Консультация для родителей " Если ребенок ворует"
консультация
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым, умным, честным и порядочным человеком. Для этого его воспитывают с самих ранних лет. Методы воспитания у родителей разные, но все они направлены на развитие гармоничной и самодостаточной личности.
Иногда близкие не справляются с поведением ребёнка, и это вызывает огромную тревогу. Он становится раздражительным, капризным, может стать агрессивным, драчливым или, наоборот, слишком спокойным, молчаливым, даже замкнутым. Также ребёнок начинает обманывать, воровать. Эти проблемы влекут за собой довольно тяжёлые последствия. Чтобы этих последствий не было, нужно принимать срочные меры. Сегодня речь пойдёт о детских кражах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_voruet.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок ворует.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым, умным, честным и порядочным человеком. Для этого его воспитывают с самих ранних лет. Методы воспитания у родителей разные, но все они направлены на развитие гармоничной и самодостаточной личности.
Иногда близкие не справляются с поведением ребёнка, и это вызывает огромную тревогу. Он становится раздражительным, капризным, может стать агрессивным, драчливым или, наоборот, слишком спокойным, молчаливым, даже замкнутым. Также ребёнок начинает обманывать, воровать. Эти проблемы влекут за собой довольно тяжёлые последствия. Чтобы этих последствий не было, нужно принимать срочные меры. Сегодня речь пойдёт о детских кражах.
Когда родители обнаруживают у ребёнка чужие вещи, деньги, они негодуют и недоумевают. Как их сын или дочь может воровать, ведь с детства ребят учили не брать чужое. Однако подростки забывают о том, чему их учили и действуют в соответствии со своими желаниями. Важно понять, почему у ребёнка возникает желание красть. По мнению психологов, существует несколько причин асоциального детского поведения.
Почему воруют дети?
- Ребёнок проходит определённый этап развития.
Доказано, что детей в шесть-семь лет так и тянет на то, чтобы взять чужое. Так заложено природой. Нужно учить их честности и порядочности, пережидая тяжёлый период. Переходя в другой возрастной этап, 6-летние и 7-летние дети обычно забывают о воровстве.
- Ребёнку необходимо внимание со стороны родителей.
Как ни странно, во многих случаях дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей. Ощущая нехватку родительской любви, внимания, ласки, ребёнок старается любым способом привлечь родительский взгляд. И неважно, что, своровав, он получит порицание и наказание. Даже такое внимание ребёнок ценит.
Чтобы не допустить асоциального поведения ребёнка, чаще общайтесь с ним, узнавайте о том, что его волнует и беспокоит. Проявляёте к подростку нежность, внимание, заботу. Лишними они никогда не бывают! И, конечно, говорите ему о своей любви.
- Ребёнок хочет самоутвердиться среди своих сверстников, друзей.
Вам, взрослым, это кажется глупым - воровать, чтобы завоевать авторитет. А вот подросток так не считает. В молодёжной среде важно показаться «крутым», наглым. Если человек идёт на воровство, значит он ничего не боится. Возможно, ваш ребёнок крадёт деньги и для того, чтобы угостить своих друзей. Это ещё один путь к завоеванию доверия и авторитета. Чтобы контролировать общение ребёнка с друзьями, больше разговаривайте с ним, задавайте вопросы. Не лишним будет разузнать всё о компании, в которую входит ваши сын или дочь.
- Ребёнку не хватает денег на карманные расходы.
В наше время родителям очень тяжело содержать своих детей. Денег хватает только на самое необходимое. Трудно объяснить маленькому человеку, что лишних средств нет и не будет, а вокруг ведь так много соблазна. Чтобы не быть в классе изгоем, цебёнок
ворует деньги для покупки новых вещей, телефона. Может быть, подросток влюбился, и деньги ему нужны для ухаживания за дамой сердца. Поговорите с ребёнком, выясните, для чего ему понадобились деньги. Возможно, вам придётся найти способы дополнительного заработка или ваш ребёнок пойдёт на подработку. Только совместно вы сможете принять верное решение.
5. Ребёнок копирует поведение родителей.
Если родители воруют и прямо говорят об этом, ребёнок обязательно скопирует их поведение. Если не хотите вырастить вора, станьте достойными объектами для подражания. Подавайте подростку хороший пример.
