Нормативно-правовая база работы по профориентации в школе
статья

Талалай Анжела Александровна

Обзор нормативно-правовых документов, являющихся базовой основой для организации профориентационной работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npb_proforientatsii.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база  работы по профориентации в школе

Нормативно-правовая база – это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни.

Были изучены:

а) документы Международного уровня

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г.

Статья 28 

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

Европейская Социальная Хартия ETS N 163. Принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996 г. в Страсбурге. Подписана РФ 14 сентября 2000 г., ратифицирована в октябре 2009 г.

Часть I 

Стороны признают в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять всеми надлежащими средствами как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов:

1. Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом.

9. Каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами.

Конвенция Международной организации труда № 142 Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов. Принята в г. Женеве 23 июня 1975 г. на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована в СССР в 1979 г

Статья 1

1. Каждый Член Организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

Статья 2 

В вышеуказанных целях каждый Член Организации разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

Статья 3

Каждый Член Организации постепенно расширяет свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками.

Статья 4

Каждый Член Организации постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Статья 5

Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями работодателей и работников, и, — когда необходимо и в соответствии с национальным законодательством и практикой — с другими заинтересованными органами.

б) документы Федерального уровня

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации     26 декабря 2012 г.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271

В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Поручения Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 г. № Пр-634. Утверждены Президентом РФ по итогам совещания по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 1 марта 2011 года.

п. 2: Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по  проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает:

- нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

- организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации и профессиональной ориентации учащихся; создание сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

- информационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования; совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование обучающихся и членов их семей по вопросам профессиональной ориентации через средства массовой информации и сеть Интернет;

- кадровое обеспечение, которое предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования предполагает: - развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р

Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации. Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Субъектам РФ рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как: привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.

в) Ведомственные нормативно-правовые акты

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Приложение к постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональная информация; профессиональная консультация; профессиональный подбор; профессиональный отбор; профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты граждан.

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.  Приложение к Приказу Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Целями Службы являются: содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

К основным направлениям деятельности Службы относятся: -психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда;

- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

Концепция профильного обучения. Приложение к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783

Основная функция предпрофильной подготовки (курсов по выбору ) – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Учитель профильной школы обязан обеспечивать: завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

г) нормативно-правовые акты Регионального уровня

«Петербургская школа 2020» Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг.

Неэффективная работа системы профессиональной ориентации отражается на качестве рынка труда. Грамотно организованная профориентационная работа предопределяет приход выпускников общеобразовательных школ в профессиональные училища и лицеи, и, главное, мотивацию выбора профессии, действительно необходимой на региональном рынке труда.

Городская программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга 2009г.

Программа представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и  профессионального образования.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования.

Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.

Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

Неблагоприятное влияние на устранение дефицита кадров оказывает динамичное развитие экономики и адекватность этим процессам работы образовательных учреждений профессионального образования.

 Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.

Выводы

Как видим, в документах международного уровня подчеркнута актуальность принятия и развития в странах-участницах государственной политики и национальных программ профессиональной ориентации. Их важнейшими целями определены: обеспечение свободного выбора профессии, рода деятельности в соответствии со способностями, интересами каждого, с учетом потребностей общества.

В нашей стране актуальность проблемы профориентации стала возрастать по мере продвижения общества к рыночной экономике.

Федеральные правовые акты рассматривают профориентацию как неотъемлемую часть социальной политики государства. С ней связаны многие аспекты модернизации образования и экономики, молодежной политики, здоровья и благосостояния нации.  

Федеральный закон «Об образовании в РФ» поднимает вопросы профессиональной ориентации учащихся средней школы на качественно новый уровень. Согласно закону, среднее общее образование должно быть «направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования». Эта же идея получает развитие и в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Школьная программа в обязательном порядке должна включать в себя комплекс профориентационных мероприятий.

В региональных документах наблюдается программно-целевой подход к решению вопросов профориентации молодежи.

В соответствие с Законом «Об образовании в РФ» и новыми федеральными образовательными стандартами в настоящее время профессиональной ориентации в школах отводится новая роль – создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся  в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Представленная нормативная база вполне достаточна для осуществления профориентации в образовательных организациях. Однако эти документы

затрагивают не столько технологию проведения  профориентационной работы, сколько организацию и целенаправленность такой деятельности.

Школы в свою очередь самостоятельно разрабатывают локальные акты, регламентирующие вопросы профориентации, определяют средства и формы профориентационной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие

Разработка по системе профориентационной работы в школе...

«О системе работы по профориентации в школах Курортного района»

О системе работы по профориентации в школа Курортного района...

Статья "Система работы по профориентации в школе"

Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров и др. Особенностью всех ...

Нормативно-правовая база в работе педагога-организатора школы.

Перечень правовых документов для работы педагога-организатора. Нормативно-правовая база в работе педагога-организатора школы....