Планы и программы
рабочая программа
Психолого-педагогическая программа «Я-дошкольник!»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мучкапская средняя общеобразовательная школа
| Утверждено: Директор МБОУ Мучкапской СОШ Л.Н.Мишина Приказ № 1 от 31.08.2016 г. |
Психолого-педагогическая программа
успешной адаптации детей младшего и среднего дошкольного возраста к условиям детского сада
«Я-дошкольник!»
Автор:
Евсеева Людмила Васильевна, воспитатель МБОУ Мучкапской СОШ
2016 год
Содержание
1.Введение……………………………………………………………..1
2.Актуальность Программы …………………………………………1
3.Новизна Программы ………………………………………………..1
4.Целевая аудитория…………………………………………………..1
5.Направления взаимодействия
со специалистами ДОУ ………………………………………………2
6.Направления взаимодействия с родителями
(законными представителями) ……………………………………….2
7.Цель программы ……………………………………………………2
8.Задачи программы…………………………………………………. 2
9.Психолого-педагогические особенности развития
детей младшего и среднего дошкольного возраста………………. 3
10.Ожидаемые результаты……………………………………………4
11.Контроль за реализацией программы …………………………..4
12.Срок реализации Программы …………………………………….4
13. Методические особенности проведения занятий
с детьми ……………………………………………………………….5
14.Тематически план занятий…………………………………………5
15.Материалы, наглядные пособия…………………………………..19
16.Литература………………………………………………………….19
17.Приложения………………………………………………………...20
Психолого-педагогическая программа
успешной адаптации детей к условиям детского сада
«Я-дошкольник!»
1.Введение
Психолого-педагогическая программа «Я-дошкольник!» (далее-Программа) направлена на создание условий для успешной адаптации детей младшего и среднего дошкольного возраста к условиям детского сада.
2. Актуальность Программы
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.).
Именно поэтому необходима целенаправленная подготовка ребенка к условиям детского сада, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
Программа направлена на установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, выработку наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в ДОУ и семье, содержит практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
3.Новизна Программы
Новизна Программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение и развитие ребенка с учетом динамики развития в течение года, в новом взгляде на процесс адаптации детей, способствует повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.
4.Целевая аудитория
Программа предназначена для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста, родителей (законные представители),.
5.Направления взаимодействия со специалистами школы по реализации психолого-педагогической программы «Я-дошкольник!»
В процессе реализации Программы обеспечивается комплексное сопровождение ее мероприятий специалистами школы
6.Направления взаимодействия с родителями (законными представителями) по реализации психолого-педагогической программы « Здравствуй, малыш!»
- Создание благоприятного психологического и эмоционального
климата.
- Обеспечение высокого уровня продуктивности в усвоении знаний,
приобретении навыков и умений ребенком.
- Возможность контроля родителями процесса развития своего ребёнка.
- Приобретение необходимых знаний, методов и способов занятий с малышом в домашних условиях.
- Налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и ребёнком в процессе совместной деятельности, упрощение процесса социальной адаптации ребёнка в коллективе.
- Консультирование, анкетирование и тестирование родителей по проблемам развития детей раннего и среднего дошкольного возраста.
7.Цель программы
7.1.Снижение степени возникновения длительного адаптационного стресса при поступлении ребенка в группу кратковременного пребывания.
7.2.Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам гуманизации процесса адаптации.
7.3.Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
7.4.Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения.
8.Задачи программы
Развивающие:
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, игровых навыков, произвольного поведения.
Образовательные:
- Формирование у детей чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
- Обучение родителей способам снижения эмоционального и мышечного напряжения у детей.
- Оказание консультативной и практической помощи родителям по вопросам его воспитания, развития и адаптации к условиям детского сада.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательных отношений детей друг к другу.
- Обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
9.Психолого-педагогические особенности развития детей младшего и среднего дошкольного возраста
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что многое может сделать сам, без помощи взрослого. Ярким проявлением «кризиса трёх лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно- перцептивная сферы ребенка. Основным видом деятельности становится игра.
