Взаимодействие специалистов с семьей. Проблемы, варианты, решения.
статья

Романова Екатерина Викторовна

В данной статье рассматривается проблема комплексного взаимодействия специалистов ОУ и районной системы профилактики с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №502 Кировского района Санкт-Петербурга

«Взаимодействие специалистов в работе с семьей: проблемы, варианты решения»

                                                                                   Социальный педагог: Романова Е.В.

                                                                                                                         

Санкт-Петербург

2019

                                     

                                                                                      «Конфликты между семьей и школой ложатся всей

                                                                                       тяжестью на ребенка». (Я. Корчак)

        В настоящее время одной из главных проблем большинства образовательных учреждений  является отсутствие взаимодействия школы с семьей. Если нет этого взаимодействия, значит, и не будет результативной деятельности, позволяющей выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей.     От того, как будет протекать взаимодействие школы с семьёй, зависит, будет ли успешным всестороннее и полноценное развитие ребёнка.

        Проблему взаимодействия семьи и школы, единства в подходах к  общественному и семейному воспитанию  я считаю одной из самых актуальных  на сегодняшний момент.

        В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности образовательного учреждения.

        Семья и школа составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно - образовательную микросреду и только  в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.   Центральное место в этой системе занимает ребёнок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании школьников рассматривается как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и конечно социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие образовательного учреждения  с семьёй, зависит развитие ребёнка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.

          Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного взаимодействия с семьёй ежедневно. Как следствие происходит недопонимание и жалобы, зачастую  выходящие за пороги образовательного учреждения. Данная проблема с взаимодействием не даёт возможности развиваться ребёнку, педагогу, и  всему учреждению.

        Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

        Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи учащимся в решении задач развития обучения, воспитания и социализации. Государственная программа РФ «Развития образования на 2013–2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение успешности каждого ребенка.

  Одна из причин отсутствия взаимопонимания и взаимодействия между образовательным учреждением и семьёй  - это отсутствие единого образовательного пространства развития ребёнка.

  Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

  1.Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

  2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

        На практике ОУ используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями для обогащения их психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы. 

        Консультации - форма взаимодействия педагога и родителей, предполагающая обмен информацией и поиск оптимального решения в сложившейся ситуации, взаимного согласия. Принципы успешного консультирования, доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность, их включенность в обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Педагог может дать совет побывать у психолога с целью дальнейшего решения проблемы. 
        
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе. Во многих школах родители – гости и участники внеклассных дел и праздников. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, способностей. 
        
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения. 
        
Посещение семьи - форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий. 
        
Родительское собрание - бывают школьные, которые проводятся 2 раза в год, и классные, которые проводятся не менее 5-6 раз в год. На школьных родительских собраниях родителей знакомят с документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирования, пути сотрудничества, подводятся итоги работы. 
По виду родительские собрания бывают информационными, инструментальными, аналитическими, консультативными, дискуссионными, на собраниях может состояться творческий отчет детей. Тематика родительских собраний обсуждается с родителями. 
        
Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие в них родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от родителей обратной связи, то есть изучение мнений родителей о личностной значимости обсуждаемого вопроса, учет их пожеланий, советов. 
Сотрудничество школы и родителей заключается также в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию кружков, секций, участие в заседаниях клуба. 
        
Родители - своего рода социальные заказчики школы, поэтому они вправе влиять на ее деятельность, участвовать в организации школьной жизни. Родители юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они заинтересованы в успешной деятельности школы. Образуя ассоциации, родители вправе создать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы школьной жизни самостоятельно. Этим целям могут служить школьные собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Одной из форм сотрудничества родителей и школы является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем на основе положения о родительском комитете школы готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию родителей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, оценивает и проводит итоги сотрудничества школы и семьи. 

        Остановимся на организации взаимодействия с семьей в работе социальных педагогов. В своей работе по организации взаимодействия с семьями обучающихся,  социальные педагоги руководствуются следующими задачами:

        -Раннее выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально- опасном положении;

        -Изучение  социальных проблем учащихся, условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей ГБОУ школы №502.

        - Оптимизация взаимодействия с субъектами профилактики по  вопросам сопровождения семей обучающихся;

        - Координация деятельности педагогов,  направленная  на  формирование  адаптации  личности  ребенка  с  ограниченными  возможностями  и имеющего  отклонения  в  психическом  развитии.  

        -  Совершенствование  работы  с  государственными  и  общественными  организациями  для  более  успешного  решения   проблем  детей,  оказавшихся  в  трудной  жизненной  ситуации.

