«Эффективные формы работы по подготовке старших воспитанников к самостоятельной жизни»
материал (9 класс)
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям.Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_soobshchenie_k_kruglomu_stolu.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы работы по подготовке старших воспитанников к самостоятельной жизни»
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям.
Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении.
Если вернуться в 2011 год, когда наши воспитанники прибыли в 1класс. Их самостоятельность заключалась в умении включать и выключать свет, телевизор, открывать и закрывать краны, и то не все дети этими навыками владели. Во время дежурства одевали колпак и фартук, принимали участие в сервировке стола, после приема пищи прибирали за собой посуду. Отсутствовала самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены или это был низкий уровень, не сформирован навык опрятности. Все это связано с их поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении трудовых, культурно-гигиенических навыков.
Прежде чем требовать от детей самостоятельности, нам нужно было детей научить. Таким образом, появилась необходимость в применении форм, методов, приёмов и технологий в разработке воспитательских занятий, с целью формирования умений самостоятельности у воспитанников с нарушениями интеллекта.
В развитии самостоятельности мною были намечены три ступени.
Первая ступень «Научился сам» – это когда воспитатель, используя технологические карты, вырабатывает у воспитанников основные привычки; без напоминания воспитателя убрать игрушки на свои места после игры; самостоятельно мыть руки, когда зовут к столу; самому говорить «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь. В это же время воспитатель сам не забывает говорить детям: добрый день или утро, приятного аппетита, спокойной ночи, и другие слова благодарности. Научить последовательно, одевать одежду, а когда снимают, то выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать или вешать её на плечики.
Вторая ступень «Научился сам, научи и помоги другому» - это когда дети самостоятельно используют привычные действия в новых, но близких, однородных ситуациях. Например, научившись самостоятельно заправлять кровать или аккуратной стопкой складывать личные вещи, на полке используя четкий алгоритм, Андрей без подсказки помогает Вове, и обучает его как правильно это сделать. На самоподготовке привлекаю успешных воспитанников к оказанию помощи слабоуспевающим, но это не значит дать списать, это значит помочь выучить стихотворение, приготовить пересказ и др. Детям нравиться быть полезными кому-то, у помощников повышается статус, другие ощущают заботу, это хороший прием для формирования умении взаимодействовать друг с другом. В подростковом возрасте детей привлекло волонтёрство: оказание помощи младшим воспитанникам других групп. Например, детям 7- й группы, мальчики показывали, как можно аккуратно сложить вещи на полке и как взять одну вещь, не разрушив всю стопку, совместно мастерили кормушки. Традиционно играем с детьми младших групп в каникулярное время. Коля гиперактивный, но с очень умелыми руками, ему нравиться мастерить и ремонтировать, вот и была направлена его энергия и умелость в помощь другим детям, воспитателям, учителям в школе. Ребята нашей группы регулярно оказывают помощь в уборке снега на участке, подрезке кустарников, ремонте мебели, игрушек, гаджетов.
На третьей ступени предполагалось чтобы, освоенное правило приобретало обобщенный характер и становилось критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях. Например: дети сами предлагают оказание помощи взрослым, они желают быть полезными – это подтоварка на кухне, разгрузка картофеля, мебели, ремонтные работы в группе и в школе, летний труд в организациях города. Жданов Андрей получил знания и умения на занятиях кружках «ИЗОнить» и «Бисероплетение», а сейчас в училище сам организовал кружок и обучает девочек вышиванию, и бисероплетению. Женя увлечен фотографией и созданием видеороликов, большую помощь он оказывает взрослым, сам вышел с предложением к Галине Александровне создать школьную газету и группу в Вебер, к своим обязанностям подходит ответственно. Он рад, когда его труд замечают и положительно оценивают.
Среди многих классификаций методов, принята классификация, в которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим главными методами обучения являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. С их помощью корректировали поведение детей, формировали качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Практика показала: что культурно-гигиенические навыки, хозяйственно-бытовой труд, самоподготовка, кружковые и секционные занятия в силу своей каждодневности и системности, а это четкое соблюдение режима дня, явились одной из активных форм, накопления детьми умений быть самостоятельными.
Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что прием – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например, к приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести:
· Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
· Пример взрослого;
· Приучение, упражнение;
· Создание воспитывающих ситуаций;
· Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.
«Формы, методы, приёмы, которые использует воспитатель, необходимо менять, а условия должны быть постоянными» - это чистота и уют в помещении.
Наши дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забываю и от себя требовать того же. Стараюсь сама быть аккуратной во всем: рабочий стол, шкафы, мой внешний вид, не опаздывать на работу, во время генеральной уборки, у меня есть всегда какое-то дело.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни» - говорил А. С. Макаренко.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".
В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....
доклад: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"
Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"....
Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Актуальность создания программы Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...
« Формирование здорового образа жизни – основа подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни»
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ- ИНТЕРНАТА....
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных с...
Сообщение на педагогическом совете " Формы и методы подготовки старших воспитанников к самостоятельной жизни"
В этом выступлении я делюсь опытом по формированию навыков самостоятельной деятельности старших воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната/...
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни
Формирование навыков практической деятельности, профессиональных навыков для самостоятельного проживания в социуме...