Мероприятие "Правовая викторина"
методическая разработка (8 класс) на тему
Мероприятие посвящено правам и обязанностям детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мероприятие "Правовая викторина" | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие для 8 классов
«Правовая Викторина»
Цели:
- воспитание правовой грамотности учащихся, учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»;
- познакомить детей с представлением о том что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка, научить применять их в жизни;
- соотнести права и обязанности детей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
Всеобщая декларация прав человека – нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Просмотр презентации «Конвенция о правах ребенка»
Ведущий: «Конвенция…» - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
1 задание
Ведущий: Более подробно поговорим о правах и обязанностях. У нас имеются 3 команды. Представьте себя.
Представление команд
Ведущий: Вам необходимо по цепочке называть сначала права, потом обязанности. Балл зарабатывает та команда, которая назвала больше всех прав и обязанностей (по мере того, какие права и обязанности называются детьми, на доске вывешиваются карточки).
Ведущий: Ребята в Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривала и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если слабым родился, больным, то…. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, болезненным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
2 задание "Придумай-ка!"
1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
3 задание «Кто быстрее»
- Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
- Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
- Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
- Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
- Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
- На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
- Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
- Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
- Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
- Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
- Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
- Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
- Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
- В 2000-м году начался новый век и новая ... Ответ: Эра
4 конкурс: Отгадай сказку.
- В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
- В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
- В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
- В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
- В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
- Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
- Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
- Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
- Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
- Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
- Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
- Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
5 конкурс «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Конкурс капитанов «Знаешь ли ты государственные праздники?»
1. Новый год . 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда 1 января
3. День защитника Отечества 9 мая
4. Рождество Христово 1 мая
5. День Победы 4 ноября
6. День народного единства 7 января
7. День независимости России 8 марта
8. Международный женский день 12 июня
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ…
- ...основной документ человека? (паспорт)
- ..главный закон страны (Конституция)
- ...защитник обвиняемого в суде (адвокат)
- ...тот, кто видел преступление (свидетель)
- ...лицо, обратившееся в суд за защитой ввиду нарушения своих прав, подавшее иск (истец)
- ...устаревшее понятие о выслеживании и розыске преступников (сыск)
- ...решение суда о виновности или невиновности подсудимого (приговор)
- ...уголовное преступление, связанное с похищением детей (киднепинг)
- ...морской разбойник (пират)
Ведущий: Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" - сказал А.Мицкевич. Вступая в третье тысячелетие, мы должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей. Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.
Спасибо за участие в викторине.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка
1. Правда суда не боится. __________________________________________________________
2. Жить – родине служить. _________________________________________________________
3. Грамоте учиться – всегда пригодится. _____________________________________________
4. Всякому мила своя сторона. ______________________________________________________
5. Делу – время, а потехе – час.______________________________________________________
1. Дело мастера боится. ____________________________________________________________
2. При солнышке тепло, при матери – добро. __________________________________________
3. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. _____________________________________________
4. Дружба дружбой, а денежки врозь. ________________________________________________
5. Волка ноги кормят. _____________________________________________________________
1. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. __________________________________________
2. По заслугам и почёт. ____________________________________________________________
3. Тот герой – кто за родину горой. __________________________________________________
4. Один в поле – не воин. __________________________________________________________
5. Любишь кататься – люби и саночки возить. ________________________________________
Карточка №1.
_______________________ К О Р Ё Н Б Е
___________________________ М Я С Ь Е
__________________________ А Р А Н С Т
____________________________ К У Н Т Е М О Д
________________________ К О Н З А
___________________________ И П О К А Л И Т
__________________________ З И Н Ь Ж И
_________________________ Д И Л И Е Т О Р
Карточка №2.
_______________________ В Е Н К Я И Ц О Н
___________________________ Я Д П О Р О К
___________________________ В О Р А П
______________________________ Ю З О С
______________________________ С О Д Р О П К Т О
________________________________ Л О К А Ш
___________________________ С Т О Н С И Т О В О Д
_________________________ Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
________________________ Д Ы Х О Т
_______________________________ Р О З А В И Н А Б Е О
___________________________ Д У Г О С
_____________________________ Л О В Ч Е К Е
__________________________ В О С О Л
_________________________ Г Р И Н Н А Д А Ж
_______________________________ Ц Е Т О
___________________ Ж Б А Р У Д
1. Новый год . 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда 1 января
3. День защитника Отечества 9 мая
4. Рождество Христово 1 мая
5. День Победы 4 ноября
6. День народного единства 7 января
7. День независимости России 8 марта
8. Международный женский день 12 июня
1. Новый год . 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда 1 января
3. День защитника Отечества 9 мая
4. Рождество Христово 1 мая
5. День Победы 4 ноября
6. День народного единства 7 января
7. День независимости России 8 марта
8. Международный женский день 12 июня
1. Новый год . 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда 1 января
3. День защитника Отечества 9 мая
4. Рождество Христово 1 мая
5. День Победы 4 ноября
6. День народного единства 7 января
7. День независимости России 8 марта
8. Международный женский день 12 июня
Команда | конкурсы | ||||||
права и обязанности | придумай - ка | кто быстрее | отгадай сказку | анаграммы | конкурс капитанов | знаешь ли ты… | |
8 «А» класс | |||||||
8 «Б» класс | |||||||
8 «В» класс |
Команда | конкурсы | ||||||
права и обязанности | придумай - ка | кто быстрее | отгадай сказку | анаграммы | конкурс капитанов | знаешь ли ты… | |
8 «А» класс | |||||||
8 «Б» класс | |||||||
8 «В» класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы викторин.Викторина №1
Викторина по русскому языку :"Проверь себя"....
Материалы викторин.Викторина №2
Викторина 2 "Проверь себя" Уважаемые учителя, вы можете проверить себя или использовать этот материал на уроках....
Материалы викторин.Викторина № 3
Проверь себя!...
Материалы викторин.Викторина №4
Проверь себя....
"Веселая математическая викторина" -викторина для обучающихся 5 - 7 классов
Внеклассое мероприятие по математике 5-7 классов....
Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "
Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...
Викторина для 5-6 класса "Хвостатая викторина"
Викторина позволяет вызвать интерес у учащихся в области изучения темы" Царства "Животные"...