Квест - игра, посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом "Предупреждён - вооружён"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) по теме
Квест - игра, посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом "Предупреждён - вооружён", направлена на профилактику ВИЧ среди несовершеннолетних. В ходе рализаиции квест - игры углубляются знания школьников о болезни, путях передачи ВИЧ, формируеются убждения в том, что соблюдение здорового образа жизни - эффективная профилактика ВИЧ - инфекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdyon_-_vooruzhyon.docx | 742.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс методических материалов
педагогических работников образовательных организаций «Формула здоровья»
Номинация: «Профилактика социально – значимых заболеваний
у школьников/студентов»
Квест – игра,
посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом
для учащихся 8 – 11 классов
«Предупреждён - вооружён»
ФИО конкурсанта:
Урвина Татьяна Анатольевна, Шатковский муниципальный район,
социальный педагог МОУ «Смирновская СШ»
Адрес: 607717 Нижегородская область, Шатковский район,
с. Смирново, ул. Советская, д. 40
88319048844
Цель: профилактика ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних
Задачи:
- углублять знания школьников о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, путях передачи ВИЧ;
- формировать у школьников убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья - эффективная профилактика ВИЧ – инфекции;
- формировать позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Ход мероприятия:
Вводная часть.
Здравствуйте! Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять все его функции. Здоровье – это отсутствие недугов и болезней. Человек обязан сохранять своё здоровье. Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита человека.
Проблема, которую мы сегодня затрагиваем, не нова. В любой стране, в любом обществе существует множество проблем, но проблема – ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба.
«С» – синдром – комплекс признаков, характерный для определенного заболевания.
«П» – приобретенного – вирус получаем от другого человека, потому что этот вирус живёт только в организме человека.
«И», «Д» – иммунодефицита – потому что вирус разрушает иммунитет человека, его защиту от вирусов и бактерий.
Каждый год в нашей школе проводится мероприятие, посвящённое всемирному дню борьбы со СПИДом. Сегодня мы проводим квест – игру, на которой вы закрепите свои знания о ВИЧ/ СПИДе.
Каждый класс получает маршрутный лист, с которым он должен будет пройти 5 станций. На каждой станции вам будут предложены задания, которые вы должны будете выполнить. Задания содержат вопросы, касающиеся общих сведений о ВИЧ/ СПИДе, путях передачи, мерах по предупреждению распространения опасного вируса.
Ответственный за станцию будет оценивать ваши ответы и ставить оценку в маршрутный лист. После того, как команда пройдёт все пять станций, она подходит к жюри, которое подсчитывает количество баллов. По итогам игры мы определим класс – лучшего знатока по вопросам ВИЧ/ СПИДа.
Кроме того, на каждой станции вы будете получать части пазла в количестве, которое будет зависеть от правильности ваших ответов на предложенные задания. После того, как вы пройдёте все пять станций, вы будете должны собрать пазл и назвать учёного, которому принадлежат следующие слова: «Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья». Вспомнив имя учёного и вписав его в маршрутный лист в графе «Автор ключевой фразы», вы можете получить дополнительно 10 баллов (при условии правильного ответа). (Чернышевский Н. Г.)
Маршрутный лист __________класса, принимающего участие в
квест – игре «Предупреждён – вооружён»»
№ п/п | Станция | Оценка | Подпись ответственного за станцию |
1 | «Из истории болезни» | ||
2 | «Символ борьбы со СПИДом» | ||
3 | «ВИЧ/СПИД» | ||
4 | «Риск заражения» | ||
5 | «Мифы и реальность» | ||
Автор ключевой фразы: _________________________________ Оценка: ________ | |||
Общее количество баллов: (подсчитывает жюри) |
Наибольшее количество баллов, которое может набрать команда по итогам игры – 80 баллов.
Ответственные за станции: учитель биологии, медицинский работник, социальный педагог, педагог – психолог или другие компетентные лица.
Основная часть.
► 1 станция «Из истории болезни»
Участникам предлагается привести в соответствие данные таблицы:
В 1982 году | впервые был выделен ВИЧ из культуры клеток больного человека |
В 1983 году | был разработан метод диагностики ВИЧ-инфекции при помощи анализа (ИФА), определяющего антитела к ВИЧ в крови |
В 1984 году | первый случай ВИЧ-инфекции зарегистрирован в России – это был мужчина-гомосексуалист, работавший переводчиком в странах Африки |
В 1985 году | был сформулирован диагноз СПИД, однако причины его возникновения установлены не были |
В 1987 году | было установлено, что ВИЧ является причиной СПИДа |
Правильные ответы:
В 1982 году был сформулирован диагноз СПИД, однако причины его возникновения установлены не были.
