Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Ради жизни на земле…»
проект
Никогда проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. В школе ей всегда уделялось особое внимание, вернее, весь процесс воспитания детей строился на основе любви к Родине, к своему народу, к своей истории. Раньше каждый ученик знал, что живет в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране. Так было всегда и так должно быть!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурс педагогических проектов | 522.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по патриотическому воспитанию
«Ради жизни на земле…»
«Помни, никогда не забывай, детям и внукам своим наказывай помнить, кто спас тебя, твою семью, наше Отечество, нашу нацию, наши духовные ценности, нашу историю от уничтожения».
В.А. Сухомлинский
Лукино, 2020 г.
- Краткая аннотация проекта
Никогда проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. В школе ей всегда уделялось особое внимание, вернее, весь процесс воспитания детей строился на основе любви к Родине, к своему народу, к своей истории. Раньше каждый ученик знал, что живет в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране. Так было всегда и так должно быть! К сожалению, сегодня это далеко не так, в наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки, и т.п.
Для молодёжи самым важным в жизни стали материальные ценности: деньги – 32,7 % ; деловая карьера и образование – около 20 %; получить от жизни побольше удовольствия – 18,7 %. Извечные же ценности собрали такие цифры: любовь – 5,1 %; действия ради будущего России – 4,4 %; идеалы и вера – 2,7 %.
Мы можем воспитывать любовь к Родине хоть ежеминутно: посещать музеи, комнаты боевой славы, проводить поисково-исследовательские операции; просматривать наши кинофильмы, телепередачи, рассказывающие о событиях и людях, которыми Россия может гордиться, о вечных ценностях; говорить о любви к своей земле, национальных корнях, знаменитом «русском духе»… Но в том-то и дело, что миром правит «золотой телец», а телевидение и газеты заполонили скандальные новости и шоу.
Что же делать в этой ситуации? Как снова научить любить свою Родину, свой народ и гордиться соей историей, как научить ценить слово «Семья»?
В меру своих сил школа старается решить эту проблему, осуществляя воспитательную работу.
Целью программы воспитания является:
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
И задачи ставим правильные:
- Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.
- Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
- Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной.
- Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
- Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России.
Но этого недостаточно, чтобы проблема сдвинулась с мертвой точки, нужно объединиться всем, кто занимается детьми, кто заботиться о будущем страны и вести большую целенаправленную работу! Вопрос, сколько понадобиться для этого времени?
- Актуальность проекта.
Актуальность проекта бесспорна: 2020 год – юбилейный год, 75 – летие Победы. Казалось бы для эпохи, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветеранов, некогда ходивших целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, осталось совсем мало. Время неумолимо стирает связующие нас нити с прошлым. А что слышат наши дети? Цинизм и абсолютное умышленное искажение исторической правды в СМИ, заставляют их поверить в правдивость услышанного.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас поколений, не помнящих этот страшный период истории.
В год празднования юбилейного Дня Победы нужно еще раз, еще много раз касаться истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Я, как автор проекта «Ради жизни на земле…» уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Проект «Ради жизни на земле…» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения учащихся. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей Родине, семье, народу.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
- развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
- воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
- сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
- изучать героическое прошлое нашей страны;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- подготовиться к достойной встрече Дня Победы;
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
- формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- Паспорт проекта
Структура | Содержание | |
Тема | «Ради жизни на земле…» | |
Адресация проекта | Педагогам образовательных организаций | |
Автор проекта | Середа Наталия Ивановна – учитель, ответственный за УР филиала | |
Место проведения проекта | Филиал МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова» в с.Лукино | |
Участники проекта | Дети 7-15 лет, ответственный за работу филиала, ответственный за ВР филиала, учителя, педагоги дополнительного образования, родители, сельская библиотека, МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова». | |
Возраст воспитанников | Дети 7-15 лет | |
Особенности проекта | По характеру продукта: творческий По количеству создателей: авторский По количеству детей: групповой. По продолжительности: краткосрочный (4 месяца: февраль - май) По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области) По уровню контактов и масштаба организации: на уровне филиала, сельской библиотеки, базовой школы, отдела образования района. | |
Идея проекта | Создание новой, более эффективной системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования патриотических чувств у школьников. | |
Инновационная направленность проекта. | Система деятельности филиала по формированию патриотического воспитания, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения и социальных партнеров. Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у обучающихся устойчивого интереса к историческим событиям нашей Родины. | |
Гипотеза | Работа по воспитанию чувства патриотизма у детей младшего и среднего школьного возраста как результат патриотического воспитания будет успешной, если: * процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «чувство патриотизма у обучающихся»; * будут определены критерии сформированности патриотических чувств у школьников; * теоретически разработана и апробирована педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с историей Родины; воспитание бережного отношения к матери-земле, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, почитание предков. * педагогический процесс по патриотическому воспитанию будет проходить при участии подготовленных педагогов, родителей и социальных партнеров. | |
Принципы реализации проекта | Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются: - научность, гуманизм, демократизм; - приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; - системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий; - многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; - его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; - тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания. | |
Основные направления реализации проекта |
3. Нравственное:
| |
