"Девиантное поведение - проблема или норма?" - статья
статья
Данная статья предназначена не только для социальных педагогов, но и будет интересна и другим работникам ОУ, а так же для родителей (законных представителей), для лучшего понимания данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "Девиантное поведение - проблема или норма?" | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Киреева Яна Александровна
Социальный педагог
Специальная общеобразовательная
школа № 2 (открытого типа)
Санкт – Петербурга
Девиантное поведение – проблема или норма?
Аннотация: В данной статье мне хотелось бы рассмотреть актуальность данной темы, раскрыть понятие девиантного поведения несовершеннолетних, его виды и признаки. Относительная новизна девиантного поведения все чаще и чаще встречается в нашей жизни. Попробуем разобраться в данном вопросе, рассмотрев самые важные моменты данного аспекта.
Данный термин применяют к детям старше 5 лет, откуда следует, что мелкие детские шалости, если они не носит общей направленности, нельзя рассматривать как девиантное поведение, но если личность ребенка сориентирована на стойкое пренебрежение социальными нормами и наносит реальный ущерб - это повод для установления четкого диагноза квалифицированными психологами.
Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма.1 Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Если воспользоваться научным определением, то девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) - это: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
Статистические нормы психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических тестов, несколько иные, чем для взрослых. Как сказывается это на их поведении, что в нем считать нормальным, а в каких случаях следует обращаться к психиатру? Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т. е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. В результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.
Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
- кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение);
- длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
- постоянные дефекты поведения.
Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это — неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с не принимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что, ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с подростком. С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо.
Девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.2
Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными, и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона3, бесспорно, являются локус контроля и уровень самоуважения.4
Подростковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения.5
Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.6
Неоднократные поведенческие проявления, которые позволяют говорить о девиантности подростков: нарушения правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий); побеги из дома; грубость, сквернословие; употребление алкоголя, пьянство; курение; раннее начало половой жизни; хулиганство; унижение других; воровство; неподчинение, критика взрослых; ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений; отрицательное отношение к школе; драки, нанесение телесных повреждений; употребление наркотиков; лживость; беспорядочные половые связи; самоповреждения; нарушение общественного порядка.7
Важным показателем при анализе преступности выступают семейные отношения. Именно они во многом определяют возможность или невозможность девиантного поведения в будущем.
Некоторые преступники – девианты находят в себе силы порвать с преступным миром, другие же становятся профессиональными преступниками, ворами в законе. Это наиболее опасная часть девиантов.
Современные социологи и криминалисты считают полное искоренение преступности невозможным, ибо её генерируют не только социальная среда, но и биологическая и психологическая природа криминальных типов людей. Отсюда главная задача государства – удержать преступность на удовлетворительном для общества уровне.8
Подростковая преступность как вид девиантного поведения- противоправное поведение. По наблюдениям психиатров и криминологов, среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много людей, которые, хотя и являются вменяемыми, имеют определенные отклонения от нормы. Однако статистически средняя деликвентность у большинства подростков с возрастом прекращается.
Итак, важно не только то, сколько и какие проступки совершил данный подросток, но и субъективный личностный смысл такого поведения.
Последние исследования ученых свидетельствуют о повышении агрессивности в подростковой среде.9
Показатели агрессивности групп малолетних преступников и благополучных школьников существенно не отличаются. Благополучные дети стараются завышать уровень агрессивности, что отражает предпочтительность агрессивного поведения в подростковой среде. Это характеризует социальную ситуацию и существующие в ней тенденции в целом. В том невнимании и отсутствии помощи, с которыми сталкиваются дети, виноваты не только родители, но и почти все аспекты нашей сегодняшней действительности. Люди утрачивают способность чувствовать, растет отчуждение. «Нормальность» обозначает сегодня умение не волноваться. Родители сами являются беспомощными и невежественными детьми нынешнего времени.10
Наркомания является формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, так называемая преступность без жертв.
Проблема употребления наркотиков чрезвычайно серьезна. Растет и ширится, к сожалению, употребление наркотиков и их различных заменителей. Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом.