В 1983 году впервые был выделен ВИЧ из культуры клеток больного человека.
В 1984 году было установлено, что ВИЧ является причиной СПИДа.
В 1985 году был разработан метод диагностики ВИЧ-инфекции при помощи анализа (ИФА), определяющего антитела к ВИЧ в крови.
В 1987 году первый случай ВИЧ-инфекции зарегистрирован в России – это был мужчина-гомосексуалист, работавший переводчиком в странах Африки.
Оценивание:
1 – 2 правильных ответа – 5 баллов (1 пазл)
3 – 4 правильных ответов – 10 баллов (2 пазла)
5 правильных ответов – 15 баллов (3 пазла)
► 2 станция «Символ борьбы со СПИДом»
Участникам игры предлагается закончить предложения.
Международным символом борьбы со СПИДом является ___________, она означает _________________________________________________________
Автором данного символа является художник ____________________
Правильный ответ: международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, свёрнутая петелькой, она означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.
Автором данного символа является художник Франк Мур.
Оценивание:
1 правильный ответ – 5 баллов (1 пазл)
2 правильных ответа – 10 баллов (2 пазла)
► 3 станция «ВИЧ/СПИД»
Участникам предлагается привести в соответствие данные:
ВИЧ – инфекция - это | последняя стадия болезни. |
СПИД - это | человек – носитель ВИЧ. |
Стадии ВИЧ – инфекции - это | заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. |
«Период окна» при ВИЧ - это | процесс протекания заболевания. |
Лейкоциты - это | отрезок времени, в который вирус проникает в организм. Организм начинает выделять антитела для борьбы с болезнью. |
Инфицированный - это | защитные клетки организма, которые разрушает ВИЧ. |
Правильные ответы:
ВИЧ – инфекция – заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.
СПИД – это последняя стадия болезни.
Стадии ВИЧ – инфекции – это процесс протекания заболевания.
«Период окна» при ВИЧ – это отрезок времени, в который вирус проникает в организм. Организм начинает выделять антитела для борьбы с болезнью.
Лейкоциты – это защитные клетки организма, которые разрушает ВИЧ.
Инфицированный – это человек – носитель ВИЧ.
Оценивание:
1 – 2 правильных ответа – 5 баллов (1 пазл)
3 – 4 правильных ответов – 10 баллов (2 пазла)
5 правильных ответов – 15 баллов (3 пазла)
► 4 станция «Риск заражения»
Участникам предлагается задание: разложить карточки с названиями различных действий человека, в результате которых можно или нельзя заразиться ВИЧ, на три группы «высокий риск», «заражение возможно», «риск отсутствует».
Действия человека: беспорядочные половые связи, поцелуй в губы, рукопожатие, совместное пользование телефоном, переливание крови, внутривенное введение наркотиков, от ВИЧ – инфицированной матери к ребенку, совместное пользование туалетом и ванной, поцелуй в щёку, совместное пользование зубной щёткой, объятия с ВИЧ – инфицированным, пользованием общим бельём или одеждой, нахождение с ВИЧ – инфицированным в одной комнате.
Правильные ответы:
«высокий риск» | «заражение возможно» | «риск отсутствует» |
Беспорядочные половые связи Внутривенное введение наркотиков (до 90% случаев передачи ВИЧ – внутривенное употребление наркотиков) | Поцелуй в губы (при наличии на губах ранок риск возрастает) От ВИЧ - инфицированной матери к ребенку (возможно заражение при игнорировании матерью антиретровирусной терапии) Совместное пользование зубной щёткой (возможно заражение, если кровоточат дёсны) Переливание крови (риск минимален, т.к. используется чистый инструментарий, но он всё же присутствует) | Рукопожатие Совместное пользование телефоном Совместное пользование туалетом и ванной Поцелуй в щёку Объятия с ВИЧ - инфицированным Пользование общим бельём и одеждой Нахождение с ВИЧ - инфицированным в одной комнате. |
Оценивание:
Задание выполнено без ошибок - 15 баллов (3 пазла)
1 – 2 ошибки – 10 баллов (2 пазла)
Более 2 ошибок – 5 баллов (1 пазл)
► 5 станция «Мифы и реальность»
Участникам предлагают ответить, «мифом» или «реальностью» являются следующие утверждения, касающиеся вопросов ВИЧ.
