Для чего нужно ошибаться? Классный час для обучающихся 7-8 классов
классный час (7 класс)

Зотова Галина Александровна

Представленный классный час -это диалог с другими, самим собой о совершаемых в жизни  ошибках.. Поможет осознать вероятность и необходимость совершения ошибок, подтолкнёт к размышлениям о реакции на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_chego_nuzhno_oshibatsya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 8 классов по теме

«Для чего нужно ошибаться? »

Цели: Дать представление об ошибке как о возможном результате при взаимодействии с людьми, решении проблем и жизненных ситуаций; помочь осознать вероятность и необходимость совершения ошибок; натолкнуть учащихся на размышления о реакции на совершённую ошибку

Задачи:

- анализ собственного эмоционально- психологического опыта;

- приобретение нового опыта умением «вычерпывания плюсов» в совершённой ошибке;

- отработка коммуникативных навыков и толерантности при работе в группах;

- отработка умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

Классный час проходит в форме проблемного диалога с использованием интерактивных методов. Предварительной подготовки не проводится, атмосфера понимания создаётся в процессе обсуждения затронутых проблем. Во время проведения класс делится на несколько групп.

При личностно- ориентированном подходе используются технологии: самовоспитания личности школьника, проблемного диалога.

Приёмы, способствующие творческому саморазвитию и самовоспитанию личности учащихся: 

Социально-значимая игра, постановка проблемных вопросов, диалог, работа в группах, анализ ситуации, психологическая установка для осуществления возможности саморегуляции, самообразования, самореализации.

Реквизит:

- карточки с возможными вариантами совершаемых ошибок;

- высказывания философов, мыслителей, известных людей об ошибке.

Ход занятия:

План

Цель

Содержание

Время

1.

Приветствие

Погружение в атмосферу размышления

Классный руководитель приветствует детей. Важны интонации голоса.

1 мин.

2.

Вступительное слово учителя

Погружение в проблему

Каждый человек в своей жизни совершал ошибки. Они у всех разные: один «провалил» экзамен, другой сказал не те слова близкому человеку, третий вложил деньги в бизнес и обанкротился, четвёртый преступил закон. Сегодня мы попробуем посмотреть на совершаемые ошибки под разными углами зрения. Всегда ли они имеют лишь негативный отпечаток. А главное,- попытаемся осмыслить реакцию, которая следует за осознанием допущенного промаха.

2 мин.

3.

Определение и сущность ошибки

Определение тематики занятия, смысловое погружение

Давайте обратимся к словарям (этимологический словарь русского языка, В.Даля). Зачитываются определения и высказывания.

3 мин.

4.

Обращение к классу поднять руки тем, кто хотя бы раз в жизни совершал ошибку

Погружение смысла понятия, личностный опыт

Сделав комментарий, учитель подводит учащихся к дискуссии.

1 мин.

5.

Проблемный диалог

Выработка умения осмысливать, формулировать, аргументировать свою позицию, слушать и уважать мнение другого

Перед учащимися ставятся вопросы:

- Какие бывают ошибки?

- Какие из них труднее исправить и почему?

- Как вы относитесь к ошибкам чужим и своим?

- Почему возникают ошибки?

Учащиеся поднимают руки, высказываются и аргументируют свою позицию.

Обобщая ответы, учитель акцентирует, что ошибки в жизни возникают при решении определённых задач, проблем, сложившихся ситуаций. В большинстве случаев это обычные ситуации или события, которые выводят нас из собственной зоны комфорта, и мы начинаем чувствовать раздражение, неспособность ими управлять. Проблемы выводят нас из привычной среды действия туда, где нам неудобно и непривычно. Зачастую  эти «плохие» ситуации возникают тогда, когда мы их не ожидали и к которым не совсем готовы.

8 мин.

6.

Вопрос к классу: вспомните, как вы обычно реагируйте на совершённую ошибку?

