Профилактика жестокого обращения с детьми
методическая разработка (10 класс)

Бердникова Марина Викторовна

Методические разработки классным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posledstviya_nasiliya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Насилие – один из самых распространенных опытов, который может пережить ребенок. Оно нарушает процесс социализации ребенка и оказывает влияние на динамику его психического развития.

Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов:

Характеристика насилия:

-     от кого исходило насилие;

- является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или является свидетелем насилия в адрес знакомых для него людей;

-   вид(ы) насилия, которым он подвергался;

-  длительность ситуации насилия;

- частота насильственных действий и эпизодов;

- степень тяжести насильственных действий;

- особенности раскрытия факта насилия, в частности факта сексуального злоупотребления;

Личностные особенности ребенка:

- возраст ребенка;

- уровень интеллектуального развития;

- уровень самооценки;

- устойчивость ребенка по отношению к стрессу;

Опыт насилия, приобретаемый ребенком, имеет для него ближайшие и отдаленные последствия. Ближайшие последствия проявляют себя в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия насилия проявляют себя в виде стойких нарушений на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровнях.

Физические последствия –

- изменения в физическом здоровье и развитии ребенка;

- задержка физического, речевого или моторного развития;

- физические ранения и травмы;

- нарушение действия и развития нервной и других жизненноважных систем организма;

- проявление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, различные тики и пр.)

- приобретение психосоматических заболеваний.

                               

Когнитивные последствия –

изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе:

- трудности концентрации внимания;

- ухудшение памяти;

- снижение успеваемости;

- задержка интеллектуального развития;

- формирование искаженных (негативных или иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире.

Эмоциональные последствия –

это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии:

- притупленность эмоций или взрывные реакции;

- повышенная тревожность;

- страхи;

- приступы гнева и ярости;

- чувство вины, стыда, беспомощности;

- неумение сопереживать;

- агрессия в адрес других и себя;

- психическое застывание, нечувствительность, пассивность; неуверенность в своих силах;

- снижение самооценки.

Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка:

- снижение успеваемости и проблемы с учебой;

- самодеструктивное поведение;

- «жертвенное» и зависимое поведение;

- сексуализированное поведение;

- правонарушения;

- низкий социальный статус;

- побеги из дома;

- уход в наркоманию и алкоголизм;

- суицидальные попытки.

             

Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения:

- тенденция к изоляции от социальных контактов;

- сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения;

- сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки;

- воспроизведение насильственных действий в собственных семьях и с собственными детьми

Составила педагог-психолог ГУ СО СРЦН «Надежда» Кашина Л.Н. по материалам книги «Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБУ СО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «НАДЕЖДА»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.  Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В работе перечислены формы насилия над детьми и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с Российским законодательством....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В презентации представлена информация о жестоком обращении с детьми и формах насилия над ними....

План работы по профилактике жестокого обращения с детьми

План работы соц. педагога коррекционной школы VIII вида по профилактике жестокого обращения с несовершенолетними....

Программа профилактики жестокого обращения с детьми "Жизнь без насилия"

Жестокое обращение с ребенком – это все формы эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому у...

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми...

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми

Программапрофилактики жестокого обращения с детьми   Цель программы: Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.Формирование у детей адекватных представлений о прав...