Продукт проектной деятельности | - Создание Уголка Боевой славы в филиале. - Дистанционный классный час к 75-летию Победы в ВОВ. - Презентации минипроектов «Дети читают стихи о войне». - Участие в Акции «Бессмертный полк» и Создание презентации . -Рисунки детей на военную тематику к Юбилею Победы | |
-Информационный банк: информационный материал для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников, наглядные материалы, пособия, методические рекомендации, по темам проекта | ||
Этапы работы над проектом | 1этап Организационный | Содержание |
Задачи этапа: повышение собственной профессиональной компетентности, педагогическое просвещение родителей, создание условий для реализации проекта. Направления деятельности: изучение методической литературы, составление перспективного плана работы, работа в Интернет-сайтах, разработка анкет для родителей, анализ предметной пространственной развивающей среды группы. Деятельность педагогов: постановка цели, формулировка задач, продумывание заключительного этапа проекта, обсуждение направлений, форм работы для включения их в воспитательно-образовательный процесс группы. | - Информирование коллектива и родителей о реализации проекта «Ради жизни на земле…» - Исследование состояния инновационных образовательных процессов в школе. - Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности. - Создание системы взаимодействия участников проекта. - Изучение новых методик и технологий патриотического воспитания детей и анализ существующих. | |
2этап | Практический | Содержание |
Задачи этапа: разработка комплексной стратегии, направленной на формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств. Отбор и отработка методов, методик по проекту, внедрение современных технологий. Деятельность педагогов: направление деятельности учащихся, оказание помощи, обогащение их жизненного опыта историческими событиями через изобразительное, музыкальное искусство, а также чтение художественной литературы, продуктивной деятельности, организация совместной работы всех участников проекта, направленной на реализацию данного проекта и формирование чувства патриотизма. Деятельность детей: усвоение новых знаний, практических умений, проявление активной позиции, творческой инициативы, желание принять участие в деятельности группы, привлечение родителей к своей деятельности | - Реализация инновационных современных программ и технологий по патриотическому воспитанию детей. - Апробация системы работы по воспитанию чувства патриотизма в рамках проекта. - Вовлечение педагогов, родителей и социальных партнеров в единую творческую деятельность в рамках проекта. - Укрепление материально-технической базы школы. - Составление перспективного планирования работы патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции у всех участников проекта. - Разработка и проведение с педагогами семинара - практикума, консультаций в области патриотического воспитания - Разработка сценария классного часа к Юбилею Победы (закрепление знаний педагогов по программе патриотического воспитания). - Организация семинара-практикума по ознакомлению педагогов с проектными технологиями по воспитанию чувства патриотизма у школьников. - Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по патриотическому воспитанию - Вовлечение педагогов, родителей в единую творческую деятельность в рамках проекта. - Выставки детских рисунков на военную тематику. - Организация экскурсии в сельскую библиотеку. | |
3 этап | Обобщающий | Содержание |
Задачи этапа: оценка эффективности реализации проекта, выявление динамики в развитии детей, обобщение результатов работы по проектной деятельности, определение перспектив дальнейшей работы. Деятельность педагогов и родителей: подготовка к проведению и проведение классного часа, проведение диагностики, анализ соответствия прогнозируемых (ожидаемых) и фактических результатов, анкетирование, обобщение опыта работы, подготовка аналитического материала по итогам реализации направлений работы, презентация проекта, | - Обмен инновационным опытом. - Экспертиза результатов по отработке инновационной деятельности. - Организация самоанализа деятельности. - Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев. - Обобщение и документально-технологическое оформление опыта работы. - Трансляция результатов реализации проекта. - Создание пакета методических рекомендаций по патриотическому воспитанию детей. Круглый стол всех участников проекта по | |
составления отчета о реализации проекта. Деятельность детей: подготовка к празднику, участие в создании классного часа и мероприятия «Дети читают стихи о войне», выставки детских рисунков, участие в создании презентаций «Бессмертный полк» и «Наш уголок Боевой славы». | вопросам патриотического воспитания школьников. | |
Ресурсное обеспечение педагогического опыта. | А) Нормативно-правовые ресурсы: - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795; - Конвенция о правах ребенка; - Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; - Закон РФ "Об образовании"; - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - Программа развития МОБУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова»; Б) Кадровые ресурсы: Оценка состояния педагогического сообщества:
В) Информационные ресурсы:
Г) Программно-методические ресурсы:
Д) Материально – технические ресурсы:
| |
Алгоритм действий по реализации проекта |
Информирование общественности о результатах проекта |
План реализации проекта по этапам
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Участники деятельности | Сроки |
I этап (проектный) | ||
Создание и программирование работы творческой группы | Преподаватель-организатор проекта, педагоги, учащиеся | Февраль 2020 год |
Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | Февраль 2020 год |
Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | Февраль-март 2020 год |
Ресурсное обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников | Преподаватель-организатор проекта | Февраль 2020 год |
II этап (практический) | ||
Обновление содержания образования и способов учебно-воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | Февраль 2020 год |
Создание на базе школы Уголка Боевой славы, организация совместных творческих дел с родителями | Преподаватель-организатор проекта, педагоги, учащиеся, родители | Февраль – май 2020г. |
Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с проектом | Преподаватель-организатор проекта, педагоги | В течение всего времени |
Работа над созданием презентации «Бессмертный полк» и подготовка к участию в одноименной Акции 9 мая | классные руководители, Преподаватель-организатор проекта, учащиеся и родители | март – май 2020г. |
Организация поисковой работы по сбору материалов о Воинах - Героях нашей малой Родины | классные руководители, Преподаватель-организатор проекта, учащиеся и родители | март – май 2020г. |
Оформление выставки рисунков на военную тему. | Преподаватель-организатор ИЗО, учащиеся | Апрель - май 2020г. |
IІІ. Заключительный этап (рефлексивный) | ||
| Преподаватель-организатор проекта, классные руководители | Май 2020г. |
| Преподаватель-организатор проекта, классные руководители, педагоги и родители | Май 2020г. |
3.Объективная оценка работы проекта. | Преподаватель-организатор проекта, | май 2020г. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
На уровне образовательного учреждения:
- Проведение мероприятий с охватом максимума учащихся.