Обобщение личного опыта учащихся, выработка умения расширять собственные представления и взгляды на сложившиеся в обществе, принимать адекватные и грамотные решения

Возможные варианты ответов  портилось настроение, охватывала паника, бросались что-то делать.

Учитель, обобщая ответы учащихся, подводит их к заключению: вашими действиями и мыслями, в основном, управляют эмоции. Они самые первые негативно реагируют на проблемы. Важно, стараться сохранять спокойствие, когда проблема только случилась. Сохранять хладнокровное мышление сложно, особенно девушкам и женщинам. На негативных эмоциях принять правильное решение намного сложнее, чем в обычных условиях. Старайтесь не реагировать моментально. Иначе, велика вероятность совершить другую ошибку, усугубить проблему. («Утро вечера мудренее»)

С другой стороны, стоит ли реагировать на случившееся негативно. По мнению психологов, «не важно, что происходит, важно то, как вы это воспринимаете». Люди, в силу отсутствия достаточного опыта и знаний, не всегда могут знать, хорошее это для них событие или плохое. Чтобы проиллюстрировать сказанное, я расскажу вам притчу про мудреца. (см. приложение)

6 мин.

7.

Информация о способах реагирования на совершённые ошибки.

Работа в группах

Дать психологическое объяснение возможных вариантов реагирования на негативные события, вывести определённый алгоритм адекватной реакции

Попробуем вывести некоторые варианты реагирования на совершённые ошибки. Учащиеся работают в группах. Учитель, обобщая сказанное, на доске записывает выводы:

1. Не «зацикливаться» на ошибке, принять случившееся

(«+» - отсутствие испорченных нервов; «-» - при постоянном реагировании подобным образом человек теряет чувство ответственности, совесть)

2. Найти плюсы в ситуации.  

Люди, занимающиеся «вычерпыванием» плюсов порой действительно находят такое, ради чего стоило совершить ошибку.

8 мин.

8.

Работа в группах

Выработка группового решения

Попробуем закрепить полученную информацию на конкретных примерах (учащимся предлагается найти положительный опыт из негативных ситуаций: потерял новый сотовый телефон, нагрубил лучшему другу, провалил экзамен, порвал дорогие джинсы)

6 мин.

9.

Вывод

Осмысление новых знаний, оттенков чувств

Учитель, анализируя совместно с учащимися ответы, делает вывод. Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно бояться сделать что- то неправильно или ничего не сделать.

2 мин.

10.

Подведение итогов

Самонаставления

Жизнь движется вперёд не равномерно, а по синусоиде. Без ошибок, проблем не будет успеха. В природе всё имеет свои противоположности. Свой успех воспринимайте с радостью и благодарностью, но будьте готовы, что он может смениться неудачей, причём иногда за очень короткий промежуток времени. Как после зимы природа оживает, приобретая новые живые оттенки, так и человек. Преодолевая ошибки и трудности, он становится сильнее, приобретает опыт. Используя его, он способен добиваться лучшего результата и успеха. Пусть вашим жизненным девизом станет известное изречение: «Я не боюсь бурь, я учусь, как правильно вести корабль».

3 мин.

Приложения:

Этимологический словарь:

Ошибка- «неправильность в вычислении, в написании и т. п.; неправильный поступок, действие». Образовано с помощью предметного суффикса –к-а от глагола о(б)шибить(ся) «нанести удар мимо цели», «сделать промах», в диалектах не сохраняющегося. В этом глаголе тот же праславянский корень шиб – «удар», что в слове ушиб «удар», пришибить «сбить ударом»; шибать «бить, ударять». Следовательно, ошибка – первоначально «промах», «неправильность в действии ударять», а затем – «неправильность в действии вообще», «искажение чего- либо».

Даль В.И.:

Ошибка, ошибинка – как погрешность, неправильность, неверность, промах, огрех, обмолвка либо недоразумение, дурное ошибочное распоряженье или поступок; неумышленный проступок, или невольное, ненамеренное искажение чего- либо.