Основными задачами Программы на этом этапе являются:
- Создание условий для проявления всех видов активности ребенка.
- Создание условий для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
- Создание условий для освоения разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
- Создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
- Создание условий для формирования позитивной самооценки.
- Развитие способности подчинять свои действия правилам.
- Развитие первых «нравственные» эмоций: хорошо-плохо.
В четырехлетнем возрасте у ребенка наблюдается повышение познавательной активности, совершенствуются сенсорные функции, происходит активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, коммуникации, эмоции), появляется сюжетно-ролевая игра.
Исходя их этого, задачами Программы для детей этого возраста являются:
- Создание условий для проявления познавательной активности.
- Способствование самопознанию ребенка.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Способствование проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- Формирование умений подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
- Создание условий для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формирование умений подчинять свое поведение нравственным нормам.
10.Ожидаемые результаты:
В результате реализации Программы «Я-дошкольник»:
У детей должны быть:
- сформированы навыки взаимодействия с детьми и взрослыми;
- сформирована способность подчинять свои действия правилам;
- сформировано представление о базовых эмоциях;
- сформировано умение действовать по инструкции взрослого.
- сформирована адекватная самооценка и позитивная мотивация к обучению.
- уровень развития высших психических функций соответствует возрастной норме.
У родителей должно быть :
- сформировано осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- осуществлено более тесное сотрудничество с дошкольным учреждением.
11.Контроль за реализацией программы
Педагогическая диагностика в начале и в конце года
12.Срок реализации Программы - 2 года.
13. Методические особенности проведения занятий с детьми в рамках программы
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.Организационный этап:
- создание эмоционального настроя в группе;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2.Мотивационный этап:
- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.
Мотивационный этап включается в себя активные игры и беседы по теме данного занятия.
3. Практический этап:
- подача новой информации на основе имеющихся знаний;
- задания на развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения) и творческих способностей;
- отработка полученных навыков на практике.
Практический этап является самым наполненным по своему содержанию. Подача новой информации может проводиться в виде игры-размышления.
Активно используются пальчиковые игры, необходимые для речевого развития ребенка.
4.Рефлексивный этап:
- обобщение полученных знаний;
- подведение итогов занятия.
Рефлексивный этап является завершающим. Он позволяет подвести итог занятия, поделиться собственными чувствами, обобщить полученные знания.
14. Тематический план коррекционно-развивающих занятий с детьми в период адаптации
Младшая группа
Неделя | Тема | Цели и задачи | Наименование формы работы и упражнений | Количество занятий | |
1.Начальная диагностика социально-коммуникативного развития | |||||
2 | «Знакомство» | 1.Познакомить детей друг с другом. 2.Создать благоприятную атмосферу на занятии. |
| 3 | |
3 | Давайте дружить | Продолжить знакомить детей друг с другом. 2.Сплотить группу. 3.Сформировать положительное отношение к содержанию занятий | -приветствие ( при помощи мяча-помощника);
-задания « Прятки», « Лабиринт» -пальчиковая гимнастика «Дружба»; -ритуал прощания. | 3 | |
4 | Правила поведения на занятиях | 1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. 3.Развитие навыков культурного общения. 4.Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) |
| 3 | |
5 | Я и моя группа | 1.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. |
| 3 | |
6 | Мое настроение «Радость» | 1.Знакомство с эмоцией «радость». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. З.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. |
| 2 3 | |
