Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей «Осознай себя»
план-конспект на тему

Давыдова Наталья Евгеньевна
Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoznay_sebya.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей

«Осознай себя»

“Знакомство”

Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Общая ориентация в проблемах родителей.

Содержание: знакомство с целями и задачами занятия. Ведущий знакомит участников с целями и задачами занятия. Обговаривает условия и режим работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и какие основные темы будут затронуты. Далее участникам необходимо познакомиться. Все садятся в круг, предлагается подумать, что в их характере является самым важным, существенным, и подобрать прилагательное, которое, по их мнению, наиболее ярко характеризует их личность. Затем по кругу, по очереди начинают представляться группе. Сначала называя свое имя, а затем выбранное прилагательное.

Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов:

  • Мое любимое животное и почему? Мое нелюбимое животное, почему?
  • Мой любимый цвет и почему? Мой нелюбимый цвет и почему.
  • В другом человеке мне нравится такая черта, как…, а не нравится..
  • Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал… Почему?
  • В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему?

Родитель отвечает за себя и ребенка.

Далее при обмене ответами на вопросы, занятие принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и детей. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.

2.Занятие “Мир детский и мир взрослый”

Цель: осознание разницы между миром ребенка и миром взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и др. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

Структура:

Занятие можно начать с упражнения с мячом: бросить мяч и сказать какое-либо пожелание другому человеку. Ведущий предлагает родителям разделиться на две группы. Первой необходимо изобразить:

  • человека, спешащего с работы домой;
  • человека, едущего в переполненном транспорте;
  • человека, входящего в кабинет начальника.

Вторая группа изображает:

  • ребенка, пришедшего с прогулки;
  • ребенка на обеде;
  • ребенка играющего с любимой игрушкой.

Далее ведущий предлагает родителям в форме дискуссии обсудить: “Отличается ли мир детей от мира взрослых?”, “Чем дети отличаются от взрослых?”. После обсуждения ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и мира взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность и др. также особенности детского мира: отсутствие сложившихся взглядов, быстрота перевоплощения, высокая изменчивость, необремененность бытовыми заботами, открытость, импульсивность, вовлеченность, жизнь настоящими событиями, полнота мироощущения.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь “досадить” родителю, но так бывает не всегда. Здесь можно выделить четыре цели негативного поведения:

  1. требование внимания или комфорта;
  2. желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
  3. месть, возмездие;
  4. утверждение своей несостоятельности или неполноценности

мы часто исходим из положения, что дети должны понимать нас и окружающий мир так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как сами себя ведем с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

3.Занятие “Быль о правах” (Е.И. Лебедева, Д.И. Ежов)

Цель: понимание прав детей и родителей.

Ведущий предлагает всем участникам тренинга разделиться на две группы. Одна половина представляет детей. Другая – родителей. Задача каждой группы – составить список своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку списка (10-15 минут), “родители” и “дети” начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет право отклонить предложенное право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятое обеими сторонами права на видное место. Заранее обговаривается, что на обсуждение каждого пункта отводится не более 3-5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при проведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.

4.Занятие “Язык принятия и язык непринятия”

Цель: знакомство с понятием “принятие” ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение “языка принятия” и “языка непринятия”.

Структура:

- упражнение с мячом: бросить мяч и сказать комплимент;

- информационная часть.

Ведущий говорит участникам о том, что необходимо принять себя как личность, которая имеет позитивные и негативные чувства по отношению к своему ребенку. Все родители время от времени испытывают к детям два различных чувства – принятия и непринятия. Чтобы стать эффективными, родителям не нужно притворяться, что они испытывают чувства принятия или любви к ребенку, если в действительности они этого не испытывают.

Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит “язык принятия” и “язык непринятия”, говорит о том, что означает:

  • Оценка поступка (“мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушкой”) и оценка личности (“ты очень жадный ребенок”);
  • Временный язык (“сегодня у тебя это задание не получилось”) и постоянный язык (“у тебя всегда не получается как следует”);
  • Невербальные проявления “языка принятия и непринятия” (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Элементами принятия будет – комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, улыбка, контакт глаз и др. А элементами непринятия – игнорирование, команда, приказы, оскорбление, угроза, наказание, отказ от объяснений и т.д.

Ведущий предлагает родителям угадать какие высказывания относятся к “языку принятия”, а какие к “языку непринятия”:

  • Ты мне надоел со своими просьбами.
  • Отстань.
  • Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег.
  • Это не твое дело.
  • Похоже, что это важно для тебя.
  • Я тебя насквозь вижу.
  • Расскажи мне об этом.

Родителям предлагается разбиться на пары и продемонстрировать ситуацию взаимодействия родителя и ребенка. Остальные должны угадать, на каком языке (принятие и непринятие) был ответ родителя на вопрос ребенка.

  1. Занятие “Давай общаться” (совместно с детьми)

Цель: установить доверительные отношения между родителями и детьми. Снятие напряжения в общении детей с родителями.

Структура:

  1. Игра “Давайте поздороваемся”.
  2. Игра с колокольчиком.
  3. Игра “Охота на тигра”.

“Давайте поздороваемся”

Ведущий говорит о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Участникам предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, продумать свой способ приветствия. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

“Игра с колокольчиком”

Все садятся в круг. По желанию группы выбирается водящий. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать его друг другу нельзя.

Игра “Охота на тигра”

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10, в это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончанию счета тот, у которого находится тигр, вытягивает руки вперед, закрывает тигра ладошками, остальные участники делают то же самое. Задача водящего (охотника) – найти тигра. Эта игра учит детей планировать действия по времени.

Занятие заканчивается обсуждением наиболее понравившихся моментов. Родителям предлагается обсудить: Что они чувствовали во время игр по отношению к ребенку? Что чувствовал ребенок по мнению родителя?

Занятие “Дисциплина”

Цель: познакомить участников занятия с понятием “дисциплина” и позитивными средствами ее развития у ребенка.

Содержание:

- Игра “Ассоциации”;

- Дискуссия на тему “Что такое дисциплина?”;

- Игра “Строчка из песни”.

Игра “Ассоциации”

Участникам необходимо записать первую пришедшую в голову ассоциацию со словом дисциплина. Затем происходит сравнение и обсуждение ассоциаций всех членов группы.

Дискуссия на тему “Что такое дисциплина?”

Ведущий предлагает участникам записать несколько прилагательных, с помощью которых можно охарактеризовать слово дисциплина. Ведущий рассказывает о том, что такое дисциплина. Затем предлагает родителям высказать свое понимание данного понятия.

Игра “Строчка из песни”

Участники делятся на две команды. Одной команде необходимо вспомнить строчки из песен, где бы говорилось о недисциплинированности (например: “А нам все равно”, ”Говорят мы бяки буки” и т.д.), другой строчки из песен, где говорится о хорошем поведении (например: “Это рисунок мальчишки”, “Я хороший мальчик”), Юмористические ответы приветствуются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Советы классным руководителям, учителям и родителям.

Проблема распределения ответственности между родителями и школой по повод у трудностей ребенка, возникающих при подготовке и, непосредственно, сдаче ЕГЭ, всегда вызывала противоречия. Это одна из самы...

Как вести себя перед экзаменом (Сорокина Г. В. - классный руководитель, учитель английского языка)

Как вести себя перед экзаменом (Сорокина Г. В. - классный руководитель, учитель английского языка)...

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...

План работы Учителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10 «В» класса на 2022/2023 учебный год

План работыУчителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10 «В» классана 2022/2023 учебный год...