Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Ради жизни на земле…»
проект
Никогда проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. В школе ей всегда уделялось особое внимание, вернее, весь процесс воспитания детей строился на основе любви к Родине, к своему народу, к своей истории. Раньше каждый ученик знал, что живет в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране. Так было всегда и так должно быть!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 522.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по патриотическому воспитанию
«Ради жизни на земле…»
«Помни, никогда не забывай, детям и внукам своим наказывай помнить, кто спас тебя, твою семью, наше Отечество, нашу нацию, наши духовные ценности, нашу историю от уничтожения».
В.А. Сухомлинский
Лукино, 2020 г.
- Краткая аннотация проекта
Никогда проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. В школе ей всегда уделялось особое внимание, вернее, весь процесс воспитания детей строился на основе любви к Родине, к своему народу, к своей истории. Раньше каждый ученик знал, что живет в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране. Так было всегда и так должно быть! К сожалению, сегодня это далеко не так, в наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки, и т.п.
Для молодёжи самым важным в жизни стали материальные ценности: деньги – 32,7 % ; деловая карьера и образование – около 20 %; получить от жизни побольше удовольствия – 18,7 %. Извечные же ценности собрали такие цифры: любовь – 5,1 %; действия ради будущего России – 4,4 %; идеалы и вера – 2,7 %.
Мы можем воспитывать любовь к Родине хоть ежеминутно: посещать музеи, комнаты боевой славы, проводить поисково-исследовательские операции; просматривать наши кинофильмы, телепередачи, рассказывающие о событиях и людях, которыми Россия может гордиться, о вечных ценностях; говорить о любви к своей земле, национальных корнях, знаменитом «русском духе»… Но в том-то и дело, что миром правит «золотой телец», а телевидение и газеты заполонили скандальные новости и шоу.
Что же делать в этой ситуации? Как снова научить любить свою Родину, свой народ и гордиться соей историей, как научить ценить слово «Семья»?
В меру своих сил школа старается решить эту проблему, осуществляя воспитательную работу.
Целью программы воспитания является:
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
И задачи ставим правильные:
- Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.
- Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
- Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной.
- Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
- Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России.
Но этого недостаточно, чтобы проблема сдвинулась с мертвой точки, нужно объединиться всем, кто занимается детьми, кто заботиться о будущем страны и вести большую целенаправленную работу! Вопрос, сколько понадобиться для этого времени?
- Актуальность проекта.
Актуальность проекта бесспорна: 2020 год – юбилейный год, 75 – летие Победы. Казалось бы для эпохи, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветеранов, некогда ходивших целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, осталось совсем мало. Время неумолимо стирает связующие нас нити с прошлым. А что слышат наши дети? Цинизм и абсолютное умышленное искажение исторической правды в СМИ, заставляют их поверить в правдивость услышанного.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас поколений, не помнящих этот страшный период истории.
В год празднования юбилейного Дня Победы нужно еще раз, еще много раз касаться истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Я, как автор проекта «Ради жизни на земле…» уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Проект «Ради жизни на земле…» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения учащихся. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей Родине, семье, народу.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
- развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
- воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
- сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
- изучать героическое прошлое нашей страны;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- подготовиться к достойной встрече Дня Победы;
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
- формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- Паспорт проекта
Структура | Содержание | |
Тема | «Ради жизни на земле…» | |
Адресация проекта | Педагогам образовательных организаций | |
Автор проекта | Середа Наталия Ивановна – учитель, ответственный за УР филиала | |
Место проведения проекта | Филиал МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова» в с.Лукино | |
Участники проекта | Дети 7-15 лет, ответственный за работу филиала, ответственный за ВР филиала, учителя, педагоги дополнительного образования, родители, сельская библиотека, МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова». | |
Возраст воспитанников | Дети 7-15 лет | |
Особенности проекта | По характеру продукта: творческий По количеству создателей: авторский По количеству детей: групповой. По продолжительности: краткосрочный (4 месяца: февраль - май) По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области) По уровню контактов и масштаба организации: на уровне филиала, сельской библиотеки, базовой школы, отдела образования района. | |
Идея проекта | Создание новой, более эффективной системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования патриотических чувств у школьников. | |
Инновационная направленность проекта. | Система деятельности филиала по формированию патриотического воспитания, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения и социальных партнеров. Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у обучающихся устойчивого интереса к историческим событиям нашей Родины. | |
Гипотеза | Работа по воспитанию чувства патриотизма у детей младшего и среднего школьного возраста как результат патриотического воспитания будет успешной, если: * процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «чувство патриотизма у обучающихся»; * будут определены критерии сформированности патриотических чувств у школьников; * теоретически разработана и апробирована педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с историей Родины; воспитание бережного отношения к матери-земле, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, почитание предков. * педагогический процесс по патриотическому воспитанию будет проходить при участии подготовленных педагогов, родителей и социальных партнеров. | |
Принципы реализации проекта | Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются: - научность, гуманизм, демократизм; - приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; - системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий; - многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; - его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; - тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания. | |
Основные направления реализации проекта |
3. Нравственное:
| |
