Лекторий в старших классах на тему: «30 октября – День памяти жертв политических репрессий»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Цель мероприятия: познакомить ребят с историческими вехами нашей родины в период политических репрессий; выяснить, кто пострадал в годы политических репрессий, по какой причине это произошло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_pamyati_zhertv_repressiy.docx | 17.93 КБ |
rastrelyannaya_vera.ppt | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Лекторий в старших классах на тему:
«30 октября – День памяти жертв политических репрессий»
Провел: учитель истории Шоноев Т.И.
Сосново-Озёрское, 2017
Цель мероприятия: познакомить ребят с историческими вехами нашей родины в период политических репрессий; выяснить, кто пострадал в годы политических репрессий, по какой причине это произошло.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Репрессия (лат. – подавление) – карательная мера со стороны государственных органов (тюремное заключение, ссылка, расстрел).
Учитель:
День 30 октября – это не праздник, а День памяти и скорби, так как в годы тоталитарной системы в СССР было уничтожено миллионы советских граждан. Исследователи выделяют несколько этапов репрессии:
1 волна - уничтожение крестьянства (процесс раскулачивания).
1927-1928 годы в стране продовольственный кризис, предстояло перестроить сельское хозяйство. Этот процесс в истории получил название коллективизации и «ликвидации кулачества как класса». С января 1930года комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) разделила всех кулаков на три категории:
1- «контрреволюционный кулацкий актив», их надо было немедленно изолировать в исправительно – трудовые лагеря (высшая мера наказания);
2 - лояльные к Советской власти, самые богатые – высылались в отдаленные местности с конфискацией имущества;
3 - попадала любая зажиточная семья, их переселяли на необработанные участки земель.
Число ликвидированных кулацких хозяйств – 15-20% (на Украине в 1930г. было ликвидировано 200 тыс. кулацких хозяйств).
Первая волна – уничтожение кулачества закончилась.
СПРАВКА: кулачество – деревенская буржуазия, использовавшая в хозяйстве чужой труд, возникло при расслоении крестьянства после реформы 1861года.
При коллективизации были допущены ошибки и пострадали середняки.
1932год – неурожай, власти обвинили крестьян в укрывательстве зерна, в подрыве советского строя, в саботаже хлебозаготовок. Смещали председателей правления колхозов, отправляли их на несколько лет в ссылку.
1932-1933годы - массовый голод (Украина, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Казахстан) - умерло 7-8 миллионов человек.
Власти скрывали этот факт от народа. В прессе не было сообщений о голоде.
Таким образом в основе репрессий по отношению к крестьянству лежали идеологические соображения. Советская власть рассчитывала освоить малообжитые районы страны, 50% кулаков «спецпереселенцев» направлены на работы в лесную и горнорудную промышленность, на первые стройки пятилетки.
БОЛЬШОЙ ТЕРРОР
1934г. – объявлено «искоренение пережитков капитализма в сознании людей». Применяли систему принудительного труда: лагеря, расстрелы, раскулачивание – тысячи людей соприкасались с этой системой, верили в ее необходимость, так как уничтожался «классовый враг».
Вторая волна – «чистка» партий, с лета 1933года, она нацелена на выявление скрытых врагов. Партия становилась непогрешимой, а любое невыполнение приказов – объявлялось саботажем. Поводом к террору стало убийство Кирова (руководителя Ленинградской партийной организации). Разрешили сокращать срок следствия до 10 дней, рассматривать их в отсутствие обвиняемых и выносить смертный приговор. Во все парторганизации было распространено мнение о существовании заговора троцкистов, зиновьевцев. Началась очередная чистка (борьба с контрреволюцией).
Январь 1937год - происходил второй открытый Московский процесс против троцкистов. Всего с января 1937 по декабрь 1938гг. было арестовано 7 миллионов человек. К январю 1937года в тюрьмах и лагерях находилось около 5 миллионов человек, это время начала массовых расстрелов
(за 2года умерло и расстелено около 3миллионов человек;
за 1938год – 8миллионов человек).
Массовое уничтожение людей, особенно специалистов, привело к печальным результатам. 1937-38гг. - высший и средний комсостав практически истреблен (Справка: из 16генералов – осталось 2; 80тысяч красных комиссаров – осталось 35тысяч).
8декабря 1938 года Ежов смещен, пришел на смену его Берия, размах репрессий сократился, но система осталась незыблемой. С этого времени лагерная экономика стала неотъемлемой частью экономики страны. Заключенный должен был производительно трудиться.
Репрессии 1937-38гг. В Европе расценили как проявление внутреннего кризиса в СССР.