7 | Мое настроение «Грусть» | 1.Знакомство с эмоцией «грусть». 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. З.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. |
| 3 | |
8 | Мое настроение «Гнев» | 1.Знакомство с эмоцией «гнев». 2.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. З.Тренировка мимических навыков. |
| 3 | |
9 | Словарик эмоций | 1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 2.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. 3. Закрепление мимических навыков. |
| 3 | |
10 | Восприятие цвета «Разноцветный паровозик» | 1.Развитие восприятия (цвета). 2.Развитие умения различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). 3.Развитие навыка цветового соотнесения. 4.Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи). |
| 3 | |
11 | Восприятие формы «Пригласительный билет» | 1.Развитие восприятия формы: круг, квадрат, треугольник. 2.Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. |
«Внимательный рыболов»;
-ритуал прощания. | 2 | |
12 | Восприятие величины (большой – маленький) | 1.Развитие восприятия величины: большой - маленький. 2.Развитие мыслительной операции «сравнение». |
| 2 | |
13 | Восприятие длины (длинный, короткий) | 1.Развитие восприятия длины: длинный, короткий 2. Развитие умения соотносить предметы по величине. |
| 2 | |
14 | Волшебные превращения «Здравствуй, зима!» | 1.Развитие познавательных психических процессов. 2.Обобщение пройденного материала. |
| 3 | |
15 | Восприятие величины (широкий - узкий) | 1.Развитие восприятия длины: широкий - узкий. 2.Развитие умения соотносить предметы по величине. |
| 2 | |
16 | Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | 1.Развитие навыков общения. 2.Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. 3.Развитие познавательных психических процессов. |
«Найди все мячики», «Найди лишнее», «Путаница», «Положи мячик на место», «Кто во что играет»;
| 3 | |
17 | Сказка «Теремок». Обобщение: животные | 1.Развитие навыков общения. 2.Развитие познавательных психических процессов. |
| 3 | |
18 | Обобщение: посуда К.И. Чуковский «Федорино горе». | 1.Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2.Развитие познавательных психических процессов. |
| 3 | |
19 | Обобщение: одежда, обувь Л.Ф. Воронкова «Маша - растеряша». | 1.Воспитание бережного отношения к своим вещам. 2.Развитие познавательных психических процессов. |
| 3 | |
20 | Мальчики- одуванчики | 1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. З.Развивать навыки самоконтроля. |
| 3 | |
21 | Девочки- припевочки | 1.Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). 2.Развивать невербальное и вербальное общение. З.Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. |
| 3 | |
22 | Обобщение: мебель Сказка «Три медведя». | 1.Развитие эмпатии. 2.Развитие познавательных психических процессов. |
| 3 | |
23 | Дружба, взаимопомощь Сказка «Репка». | 1.Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. 2.Создаватьнравственные основы личности ребенка. 3.Развитие познавательных психических процессов. |
| 3 | |
24 | День смеха | 1.Развивать воображение. 2.Развивать интерес детей к окружающему миру. 3.Развивать творческое мышление. |
| 2 | |
25 | Обобщение: насекомые «Здравствуй, весна» | 1. Развитие познавательных психических процессов. |
«Пробуждение»;
| 2 | |
26 | Страна Вообразилия | 1.Развивать фантазию и воображение. 2.Формировать интерес к творческим играм. |
| 3 | |
Итоговая диагностика социально-коммуникативного развития | |||||
Средняя группа | |||||
Начальная диагностика социально-коммуникативного развития | |||||
1. | Знакомство | 1.Познакомить детей друг с другом. 2. Создать благоприятную а атмосферу на занятии. | - приветствие; - подвижная игра: «Паровозик дружбы»;
| 3 | |
2. | Давайте дружить | 1.Продолжать знакомить детей друг с другом. 2.Сплотить группу. 3.Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. |
| 3 | |
3. | Волшебные слова | 1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие навыков культурного общения. 3.Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. |
| 3 | |
4. | Правила поведения на занятиях | 1.Продолжать знакомство детей друг с другом. 2.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. 3.Развитие навыков культурного общения.
