Социальный тренинг "Не можешь сказать нет!"
план-конспект на тему

Карпова Валерия Анатольевна

Тренинг направлен на:

  • Приобретение навыков ответственного отношения к своей жизни и сопротивляемости негативному давлению со стороны;
  • Помощь в установлении межличностных отношений и взаимопонимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный тренинг: «Ты можешь сказать нет!»

Цели:

  • Приобретение навыков ответственного отношения к своей жизни и сопротивляемости негативному давлению со стороны;
  • Помощь в установлении межличностных отношений и взаимопонимания.

Через игры участники получают не просто информацию, а инструмент для выбора в разных жизненных ситуациях;

3. Помощь в приобретении навыков ответственного отношения к своей жизни и высокой сопротивляемости негативного давления со стороны по средствам игровой деятельности;

4. Профилактика наркомании, употребления табака, алкоголя, анаболиков, различных транквилизаторов.

5. Приобретение представления о ценностях, касающихся принятия ре-
шений в ситуациях высокого риска и давления со стороны сверстников.

Задачи:
1. Оценить степень влияния на собственное поведение со стороны окружающих.
2. Формирование навыков оценки опасности чужого поведения.
3. Отработка навыков объективной оценки собственных действий.

4. Сплочение группы. Создание позитивного настроя.

Занятие рассчитано на классный час – 45 минут и не более чем на 25-30 человек.

Ход занятия.-

Добрый день!

1.Разминка.

Сейчас мы предлагаем вам немного поразмяться. Кстати, на протяжении тренинга мы еще не раз вам предложим поиграть – чтобы не засиживаться и взбодриться.

Упражнение «Приветствие»
Сейчас мы с вами будем здороваться, но не просто за руку, а необычным способом. Задача – поздороваться теми частями тела, которые я вам буду называть.
Ведущий называет разные части тела, которыми участники должны здороваться(коленями, локтем, головой, запястьем, пятками, спиной и др.) и дает время на выполнение задания. Желательно начинать с более простых задач, постепенно усложняя.

Упражнение «Импульс» - на выбор

Мы с вами еще совсем не знакомы и за 1 урок мы не успеем   стать друзьями, но цель нашей встречи – это попробовать поговорить откровенно, поэтому мы предлагаем поиграть в игру, которая поможет нам сплотиться и проникнуться доверием.

Упражнение «Порядковый счет»

Инструкция: «Я говорю «один» и смотрю на любого участника игры; тот, на кого я посмотрела, говорит «два» и смотрит на другого».

Информационный блок

Мы будем обсуждать сложности и проблемные ситуации, которые могут возникнуть у любого человека, который стоит на пороге взрослой жизни: умение противодействовать давлению окружающих, умение иметь свое собственное мнение и уметь его отстаивать, делать свой собственный, правильный выбор.

Попытаемся вместе разобраться. Мы надеемся, что наша встреча будет полезна для нас всех. Итак, мы начинаем!

Напоминаю, что мы не ставим оценок, нам интересно услышать Ваше мнение, которое у вас несомненно есть и его захочется высказать. Иногда это будет шумно на столько, что мы перестанем слышать друг друга. Что бы этого не произошло, мы принесли дуделку, сигнал которой нам подскажет, что не6обходимо сделать паузу.

Проводиться игра «Говори»

-Вспомните в каких ситуациях Вам приходилось говорить нет

(предлагают выбор, когда не хотим, когда знаем, что нельзя)

-Легко ли говорить «нет» в каждой из ситуаций?

2. Потребность в общении. О давлении-

Информационный блок Рисуем на доске круг – это мы «Я»

У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д. – кружки вокруг нас

Упражнение.-

Давайте разделимся на 3 группы(по рядам).А теперь подниметесь те у кого из вас светлые волосы - садитесь, а теперь те у кого тёмные волосы садитесь, а теперь встаньте те у кого карие глаза – садитесь, а теперь те у кого голубые глаза – садитесь, зеленоглазые поднимитесь – садитесь, встаньте те у кого в одежде есть серый цвет – садитесь, а теперь те у кого есть черный – садитесь и т.д.

- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).

- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных.

Вы никогда не обязаны: 
- быть безупречным на 100%; 
- следовать за всеми; 
-извиняться за то, что вы были самим собой; 
- мириться с неприятной вам ситуацией; 
- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было.

 И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.

Психологи называют такое явление групповым давлением.

В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления : (после каждого вида дети должны привести пример)

а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание;

Упражнение «Разожми кулак»

Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.

Выбрать участника ??? На определенном этапе присоединить к нему другого участника.

Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.

Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).

Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:

  • - кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;
  • - другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты

Упражнение «Мнение»
Ведущий раздает каждому участнику по  две заранее приготовленные
карточки, красную и зеленую.
У вас в руках карточки двух цветов – красный и зеленый. Сейчас я буду чи-
тать утверждения, и, если вы с ними согласны, вы загибаете пальцы на правой руке, а если не согласны – на левой.
Итак, утверждения.
1. Друг – это человек, который за тебя горой.
2. Мнение друзей и знакомых очень важно.
3. Человек – существо общественное.
4. Прежде чем что-то сделать, нужно посмотреть, к какому результату это дей-
ствие привело остальных.
5. В жизни надо попробовать все.
6. Все в этой жизни решают связи.

7. Друзья плохого не посоветуют.
8. Для каждого человека существуют свои собственные правила, законы и
нормы.
9. Если твои знакомые говорят, что ты прав, значит, так и есть.
10. Лучше уступить, чем потерять друга.
После каждого утверждения следует обсудить мнения участников. Сами
постарайтесь занимать нейтральную позицию. Контролируйте время об-
суждения.
Итак, если вы загнули пальцы на правой руке  больше трех раз, то вы, как и боль-
шинство из нас, подвержены влиянию со стороны окружающих.

  • КАК сделать выбор

- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

- Приведите примеры таких ситуаций.

- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

Упражнение «Откажись по -разному»

- Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

- Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Отказывающийся практически демонстрирует свою готовность сдаться. Используя этот вариант, можно избежать конфликта, а вот настоять на своем вряд ли возможно. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

б) Отказ – обещание.  Отказывающийся демонстрирует, что в принципе ничего против предложения не имеет, но в данный конкретный момент по каким-то причинам не может его принять. Такой отказ поможет избежать конфликта, ссоры, однако дает основание предлагающему и в дальнейшем обращаться к вам со своей идеей. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение. Такой отказ позволяет настоять на своем и не обидеть предлагающего. Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку». 

г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. Такой вариант может вызвать обиду, спровоцировать конфликт, однако он точно выражает готовность человека отказаться. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». 

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления». 

Говорить нет можно потренироваться говорить в игре.

 Но как понять, какой перед тобой 
человек? И насколько безопасно его поведение?
Есть такая пословица – «Встречают по одежке, а провожают по уму», «По обложке о книге не судят». Говоря это, мы имеем в виду, что первое впечатление, безусловно, важно, но оно часто бывает ошибочно. Хотя есть такая наука «Физиогномика»
Люди бывают хорошие и не очень, и сегодня мы попробуем разобраться, как 
их различать, и поговорим о правильном выборе позиции в общении с людь-
ми.

Упражнение «Физиономист»
Сейчас мы с вами побудем немного физиономистами. Постараемся по фо-
тографии определить, что за человек перед нами, какой он, чего добился в жиз-
ни, ученикам предлагается составить психологический портрет человека представленного на фотографии (возможные варианты работы, черты характера и т.д.), 
Ведущий показывает портрет человека. Каждый участник предполага-
ет, что это за человек, какова его работа, досуг, профессия, черты харак-
тера, наличие семьи и т. д. Задача упражнения– продемонстрировав поло-
жительный образ на фотографии, показать участникам, что за приятной
внешностью, может скрываться опасный человек. Например, Андерс Беринг
Брейвик. Можно взять фотографию любого известного преступника, глав-
ное, чтобы на снимке он был изображен максимально приятным образом.
На самом деле, на фотографии изображен Андерс Беринг Брейвик (норв. 
Anders Behring Breivik; род. 13 февраля 1979 года) – норвежский националист, 
террорист, организатор и исполнитель взрыва в центре Осло и нападения 26
на молодежный лагерь 22 июля 2011 года. В результате терактов погибли 77 
человек и 151 получили ранения. Андерс сознался в совершении данных пре-
ступлений, однако отказался признать свою вину. 24 августа 2012 года был 
признан вменяемым, виновным и приговорен к 21 году тюремного заключе-
ния.
Теперь мы с вами видим, что только по внешности невозможно предсказать 
поведение человека и довольно приятный внешне человек может оказаться 
опасным преступником и наоборот, неприятный с виду человек может оказать-
ся достойным членом общества.
Групповое обсуждение
Что же нужно для того, чтобы человеческое поведение стало более понят-
ным? Давайте обсудим.
Выслушайте ответы. Постарайтесь натолкнуть участников на мысль,
что для понимания поведения человека нужно время.
Итак, для понимания поведения человека нужно время. И когда вы попада-
ете в новую компанию, не всегда с первого взгляда возможно определить, на-
сколько люди в этой компании руководствуются общепринятыми правилами 
и нормами поведения, не будет ли их влияние на вас негативным.
Взаимоотношения с людьми – это обыденный, постоянный, но все-таки 
очень сложный процесс. Общаться с человеком или нет – это проблема выбо-
ра каждого. Однако почему-то множество людей ошибаются, делая свой выбор 
в пользу общения с человеком, взаимодействие с которым приводит к негатив-
ным последствиям.
Надо сказать о том, что с проблемой выбора мы сталкиваемся каждый день 
как в простейших бытовых ситуациях, например, в магазине (какой сорт чая 
выбрать), так и в гораздо более сложных, например, какую профессию выбрать, 
кем быть.

Информационный блок


Итак, при взаимодействии с людьми следует:
1. Обязательно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
2. Взвесить собственные возможности.
3. Оценить «За» и «Против» выбора.
4. Обязательно разобраться: выбираете вы или выбирают за вас.

Упражнение «за» и «против»


Поделите участников на две малые группы.
Сейчас я вам буду зачитывать ситуации. Перед вами стоит проблема выбора. 
Задача первой группы обсудить и записать аргументы «За», а второй – аргумен-
ты «Против». Потом обсудим. Итак, ситуация


1. Ты в новой компании, попасть в которую ты стремился очень долго. Вы 
собрались вместе и прекрасно проводите время. Вдруг одному из ваших 
новых приятелей приходит идея развлечься. Его сосед по дому уехал в ко-
мандировку, а его новый автомобиль стоит под окнами, и было бы просто 
здорово на нем покататься. Все загорелись этой идеей. Естественно тебя 
тоже приглашают поучаствовать.
2. У тебя сложная финансовая ситуация. Твой знакомый предлагает тебе под-
заработать. Задача несложная: доставить небольшой пакет до адресата. 
Ты точно не знаешь, что в пакете, но догадываешься о том, что речь идет 
о чем-то противозаконном.
3. Ты на дне рождении своего друга. Все веселятся, а тебя накануне бросила 
девушка и тебе грустно. Один из приятелей замечает твое настроение и го-
ворит: «Да забей, смотри, что у меня есть. Пара глотков и как рукой снимет». 
И протягивает тебе бутылку без этикетки.

Групповая дискуссия «Как не допустить ситуацию риска»

Умение говорить нет

Умение говорить «нет» это мощный инструмент в общении. Люди, умеющие правильно говорить «нет», больше контролируют свою жизнь и свои планы, особенно когда дело касается отказа каким-то авторитетным и значимым персонам. 

Сказать нет порой бывает совсем непросто. Почему? Ответы детей


Варианты как говорить нет!


1. Говори «Нет!» и все. Твердо, четко, жестко. Не сомневайся в том, что ты говоришь. Нет – это нет, и никак по-другому.
2. Игнорируй сомнительное предложение.
3. Прекрати общение, уйди. Подумай, насколько тебе важно проводить время 
именно с этими людьми, которые так старательно втягивают тебя в потен-
циальные неприятности.31
4. Попробуй пошутить.
5. Обмани. Сошлись на какие-нибудь несуществующие, но очень важные при-
чины. Лги уверенно!
6. Возьми инициативу на себя, предложи что-нибудь социально-приемлемое 
как вариант времяпрепровождения.
7. Думай, прежде чем сделать. Последствия никто не отменял!
8. Если чувствуешь себя не очень уверенно, присоединись к тому человеку 
из компании, который тоже не настроен участвовать в авантюре. Вместе 
легче противостоять групповому давлению.
9. Сошлись на негативный опыт прошлого – свой или своего знакомого, пусть 
даже несуществующего (из серии – «я уже один раз так попал, было то-то 
и то-то, больше не хочу!»)
10. Предупреди возникновение ситуации, научись ее прогнозировать.
Надеюсь, теперь мы с вами точно усвоили, как выйти из рискованной ситу-
В зависимости от работоспособности группы ведущие могут разобрать
либо одну, либо все три ситуации, либо дополнительно использовать еще ка-
кие-либо ситуации, в которых есть проблема выбора.
Молодцы! Такой диалог «За» и «Против» происходит у любого человека, ког-
да он сталкивается с проблемой выбора. И к этим «За» и «Против» надо прислушиваться очень внимательно. Особенно, если возникает страх и дискомфорт.

Умение говорить «нет» это мощный инструмент в общении. Люди, умеющие правильно говорить «нет», больше контролируют свою жизнь и свои планы, особенно когда дело касается отказа каким-то авторитетным и значимым персонам. 

Упражнение «Прогноз погоды». 

Каждому участнику по кругу предлагается

рассказать о  «погоде» в  его личном регионе, например: «В  регионе Анна

сегодня дождливо и пасмурно» или «В регионе Николай ясно,светит сол-

нышко и дует легкий бриз».

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение «Нет, уважаемый сударь».

Один из играющих стремится заставить своего соперника сказать «да», отвечая на вопросы или предложения. Задача другого заключается в том, чтобы, несмотря на все ухищрения предлагающего, говорить «нет». Например: «Говорят, что вы — умный и образованный человек, это правда?», «Попробуйте мороженое, оно очень вкусное» и т. д. Трудность для отказывающегося в том, чтобы, говоря «нет», не оказаться в смешном положении. Например, на реплику: «Говорят, что вы умный человек» — можно ответить просто «нет», а можно сказать: «Нет, я очень умный человек». На предложение попробовать мороженое можно ответить «нет», а можно сказать: «Нет, я не буду его пробовать, я его просто съем!» Чуть-чуть изменились акценты — и появился повод для улыбки, отказ не привел к ссоре. Такая игра, несмотря на кажущуюся несерьезность, полезна для выработки умения быстро реагировать в ситуации давления, находить эффективные формулировки отказа.

Вывод: о разных видах отказа.

  • «Письмо в редакцию» Представите, что вы работаете в редакции, и к вам пришло письмо с просьбой о помощи и совете.

«Дорогая редакция, у меня есть парень, и недавно я узнала, что он стал принимать ПАВ. Он предлагал и мне… Я не знаю, что мне делать. Я его люблю, и хочу ему помочь. Но он меня не слушает, и продолжает их употреблять. Что делать?...»

Теперь вы должны предложить свои способы помощи для этой девушки. (дети говорят варианты, специалисты записывают х на доске, далее идет обсуждение).

Упражнение «Выбор»

Перед классом ставится красивая коробка(коробки) и каждый и каждый из учеников должен показать свою реакцию проходя мимо (заинтересованность, любопытство, равнодушие и пр.). После этого идет обсуждение реакции каждого из учеников на коробку(коробки) и сравнивается с реакцией на алкоголь, табак и наркотики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемы экологии: что можешь сделать ты"

Цели урока: систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме. Задачи урока:o       Учебные:совершенствование лексических навыков, развитие нав...

"Пожарным можешь ты не быть..."

"Пожарным можешь ты не быть..."...

Классный час "Пожарным можешь ты не быть"

Классный час для учащихся 1 класса специальной коррекционной школы- интернат 8 вида, в рамках недели "пожарная безопасность"...

Классный час "Пожарным можешь ты не быть..."

Цели: - Закрепить знания правил пожарной безопасности у учащихся.- Продолжать учить учащихся правилам поведения, обеспечивающим...

Социальный проект "Ты молод! Ты можешь! Ты поможешь?"

цель проекта: Создание условий для функционирования постоянно действующей выездной станции переливания крови в Грачевском районе с 24 сентября 2012 года для обеспечения лечебных учреждений безопасными...