        - Устанавливать  более  тесные  связи  с  организациями,  оказывающими  психологическую  помощь  и  социальные  услуги,  с  целью  социально-правовой  адаптации  учащихся  и  их  семей.

- . Совместно с психологом своевременно   выявлять  и  разрешать  конфликтные  ситуации  в  межличностных  отношениях.

        - Своевременно  оказывать  социальную  помощь  и  поддержку  обучающимся,  выступать  посредником  между  личностью  и  образовательным  учреждением,  семьей,  органами  власти.

        - Приглашать  родителей  и  лиц,  их  заменяющих,  на  Совет  по  профилактике  при  обсуждении  поведения  их  детей.

        - Взаимодействовать  с  классными  руководителями,  родителями,  лицами  их  заменяющими,  специалистами  социальных  служб  в  оказании  помощи обучающимся   и  опекаемым  детям.

        - Совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;

        К работе с  «трудными» семьями социальными педагогами ОУ привлекаются специалисты отдела опеки и попечительства, Центра социальной помощи семье и детям Кировского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДО ЦППС Кировского района, КДН и ЗП, в результате с ними осуществляется комплексная профилактическая работа всех субъектов профилактики. В 2017-2018 учебном году проведены    6 встреч  со  специалистами  Центра  социальной помощи   семье  и  детям, 2 - со специалистами ГЦСП «Контакт», по семьям,  состоящими на сопровождении, 15 встреч с родителями учащихся, нарушивших дисциплину или совершивших правонарушение. В результате, за 2017-2018 учебный год, социальными педагогами было направлено 45 информационных сообщений субъектам профилактики района,  отработано 40 входящих  сообщений.

        Сотрудники  полиции Кировского района Санкт-Петербурга  школу  посещали 4 раза.

        Проведено 36   профилактических бесед с    учащимися 1-9 классов, направленные на профилактику здорового образа жизни, профилактику совершения правонарушений («Как не стать жертвой преступления?», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Я знаю свои права и обязанности», «Безопасный интернет», «Я выбираю здоровье», «Граффити – искусство или преступление» и т.п.).

        Проведены  183  беседы  с   учащимися,  нарушающими  правила  поведения  в  школе (I четверть – 47 бесед,  II четверть – 37 беседы,  III четверть – 70 бесед,  IV четверть – 39 бесед).

        В целях повышения профессиональной компетентности социальных педагогов в 2017-2018 учебном году были  посещены   методические  объединения  в  ЦПМСС  центре, семинары и конференции: «Планирование деятельности РМО ОУ на 2017-2018 учебный год»; «РМО социальных педагогов «Программное обеспечение деятельности социального педагога »»; «РМО социальных педагогов «Интерактивные формы профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних »; «Специфика деятельности социального педагога в рамках новых образовательных стандартах»;  «Правовое просвещение участников образовательного процесса»; «Межрегиональная конференция «Профилактика социальных девиаций обучающихся: требования профессионального стандарта и практический опыт социально-педагогической деятельности»»; «Организация социально- педагогической деятельности по профилактике насилия, агрессивного поведения в подростковой среде»; посещен Городской информационно-методический семинар «Эффективные практики реализации ФГОС в области профориентационной работы в образовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы».

        22.05.2018 года состоялось итоговое общешкольное родительское собрание        ,  на котором социальным педагогом была освещена тема: «Юридическая ответственность законных представителей несовершеннолетних  за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей», как одна из форм взаимодействия социального педагога и родителей обучающихся.

        Только в тесном взаимодействии всех специалистов образовательного учреждения со всеми субъектами профилактики района возможно достижение положительной динамики в коррекции поведения обучающихся, и повышение уровня родительской компетентности и родительской ответственности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Причины ухода подростков в субкультуры. Возможные варианты решения проблемы.

Данный материал представляет презентацию-исследование причин ухода подростков в различные группировки: эмо, готы, панки и другие. Раскрывает социальные и психологические факторы, подталкивающие детей ...

Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений.

Обобщение опыта работы специалистов МАДОУ Большеалексеевского д/с комбинированного вида "Калинка" Ступинского муниципального района в группе коррекционной направленности для детей с тяжёлыми нару...

Практический семинар для специалистов и педагогов ДОО "Взаимодействие специалистов и педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО" 28 января 2015 г.

Мастер-класс "Использования нетрадиционного оборудования в логопедической работе". В основе метода Су - Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в цел...

"Воспитание детей в семье: проблемы и пути решения"

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР

В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...