Продукт проектной деятельности | - Создание Уголка Боевой славы в филиале. - Дистанционный классный час к 75-летию Победы в ВОВ. - Презентации минипроектов «Дети читают стихи о войне». - Участие в Акции «Бессмертный полк» и Создание презентации . -Рисунки детей на военную тематику к Юбилею Победы | |
-Информационный банк: информационный материал для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников, наглядные материалы, пособия, методические рекомендации, по темам проекта | ||
Этапы работы над проектом | 1этап Организационный | Содержание |
Задачи этапа: повышение собственной профессиональной компетентности, педагогическое просвещение родителей, создание условий для реализации проекта. Направления деятельности: изучение методической литературы, составление перспективного плана работы, работа в Интернет-сайтах, разработка анкет для родителей, анализ предметной пространственной развивающей среды группы. Деятельность педагогов: постановка цели, формулировка задач, продумывание заключительного этапа проекта, обсуждение направлений, форм работы для включения их в воспитательно-образовательный процесс группы. | - Информирование коллектива и родителей о реализации проекта «Ради жизни на земле…» - Исследование состояния инновационных образовательных процессов в школе. - Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности. - Создание системы взаимодействия участников проекта. - Изучение новых методик и технологий патриотического воспитания детей и анализ существующих. | |
2этап | Практический | Содержание |
Задачи этапа: разработка комплексной стратегии, направленной на формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств. Отбор и отработка методов, методик по проекту, внедрение современных технологий. Деятельность педагогов: направление деятельности учащихся, оказание помощи, обогащение их жизненного опыта историческими событиями через изобразительное, музыкальное искусство, а также чтение художественной литературы, продуктивной деятельности, организация совместной работы всех участников проекта, направленной на реализацию данного проекта и формирование чувства патриотизма. Деятельность детей: усвоение новых знаний, практических умений, проявление активной позиции, творческой инициативы, желание принять участие в деятельности группы, привлечение родителей к своей деятельности | - Реализация инновационных современных программ и технологий по патриотическому воспитанию детей. - Апробация системы работы по воспитанию чувства патриотизма в рамках проекта. - Вовлечение педагогов, родителей и социальных партнеров в единую творческую деятельность в рамках проекта. - Укрепление материально-технической базы школы. - Составление перспективного планирования работы патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции у всех участников проекта. - Разработка и проведение с педагогами семинара - практикума, консультаций в области патриотического воспитания - Разработка сценария классного часа к Юбилею Победы (закрепление знаний педагогов по программе патриотического воспитания). - Организация семинара-практикума по ознакомлению педагогов с проектными технологиями по воспитанию чувства патриотизма у школьников. - Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по патриотическому воспитанию - Вовлечение педагогов, родителей в единую творческую деятельность в рамках проекта. - Выставки детских рисунков на военную тематику. - Организация экскурсии в сельскую библиотеку. | |
3 этап | Обобщающий | Содержание |
Задачи этапа: оценка эффективности реализации проекта, выявление динамики в развитии детей, обобщение результатов работы по проектной деятельности, определение перспектив дальнейшей работы. Деятельность педагогов и родителей: подготовка к проведению и проведение классного часа, проведение диагностики, анализ соответствия прогнозируемых (ожидаемых) и фактических результатов, анкетирование, обобщение опыта работы, подготовка аналитического материала по итогам реализации направлений работы, презентация проекта, | - Обмен инновационным опытом. - Экспертиза результатов по отработке инновационной деятельности. - Организация самоанализа деятельности. - Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев. - Обобщение и документально-технологическое оформление опыта работы. - Трансляция результатов реализации проекта. - Создание пакета методических рекомендаций по патриотическому воспитанию детей. Круглый стол всех участников проекта по | |
составления отчета о реализации проекта. Деятельность детей: подготовка к празднику, участие в создании классного часа и мероприятия «Дети читают стихи о войне», выставки детских рисунков, участие в создании презентаций «Бессмертный полк» и «Наш уголок Боевой славы». | вопросам патриотического воспитания школьников. | |
Ресурсное обеспечение педагогического опыта. | А) Нормативно-правовые ресурсы: - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795; - Конвенция о правах ребенка; - Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; - Закон РФ "Об образовании"; - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - Программа развития МОБУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова»; Б) Кадровые ресурсы: Оценка состояния педагогического сообщества:
В) Информационные ресурсы:
Г) Программно-методические ресурсы:
Д) Материально – технические ресурсы:
| |
Алгоритм действий по реализации проекта |
Информирование общественности о результатах проекта |
План реализации проекта по этапам
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Участники деятельности | Сроки |
I этап (проектный) | ||
Создание и программирование работы творческой группы | Преподаватель-организатор проекта, педагоги, учащиеся | Февраль 2020 год |
Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | Февраль 2020 год |
Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | Февраль-март 2020 год |
Ресурсное обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников | Преподаватель-организатор проекта | Февраль 2020 год |
II этап (практический) | ||
Обновление содержания образования и способов учебно-воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | Февраль 2020 год |
Создание на базе школы Уголка Боевой славы, организация совместных творческих дел с родителями | Преподаватель-организатор проекта, педагоги, учащиеся, родители | Февраль – май 2020г. |
Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с проектом | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | В течение всего времени |
Работа над созданием презентации «Бессмертный полк» и подготовка к участию в одноименной Акции 9 мая | классные руководители, Преподаватель-организатор проекта, учащиеся и родители | март – май 2020г. |
Организация поисковой работы по сбору материалов о Воинах - Героях нашей малой Родины | классные руководители, Преподаватель-организатор проекта, учащиеся и родители | март – май 2020г. |
Оформление выставки рисунков на военную тему. | Преподаватель-организатор ИЗО, учащиеся | Апрель - май 2020г. |
IІІ. Заключительный этап (рефлексивный) | ||
| Преподаватель-организатор проекта, классные руководители | Май 2020г. |
| Преподаватель-организатор проекта, классные руководители, педагоги и родители | Май 2020г. |
3.Объективная оценка работы проекта. | Преподаватель-организатор проекта, | май 2020г. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
На уровне образовательного учреждения:
- Проведение мероприятий с охватом максимума учащихся.
