Проект "Театр компромисса"
проект (8 класс)
Методика Форум-театра А.Боаля в условиях общеобразовательной школы и работы с детьми, требующими особого внимания, коррекции девиации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatr_kompromissa_1.doc | 430.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия «Шанс» г. Волгодонска
«Утверждаю»:
Директор МБОУ «Гимназия «Шанс»
г. Волгодонска
«____»_____ 20_____ г.
___________ А.И. Виноградова
ПРОЕКТ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
«ТЕАТР КОМПРОМИССА»
(медиативная технология Форум-театр)
Автор: О.В. Аверьянова,
социальный педагог,
МБОУ «Гимназия «Шанс»
г. Волгодонска
Волгодонск, 2021г.
Раздел 1.
Пояснительная записка.
Все начинается с семьи!
Укрепление семейного института является одной из важных задач политики нашего государства. Об этом свидетельствуют разные социальные программы поддержки семьи: «Молодая семья», «Молодым – доступное жилье», «Федеральная программа о государственной поддержке семьи в РФ» и т.п. Особенно ярко поддержка семьи была затронута Президентом РФ в декабре 2019 года в Послании Федеральному собранию. Тем не менее, как бы государство не стремилось к поддержке и развитию главного института общества, проблемы семьи существуют.
Сегодня семья испытывает, как материальные, так и духовные трудности. Зачастую факторами распада современной семьи являются:
- вредные, пагубные привычки;
- разные характеры и интересы;
- материальная/ финансовая не стабильность;
- быт;
- отсутствие жизненных целей;
- неправильно расставленные приоритеты;
- взаимоотношения с родственниками;
- отсутствие любви и уважения и т.д.
Так или иначе, проблемы семьи отражаются на воспитании и развитии детей и подростков, и проявляется семейное неблагополучие в межличностных конфликтах между взрослыми, между детьми, между разными поколениями.
К сожалению, мы сталкиваемся с рядом непонимания со стороны родителей, и очень печально, что оно происходит по отношению к собственным детям. В погоне за материальным, чаще всего забывается о духовных и нравственных вещах, о возвышенном питании детей, о желании услышать их проблемы, побыть рядом, поддержать. И, когда дети не чувствуют понимания, а родители зачастую либо откупаются, либо самоустраняются, прикрываясь чрезмерной занятостью, начинаются игры подростков во взрослую жизнь: от демонстративного привлечения внимания к своей личности разными способами до «ухода на улицу» и совершения правонарушений, преступлений, проявляя признаки девиантного и делинквентного поведения.
Наша общеобразовательная организация не стала исключением. В работе с детьми и подростками мы столкнулись с тем, что негативное проявление в социуме, асоциальные действия и поступки, правонарушения, преступления, грубость, и психоэмоциональное состояние - это первопричина невостребованности в семье, и отсутствие диалога между родителями и детьми. И доказательством этому служит показатель административных правонарушений родителей по ст.5.35 КоАП РФ.
За 2018-2020 г. учебные годы к административной ответственности по ст.5.35. КоАп РФ привлекались законные представители, родители обучающихся 5-9 классов – 9 чел. Родителям вынесены административные предупреждения.
Виды нарушений:
- переход проезжей части в неустановленном месте;
- прогулки в запрещенных местах;
- прогулки в ночное время без сопровождения родителей;
- самовольные уходы из дома;
- преступления в сговоре;
- незаконная фото и видео-съемка
- отравления неизвестной этиологии;
В течение 2018-2020 годов осуществлялся систематичный контроль и взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Волгодонска по постановке на учет учащихся, либо привлечение родителей к административным правонарушениям. Показатели можно увидеть в таблице.
Таблица №1
Вид учета/контроля | Год постановки | |||
2018-2019 учебный год | 2019 -2020 учебный год | 2020-2021 учебный год | ||
| 1 полугодие учебного года | 2 полугодие учебного года | ||
ВШК (Совет Профилактики) | 1 | 4 | 1 | 1 |
КДН и ЗП г. Волгодонска | 4 | 3 | 2 | 1 |
ОПДН -1,2 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Понимание того, что результатом проявленной девиации детей и подростков стал дефицит семейного воспитания, внимания к собственным детям и их проблемам, самоустранения некоторых родителей от своих обязанностей, натолкнуло нас на идею в 2018-2019 году разработать проект «Поговорим по-взрослому», направленный на сотрудничество с родителями и их детьми для устранения межличностных разногласий в семейном общении, (посредством нетрадиционных форм работы) и, в том числе, профилактику суицидального поведения подростков. Школа выступала посредником такого диалога. Проект успешно реализован, однако охват участников был не высок, в том числе и родителей детей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.
