Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей «Осознай себя»
план-конспект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osoznay_sebya.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей
«Осознай себя»
“Знакомство”
Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Общая ориентация в проблемах родителей.
Содержание: знакомство с целями и задачами занятия. Ведущий знакомит участников с целями и задачами занятия. Обговаривает условия и режим работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и какие основные темы будут затронуты. Далее участникам необходимо познакомиться. Все садятся в круг, предлагается подумать, что в их характере является самым важным, существенным, и подобрать прилагательное, которое, по их мнению, наиболее ярко характеризует их личность. Затем по кругу, по очереди начинают представляться группе. Сначала называя свое имя, а затем выбранное прилагательное.
Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов:
- Мое любимое животное и почему? Мое нелюбимое животное, почему?
- Мой любимый цвет и почему? Мой нелюбимый цвет и почему.
- В другом человеке мне нравится такая черта, как…, а не нравится..
- Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал… Почему?
- В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему?
Родитель отвечает за себя и ребенка.
Далее при обмене ответами на вопросы, занятие принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и детей. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.
2.Занятие “Мир детский и мир взрослый”
Цель: осознание разницы между миром ребенка и миром взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и др. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
Структура:
Занятие можно начать с упражнения с мячом: бросить мяч и сказать какое-либо пожелание другому человеку. Ведущий предлагает родителям разделиться на две группы. Первой необходимо изобразить:
- человека, спешащего с работы домой;
- человека, едущего в переполненном транспорте;
- человека, входящего в кабинет начальника.
Вторая группа изображает:
- ребенка, пришедшего с прогулки;
- ребенка на обеде;
- ребенка играющего с любимой игрушкой.
Далее ведущий предлагает родителям в форме дискуссии обсудить: “Отличается ли мир детей от мира взрослых?”, “Чем дети отличаются от взрослых?”. После обсуждения ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и мира взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность и др. также особенности детского мира: отсутствие сложившихся взглядов, быстрота перевоплощения, высокая изменчивость, необремененность бытовыми заботами, открытость, импульсивность, вовлеченность, жизнь настоящими событиями, полнота мироощущения.
Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь “досадить” родителю, но так бывает не всегда. Здесь можно выделить четыре цели негативного поведения:
- требование внимания или комфорта;
- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
- месть, возмездие;
- утверждение своей несостоятельности или неполноценности
мы часто исходим из положения, что дети должны понимать нас и окружающий мир так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как сами себя ведем с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
3.Занятие “Быль о правах” (Е.И. Лебедева, Д.И. Ежов)
Цель: понимание прав детей и родителей.
Ведущий предлагает всем участникам тренинга разделиться на две группы. Одна половина представляет детей. Другая – родителей. Задача каждой группы – составить список своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку списка (10-15 минут), “родители” и “дети” начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет право отклонить предложенное право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятое обеими сторонами права на видное место. Заранее обговаривается, что на обсуждение каждого пункта отводится не более 3-5 минут.
В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при проведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.
4.Занятие “Язык принятия и язык непринятия”
Цель: знакомство с понятием “принятие” ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение “языка принятия” и “языка непринятия”.
Структура:
- упражнение с мячом: бросить мяч и сказать комплимент;
- информационная часть.
Ведущий говорит участникам о том, что необходимо принять себя как личность, которая имеет позитивные и негативные чувства по отношению к своему ребенку. Все родители время от времени испытывают к детям два различных чувства – принятия и непринятия. Чтобы стать эффективными, родителям не нужно притворяться, что они испытывают чувства принятия или любви к ребенку, если в действительности они этого не испытывают.
Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит “язык принятия” и “язык непринятия”, говорит о том, что означает:
- Оценка поступка (“мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушкой”) и оценка личности (“ты очень жадный ребенок”);
- Временный язык (“сегодня у тебя это задание не получилось”) и постоянный язык (“у тебя всегда не получается как следует”);
- Невербальные проявления “языка принятия и непринятия” (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
Элементами принятия будет – комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, улыбка, контакт глаз и др. А элементами непринятия – игнорирование, команда, приказы, оскорбление, угроза, наказание, отказ от объяснений и т.д.
Ведущий предлагает родителям угадать какие высказывания относятся к “языку принятия”, а какие к “языку непринятия”:
- Ты мне надоел со своими просьбами.
- Отстань.
- Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег.
- Это не твое дело.
- Похоже, что это важно для тебя.
- Я тебя насквозь вижу.
- Расскажи мне об этом.
Родителям предлагается разбиться на пары и продемонстрировать ситуацию взаимодействия родителя и ребенка. Остальные должны угадать, на каком языке (принятие и непринятие) был ответ родителя на вопрос ребенка.
- Занятие “Давай общаться” (совместно с детьми)
Цель: установить доверительные отношения между родителями и детьми. Снятие напряжения в общении детей с родителями.
Структура:
- Игра “Давайте поздороваемся”.
- Игра с колокольчиком.
- Игра “Охота на тигра”.
“Давайте поздороваемся”
Ведущий говорит о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Участникам предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, продумать свой способ приветствия. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
“Игра с колокольчиком”
Все садятся в круг. По желанию группы выбирается водящий. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать его друг другу нельзя.
Игра “Охота на тигра”
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10, в это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончанию счета тот, у которого находится тигр, вытягивает руки вперед, закрывает тигра ладошками, остальные участники делают то же самое. Задача водящего (охотника) – найти тигра. Эта игра учит детей планировать действия по времени.
Занятие заканчивается обсуждением наиболее понравившихся моментов. Родителям предлагается обсудить: Что они чувствовали во время игр по отношению к ребенку? Что чувствовал ребенок по мнению родителя?
Занятие “Дисциплина”
Цель: познакомить участников занятия с понятием “дисциплина” и позитивными средствами ее развития у ребенка.
Содержание:
- Игра “Ассоциации”;
- Дискуссия на тему “Что такое дисциплина?”;
- Игра “Строчка из песни”.
Игра “Ассоциации”
Участникам необходимо записать первую пришедшую в голову ассоциацию со словом дисциплина. Затем происходит сравнение и обсуждение ассоциаций всех членов группы.
Дискуссия на тему “Что такое дисциплина?”
Ведущий предлагает участникам записать несколько прилагательных, с помощью которых можно охарактеризовать слово дисциплина. Ведущий рассказывает о том, что такое дисциплина. Затем предлагает родителям высказать свое понимание данного понятия.
Игра “Строчка из песни”
Участники делятся на две команды. Одной команде необходимо вспомнить строчки из песен, где бы говорилось о недисциплинированности (например: “А нам все равно”, ”Говорят мы бяки буки” и т.д.), другой строчки из песен, где говорится о хорошем поведении (например: “Это рисунок мальчишки”, “Я хороший мальчик”), Юмористические ответы приветствуются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Советы классным руководителям, учителям и родителям.
Проблема распределения ответственности между родителями и школой по повод у трудностей ребенка, возникающих при подготовке и, непосредственно, сдаче ЕГЭ, всегда вызывала противоречия. Это одна из самы...
Как вести себя перед экзаменом (Сорокина Г. В. - классный руководитель, учитель английского языка)
Как вести себя перед экзаменом (Сорокина Г. В. - классный руководитель, учитель английского языка)...
Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...
Сотрудничество классного руководителя, учителей-предметников и родителей в развитии одаренности детей
выступление и презентация...
План работы Учителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10 «В» класса на 2022/2023 учебный год
План работыУчителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10 «В» классана 2022/2023 учебный год...