Взаимодействие специалистов с семьей. Проблемы, варианты, решения.
статья
В данной статье рассматривается проблема комплексного взаимодействия специалистов ОУ и районной системы профилактики с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov_s_semey._problemy_varianty_resheniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №502 Кировского района Санкт-Петербурга
«Взаимодействие специалистов в работе с семьей: проблемы, варианты решения»
Социальный педагог: Романова Е.В.
Санкт-Петербург
2019
«Конфликты между семьей и школой ложатся всей
тяжестью на ребенка». (Я. Корчак)
В настоящее время одной из главных проблем большинства образовательных учреждений является отсутствие взаимодействия школы с семьей. Если нет этого взаимодействия, значит, и не будет результативной деятельности, позволяющей выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. От того, как будет протекать взаимодействие школы с семьёй, зависит, будет ли успешным всестороннее и полноценное развитие ребёнка.
Проблему взаимодействия семьи и школы, единства в подходах к общественному и семейному воспитанию я считаю одной из самых актуальных на сегодняшний момент.
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности образовательного учреждения.
Семья и школа составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно - образовательную микросреду и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Центральное место в этой системе занимает ребёнок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании школьников рассматривается как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и конечно социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие образовательного учреждения с семьёй, зависит развитие ребёнка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.
Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного взаимодействия с семьёй ежедневно. Как следствие происходит недопонимание и жалобы, зачастую выходящие за пороги образовательного учреждения. Данная проблема с взаимодействием не даёт возможности развиваться ребёнку, педагогу, и всему учреждению.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи учащимся в решении задач развития обучения, воспитания и социализации. Государственная программа РФ «Развития образования на 2013–2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение успешности каждого ребенка.
Одна из причин отсутствия взаимопонимания и взаимодействия между образовательным учреждением и семьёй - это отсутствие единого образовательного пространства развития ребёнка.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1.Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
На практике ОУ используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями для обогащения их психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.
Консультации - форма взаимодействия педагога и родителей, предполагающая обмен информацией и поиск оптимального решения в сложившейся ситуации, взаимного согласия. Принципы успешного консультирования, доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность, их включенность в обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Педагог может дать совет побывать у психолога с целью дальнейшего решения проблемы.
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе. Во многих школах родители – гости и участники внеклассных дел и праздников. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, способностей.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Посещение семьи - форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.
Родительское собрание - бывают школьные, которые проводятся 2 раза в год, и классные, которые проводятся не менее 5-6 раз в год. На школьных родительских собраниях родителей знакомят с документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирования, пути сотрудничества, подводятся итоги работы.
По виду родительские собрания бывают информационными, инструментальными, аналитическими, консультативными, дискуссионными, на собраниях может состояться творческий отчет детей. Тематика родительских собраний обсуждается с родителями.
Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие в них родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от родителей обратной связи, то есть изучение мнений родителей о личностной значимости обсуждаемого вопроса, учет их пожеланий, советов.
Сотрудничество школы и родителей заключается также в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию кружков, секций, участие в заседаниях клуба.
Родители - своего рода социальные заказчики школы, поэтому они вправе влиять на ее деятельность, участвовать в организации школьной жизни. Родители юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они заинтересованы в успешной деятельности школы. Образуя ассоциации, родители вправе создать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы школьной жизни самостоятельно. Этим целям могут служить школьные собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Одной из форм сотрудничества родителей и школы является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем на основе положения о родительском комитете школы готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию родителей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, оценивает и проводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Остановимся на организации взаимодействия с семьей в работе социальных педагогов. В своей работе по организации взаимодействия с семьями обучающихся, социальные педагоги руководствуются следующими задачами:
-Раннее выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально- опасном положении;
-Изучение социальных проблем учащихся, условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей ГБОУ школы №502.
- Оптимизация взаимодействия с субъектами профилактики по вопросам сопровождения семей обучающихся;
- Координация деятельности педагогов, направленная на формирование адаптации личности ребенка с ограниченными возможностями и имеющего отклонения в психическом развитии.
