Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников
статья на тему
Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребёнка в условиях современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vneurochnoy_deyatelnosti_v_patrioticheskom_vospitanii_shkolnikov.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Филянова Д.К.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Центр образования №1» Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Роль внеурочной деятельности
в патриотическом воспитании школьников
Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребёнка в условиях современной школы.
В основе кризиса патриотического воспитания лежат и противоречия мирового развития. В эпоху всемирной глобализации, отрицающей существование национальных государств, создаётся иллюзия ненужности и даже вредности патриотического воспитания, ведущего к национализму и фундаментализму. Патриотизм стал подменяться космополитизмом - идеологией мирового гражданства, нацеливающей на взаимодействие и сближение народов. Космополитизм не исключает, но и не исчерпывает всего его содержания, и сутью космополитизма является критерий пользы и сиюминутной выгоды: «Родина там, где мне хорошо». А ведь порой Родина бывает не только доброй матерью, но и злой мачехой26.
Ошибочным пониманием патриотизма следует считать и слепое копирование чужого, пусть даже и позитивного, опыта. В частности, нельзя заимствовать без адаптации и переработки иностранные образовательные курсы с подходящими названиями, т.к. они рассчитаны на иной менталитет и иную общественную атмосферу. Хотя патриот и должен владеть диалогом с другими культурами.
В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям».
Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество28.
Проблемы, существующие сегодня в воспитании – это проблемы живых связей, отношений. Есть мозаика дел, событий, уроков, мероприятий, которые не имеют закономерной, естественной, внутренней связности. А нужен контекст живой жизни, определенная системообразующая деятельность, в которую встраиваются любые другие виды деятельности, позволяющие расширять картинку мира детей и развивать у них определенные личностные качества и способности29.
Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края.
Таким образом, быть патриотом сегодня – сохранять чистоту родного языка, верность национальным ценностям и традициям, благоустраивать свой город и двор, вести здоровый образ жизни, быть готовым к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Список использованной литературы
- Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с.
- Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века// Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв.): Сб. ст. М.: ИРИ РАН, 1994. С. 38-50.
- Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-74
- Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012 С. 35-41
- Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9 С. 45
- Быков А. К.Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. —2010. — № 9.
- Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995.-263 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы
Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....
Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников
В данной работе приводятся примеры как используя внеурочную деятельность, сделать увлекательными мероприятия,имеющие патриотическую направленность....
Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.
Роль патриотического воспитания школьников на внеурочных занятиях по ОБЖ...
Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании
Статья посвящена огромной роли внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников...
Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")
Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...
Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников
laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...