«Чтобы ребёнок не ушел из дома»…
материал на тему
Стендовая информация (в помощь психологам, социальным педагогам и классным руководителям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_rebenok_ne_ushel_iz_doma.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы ребёнок не ушел из дома»…
Стендовая информация
(в помощь психологам, социальным педагогам и классным руководителям)
РОДИТЕЛЯМ, ПЕДАГОГАМ, ПСИХОЛОГАМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА
Психологическая поддержка - это процесс укрепления самооценки ребенка взрослым, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны личности ребенка.
- Не подчеркивать его промахи.
- Показывать, что вы удовлетворены им.
- Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Помогать ему делать уроки, разбивать большие задания на меньшие - такие, с которыми он может справиться.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Проводить с ребенком больше времени.
- 8. Внести во взаимоотношения с ним юмор.
9. Уметь взаимодействовать с ним.
10. Позволить ему решать самому решать проблемы
там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в него.
- Демонстрировать оптимизм.
Психологическая поддержка основана на том,
чтобы помочь ребенку почувствовать
свою нужность Вам.
Дайте ему эту возможность, и тогда Вы тоже не будете одиноки.
РОДИТЕЛЯМ ПРОБЛЕМНОГО РЕБЕНКА
- Не удивляйтесь поведению ребенка, каким бы оно ни было.
- Содействуйте психическому уравновешиванию путем «оправдания» его поведения.
- Обеспечьте ребенку свободу выбора, чтобы помочь ему быть самим собой.
4. Покажите предметный и социальный результат того, что сделано ребенком, чтобы он смог осмыслить происходящее.
5. Покажите ребенку иной способ
поведения как альтернативу
самоопределения.
6. Попытайтесь активизировать
сознание ребенка, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося.
- Защитите ребенка от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации им себя на другом уровне культуры.
- Придумайте неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику ожидаемого воздействия.
- Помните, ваше воздействие должно быть направлено не на исправление поведения, а на развитие способности к саморегуляции, побуждение и поощрение личной ответственности за сделанный выбор.
Реакция взрослого на негативное поведение детей
- Удивление, недоумение, сведение инцидента к юмору, конструктивные слова и фразы.
- Необходимо показывать веру в ребенка. Взрослый в связи с этим должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребенка, помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха,
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Слова поддержки.
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова - разочарования.
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Конструктивные фразы.
- Давай вместе подумаем: почему у тебя проблемы с русским языком? Тебе неинтересно или ты что-то не понял? Тебе нужна помощь?
- Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
- Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека и заповедь учащихся школы.
- Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
Педагогическая копилка
КАК РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
(По материалам книги Петровского «Как научиться общаться с детьми»)
Объединение усилий воспитателей детского сада или педагогов школы и родителей в процессе воспитания детей — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определенное соотношение и движение внутренних и внешних целей.
Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между педагогом и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду или в школе. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап — трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т. п.). Например, данные социометрического исследования могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.
Третий этап — ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному и определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу.
Четвертый этап— совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть «Давайте узнавать вместе!». Исследования подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочения педагога и родителей на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета ребенком точки зрения другого человека (децентрация); изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития и т. п.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения педагога и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Необходимые условия для эффективного взаимодействия.
Тактика общения с ребенком: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование);
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).
Педагогическая копилка
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
Если попытаться охарактеризовать эту модель коротко, то мы получим принцип «не рядом и не над, а вместе».
Начнем с позиции общения. Для того чтобы лучше понять, что это такое, прочувствовать важность верного выбора позиции общения, воспользуемся методом «психологической скульптуры», предложенным американским психологом Вирджинией Сатир: один из участников «скульптуры» садится на пол, а другой встает перед ним на стул. Каждый из партнеров должен зафиксировать, что он видит (при этом стоящий не должен низко опускать голову, а сидящий — высоко поднимать ее; и у того и у другого должны двигаться только глаза).