- 100% охват преподавательского состава ОУ при реализации программы.
- Максимальное вовлечение учащихся для проведения мероприятий гражданско – патриотической направленности.
- Участие в конкурсах гражданско – патриотической направленности различных уровней.
На уровне района и округа:
- Количество и качество проведенных мероприятий и участия в них учащихся.
На федеральном уровне:
- Участие педагогов и учащихся в конкурсах и семинарах гражданско-патриотической направленности.
Результаты работы над проектом (I и II этапы)
№ | Мероприятие | Время | Уровень |
Участие учащихся | |||
1. | Создание Уголка Боевой славы | Февраль - май 2020г | Школьный |
2 | Школьный конкурс «Письмо солдату» | Март 2020г. | Школьный |
3 | Участие в подготовке к Акции «Бессмертный полк» | Апрель – май 2020г. | Федеральный |
4 | Создание выставки рисунков о войне | Апрель 2020г. | Школьный |
5 | Участие в подготовке классного часа и мероприятия «Дети читают стихи о войне» | Апрель –май 2020г. | Муниципальный |
Распространение педагогического опыта | |||
1 | Практикум «Проведение классных часов на патриотическую тему» | Февраль - апрель 2020г | Школьный |
2 | Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах военно-патриотической направленности. | Февраль - май 2020г | Муниципальный |
3 | Участие педагогов и учащихся в различных заочных конкурсах и семинарах гражданско-патриотической направленности. | Февраль - май 2020г | Федеральный |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Прогноз возможных негативных явлений | Пути их преодоления |
| -Точное распределение рабочего времени - Проведение мероприятий в строго определенное время. |
| Дополнительное просвещение педагогов, индивидуальные консультации |
| Разнообразие форм мероприятий и занятий |
| Привлечение дополнительных средств: спонсорские средства, добровольные пожертвования родителей |
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
- Разнообразить формы проведения занятий и мероприятий.
- Расширение территории проекта: трансляция опыта в образовательные учреждения.
- Осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся.
- Более широкое привлечение учащихся к заочным конкурсам гражданско-патриотической направленности.
- Широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовки мероприятий и занятий гражданско – патриотической направленности.
Список использованной литературы:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
9. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.
Приложение 1
РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРОДУКТЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
- В школе создан Уголок Боевой славы: https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239039%2Fpl_157522079_-2
- Проведен в школе конкурс «Письмо солдату», определены победители:
- Подготовили и приняли участие в Акции «Бессмертный полк» (дистанционно): https://nsportal.ru/user/1279327/video
- Подготовили выставку рисунков о войне.
- 9 мая был проведен дистанционно Единый классный час, посвященный 75-летию Победы: https://disk.yandex.ru/client/recent?source=domik-main&idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FПочтовые%20вложения%2FКлассный-час-к-75-летию-Победы.mp3
- Проведено дистанционное мероприятие «Дети читают стихи о войне»:
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239021%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239020%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239036%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239019%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239018%2Fpl_157522079_-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/15/picture-33465.jpg)
Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"
Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/27/picture-276271-1374949448.jpg)
сценарий конкурса патриотической песни "Ради жизни на Земле"
сценарий внеклассного мероприятия по музыке...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-1126305-1667668555.jpg)
Сценарий конкурса авторских патриотических стихов «Ради жизни на земле»
Конкурс патриотических стихов «Ради жизни на Земле» был проведён в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы в колледже, был посвящён воспитанию у студентов гражданственности ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-1126305-1667668555.jpg)
Сценарий конкурса авторских патриотических стихов «Ради жизни на земле»
Конкурс патриотических стихов «Ради жизни на Земле» был проведён в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы в колледже, был посвящён воспитанию у студентов гражданственности ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178173-1571656553.jpg)
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...