В 2020-2021 учебном году в продолжение темы семейного благополучия, мы решили рассмотреть профилактику социально-негативных явлений в молодежной среде, с другой точки зрения: научить подростков искать компромиссы в конфликтной ситуации, пути их разрешения, самостоятельно принимать решение в социально-бытовых условиях, посредством техники медиации Форум-театр, для того, чтобы под другим углом они пересмотрели имеющиеся проблемы, взаимоотношения между членами семьи, общение со сверстниками, и собственное отношение и рефлексию, к тому или иному действию, в том числе и асоциальному. Кроме того, основными мотивами для создания проекта «Театр компромисса» в организации стали:
♦ социально-негативные поступки обучающихся, как результат самоустранения родителей от воспитания детей, и отсутствия у детей и подростков духовного питания, духовной культуры, контроля со стороны семьи;
♦ статистика административных нарушений со стороны детей и подростков, как результат ненадлежащего исполнения обязанностей родителей;
♦ межличностные конфликтные ситуации – взрослый + ребенок, неумение (нежелание) вести диалог с близким человеком, неумении слышать и слушать друг друга;
♦ низкий уровень развития у подростков осознанных способов совладения с трудными жизненными ситуациями, низкий уровень развития навыков психосоматической саморегуляции и саморефлексии;
♦ рекомендации антинаркотической комиссии города Волгодонска по формированию у подростков социально-значимой активности.
Решение по устранению вышеперечисленных проблем мы видим в разработке проекта, основной идеей которого является медиативная технология Форум-театр, позволяющая:
► повышать самооценку подростка;
► улучшать способность к самоосознанию;
► развивать креативность и эмоциональную сензитивность;
► формировать нравственные чувства;
► развивать рефлексию;
►принимать решения и искать наиболее оптимальный выход из сложившейся трудной ситуации;
Идея проекта – обучение несовершеннолетних, в том числе и детей имеющих признаки девиации, в самостоятельном поиске решения проблемы общения со сверстниками, выхода из сложной семейной, жизненной ситуации посредством медиативной технологии «Форум – театр» во внеурочной деятельности.
Проект «Театр компромисса» - это инструмент к пониманию собственных поступков и их анализу, устранению причин «плохого поведения», к разрешению конфликтных ситуаций между взрослым и ребенком, изменению собственного отношения к семейным ситуациям, конфликтам, ссорам, непониманию, негативному взаимоотношению со сверстниками. Это некая подсказка детям через практическое проигрывание бытовых сценок, миниатюр и их обсуждение, к уверенному и взвешенному принятию решений, к поиску вариантов устранения проблемы, способу действий в той или иной кризисной обстановке.
Проект «Театр компромисса» рассчитан на реализацию подростковой (14-18 лет) и взрослой аудитории (педагоги, родители).
Раздел 2.
Основной целью проекта является – создание условий для обучающихся, в том числе, и детей с девиантным и делинквентным поведением, их родителей и педагогов, развитию знаний о психологических ориентирах в поиске решений в социально-бытовых проблемах, выхода из сложной жизненной ситуации посредством интерактивной медиативной технологии Форум-театра, как эффективного способа урегулирования конфликтов и взаимоотношений.
Главные задачи:
1. Обучить детей и подростков рассматривать межличностные конфликтные ситуации, бытовые споры, исходя из личного опыта, применяя рефлексию, и средства театральной выразительности.
2. Создать условия для развития уровня ответственности у подростков за принятое решение в сложных жизненных обстоятельствах.
3.Скорректировать межличностные отношения посредством практических заданий, ситуаций, с помощью театральных элементов, между детьми и родителями.
4. Формировать у несовершеннолетних умения справляться с кризисными сложными жизненными ситуациями и выходами из них путем положительных решений.
5. Уметь видеть в соучастии педагога, как медиатора, наставника, способного своевременно выявить негативные проявления обучающегося и предложить компетентную квалифицированную помощь классным руководителям, родителям и детям.
6. Работать над эффективностью коррекции поведенческих реакций подростков, в том числе и детей, состоящих на различных профилактических учетах, находящихся в сложной жизненной ситуации, формируя у них отрицательное отношение и отторжение к употреблению психоактивных веществ.