|
позвал?», «Мячик правил»;
| 3 | |
5. | Радость. Грусть | 1.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. 3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. |
| 3 | |
6. | Гнев | 1.Развитие коммуникативных умений и навыков. 2.Знакомство с эмоцией «гнев». З. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
| 3 | |
7. | Удивление | 1.Развитие коммуникативного навыков, преодоление тактильных барьеров. 2.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. З.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. |
Облака»;
| 3 | |
8. | Испуг | 1.Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. 2.Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. З.Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. |
| 3 | |
9. | Спокойствие | 1.Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. 2.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
| 3 | |
10. | Словарик эмоций | 1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 2.Обучение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. |
| 3 | |
11. | Восприятие сенсорных эталонов предметов (цвет, форма, величина) | 1.Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. 2.Развитие мыслительных процессов. |
| 3 | |
12. | Восприятие свойств предметов (тяжёлый - лёгкий, прозрачный - непрозрачный, сухой - мокрый, горячий - холодный) | 1.Развитие восприятия свойств предметов. 2.Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). З.Развитие внимания (зрительное, слуховое). 4.Развитие воображения и логического мышления. | - приветствие; - задания: «Опиши игрушку», «Лёгкий - тяжёлый», «Раскрась лишний предмет», «Найди лишний»; - игры: «Назови», «Скажи наоборот»; - динамическая пауза; - ритуал прощания. | 3 | |
13. | Мои помощники Глазки | 1.Совершенствование восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. З.Тренировка зрительных ощущений. 4.Развитие зрительного внимания. 5.Развитие зрительной памяти. б.Активизация творческой активности. | - приветствие «Наши помощники»; - гимнастика для глаз; - упражнения: «Запомни своих друзей», «Прогулка»; - задания: «Путаница», «Коврик», «Найди тень»; - игры: «Прятки», «Запрещённое движение»; - ритуал прощания. | 3 | |
14. | Мой помощник носик | 1.Совершенствования восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. З.Тренировка обоняния. 4.Активизация творческой активности. | - приветствие «Наши помощники»; - гимнастика для носика; - упражнения: «Запахи» - игры: «Приятный - неприятный»; - задания: «Внимательный носик», «Лабиринт»; - пальчиковая гимнастика «Замок»; - упражнение на расслабление; - ритуал прощания. | 3 | |
15. | Мой помощник ротик | 1.Совершенствование восприятия. 2.Закрепление навыков органов чувств. исследования предметов с помощью соответствующих 3.Тренировка вкусовых ощущений. 4.Активизация творческой активности. | - приветствие «Наши помощники»;
-ритуал прощания | 3 | |
16. | Мои помощники ушки | 1.Совершенствование восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3Тренировка слуховых ощущений. 4.Развитие слухового внимания. 5.Развитие слуховой памяти. 6.Активизация творческой активности. |
| 3 | |
17. | Мои помощники ручки | 1.Совершенствования восприятия. 2.Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. 3.Тренировка тактильных ощущений. 4.Формирование позитивной мотивации общения. |
| 3 | |
18. | Мои помощники ножки | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. |
| 3 | |
19. | Из чего же сделаны наши мальчишки? | 1.Развитие коммуникативных навыков. 2.Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. З.Работа по развитию самоконтроля. |
| 3 | |
20. | Из чего же сделаны наши девчонки? | 1.Развитие коммуникативных навыков. 2.Закрепление об особенностях поведения девочек. З.Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте. |
| 3 | |
21. | Здравствуй, Весна! | 1.Развить воображение. 2.На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы. 3.Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов. |
| 3 | |
22. | В гостях у сказки | 1.Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. 2.Закрепить знание содержания сказок. З.Развить творческое мышление. |
| 2 | |
23. | День смеха | 1.Развить воображение. 2.Развить творческое мышление. |
| 3 | |
24. | Страна Вообразилия | 1.Развивать воображение. 2.Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. 3.Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. 4.Развивать мелкую и общую моторику. 5.Развивать самосознание. |
| 3 | |
25. | Прогулка по территории школы. Обобщения | 1.Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. 2.Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы. |
| 2 | |
26.Заключительная диагностика социально-коммуникативного развития |
15.Материалы, наглядные пособия
- настольно - печатные игры;
- предметные игрушки;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски,кисти, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага, картон;
- строительный материал;
- предметные картинки.
- Дидактические игры по темам занятий.
-Демонстрационные материалы по темам занятий.
16.Литература
1.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. - СПб., 2016г.
2.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М.,
Творческий Центр Сфера, 2006.
3.Смирнова Е.О., Глигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста.- М.: Мозайка - Синтез, 2007.