Важным психологическим фактором, способствующим наркотизации, является одно из ценнейших качеств личности — любопытство. Любопытство — это психическое состояние, которое возникает в результате необходимости ориентировки в окружающей обстановке. У детей любопытство проявляется сильнее, чем у взрослых.11
Ряд отечественных исследователей считает, что во многих случаях отклоняющееся поведение подростков, приводящее к злоупотреблению наркотических веществ, обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребностей, искажением процесса социализации, а также особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью.12
В семьях, отличающихся строгой организацией и жесткой дисциплиной, более высока вероятность того, что дети обратятся к наркотикам, чем в семьях с гибкой и допускающей компромиссы структурой. У пристрастившихся к наркотикам молодых людей родители значительно чаще злоупотребляют алкоголем и другими психотропными средствами.
Следующим видом девиантного поведения, не считающегося преступлением, является алкоголизм.
Частота различных проблем, медицинских и психологических, у детей, чьи родители больны алкоголизмом, повышена по сравнению с их частотой у детей не больных алкоголизмом родителей. Анализ этих проблем проведен нами в других работах. При сравнении детей больных алкоголизмом родителей с детьми, чьи родители расценивались как «неблагополучные», было обнаружено: детей из семей с наличием алкоголизма в 7 раз больше суицидальных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходное государственное учреждение, в 2 раза больше вероятность раннего (до 16 лет) брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний и в 2 раза больше вероятность делинквентного поведения. Очевидно, что часть проблем может объясняться влиянием генетических факторов, рассмотренных мною в обзоре, а часть — системой воспитания в семьях.13
Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни.
Данный вид девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.14
Проблема подросткового суицида. Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения: самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди; именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийства.
Способы суицида варьируют в разных культурах. Повешение — ведущий способ суицида во всем мире. В США около 60% всех суицидов происходят с использованием огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. Отравление, например, с использованием передозировки лекарственных средств, отмечается в США в 18% всех суицидов. Исследователи предполагают, что небольшой процент из числа фатальных ДТП с единственной жертвой — фактически суициды. Только от 15% до 25% людей, налагающих на себя руки, оставляют прощальные записки.15
Большинство людей, убивающих себя, страдают от депрессии, которая часто не диагностируется и не лечится. Так как депрессия часто лежит в основе суицида, изучение причин депрессии может помочь ученым понять причины суицида. Другие психические болезни, такие как биполярное расстройство, шизофрения и тревожные расстройства могут также способствовать суицидальное поведение.16
Исходя и вышеизложенного можно сделать следующий вывод: в современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.
Проблема девиантности в том, что субъект выбирает для самоутверждения деструктивные способы реализации своих мотивационных целей. Сталкиваясь с нарушителями дисциплины, с отклоняющимся поведением, обычно начинают игру «Кто виноват?» (родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, улица и др.).
Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные способы поведения, подросток часто хорошо осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этими нарушениями стоит одна из четырех мотивационных целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.
Список литературы:
- 11. - Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. СПб., 2003.
- 15. - Берман А.Л. Суицид — общие теории и предотвращение / Пер. К. Брежнева // Русский медицинский сервер. Клиническая психиатрия и сексология. 2001.
- 12. - Ерышов О.Ф. Жизнь без наркотиков. СПб., 2001.
- 8. - Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.
- 3. - Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С.252-254.
- 9. - Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986.
- 5. - Личко А.Е., Бартенский B.C. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991.
- 10. - Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. М, 1981.
- 2, 4, 7, 13 - Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.- М.: Академический проект; Трикста, 2005.- 336 с.
- 1, 6, 14, 16. - Psyh/info: [Электронный ресурс]: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/deviantnoe-povedenie.html /. (Дата обращения: 18.02.2012).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения детей
Материал по теме "Социально - педагогическая профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением"...
Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.
В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...
Работа классного руководителя с учащимися с девиантным поведением и слабой успеваемостью (статья)
Данная статья может помочь классным руководителям, работающим с "трудными" детьми....
Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования
Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования....
Проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.
Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное ...
Девиантное поведение как патологическая проблема подросткового возраста.
Основная крайняя проблема подросткового возраста – это девиантное поведение, то есть отклоняющееся от нормы поведение подростка....
участие в Региональном методическом объединении 25. 01. 2024 года по теме "Профилактика девиантного поведения: проблемы и перспективы"
Преемственность в образовании. «Опыт взаимодействия школы и колледжа как один из путей профилактики употребления психоактивных веществ» ...