- Совершенствование работы с государственными и общественными организациями для более успешного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Устанавливать более тесные связи с организациями, оказывающими психологическую помощь и социальные услуги, с целью социально-правовой адаптации учащихся и их семей.
- . Совместно с психологом своевременно выявлять и разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях.
- Своевременно оказывать социальную помощь и поддержку обучающимся, выступать посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, органами власти.
- Приглашать родителей и лиц, их заменяющих, на Совет по профилактике при обсуждении поведения их детей.
- Взаимодействовать с классными руководителями, родителями, лицами их заменяющими, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и опекаемым детям.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;
К работе с «трудными» семьями социальными педагогами ОУ привлекаются специалисты отдела опеки и попечительства, Центра социальной помощи семье и детям Кировского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДО ЦППС Кировского района, КДН и ЗП, в результате с ними осуществляется комплексная профилактическая работа всех субъектов профилактики. В 2017-2018 учебном году проведены 6 встреч со специалистами Центра социальной помощи семье и детям, 2 - со специалистами ГЦСП «Контакт», по семьям, состоящими на сопровождении, 15 встреч с родителями учащихся, нарушивших дисциплину или совершивших правонарушение. В результате, за 2017-2018 учебный год, социальными педагогами было направлено 45 информационных сообщений субъектам профилактики района, отработано 40 входящих сообщений.
Сотрудники полиции Кировского района Санкт-Петербурга школу посещали 4 раза.
Проведено 36 профилактических бесед с учащимися 1-9 классов, направленные на профилактику здорового образа жизни, профилактику совершения правонарушений («Как не стать жертвой преступления?», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Я знаю свои права и обязанности», «Безопасный интернет», «Я выбираю здоровье», «Граффити – искусство или преступление» и т.п.).
Проведены 183 беседы с учащимися, нарушающими правила поведения в школе (I четверть – 47 бесед, II четверть – 37 беседы, III четверть – 70 бесед, IV четверть – 39 бесед).
В целях повышения профессиональной компетентности социальных педагогов в 2017-2018 учебном году были посещены методические объединения в ЦПМСС центре, семинары и конференции: «Планирование деятельности РМО ОУ на 2017-2018 учебный год»; «РМО социальных педагогов «Программное обеспечение деятельности социального педагога »»; «РМО социальных педагогов «Интерактивные формы профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних »; «Специфика деятельности социального педагога в рамках новых образовательных стандартах»; «Правовое просвещение участников образовательного процесса»; «Межрегиональная конференция «Профилактика социальных девиаций обучающихся: требования профессионального стандарта и практический опыт социально-педагогической деятельности»»; «Организация социально- педагогической деятельности по профилактике насилия, агрессивного поведения в подростковой среде»; посещен Городской информационно-методический семинар «Эффективные практики реализации ФГОС в области профориентационной работы в образовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы».
22.05.2018 года состоялось итоговое общешкольное родительское собрание , на котором социальным педагогом была освещена тема: «Юридическая ответственность законных представителей несовершеннолетних за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей», как одна из форм взаимодействия социального педагога и родителей обучающихся.
Только в тесном взаимодействии всех специалистов образовательного учреждения со всеми субъектами профилактики района возможно достижение положительной динамики в коррекции поведения обучающихся, и повышение уровня родительской компетентности и родительской ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...
Причины ухода подростков в субкультуры. Возможные варианты решения проблемы.
Данный материал представляет презентацию-исследование причин ухода подростков в различные группировки: эмо, готы, панки и другие. Раскрывает социальные и психологические факторы, подталкивающие детей ...
Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.
Обобщение опыта работы специалистов МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида "Калинка" Ступинского муниципального района в группе коррекционной направленности для детей с тяжёлыми нару...
Практический семинар для специалистов и педагогов ДОО "Взаимодействие специалистов и педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО" 28 января 2015 г.
Мастер-класс "Использования нетрадиционного оборудования в логопедической работе". В основе метода Су - Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в цел...
"Воспитание детей в семье: проблемы и пути решения"
Выступление на общешкольном родительском собрании...
Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР
В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...