
- тренинги;
- анализ документов;
- анализ продуктов детского творчества;
- заявки семьи на оказание помощи;
- анализ состояния здоровья детей;
- анализ развития, успеваемости;
- сбор списков неблагополучных семей;
- составление социально-психологических характеристик детей;
- составление социально-психологических паспортов семьи.
- Индивидуальная помощь неблагополучной семье:
- советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- консультации специалистов;
- семейная терапия;
- индивидуальные беседы;
- индивидуальный социальный патронаж семей;
- психотерапия;
- родительские собрания.
- Групповая работа с родителями из неблагополучных семей:
- «группы риска»;
- спортивные группы;
- тренинговые группы;
- консультирование;
- семейные вечера.
- Профилактика семейного неблагополучия:
- ознакомление с психолого-педагогической литературой;
- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
- семинары для учителей и родителей;
- устройство на работу;
- летний лагерь;
- летняя площадка;
- дополнительные занятия в помощь ребенку;
- постановка на учет в ПДН.
Приемы работы с неблагополучными семьями
- Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
- Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
- Вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
- Готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
- Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств.
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями
- Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
- Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите с собой представителя администрации ДОУ, психолога, представителей учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребёнка в семье, нарушениях родителями его прав.
- Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.
- Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
- В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.
Однако следует помнить, что нельзя делать выводы по одному показателю. Только комплексное изучение семьи поможет увидеть реальную картину происходящего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
формы взаимодействия семьи и школы...
Статья "Диагностика как залог успеха педагога"
В статье раскрывается важнейшая роль диагностики длс современных педагогов....
"Сотрудничество взрослых и детей - залог успеха работы детского общественного объединения."
Наше детское общественное объединение "Палитра" существует уже более семи лет. И за этот период много интересных проектов были реализованы силами наших ребят. Только в этом учебном году мы организовал...
Ранняя диагностика неблагополучия - залог успеха в работе с семьей
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Ранняя диагностика неблагополучия – залог успеха в работе с семьей»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой)...
"РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ - ЗАЛОГ УСПЕХА РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ "
Считается, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Эту расхожую житейскую истину как нельзя лучше применить к проблеме детской безнадзорности и профилактике правонарушений. В последние годы ...
Ранняя диагностика неблагополучия - залог успеха в работе с семьей
Презентация для педагогического коллектива по выявлению раннего неблагополучия семьи....