- 100% охват преподавательского состава ОУ при реализации программы.
- Максимальное вовлечение учащихся для проведения мероприятий гражданско – патриотической направленности.
- Участие в конкурсах гражданско – патриотической направленности различных уровней.
На уровне района и округа:
- Количество и качество проведенных мероприятий и участия в них учащихся.
На федеральном уровне:
- Участие педагогов и учащихся в конкурсах и семинарах гражданско-патриотической направленности.
Результаты работы над проектом (I и II этапы)
№ | Мероприятие | Время | Уровень |
Участие учащихся | |||
1. | Создание Уголка Боевой славы | Февраль - май 2020г | Школьный |
2 | Школьный конкурс «Письмо солдату» | Март 2020г. | Школьный |
3 | Участие в подготовке к Акции «Бессмертный полк» | Апрель – май 2020г. | Федеральный |
4 | Создание выставки рисунков о войне | Апрель 2020г. | Школьный |
5 | Участие в подготовке классного часа и мероприятия «Дети читают стихи о войне» | Апрель –май 2020г. | Муниципальный |
Распространение педагогического опыта | |||
1 | Практикум «Проведение классных часов на патриотическую тему» | Февраль - апрель 2020г | Школьный |
2 | Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах военно-патриотической направленности. | Февраль - май 2020г | Муниципальный |
3 | Участие педагогов и учащихся в различных заочных конкурсах и семинарах гражданско-патриотической направленности. | Февраль - май 2020г | Федеральный |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Прогноз возможных негативных явлений | Пути их преодоления |
| -Точное распределение рабочего времени - Проведение мероприятий в строго определенное время. |
| Дополнительное просвещение педагогов, индивидуальные консультации |
| Разнообразие форм мероприятий и занятий |
| Привлечение дополнительных средств: спонсорские средства, добровольные пожертвования родителей |
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
- Разнообразить формы проведения занятий и мероприятий.
- Расширение территории проекта: трансляция опыта в образовательные учреждения.
- Осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся.
- Более широкое привлечение учащихся к заочным конкурсам гражданско-патриотической направленности.
- Широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовки мероприятий и занятий гражданско – патриотической направленности.
Список использованной литературы:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
9. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.
Приложение 1
РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРОДУКТЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
- В школе создан Уголок Боевой славы: https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239039%2Fpl_157522079_-2
- Проведен в школе конкурс «Письмо солдату», определены победители:
- Подготовили и приняли участие в Акции «Бессмертный полк» (дистанционно): https://nsportal.ru/user/1279327/video
- Подготовили выставку рисунков о войне.
- 9 мая был проведен дистанционно Единый классный час, посвященный 75-летию Победы: https://disk.yandex.ru/client/recent?source=domik-main&idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FПочтовые%20вложения%2FКлассный-час-к-75-летию-Победы.mp3
- Проведено дистанционное мероприятие «Дети читают стихи о войне»:
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239021%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239020%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239036%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239019%2Fpl_157522079_-2
https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239018%2Fpl_157522079_-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"
Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...
сценарий конкурса патриотической песни "Ради жизни на Земле"
сценарий внеклассного мероприятия по музыке...
Сценарий конкурса авторских патриотических стихов «Ради жизни на земле»
Конкурс патриотических стихов «Ради жизни на Земле» был проведён в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы в колледже, был посвящён воспитанию у студентов гражданственности ...
Сценарий конкурса авторских патриотических стихов «Ради жизни на земле»
Конкурс патриотических стихов «Ради жизни на Земле» был проведён в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы в колледже, был посвящён воспитанию у студентов гражданственности ...
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...