4.Смирнова Е.О., ХолмогороваВ.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1 - 3 лет - М.:
Мозайка - Синтез, 2008
5.Тематическое планирование в ДОУ под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В., - 2009.
17.Приложения
1.Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
2. Конспект занятия на развитие коммуникационной сферы на тему:
«Веселый петрушка»
3. План проведения прогулки Тема: «Осень. Листопад»
4.Игры на социально-коммуникативное развитие детей младшей группы « Давай поздороваемся»
Приложение 1
Конспект занятия
на развитие коммуникационной сферы
«Веселый петрушка»
в средней группе
ОО: социально-коммуникативное развитие
Цель:
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей;
- совместное проживание чувства радости и благодарности;
- закрепление знаний детей о принадлежности к полу, ориентации в своем теле, развитие общей и мелкой моторики, произвольности восприятия, речи, памяти.
Тема: «Веселый петрушка»
Ведущий: воспитатель
Материал для занятия : игрушка (кукла бибабо) Петрушка, игрушечный паровозик, стикеры зеленого цвета (для каждого мальчика) и розового цвета (для каждой девочки), пособие «Карусель» (зонт с лентами), контуры бантов для раскрашивания
Ход занятия:
- К нам в гости пришел Петрушка
Воспитатель говорит:
- Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка
Появляется кукла Петрушка, кукла обращается к детям:
- Здравствуйте, дети! Я – веселая игрушка, а зовут меня … (Петрушка).
- Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться. Кто хочет на моем паровозе прокатиться?
- Игра «Паровозик»
Дети встают друг за другом и играют в игру «Паровозик» и поют песенку:
Паровоз, паровоз, маленький блестящий
Он вагоны повез будто настоящий.
Кто едет в поезде? Плюшевые мишки,
Зайки пушистые, кошки да мартышки!
- Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Покажем Петрушке, как мы играем. (сажает куклу)
- Упражнение «Пропавшие ручки…»
Воспитатель под музыку и слова показывает движения, дети повторяют:
У меня пропали ручки.
спрятать руки за спину
Где вы, рученьки мои?
посмотреть по сторонам ища потерянные руки
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять
показать руки
У меня пропали ножки.
спрятать ноги, пожав их под себя и сев на них
Где вы, ноженьки мои?
посмотреть по сторонам ища потерянные ноги
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять
встать на ноги
Тоже самое, когда ищем глазки, ушки, щечки
С Петрушкой танцуя, поворачиваясь вокруг себя:
- Пляшут, пляшут наши детки!
Пляшут наши детки!
- Игра «Разноцветные билеты»
Воспитатель кукле:
- Петрушка, понравились тебе наши игры? (Да)
А вам дети? (Да)
-Петрушка:
- Теперь я приглашаю всех на карусели. А у вас есть билетики? Получите: девочки – розовые, а мальчики – зеленые.
Розданные билеты-стикеры дети прилепляют себе на одежду, становятся в очередь. Петрушка объявляет: «Я – контролер», и подходит к каждому с вопросом: «Какого цвета у тебя билетик? Почему?»
Дети отвечают:
- У меня розовый билетик. Потому что я девочка.
- У меня зеленый билетик. Потому что я мальчик.
- Игра «Карусель» (с зонтом)
Воспитатель держит зонт с лентами, дети встают в круг, каждый берет в руку одну ленту от зонта. Карусель-зонт запускается сначала медленно, потом быстрее и снова замедляется в соответствии со словами потешки:
Еле-еле, еле-еле, берут в руки ленты, выстраиваются в круг
Завертелись карусели идут медленно
А потом, потом, потом, идут быстрее
Все бегом, бегом, бегом! бегут
Тише, тише, не спешите, переходят на шаг
Карусель остановите! замедляют шаг
Раз-два, раз-два, останавливаются, берутся руками за голову
Закружилась голова наклоняют голову вправо-влево
И закончилась игра… аплодируют
Игру можно повторить 2-3 раза.