Ошибка не обман. Ошибка в фальш не ставится. Ошибкою не туда попал. Ошибся что ушибся: заживёт.

«Всем людям свойственно ошибаться»                                    Еврипид

«Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке»                                                             Цицерон

Erare humanum est – человеку свойственно ошибаться

Притча про мудреца

Шли мудрец и его ученики. Долго шли, устали, проголодались и вот наконец- то набрели на большой красивый дом. Постучали. Вышел хозяин в дорогом халате и спрашивает:

- Что вам нужно?

- Можно ли нам у вас переночевать? Мы весь день шли и очень устали. Хозяин неохотно согласился, но сказал, чтоб те ночевали в сарае, и ушёл в дом, захлопнув дверь.

Мудрец и ученики расположились в холодном и грязном сарае. Утром учитель сказал всем ученикам:

-Соберите все деньги, которые имеете, и отдайте их хозяину в благодарность за приём. Ученики всё сделали так, как сказал мудрец.

На следующий день они набрели на дряхлую хижину, где жил бедный старик. Он радушно принял их, зарезал для гостей последнюю овцу, и они все вместе хорошо поужинали. Старик дал им самые лучшие покрывала, положил спать в лучшей комнате.

Утром учитель поднял всех учеников и приказал им поджечь этот дом. Ученики безмолвно исполнили просьбу. Мудрец не объяснил им свои действия, и по дороге всё больше и больше нарастало недовольство учеников. Наконец, они, набравшись храбрости, спросили:

- Учитель, ты самый мудрый, но объясни нам, почему мы тому, который принял нас, как собак, отдали все наши деньги, а тому, который приютил нас, как лучших друзей, подожгли дом?

Учитель сказал им в ответ:

- Видите ли, вы всё воспринимаете, исходя их своих знаний, а я – из своих. Тому, богатому, мы дали денег, потому что ровно такой суммы ему не хватало, чтоб он провернул крупную аферу и потерял всё. А тому. Бедному, мы подожгли дом, потому что он стоял на сокровищах, а бедный старик даже не знал об этом. Когда он будет разгребать завалы своего дома, он найдёт эти сокровища.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа для обучающихся 7-9 классов по теме «Здоровый образ жизни»

Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Здоровы...

Разработка классного часа для обучающихся 7-9 классов по теме «Здоровый образ жизни»

Предлагаемая  разработка классного часа «Здоровый образ жизни»,  может быть использована в работе с детьми подросткового возраста 7-9 классов, средней общеобразовательной школы по...

Класснный час для обучающихся 7-9 классов "Моя ответственность перед законом"

Классный час "Моя ответственность перед законом" разработан для обучающихся 7- 9 классов коррекционной школы. Предусмотрена презентация. Классный час проводится с целью профилактики правонарушений и п...

Классный час для обучающихся 5-11 классов "Курение - коварная ловушка"

Классный час посвящен профилактике курения в подростковой среде. Разработан для учителей общеобразовательных школ и других детских учебных заведений. Может проводиться как в среднем звене,  так и...

Классный час для обучающихся 4-5 классов с ОВЗ. Тема: «Радонежская земля – Родина преподобного Сергия»

Цель: приобщение обучающихся к историческому наследию родного города.Задачи:Образовательные:- получение знаний о великих людях своей малой Родины,- приобщение к народным истокамКоррекционные:- развити...

Классный час «Чего нужно опасаться при общении с незнакомыми людьми?»

Цель: Содействовать формированию навыков правильного  поведения  при встрече с незнакомыми людьми.Задачи:1. Расширить знания детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.2. Развивать...

Классный час для обучающихся 8, 9 классов на тему "Кто курит табак, тот сам себе враг"

Предлагаемое мероприятие - это час общения на актуальную для подростков тему курения. Цель классного часа - профилактика табакокурения в подростковой и молодежной среде. Для проведения классного часа ...