Сроки реализации проекта: проект имеет краткосрочный характер и рассчитан на один учебный год. При успешном результате работы проекта имеется возможность изменения срока.
Проект «Театр компромисса» состоит из трех блоков:
- работа с подростками – «Я играю и смотрю»;
- работа с классными руководителями «Классная игра»;
- работа с родителями «Пойми меня»;
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап. Сбор информации, изучение, первичная диагностика подростков (в том числе и детей с девиантным поведением), поиск актеров, формирование группы актеров, изучение и анализ медиативной технологии. Ознакомление с Форум-театром педагогического сообщества гимназии.
- Практический этап. Ознакомление с бытовыми сценками, ситуациями, распределение ролей, поиск тем детьми-актерами самостоятельно из жизни, в том числе и в социальных сетях «ВК», репетиции, вживание в роль, изготовление атрибут, обсуждения, показ зрителям, синтез и анализ премьер. Вовлечение подростков с девиантным поведением в Форум театр от пассивного зрителя до активного участника. Организация премьер для педагогической и родительской аудитории. Внедрение медиативной технологии в работу классного руководителя, как способ разрешения конфликтных ситуаций в классе.
- Аналитический этап. Повторная диагностика несовершеннолетних (в том числе и детей с девиантным поведением), опрос, общий анализ процента эффективности /неэффективности/ проекта).
Целевые показатели проекта:
Таблица 2
№ | Наименование показателей эффективности | Единица измерения чел/% | Базовый показатель | Ожидаемые значения целевых показателей, предусмотренных проектом | |
2019 г. | 2020г. | 2021г. (до декабря ) | |||
1 | Количество всех учащихся, состоящих на различных видах учета | чел | 7 | 2 | 1 |
Количество родителей, привлеченных к административной ответственности по ст. 5.35. КоАп РФ | чел | 7 | 2 | 1 | |
2 | Доля учащихся, среднего и старшего звена, находящихся в сложной жизненной ситуации и имеющие девиацию. | % | 5,5% | 1,7% | 0,5% |
3 | Доля родителей обучающихся, среднего и старшего звена, имеющих проблемы в детско- родительских отношениях. | % | 2,1% | 1,4% | 0,5% |
4. | Доля обучающихся, среднего и старшего звена, имеющих педагогическую запущенность со стороны родителей. | % | 2,1% | 1,4% | 0,5% |
5 | Доля обучающихся трудных подростков, от количества среднего и старшего звена, вовлеченных во внеурочную досуговую деятельность | % | 2,1% | 50% | 90% |
Раздел 3.
Система проектных мероприятий позволит сформировать представления у участников проекта (дети, родители, педагоги) о медиативной технологии Форум-театр и его истории, как один из способов разрешения сложившихся трудных жизненных ситуаций. Использование в работе Форум-театра тренинговых упражнений и заданий, таких как разминка, обсуждение ролей и атрибут к ним, вызовет положительный психо - эмоциональный отклик у подростков, и научит самостоятельно проявлять диалогическую активность со сверстниками, умения проводить игры, задания, научит анализировать.
Форум-театр организовывается во внеурочной деятельности.
Диагностическое обследование подростков на выявление личностных характеристик ориентированных по квалификации человек- человек, служит обязательным условием для актера в Форум-театре. Также диагностику можно дополнить и другими компетенциями: на выявление лидерских, скрытых качеств, творческих задатков и др.
Ознакомление и распространение медиативной технологии среди классных руководителей предполагается, как на обучающих семинарах, так и на практике (просмотр видео, премьер, вовлечение в ее анализ и др.)
В работе с семейным социумом выявляется «социальный заказ», т.е. межличностные конфликты, проблемные ситуации и др., которые могут быть «проиграны» и прочувствованы детьми, а также знакомство с методикой, просмотр миниатюр (по желанию законных представителей), получение обратной связи - отзывы (как личные, так и в форме анкетирования, опросов).
Алгоритм работы Форум –театра не меняется, он четко определен. Изменения только в самих ситуациях и их темах, актуальности, в смене или пополнении актеров из числа зрителей, желающих принять участие в обыгрывание сценок. Сценок по разным темам может быть много.
Блок «Я играю и смотрю» (с детьми и подростками) предполагает 3 ступени: подготовительная, практическая, аналитическая, это отражено в плане мероприятий.