- Раскрашиваем круги на бабочках Петрушки в цвета радости
- Ребята, мы на ярмарке у Петрушки побывали, погуляли, поиграли, порадовались. Чтобы поблагодарить Петрушку поможем ему нарядиться? У него есть новые галстуки бабочки, но они не цветные, Петрушке с его веселым характером не подходят.
Дети садятся за столы, где лежат раскраски-бабочки и цветные карандаши.
Воспитатель:
- А какого цвета веселье? Выбирайте самые яркие, нарядные, улыбчивые цвета. Каждый раскрасьте на один кружок своим веселым цветом. Какие молодцы! Петрушка, нравится тебе?
Психолог и Петрушка хвалят детей за старания.
- Подведение итогов
Воспитатель:
- Вспомните, пожалуйста, что мы делали вместе с Петрушкой, какие игры, упражнения были. Ты, Петрушка, им не подсказывай. Дети сами расскажут обо всем!
- Какие занятия вам больше всего понравились?
- Какое у вас настроение теперь? Какого цвета?
-Поблагодарите и подарите Петрушке галстуки-бабочки с вашим настроением.
- Завершение «Обнимашки»
- Скажем «Спасибо» и паровозику, и путешествию, и играм и нам всем за веселую компанию. Все вместе обнимаются.
Приложение 2
План проведения прогулки
Тема: «Осень. Листопад»
Младшая группа
Цель:
- показать детям многообразие красок золотой осени. Закрепить понятие листопад.
- создать комфортные педагогические условия для включения каждого ребенка в обследование различных органов чувств («как пахнет осень – опавшими листьями» - обоняния, «какого цвета деревья – зеленого, желтого» - зрение, «ветерок качает деревья – слышим шелест, шорох» - слух);
- вызвать у малышей эмоциональный отклик, желание наблюдать за происходящими изменениями в природе.
Задачи:
- Образовательные:
- пополнять и активизировать словарный запас глаголами: падает (лист), дует (ветер); прилагательными: золотая, желтый, красный, осенний, опавший;
-закрепить знания зеленого, красного, и желтого цветов;
- Развивающие:
-развивать активную речь детей;
- развивать воображение, внимание, речь, мышление;
- развивать творческие способности,
- развивать мелкую моторику.
- Воспитательные:
- воспитывать толерантность, дружеское отношение между собой;
- воспитывать активность, инициативность;
- создать радостный настрой;
- воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Используемые технологии:
Игровые технологии;
Здоровьезберегающие технологии;
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Информационно-коммуникативные технологии;
Обучающие технологии;
Технология исследовательской деятельности.
Ход прогулки
- Экскурсия по территории детского сада.
Воспитатель: Посмотрите дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называется желтой, золотой. Пойдемте, побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как шуршат листья?
2. Наблюдения (природоведческие, социальные, эстетические)
Воспитатель: Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Вот подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад!
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат
Скоро голый станет сад.
(В. Мирович)
Ребята, давайте все вместе со мной повторим стишок (дети повторяют за воспитателем).
- Элементарное детское экспериментирование
Воспитатель: Листья легкие вот поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе. Ребята найдите маленький листочек, положите его на ладошку и подуйте. Вот так (показываю). Видите, как они полетели.
- Элементарная трудовая деятельность
А теперь, найдите самый красивый листок и покажите мне. (Дети находят и несут понравившиеся им листья).
Один листок, еще один и еще… Получилось много листьев – целый букет! Посмотрите, какой он у нас пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет получился? (Ответы детей)
- Индивидуальная работа
(С каждым из детей уточняю окраску листика, восхищаюсь их листочками и хвалю их. Собираю листочки, принесенные детьми, в букет).
Да, ребята, осень очень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень! Ребята, посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень? (Ответы детей).
(Повторение и закрепление желтого цвета с К.)
… ( обращение к конкретному ребенку). В какой цвет осень раскрасила деревья? (В желтый). Молодец, правильно. Принеси мне, пожалуйста, еще один листок желтого цвета для нашего букета. (Находит и приносит). А, какого цвета листочек ты нашел? (Желтого). Правильно, молодец, спасибо.