Если у вас есть возможность (а найти ее не так сложно) проделать эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, каким он вас видит. Возможно, после этого вас перестанет удивлять, как многие дети изображают людей — в виде «головоногов»: с длинными, бесконечно уходящими вверх ногами, длинными руками с обязательными пальцами на них, без шеи, с «точками» рта, носа и глаз, с «хохолком» волос. Это их «честный» рисунок с натуры!
Кстати, теперь вам будет легче представить себе, какими перед детьми предстают деревья, каким они видят участок детского сада, обсаженный кустарником, а зимой еще и обнесенный сугробами снега.
Далее пусть «скульптура» несколько изменится: подайте друг другу руки, не наклоняясь и не приподнимаясь, и останьтесь в этом положении. Через некоторое время ваша рука устанет — вам захочется приподнять ее, а партнеру захочется опустить руку. Скорее всего, кончится тем, что вы оба, сами того не желая, почувствуете взаимное раздражение.
А теперь освободите руку и попробуйте ласково погладить «ребенка» (партнера). Вам хочется продолжать? Вас надолго «хватило»? Поинтересуйтесь у вашего партнера, что он чувствовал, соответствуют ли его ощущения тем чувствам, которые вы хотели выразить по отношению к нему. А еще лучше поменяйтесь с ним местами и повторите эксперимент. Тогда и вам представится возможность испытать на себе такую «ласку».
Итак, оказывается, что люди, находящиеся в описанной выше позиции, видят окружающее и друг друга совершенно по-разному. При этом передать свои истинные чувства практически невозможно: они искажаются. Очевидно, что нормальное общение невозможно: хочется быстрее «освободиться», отдохнуть друг от друга. Как вы, может быть, догадываетесь, эти «скульптуры» имеют не только пространственный, но и психологический смысл (недаром же они называются «психологическими скульптурами»). Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга (что называется «глаза в глаза»), но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане; ни один не считает себя более значимым, важным, умным и т. п., чем другой.
Педагогическая копилка
«Уличные дети» - это дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома.
Причины уходов могут быть разными. Наиболее часто встречаются такие причины:
- это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей;
- страх перед возможным физическим или моральным наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку;
- отсутствие должной заботы со стороны родителей;
- ощущение одиночества и своей «ненужности» дома и в школе (такие дети часто замкнуты, печальны, могут быть «изгоями» в классе);
- импульсивно возникшее неодолимое влечение (дети склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям);
- влияние компании, которая «уходы из дома считает нормой» (слабость волевых процессов, неумение сформулировать отказ);
- отсутствие очевидных мотивов (внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации и др.);
- тяга к путешествиям (характерологические особенности).
Кто более других отвечает за уход ребенка из дома? - семья.
Кто должен помочь ребенку в первую очередь? – родитель.
Кто еще помогает устранить причины уходов из дома? –
педагоги, психологи, сверстники.
Информация психолога
ЕСЛИ ТЕБЕ ПЛОХО НА ДУШЕ…
Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе…
Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой: “Я могу разорвать этот замкнутый круг!” и улыбнись.
- Помни, безвыходных ситуаций не бывает! Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась?
- Помни, ты не один в этом мире. Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог.
- Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты. Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям "Если ребенок ушел из дома"
Рекомендации социального педагога родителям....
Беседа с родителями "Подросток ушел из дома"
Беседа с родителями об уходе детей из дома...
Если ребенок ушел из дома
Если ребенок ушел из дома......
Беседа с родителями Если ребенок ушел из дома
Беседа с родителями Если ребенок ушел из дома...
Если ребенок впервые ушел из дома…
Эти рекомендации помогут обеспокоенным родителям в трудной ситуации...
Памятка для родителей."Если ребенок ушел из дома"
Мы часто задаем вопрос "Что делать? Если ребенок ушел из дома . Как помочь? Данная памятка поможет родителям найти выход из сложившийся ситуации,помочь себе и ребенку ....
Беседа с родителями на тему: «Подросток ушел из дома?»
Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это н...