На подготовительном этапе проводится набор детей и подростков в актерскую мини-группу, диагностика личностных качеств на выявление профессиональных задатков к категории «человек-человек», посредством он-лайн тестирования.
Ступень практики - это знакомство с историей возникновения Форум-театра, ее автором, просмотром видео-миниатюр, применением медиативной технологии со зрителями, обсуждение и т.п.
Аналитический этап включает итоговое обсуждение работы форум-театра, с точки зрения детей-актеров и зрителей об эффективности (либо неэффективности) деятельности медиативной методики.
Блок «Классная игра» (с классными руководителями)
Технологию Форум –театра специалисты рекомендуют применять в работе с детьми и классным руководителям, для наиболее качественного проведения классных часов, занятий, встреч, а также родительских собраний. Но прежде, чем на практике использовать данную методику необходимо изучить и разобрать принципы работы Форум-театра. Поэтому в блоке «Поговорим по взрослому» работа направлена на знакомство, обучение и практику классных руководителей в кругу коллег.
Блок «Пойми меня» (работа с родителями) отражает на начальном, подготовительном этапе деятельность классного руководителя и родителей и носит ознакомительный характер, т.е. педагог знакомит на родительском собрании с методикой медиации Форум-театр с помощью:
- информационной визитной карточки Форум-театра (история, видео, рассказ)
- запроса на решение конфликтных ситуаций и проигрывание их на сцене (как один из вариантов поиска сценок, идущих от родителей), при этом сохраняется анонимность адресата;
- практических родительских собраний по ознакомлению с технологией;
На практическом этапе классный руководитель или автор проекта предлагает взрослым принять участие в работе (от пассивного до активного):
- просмотра мини - сценок в качестве зрителей (особенно родителей, чьи дети находятся в «группе риска»)
- участие желающих родителей в Форум –театре в качестве актеров;
- поиска применение в семье такой формы медиации;
Аналитический этап предполагает отзывы родителей о работе медиативной техники в любом варианте: письменном, устном, рекомендательном и т.п.
Каждый раздел описан в программных мероприятиях, согласно этапам реализации проекта «Театр компромисса».
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Сроки проведения | Содержание | Ответственный | С кем проводится | Формы отчета | Ожидаемый результат |
РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ «Я ИГРАЮ И СМОТРЮ» | |||||
1.ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. | |||||
сентябрь | Поиск желающих детей проявить актерские данные необычным способом. Запись желающих на добровольной основе. Вовлечение детей с девиантным и делинквентным поведением. | Президент гимназии Куратор Аверьянова О.В. психолог | 8-11 классы | Список желающих актеров (временная группа) | 15-20 чел, из них дети, состоящие на учетах. |
Встреча с актерской группой: «Что такое Форум театр». - история создания, автор. - методика использования - результаты работы, отзывы - условия участия в Форум –театре | Куратор Аверьянова О.В., | Группа актеров | Фотоотчет | Сформированная мотивация актеров | |
Он-лайн тестирование на предмет выявления личностных данных по типу классификации профессий (сайт тестотека: http://testoteka.narod.ru/prof/1/09.html) Результаты тестирования. Отбор. | Куратор Аверьянова О.В. | Группа актеров | Результаты тестирования, скриншоты, анализ тестирования, список группы актеров постоянная | Сформированная труппа актеров | |
2. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ | |||||
Октябрь | Занятие №1. «Первые шаги» 1. Упражнения: «Приветствие», «Изобрази», «Живые скульптуры». 3. Знакомство с ситуацией: чтение, распределение ролей, обсуждение. | Куратор Аверьянова О.В., педагог-психолог | Группа актеров | Фотоотчет. | Мотивация на продолжение занятий |
Октябрь | Занятие № 2. «Вживание в роль. Спектакль –ситуация №1».
| Куратор Аверьянова О.В. | Группа актеров | Фотоотчет. Устный анализ - соотношение своих данных и элементов актерского мастерства | Мотивация на продолжение занятий |
октябрь | Занятие № 3. «Работа над сценической речью. Спектакль –ситуация №1». 1. Упражнение «Изобрази». Задание для развития дикции. 2. Репетиция сценки. 3. Анализ. | Куратор Аверьянова О.В. | Группа актеров | Фотоотчет. | Мотивация к показу перед зрителями |
Ноябрь | Занятие № 4. «Генеральная репетиция перед показом. Спектакль –ситуация №1». 1. Упражнение «Живая скульптура». 2. Репетиция сценки. 3. Анализ. 4.Подготовка зала (пространства) к премьере, сбору зрителей. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров, активисты помощники, декораторы | Дата показа. | Психологическая готовность к премьере. |
ноябрь | Встреча актеров и зрителей. Показ сценки № 1.
| Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров, зрители 7-11 классы, в т.ч. дети с девиантным поведением. Волонтеры. | Фотоматериалы. . | Мотивация на успех, положительные эмоции. |
ноябрь | Работа труппы актеров. Анализ премьеры и синтез игры актеров. Обсуждение активности зрителей и обратной связи. Рефлексия. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров | Видеоанализ. Отзывы. Независимое интервью. | Рефлексия. Самонализ игры. Рефлексия зрителей. Отзывы. |
декабрь | Занятие. «Вживание в роль. Спектакль –ситуация №2».
3. Репетиция сценки. 4. Анализ. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров | Устный анализ работы. | Вовлечение подростков, состоящих на учетах. Мотивация на продолжение занятий |
декабрь | Занятие. «Работа над сценической речью и жестами. Спектакль –ситуация №2». 1. Упражнение «Изобрази». 2. Репетиция сценки. 3. Анализ. 4.Подготовка атрибутов, работа над оформлением | Куратор Аверьянова О.В. | Группа актеров | Фотоотчет. | Вовлечение подростков, состоящих на учетах. Мотивация на продолжение занятий |
декабрь | Занятие. «Генеральная репетиция перед показом. Спектакль –ситуация №2». 1. Упражнение «Живая скульптура». 2. Репетиция сценки. 3. Анализ. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров | Устный анализ | Психологическая готовность к премьере. |
декабрь | Показ сценки № 2. 1.Организация зрителей 7-11 классов. 2.Напоминание правил Форум-театра и роль медиатора. 3.Премьера. 4.Обсуждение. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров, зрители 7-11 классов, дети «группы риска» | Фотоматериалы, видео. | Мотивация на успех, положительные эмоции актеров и зрителей. Рефлексия зрителей. |
январь | Работа труппы актеров. Анализ премьеры и синтез игры актеров. Обсуждение активности зрителей и обратной связи. Рефлексия. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров | Видеоанализ. Отзывы. Независимое интервью. | Рефлексия. Самонализ игры. Рефлексия зрителей. Отзывы. |
январь | Выход на семинар –практикум для классных руководителей. Показ сценки (по выбору актеров) | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров, классные руководители | Презентация работы труппы актеров | Отзывы педагогов независимое интервью. |
Выход на родительские собрания. Показ сценки (по выбору актеров) | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров, родители 7-11 кл. | Анализ работы актеров. | Отзывы родителей,независимое интервью | |
3. ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКИЙ | |||||
февраль | Работа труппы актеров. Анализ премьеры и синтез игры актеров. Обсуждение активности взрослой аудитории зрителей и обратной связи. Рефлексия. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров | Видеоанализ. Отзывы о взрослой аудитории. Независимое интервью. | Рефлексия. Самонализ игры. Рефлексия зрителей. Отзывы. |
февраль | Встреча актеров Форум –театра со зрителями. 1.Обсуждение работы актеров и зрителей. Роль медиатора. 2. Положительные и отрицательные стороны. 3. Перспектива Форум-театра. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Группа актеров, зрители 7-11 классов. | Определение фазы динамики работы в группе. «+» и «-« Форум-театра | Рефлексия. Коррекция поведенческих реакций подростков. |
Март- апрель | Внедрение в окружающий социум. Показ миниатюры (выбору актеров) для подростков, состоящих на профилактических учетах города (МОУ «Политэк») | Куратор Аверьянова О.В. | Группа актеров, зрители 7-11 классов. | Фото и видеоотчет. | Рефлексия. Коррекция поведенческих реакций подростков. |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ «КЛАССНАЯ ИГРА» | |||||
| |||||
октябрь | Теоретико -ознакомительный семинар по медиативной технологии: «Эффективные формы в работе с детьми и подростками (в том числе и с девиантным поведением) по профилактике социально-негативных явлений посредством Форум-театра». | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Классные руководители 1-11 классов | Рекомендации классным руководителям по работе с детьми. | Принятие технологии как эффективного метода работы с классом. |