Независимо от причины, побудившей вашего ребёнка к воровству, не стоит применять методы насилия. Ругать, бить ребёнка запрещают все психологи. Такой подход усугубит положение и ещё сильнее травмирует психику подростка. Общайтесь с ребёнком, расспрашивайте его о проблемах. Может, он откроется не сразу, но со временем научится вам доверять.
Ребенок ворует. Что делать? О причинах детского воровства мы поговорили, а как же с ним бороться? Психологи давно выработали перечень эффективных методов борьбы.
- Психотерапевтический зеркальный метод.
Покажите ребёнку его поведение со стороны. Это может подействовать, направив ребёнка на путь исправления.
- Метод компенсации.
Этот приём предполагает взаимозаменяемость. Ребёнка лишают возможности воровать, но дают взамен возможность положительной и полезной деятельности.
- Метод рассмотрения альтернатив.
Ребёнку показывается 2 схемы развития событий в случаях, когда он либо продолжает воровать, либо отказывается от опасной деятельности. Обычно предлагаемый контраст немного шокирует подростка, и он выбирает правильный социальный путь.
- Метод внушения установок, направленных на положительную социализацию. Этот метод предполагает более глубокое^психотерапевтическое воздействие.
Все приёмы будут действенны только на фоне вашей любви к ребёнку. Он должен чувствовать вашу поддержку, потому что никто больше не сможет ему помочь. Воровство в подростковом возрасте - это не крест на дальнейшей жизни. Нужно лишь вовремя услышать тревожные звоночки и принять меры. Любите своих детей!
Четыре шага к прекращению воровства.
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?"
Важно запомнить два "не" в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней. Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.
План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка
Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного Поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана Изменений.
- Обратитесь к шагу 1, поскольку самым важным элементом изменения поведения ребенка является определение факторов, подталкивающих к воровству. Чтобы лучше разобраться в этом, поговорите со взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка и чьему мнению вы доверяете. Несмотря на то, что дети часто крадут, чтобы проверить, сойдет ли это им с рук, такое поведение может указывать на существование более глубокой неудовлетворенной потребности. Безусловно, здесь следует рассматривать множество факторов, вот примеры. *
- Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п., из-за которых ребенку не хватает внимания?
- Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно?
- Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве?
- Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения?
- Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности?
- Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе?
- Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить?
- Как только вы поймете, почему ребенок ворует, спросите себя, как избавиться от этой проблемы. Например, если вы думаете, что ребенок крадет, чтобы добиться признания
сверстников, помогите ему наити друзей, которые помогут ему воспитать характер и научат противостоять сверстникам. Запишите, что вы собираетесь предпринять для решения проблемы, и обяжитесь следовать этому вместе с ребенком.
- Перечитайте шаг 2 и подумайте, как вы поможете ребенку научиться уважать собственность других. Например, будете ли вы создавать ситуации, помогающие усвоить понятие собственности, или читать рассказы и сказки о честности, или ежедневно использовать для этого подходящие воспитательные моменты? Не обманывайтесь, думая, что ребенок уже усвоил правила честности. Этой добродетели надо учить постоянно и часто о ней повторять.
- Подумайте, что вам следует предпринять, чтобы ребенок понял последствия воровства. Шаги 3 и 4 помогут вам разработать план изменений. Самая важная задача — добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия.
- Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Если ребенок плохо говорит"
Материалы консультационных занятий для родителей при обращении в консультационный пункт...
консультация для родителей "Если у ребенка нет друзей"...
консультация...
Консультация для родителей"Если ребенок заикается"
Преодоление заикания - сложный, трудоемкий процесс, который требует комлексного подхода....
Что делать, если ребенок ворует?
Причины воровства детей и способы борьбы с детским воровством...
Что делать если ребенок ворует? Советы психолога.
Консультация для родителей....
Если ребенок ворует: памятка для родителей
памятка для родителей...
Консультация для родителей: «Если ребенок не рисует»
quot;Ребенок совсем не хочет рисовать. Что же делать? Как уговорить его взять в руки карандаш?" Приходилось ли вам слышать такое? Мне - да. Я и сама так говорила. Но даже смирившись с тем, что, ...