- Если у человека появились следующие симптомы: быстрая утомляемость, потеря в весе, частые и продолжительные простудные заболевания можно ли утверждать, что он инфицирован ВИЧ?
- Заболевание ВИЧ - инфекции можно обнаружить в крови сразу после заражения, так ли это?
- Инфекции, передающиеся половым путем, облегчают передачу ВИЧ инфекции. Почему?
- Если нет симптомов, то нет и болезни. Так ли это?
- Какие группы людей имеют наибольшую вероятность инфицирования ВИЧ?
- Можно ли заразиться ВИЧ- инфекцией, испачкавшись чужой кровью, например, от кровотечения из носа?
- Комары переносят ВИЧ от больного к здоровым людям при укусе. Так ли это?
Правильные ответы:
Вопрос | Правильный ответ |
Если у человека появились следующие симптомы: быстрая утомляемость, потеря в весе, частые и продолжительные простудные заболевания можно ли утверждать, что он инфицирован ВИЧ? | (Миф. Наличие у человека ВИЧ инфекции может быть определено только в лаборатории при анализе крови) |
Заболевание ВИЧ - инфекции можно обнаружить в крови сразу после заражения. Так ли это? | (Миф. Положительная проба на ВИЧ может быть обнаружена через 3-6 месяцев с момента заражения) |
Инфекции, передающиеся половым путем, облегчают передачу ВИЧ инфекции. Почему? | (Реальность. Заболевания, передающиеся половым путем, провоцируют образование ранок и трещин что способствует проникновению инфекции в организм). |
Если нет симптомов, то нет и болезни. Так ли это? | (Миф. Симптомы ВИЧ могут проявиться не сразу, через несколько месяцев. В течение долгих месяцев, а иногда годов человек может чувствовать себя хорошо) |
Наркоманы, гомосексуалисты, имеющие беспорядочные половые связи, имеют наибольшую вероятность инфицирования ВИЧ. | (Реальность. Пути передачи ВИЧ – кровь и половой путь) |
Можно заразиться ВИЧ- инфекцией, испачкавшись чужой кровью, например, от кровотечения из носа. | (Реальность. Если кровь попадет в открытую рану) |
Комары переносят ВИЧ от больного к здоровым людям при укусе. Так ли это? | (Миф. Комары, мошки и другие кровососущие не могут быть переносчиками ВИЧ. В пищевом тракте комара не уместится минимальная инфицирующая доза не только ВИЧ, но даже вирусного гепатита, хотя его инфицирующая доза в 100 раз меньше, чем ВИЧ) |
Оценивание:
Задание выполнено без ошибок - 15 баллов (3 пазла)
1 – 2 ошибки – 10 баллов (2 пазла)
Более 2 ошибок – 5 баллов (1 пазл)
Заключительная часть.
По итогам проведения квест – игры, учащиеся собираются для обсуждения и подведения итогов.
Педагог ещё раз обращает внимание на различие понятий ВИЧ и СПИДа.
ВИЧ-инфекция – инфекционное заболевание, причиной которого является ВИЧ, а исходом – СПИД.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это конечная стадия ВИЧ-инфекции, когда иммунная система человека поражается настолько, что становится неспособной сопротивляться любым видам инфекции.
Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, свёрнутая петелькой, она означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.
Автором данного символа является художник Франк Мур.
Педагог также обращает внимание учащихся на путях передачи ВИЧ:
- При половом контакте. Половой путь – самый распространенный во всем мире путь передачи ВИЧ-инфекции. Риск передачи ВИЧ увеличивается при сопутствующих инфекциях, передающихся половым путем.
Важно! Использование презервативов снижает, но НЕ исключает заражение ВИЧ-инфекцией.
- Через кровь (при использовании одних шприцев или игл среди инъекционных наркоманов, при переливании крови и её компонентов).
Очень высок риск заражения ВИЧ через внутривенное употребление наркотиков.
ВИЧ также может содержаться в препаратах донорской крови, свежезамороженной плазме, тромбоцитарной массе, препаратах факторов свертывания. Переливание инфицированной крови в 90-100% случаев приводит к инфицированию.
- От ВИЧ – инфицированной матери ребенку. Заражение плода может происходить во время беременности – вирус способен проникать через плаценту; а также во время родов. Риск заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери составляет 12,9%. Кроме того, существует явный риск заражения при кормлении грудью. Вирус обнаружен в молозиве и грудном молоке ВИЧ-инфицированных женщин.