Сентябрь- апрель | Оказание помощи и содействие в диагностике межличностных семейных конфликтов со стороны классных руководителей. Содействие в вовлечение детей, состоящих на различных профилактических учетах в участии в Форум –театре, от пассивного зрителя до активного, от зрителя до актера. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Классные руководители 7-11 классов | - | Участие детей, результаты диагностики |
| |||||
ноябрь | Семинар-практикум по теме: «Ознакомление классных руководителей с методикой Форум –театра в работе с детьми. Обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций педагогами. | Куратор Аверьянова О.В. педагог-психолог | Классные руководители | Фотоотчет | Рефлексия. Мотивация и установка на использование технологии в работе. |
Участие классных руководителей в показах миниатюр детьми - актерами. Анализ активности зрителей. Выполнение роли медиатора. | Куратор Аверьянова О.В. | Классные руководители | фотоотчет | Рефлексия. Мотивация и установка на использование технологии в работе. | |
декабрь | Семинар-практикум по теме: «Применение медиативной технологии в работе с родителями. Запрос родителей, как средство диагностики детско-родительских отношений» | Куратор Аверьянова О.В. | Классные руководители | Фотоотчет. Рекомендации по работе с семьей. | Мотивация и установка на использование технологии в работе родителями |
Март-Апрель | Организация родительских собраний с включением в повестку дня вопрос о работе Форум-театра: ознакомление с идеей, задачами, результатами методики. | Классные руководители 8-11 классов, педагог-психолог | Родители | Фотоотчет. Отзывы. Независимое интервью. | Разрешение конфликтных ситуаций диалогическим путем. Рефлексия поведения собственного ребенка. |
| |||||
Май | Методическое объединение классных руководителей: « Эффективность и применение медиативной технологии в индивидуальной и фронтальной работе с детьми» | Куратор Аверьянова О.В. | Классные руководители | фотоотчет | Рекомендации. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ «ПОЙМИ МЕНЯ» | |||||
| |||||
октябрь | Выявление «социального заказа» семьи на обсуждение межличностных конфликтных ситуаций в быту, между поколениями, в школе, на улице с друзьями с помощью опроса (анкетирования) классными руководителями. | Классные руководители | Родители | Анализ выявленных проблем-детско-родительских отношений, возможность применения их в Форум -театре. | Концепция вовлечения процента родителей в работу Форум -театра |
| |||||
Март -апрель | Ознакомление на родительских собраниях с методикой Форум-театра, в том числе и просмотром презентаций. | Куратор О.В. Аверьянова, кл. руководители | Родители | Фото | Участие родителей в медиативной технологии |
Декабрь- февраль | Просмотр мини-сценок игры актеров, в качестве зрителей, наблюдателей. Участие желающих родителей в форум-театре в качестве актеров | Куратор О.В. Аверьянова, кл. руководители | Родители, актеры, зрители-дети | Интервью родителей в качестве зрителей-наблюдателей, актеров /анализ | Отзывы. |
| |||||
Май | Анализ родителей о работе проекта посредством анкетирования. | Кл. руководители | Родители | Отзывы родителей об эффективности работы «Форум-театра» | Качественный анализ по результатам опроса. Аналитическая справка. |
Раздел 4.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Разделы, формы и методы проекта «Театр компромисса» описаны выше. В данном разделе представим структуру механизма реализации проекта. Подробно раскрыто направление - управление и контроль над проектом.
Управление проектом и контроль.
Управлением осуществляется автором проекта ««Театр компромисса» и его участниками. Успешная реализация отражается в программных мероприятиях, в графах «форма отчета» и «ожидаемый результат», где отражены не только разные виды отчета, но и продукт деятельности, что позволяет провести качественный мониторинг выполнения мероприятий.
Контроль реализации проекта осуществляется посредством анализа и метода индукции (от частного к общему) достижений результатов и составлении аналитических промежуточных отчетов (справок) о ходе проекта. Итоги проекта заслушиваются на педагогическом совете, с полной презентацией о проделанной работе.
