Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков»
материал (6, 7, 8 класс)
Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков»
Цель: ознакомление учащихся с возможностями Интернета и основными видами интернет рисков, профилактика и борьба с ними.
Задачи: познакомить учащихся с основными интернет-рисками, изучить методы защиты информации, закрепить знания учащихся об интернет-рисках.
Возрастная категория: 6 - 8 класс
Тип урока: интерактивная беседа
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием «Интернет», его возможностями и рисками.
Интернет – глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.
В соответствии с резолюцией Федерального сетевого совета (FNC) это глобальная информационная система, которая:
- логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов, основанных на Интернет-протоколе (IP) или на последующих расширениях или преемниках IP;
- способна поддерживать коммуникации с использованием семейства Протокола управления передачей/Интернет-протокола (TCP/IP) или его последующих расширений/преемников и/или других IP-совместимых протоколов;
- обеспечивает, использует или делает доступной, на общественной или частной основе, высокоуровневые сервисы, надстроенные над описанной здесь коммуникационной и иной связанной с ней инфраструктурой.
Интернет-риски:
- Контентные риски
- Коммуникационные риски
- Электронные риски
- интернет-мошенничество
Актуализация опорных знаний
Доступный Интернет стал наиболее знаковым достижением, с которым человек вошел в XXI век. Он очень быстро поменял не только нашу повседневность, но и психологию. Мы расширили границы общения, научились испытывать новые эмоции, получили возможность создавать идеального себя в соцсетях и т.д.
Но помимо широких горизонтов и больших перспектив, Интернет таит в себе не меньшее количество рисков и опасностей, которые находятся ближе, чем многие склонны думать. Сделать свое пребывание в Сети максимально безопасным и научиться хорошо ориентироваться в цифровом пространстве – это важная задача для человека XXI века.
Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе. В результате этого образуются множество рисков, о них мы поговорим далее.
Изучения нового материала
Начнём наш разговор с Контентных рисков
Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видео файлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
К ним относятся разного рода материалы (текстовые, видео и аудио) содержащие вредоносную информацию, способную нанести психологический и физический вред нашему здоровью. Данная проблема актуальна в большей степени для детей и подростков. Но ошибочно думать, что она не представляет опасности и для взрослых людей. Применение способов чрезмерного похудения, самолечение по статьям на сомнительных медицинских сайтах, переизбыток шокирующей информации, негативно влияющей на наше эмоциональное состояние, – это лишь немногочисленные примеры того, как контент может нанести вред здоровью взрослого человека.
Предупреждение контентных рисков
1.Использование специальных технических средств, чтобы ограничивать доступ к негативной информации.
2. Создания для каждого члена семьи своей учетной записи
на компьютере с надёжными паролями.
3. Знайте, что далеко не все, что вы можете прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете.
Коммуникационные риски
Это потенциальные опасности, которые таит в себе интернет-общение. Сеть создает иллюзию доверительности. Мы беспечно раскрываем перед широкой аудиторией подробности своей личной жизни, быстро переходим на доверительный уровень общения с незнакомцами, часто флиртуем и назначаем реальные встречи, толком не зная, что за человек скрывается за сетевым профилем. Говоря о рисках онлайн-общения, важно не забывать и то, что приватность вашей переписки является условной. При желании, к ней не составит получить труда другому человеку.
Коммуникационные риски непосредственно связаны с общением пользователей в сети Интернет. Это понятие включает в себя "незаконный контакт" и "киберпреследование".
Киберпреследование – это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с
помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование.
- Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка
- Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица.
- Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.
- Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение груминга
- нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
- Если с вами начинает общаться человек на много старше вас, стоит подвергнуть это общение критическому анализу (зачем? Какие интересы могут быть у него со мной? И т.д.)Не доверяйте всему, что он говорит;
- Не встречайтесь с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствии взрослого человека;
- Информируйте родителей, куда и с кем ходите гулять/встречаться.