Третья волна:
Во время Великой Отечественной войны гонения продолжались. После освобождения Северного Кавказа виновными в пособничестве захватчикам объявлены народы, к ним применили испытанное наказание – выселение. Начали готовиться осенью 1943г., определили места выселения. В конце 1943-44гг. в Сибирь были высланы карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, в ноябре 1944года – из Грузии турок – месхетинцев.
С 1944года началась массовая волна репрессий: по классовому и национальному признакам. Затронули народы Крыма, Северного Кавказа. Всего выселено 700тысяч человек в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан.
ДЕПОРТАЦИЯ проводилась самым жестоким образом: на сборы людям иногда давали считанные минуты, бесконечно долго везли в товарных вагонах к месту назначения и выбрасывали практически на голой земле.
Определение: депортация - (лат. - вывоз) – принудительное перемещение лица за пределы государства. Применяется по отношению к иностранцам, находящимся на территории государства без соответствующего разрешения или к «категориям нежелательных лиц».
После присоединения к СССР Западной Украины и Прибалтики (1939год) там начались те же процессы: коллективизация, террор, массовые высылки.
Расцвел русский национализм в послевоенные годы. Он нужен был еще и как оправдание политики изоляционизма, т.к. советское руководство не желало распространения «тлетворного влияния Запада», ведь любому солдату было очевидно, что в Западной Европе простые люди жили богаче.
В Советском Союзе зародились надежды у народа о роспуске колхозов. Выиграв войну, народ надеялся, что отныне государство будет с ним считаться. Но всякий либерализм угрожал личному режиму Сталина.
В 40- х годах началу 50-х годов – мрачное время в истории СССР: установлен жесткий идеологический контроль. Партийная идеология сочетала великодержавие, национализм и приверженность к марксизму – ленинизму. В ее основе - культ Вождя.
После войны из села выжимали все, ничего не давая взамен, в 1946году-неурожай и голод. В 1947году началась кампания против «формализма» – осмеянию и осуждению подвергались все деятели искусства и литературы, отклоняющиеся в своем творчестве от примитивного жизнелюбия (они изгонялись из союза писателей, художников, музыкантов). Ученых тоже репрессировали. В августе 1948г. жесткая чистка в партии. Делается все, чтобы вытравился из памяти героизм. Развернулась травля еврейской интеллигенции, проводили сотни арестов, накала кампания достигла в 1952году, обвинили еврейских деятелей культуры в попытке организовать саботаж. В январе 1953года расследуется «дело врачей - убийц», которые якобы настроены против высшего руководства страны.
Возможно, готовились и новые репрессии, но умирает Сталин 5марта 1953года, последующий политический режим характеризуется как «оттепель».
Вывод – за годы сталинского режима и репрессий миллионы граждан нашей страны умерли от голода, стали заключенными лагерей, умерли, были депортированы, их просто лишали человеческих прав, однако люди верили в светлое будущее, не осознавая порой, что стоят его на костях миллионов таких же несчастных, как они сами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Репрессия
Поэты Гумилёв Николай Степанович Табидзе Тициан Юстинович Заболоцкий Николай Алексеевич
Артисты Русланова Лидия Андреевна Дворжецкий Владислав Вацлавович Соломон Михайлович Михоэлс
Генетики Вавилов Николай Иванович Тимофеев-Ресовский Николай Владимирович
Ахматова Анна Андреевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамбли для средних и старших классов ДШИ и ДМШ - "Ясный день"
Данный репертуарный сборник адресован учащимся средних и старших классов ДШИ и ДМШ, а т. же любителям ансамблевого музицирования.Этот сборник состоит из 2 частей:В I части собраны самые по...
Классный час на тему «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»
15 февраля в День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, прошел классный час, посвященный войнам-афганцам....
Единый урок по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»
ЕДИНЫЙ УРОК по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»...
Классный час по теме : «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества». 7 класс.
Цели: Познакомить учащихся с историей и рассказать о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, о героизме солдат и офицеров в войне в мирное время, воспитат...
День памяти политических репрессий "Возвращенная правда"
Писатели – жертвы политических репрессий «Память – это как клятва, навечно,Желтым пламенем жалит и жжетПотому и живет бесконечность,Что в ней долгая память живет!» ...
Конспект Открытого занятия на Тему: «8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Пионеры – герои ВОВ.»
Цели и задачи: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения...
Классный час «День памяти политических репрессий»
Цель:Воспитать патриотические чувства обучающихсяРазвить уважительное отношение к жертвам политических репрессий прошлого векаЗадачи:Формирование представлений о событиях 30-х годов 20 века;Формирован...