Давайте наш букет возьмем с собой в группу и поставим его в вазу, и в группе будем любоваться красивыми листочками, которые мы собрали.
- Игровая деятельность
А теперь я предлагаю вам собрать целую охапку листьев и подкинуть ее вверх, вот так (показываю).
(Дети весело повторяют).
Давайте с вами поиграем в игру «Листопад»
7. Подвижная игра «Листопад»
Цель: Учить медленному бегу в рассыпную. Закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев. Конкретизировать понятие – листопад.
Материал: осенние листья.
Воспитатель: ребята, вы все будете листочками, возьмите себе по листику и скажите мне какого цвета ваш листок? (Дети показывают и называют, какой лист они выбрали по цвету и величине).
Листопад, листопад!
Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки (дети кружатся).
Покружились и уселись все на землю (все приседают).
Сели! Уселись и замерли (не шевелятся).
Прилетел легкий ветерок и подул (показываю, дети повторяют).
Поднялись листики и разлетелись в разные стороны (дети разбегаются по площадке).
Закружились, закружились (дети кружатся).
Листопад, листопад!
Листья желтые летят!
Затих ветерок, и листочки вновь тихо опускаются на землю (дети приседают).
По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат
Скоро голый станет сад.
- Свободная самостоятельная деятельность
Игры с листьями, выносными игрушками.
8. Литература:
- Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие/сост.и ред. Т.И. Бабаева (и др.) – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Развивающие игры для детей от года до трех лет. –М.: АСТ-Сталкер,2003.
- Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов/ сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста /Е.А. Тимофеева .- М: Просвещение,1986.
Приложение 5
План проведения игр
на социально-коммуникативное развитие детей
( младшая группа)
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель:
- развитие воображения;
- создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
Игра «Подарок другу»
Цель: Развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход игры: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
Игра «Доброе животное»
Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения; создание положительных эмоций.
Материал: Листы белой бумаги, краски или фломастеры, медаль-смайлик на каждого ребенка. Тихая спокойная музыка.
Ход игры: Детям дается задание – «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Дети расходятся по разным углам, каждый к своему месту. Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем рисунки выставляются и каждый ребенок рассказывает о своем добром животном. Всем детям вручается картонная медаль-смайлик.
Игра «Волшебный стул»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Разноцветный букет»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра «Пирамида любви»
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, А все потому, что мы умеем любить сами и любимы».
Игра «Измени конец сказки»
Цель: развитие воображения, гуманных чувств.
Материал: все необходимое для рисования.
Ход игры: Ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его.
В игру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка.
Игра «Волшебные кляксы»
Цель: Развитие воображения
Материал: лист бумаги, краски.
Ход игры: До начала игры изготовляют несколько клякс: на середину листа бумаги выливают немного чернил и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Игра «Оживим картинку»
Цель: Развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков.
Материал: любые картины с простым сюжетом.
Ход игры: Один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.
Игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необходимостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план образовательных программ
Пояснительная записка к учебному плану раннего развития детей....
План реализации программы «Одарённые дети» на 2011 – 2012 учебный год
Программа содержит теоритическое обоснование актуальности вопроса выявления одаренных детей и организации работы с ними педагогического коллектива школы....
Анализ выполнения учебных планов и программ
1. Последовательность прохождения учебного материала и соблюдение количества часов, определенных программой на каждую тему (соответствие прохождение материала календарному пл...
План и программа воспитательной работы 6 класс.
Программа воспитательной деятельности6 «Б» класса«Человек. Личность. Гражданин» Пояснительная записка На рубеже 20-21 веков в окружающем мире произошли значительные изменения: экономич...
Календарный план реализации программы «Здоровье» 2012 - 2013 учебный год 8 класс
Календарный план реализации программы «Здоровье»2012 - 2013 учебный год8 класс...
Учебный план образовательной программы "Домашняя оранерея"
Распределение учебных часов по темам на каждый год обучения...
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» 1 год обучения
Календарно – тематический план образовательной программы дополнительного образования детей «Поиск: от невероятного к очевидному» предназначен для обучающихся 1 года обучения....