Основные правила поведения в Сети Интернет и Предупреждение кибербуллинга
Чтобы избежать подобных ситуаций, придерживатесь базовых правил безопасного Интернета:
- оставляйте меньше информации о себе (телефоны, адреса, места работы)
- руководствуйтесь правилами сетевой этики
- не провоцируйте оппонента агрессией
- игнорируйте сообщения от подозрительных лиц, добавляя их в «черный список».
- Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
- Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.
- Нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
- Не провоцируйте. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять в Интернете – необходимо уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
- Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
- Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
Электронные риски
Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д
Интернет-мошенничество
Можно выделить ряд наиболее типичных схем одурачивания наивных пользователей:
- потребительское мошенничество – приобретение сомнительных, контрафактных, фальсифицированных товаров или же вовсе потеря денежных средств без получения желаемой покупки;
- фишинг – разновидность сетевого мошенничества, целью которого является получение недоброжелателем платежных данных вашей банковской карты.
- интернет-попрошайничество – размещение фиктивных объявлений с просьбой о благотворительной помощи.
- брачные аферы, через размещение фиктивной информации на сайтах знакомств;
- мошенничество через внедрение вредоносных программ на ваш компьютер.
Предупреждение кибермошенничества (слайд 23)
- Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
- Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности;
простые правила безопасности: - Ознакомьтесь с отзывами покупателей
- Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
- Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
- Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
- Сравните цены в разных интернет-магазинах.
- Позвоните в справочную магазина
- Обратите внимание на правила интернет-магазина
- Выясните, сколько точно вам придется заплатить
- нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Кого легче обмануть в Сети: психологический портрет потенциальной жертвы
Согласно статистике, чаще других на удочку мошенников попадаются:
- новички, но это не значит, что даже самые уверенные пользователи не сталкиваются с подобными проблемами. Знание основных ловушек и умение их обходить лишь часть тех навыков, которые обеспечивают безопасность в Интернете. Многое в этом вопросе также зависит от личностных особенностей самого человека и его психологии.
- чрезмерно эмоциональные люди. Такая черта характера обеспечивает быструю привязанность к незнакомцам, высокий уровень открытости и доверительности, – всего того, что играет на руку интернет-мошенникам.
- люди, которые имеют проблемы с общением в реальном мире. Желание восполнить нехватку коммуникации заставляет их открываться перед незнакомцами, забывая об элементарных правилах безопасности в Интернете.
- пользователи, восполняющие Интернетом пробелы в своей личной жизни. Неудовлетворенность семейными отношениями, одиночество, отсутствие взаимопонимания с близкими, – все это часто толкает людей на авантюрные подвиги в Сети.
Рефлексия
Источники:
http://nataliaprahova.ru/soveti-psihologa/bezopasnost-v-internete-analiz-riskov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».
Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание ...
Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ве...
"Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок математики в 5 классе с применением интерактивных заданий, задействуя ресурсы сети Интернет.
Урок математики в 5 классе на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей". Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. Разработан в соответствии с ФГОС ООО. В ходе урока прид...
Презентации по безопасности в сети Интернет, описывающая технические риски и способы их избежать.
Браузеры, фишинг, пользование сетью с чужого компьютера...всё о техническихрисках при использовании сети Интернет....
Беседа "Дети в сети интернет"
Изначально Интернет создавался исключительно для работы Многие, как правило, проводят в Сети большую часть свободного времени, целиком и полностью погружаясь в виртуальный мир. Чем они там заним...
Беседа с учащимися 7-9 классов (с ОВЗ) "Правила безопасности в сети интернет"
Вашему вниманию предлагается вариант беседы для обучающихся с ОВЗ "Правила безопасности в сети интернет". В разраьотке беседы использованы материалы из Памятки РОСКОМНАДЗОРа....
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет)
План урока информатики в 9 классе на тему: "Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных ...