Основные задачи антиалкогольного воспитания учащихся
статья на тему
В данной статье представлен методический материал по антиалкогольному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_antialkogolnogo_vospitaniya_uch-sya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
учреждение школа № 502
Социальный педагог:
Липецкая Светлана Владимировна
Основные задачи антиалкогольного воспитания учащихся
В последние десятилетия на основе увеличивающейся доступности спиртного, алкогольных традиций и психологической настроенности на потребление алкоголя начала развиваться алкоголизация большинства развитых стран. Растут быстро беды и несчастья. Неисчислимые беды алкоголь несет семье - распад семей ежегодно затрагивает 400. тысяч детей. Специальные школы для подростков с отклоняющимся поведением комплектуются из состава учащихся массовых школ. 20%- это дети из семей, где родители ранее судимые, 48% - это дети пьяниц и хронических алкоголиков. В семьях, где пьют родители, приучаются к спиртному и дети. В семьях, где родители отличаются низким образовательным и культурным уровнем, пристрастием к спиртному, дети, как правило, систематически не успевают в школе, невоспитанны, характеризуются отклоняющимся поведением. Знакомство со спиртными напитками у них происходит часто уже в дошкольном возрасте.
Антиалкогольная проблема не просто узко – бытовая, медицинская или правовая. Она комплексная, затрагивающая вопросы экономики, политики, медицины, права, педагогики, психологии, социологии, поэтому решать ее надо комплексно, с учетом всех отмеченных особенностей.
Работа школы по формированию позитивных знаний, убеждений, трезвеннического сознания и поведения, готовности к трезвому образу жизни у школьников, является составной частью решения алкогольной проблемы.
Знания учащиеся приобретают на уроках, поэтому сложная работа по формированию антиалкогольного сознания осуществляется главным образом в процессе обучения. Овладевая основами наук, учащиеся усваивают и этические нормы. правильно организованное антиалкогольное воспитание и просвещение в школе, положительно скажется на общей профилактике отклоняющегося поведения среди детей и подростков.
Особенности антиалкогольного просвещения школьников
В этой работе надо учитывать ряд факторов.
1. Четко представлять назначение избранной формы воспитательного воздействия, будет ли это лекция, беседа, диспут или объяснение в ходе того или иного урока.
2. У школьников должно сложиться ясное представление о том, что они лично могут сделать для уменьшения и, в конечном счете, искоренения такого зла, как пьянство.
3. Учитель должен наметить, против каких ошибочных мнений, позиций, установок направит он свою деятельность.
4. Учитель должен быть готов к тому, что часть учеников и, скоерее всего большая часть, скептически настроена к подобным лекциям, беседам или урокам..
5. Есть и такие, которые морально и психологически смирились с пьянством взрослых и полагают, что здесь мало, что можно сделать, тем более силами общественности.
Подобный скептицизм и пессимизм основаны на заблуждениях и предрассудках и свидетельствуют о плохой работе по искоренению пьянства. Важно показать, какие тяжкие социальные последствия порождают обыкновенное пьянство, т. е умеренное употребление алкоголя, возбудить у ребят чувство ответственности за судьбу поколения.
Определив ближайшие цели лекции или беседы о вреде пьянства и борьбе с ним, учитель не должен именно с этого начинать свою речь. Целесообразнее начинать с частного, с вопросов, более близких аудитории, классу. Использование и анализ чрезвычайных событий в лекции или в беседе сами по себе не предосудительны, служат для более углубленного раскрытия проблем и помогают нагляднее и доходчивее представить слушателям опасность обыкновенного употребления алкогольных напитков.
Почувствовав, что внимание аудитории привлечено, педагог может переходить к описанию общей картины пьянства и его последствий. Логично изложить данные статистики, характеризующие употребение алкоголя как причину правонарушений и преступных действий, следует показать связь подростковой преступности с употреблением алкоголя.
Говорят, чтобы построить дом, надо много потрудиться. Чтобы его сжечь, достаточно одной спички. Так и с детьми: можно провести десятки умных бесед о нравственности, но если подросток видит, что ваши слова расходятся с делом, вся старательно проведенная работа не только не дает положительных результатов, а, наоборот, принесет вред. Воспитанник поймет, что можно проповедывать одно, а поступать по-другому, и из него, в лучшем случае, вырастет приспособленец, в худшем – кандидат в исправительную колонию. Маркс писал: «Мудрый законодатель предупреждает преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».
Чтобы предупредить негативные явления, вызванные пьянством, нужно целенаправленное применение предупредительных мер. Практика «подхватывания падающего» показала свою несостоятельность, поэтому в настоящее время большое внимание уделяется профилактической работе в вопросах борьбы с пьянством и алкоголизмом. Школа должна занять в этом процессе одно из главенствующих мест.
Во – первых, практически все дети до 16 лет пробовали спиртное. Во- вторых, подросткам пойдет на пользу, если они заранее узнают, что по мировой статистике более 60% неполноценных детей рождаются от родителей – любителей выпить и от алкоголиков, что настоящим мужчиной становится не тот, кто, подражая пьянице – отцу-, «смело» опрокидывает стопку спиртного, а тот, в ком воля и твердое слово противостоят дурному примеру.
Работа по ограждению молодого поколения от питейных обычаев, от влияния пьющих исключительно важна и ответственна. В чем орни пьянства? Именно в живучести питейных обычаев, когда считается естественным употребление алкоголя по всевозможным поводам. Отказ от рюмки по всевозможным поводам: день рождения, проводы в армию, первая покупка, стипендия, спортивная победа и т. д.- потребует немало мужества, но именно такой отказ и является наиболее радикальным средством против пьянства.
Проводя беседу на алкогольную тему, педагог должен быть готов к анализу любого факта, который предложат учащиеся. Важно, чтобы учащийся решил для себя дилемму: алкоголь – трезвость.