Педагог обращает внимание на действия человека, при которых риск заражения ВИЧ отсутствует вообще.
ВИЧ не передаётся при: кашле и чихании; рукопожатии; объятиях и поцелуях; употреблении общей еды или напитков; в бассейнах, банях, саунах, через «уколы» в транспорте и метро; через укусы насекомыми.
Сведения о возможном заражении через инфицированные иглы, которые подкладывают на сидения ВИЧ-инфицированные люди, или пытаются уколоть ими людей в толпе, не более, чем мифы. Вирус в окружающей среде сохраняется крайне недолго, кроме того, содержание вируса на кончике иглы слишком мало.
В биологических жидкостях содержится слишком малое количество вируса, которое не способно привести к инфицированию. Риск заражения имеет место, если биологические жидкости (слюна, пот, слезы, моча, кал) содержат кровь.
Комары, мошки и другие кровососущие не могут быть переносчиками ВИЧ. В пищевом тракте кровососущего не уместится минимальная инфицирующая доза не только ВИЧ, но даже вирусного гепатита, хотя его инфицирующая доза в 100 раз меньше, чем ВИЧ.
Педагог обращает внимание учащихся на необходимость сдать тест на ВИЧ в следующих случаях: после сексуального насилия; после полового контакта с новым партнером без презерватива; если твой половой партнер вступал в половые контакты с кем-то ещё; после использования одних и тех же игл или шприцев для введения наркотиков или других веществ, а также для татуировок и пирсинга; после какого-либо контакта с кровью ВИЧ-инфицированного человека.
Обследоваться на ВИЧ анонимно можно в областном СПИД – центре г. Нижний Новгород ул. Минина, д. 20Е.
Педагог знакомит учащихся со статистическими данными:
На 01 июля 2017 года число ВИЧ-инфицированных в России составило 1 167 581 человек. Показатель пораженности населения РФ ВИЧ-инфекцией в 2017 году составил 795,3 зараженных ВИЧ на 100 тысяч населения России.
Эпидситуация в Нижегородской области (на декабрь 2017 года):
мужчины – 15599 человек; женщины – 8257 человек; дети – 217 человек.
ВИЧ – инфекция зарегистрирована во всех районах Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Научитесь правильно, рационально и с пользой для здоровья использовать свое свободное время, воспитывай в себе потребность в здоровом образе жизни!
Делайте правильный выбор! Выбирайте жизнь!
Учащиеся получают информационные буклеты (Приложение 1)
Используемые источники:
- http://www.medicalj.ru/diseases/infectious/59
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610837/
- http://www.zppp.saharniy-diabet.com/vich-spid-1/virus-vich-infekcii/proishozhdenie
- http://www.medicalj.ru/diseases/infectious/59-aids
- https://spid-vich-zppp.ru/statistika/ofitsialnaya-statistika-vich-spid-rf-2016.html
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как сердцу высказать себя, Другому как понять тебя…» Литературная игра, посвящённая Всемирному дню писателя.
Развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности; умение сотрудничать при решении общих задач; творчески применять знания в новых ситуациях....
Урок вежливости и игры, посвящённый "Всемирному Дню "Спасибо"
Привить обучающимся навыки культурного поведения в общении друг с другом и другими людьми...
Сценарий интерактивной игры «Открытый космос», посвящённый Всемирному дню авиации и космонавтики
Цель: сформировать у молодёжи знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос.Задачи: расширить кругозор; развить познавательную активности, коммуникативных способностей....
Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.
Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.Квест состоит из 5 этапов. Для их успешного прохождения участникам потребуется Сила воли, Ум, Память, Смекалка, Взаимовыручка, потому ч...
. Классный час, посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДом для учащихся 8 – 11 классов «Мое здоровье – это моё право»
Классный час,посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДомдля учащихся 8 – 11 классов«Мое здоровье – это моё право»...
Методическая разработка для проведения открытого классного часа Тема: «Правила против СПИДа» (посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИД) (онлайн-формат)
Методическая разработка на тему «Правила против СПИДа» предназначена для проведения классного часа. Актуальность проблемы ВИЧ/СПИД заключается в том, что данное заболевание не я...
Литературная игра, посвящённая Всемирному дню поэзии
quot;Литературная игра, посвящённая всемирному дню поэзии", 7-й классЦели:- расширить познавательный интерес учащихся к литературе;- развить речь, мышление, внимание, память;- дать возможность у...