Система контроля представлена в таблице № 3.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
«ТЕАТР КОМПРОМИССА»
Таблица№ 3
Вид контроля | Форма контроля | Срок исполнения | Ответственный | Результат |
Предварительный контроль | Контроль опроса классных руководителей диагностики родительского запроса на выявление межличностных семейных конфликтов | 1 неделя октября | Зам.директора по ВР | Информационная справка |
Мониторинг детей с девиантным поведением и подростков состоящих на разных видах учета. | Сентябрь, декабрь, апрель | Социальный педагог | Постановления КДН и ЗП, документы-представления на Совет профилактики | |
Анализ количества родителей привлеченных к административной ответственности | 4 неделя октября | Социальный педагог | Аналитическая справка | |
Текущий контроль | Персональное наблюдение за вовлечением обучающихся старшего звена во внеурочную деятельность | 8-е кл ноябрь 9-е кл.-декабрь 11-кл.январь | Зам.директора по ВР | Рекомендации классным руковолителям |
Обобщающее промежуточное наблюдение за реализацией проекта (просмотр репетиций, миниатюр и др) | Ноябрь, март | Зам.директора по ВР | Промежуточные отчеты. Информационные справки. | |
Беседа с участниками проекта с целью выявления качества реализации проекта | Декабрь. Апрель Октябрь | Зам.директора по ВР | Рекомендации по корректировке (по необходимости) | |
Итоговый контроль | Оценка результатов реализации проекта с помощью опроса (анкетирования родителей) | Май ноябрь | Социальный педагог | Информационная справка |
Опрос несовершеннолетних о работе проекта. Мониторинг поведенческих реакций детей, имеющих признаки девиантного поведения (психологическое тестирование, наблюдение) | Май, декабрь | Зам.директора по ВР, Педагог-психолог | Аналитическая справка. Приказ об итогах реализации проекта. |
Соответствие выполнения поставленных целевых показателей, динамика диагностики несовершеннолетних, наибольший процент вовлечения подростков, находящихся на различных профилактических учетах и имеющих признаки девиантного поведения, мониторинг социально-негативных явлений среди несовершеннолетних, снижение количества межличностных семейных конфликтов будет отражать качественный показатель реализации проекта.
Раздел 5.
Оценка эффективности проекта «Театр компромисса».
Проект будет успешным и эффективным при выполнении условий:
- обязательное присутствие модератора и по необходимости эксперта;
- учет специфики Форум-театра, которая направлена не на анализ, а на поиск решения проблемы зрителями и альтернативного мирного варианта;
- обязательное позитивное решение для выхода из конфликтов;
-использование технологии и применении в работе с детьми необходимо изучить ее и проиграть с классными руководителями;
-включение в работу детей «группы риска», как социализированных в негативной среде, и способных принимать активное и пассивное участие в технологии примирения, для пересмотра собственного поведения, а возможно и подсказки в поведенческих реакциях другим участникам проекта;
- достаточный временный ресурс;
- широкий охват тем (равнодушие, дискриминация, буллинг и т.п.);
При качественном подходе к реализации проекта по использованию методики Форум – театра, соблюдению всех условий, в гимназии:
► снизится количество обучающихся подростков, состоящих на различных профилактических учетах;
►снизится количество родителей, не выполняющих надлежаще свои обязанности по воспитанию детей;
►снизится доля обучающихся, относящихся к категории трудных подростков, имеющих девиантную и делинквентную направленность в поведении;
►улучшатся детско-родительские отношения в семьях, имеющих межличностные конфликты;
►повысится уровень педагогической компетенции родителей посредством качественного воздействия со стороны классного руководителя;
►повысится процент занятости обучающихся из числа «трудных подростков» во внеурочной деятельности;
Методика оценки эффективности реализации проекта «Поговорим по-взрослому!» включает алгоритм и формулу расчета целевых показателей в течение 1 года. Эффективность оценивается как степень фактического достижения целевых показателей, приведенных в таблице 1 по формуле.
К ф1 + К ф2+К ф3+Кф4 + К ф5
К о1 К о2 Ко3 Ко4 Ко5
П =------------------------------------------------ х 100%, где
N
П – эффективность реализации программы;
Кф1- фактически достигнутое значение целевого показателя в отчетный период
К о – ожидаемое значение целевого показателя в отчетный период
При значении:
П равное и более 100% реализация программы является эффективной;
П менее 100% реализация программы является неэффективной.
По этой же формуле можно провести промежуточные отчеты о ходе выполнения проекта, получить оценку эффективности за отчетный период и определить ориентиры работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Мода и здоровье ищут компромисс
Презентация предназначена для проведения классного часа. Содержит интересный материал из истории пирсинга и тату. Для доказательства востребованности темы проведён социологический опрос старшеклассник...
Классный час: "Воспитатели и мы: конфликт или компромисс?"
Конфликт в классе – это разногласие между его членами, в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и по...