Занятие "Конституция РФ"
план-конспект на тему
Задачиданного занятия:
- научить извлекать информацию из источника, начать знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула», повторить термины: «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство» и структуру государственного аппарат
- умение самостоятельно делать выводы развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее; развивать умение самостоятельно читать документы, извлекать информацию, классифицировать основные права и свободы граждан, развивать логическое мышление, умение обобщить изученное;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 57 КБ |
zakon_i_vlast.ppt | 797.5 КБ |
shema.doc | 197 КБ |
test_politika.ppt | 667 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Кузнецка
Тема урока: Конституция РФ.
Цель: показать и раскрыть сущность значение Конституции как основного закона государства, определить содержание основ конституционного строя, продолжить формировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.
Подготовила и провела: Вяльмисова Л.Н.
Тема урока: Конституция РФ.
Цель: показать и раскрыть сущность значение Конституции как основного закона государства, определить содержание основ конституционного строя, продолжить формировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.
Задачи:
- образовательные: научить извлекать информацию из источника, начать знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула», повторить термины: «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство» и структуру государственного аппарата.
- - развивающие: умение самостоятельно делать выводы развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее; развивать умение самостоятельно читать документы, извлекать информацию, классифицировать основные права и свободы граждан, развивать логическое мышление, умение обобщить изученное;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, законопослушного гражданина, осознанное отношение к праву, уважение к основному закону.
Методы: частично – поисковый
Тип урока – комбинированный.
Ход урока:
Дети стоят. Словарная разминка по рядам: правоохранительные органы, политика, экономика. Садитесь, записываем число. Вы сегодня можете получить оценки на этапе повторения, изучения нового материала.5 правильных ответов -5,4-4
- Повторение пройденного. Продолжаем словарную разминку.
- Словарная разминка – Я,вам читаю определения, вы записываете через запятую термины, которые соответствуют данным определениям.СЛАЙД ответы( президент, республика, парламент, аристократия, олигархия, монархия, тирания, импичмент, охлократия – ключевое слово – демократия)
- В каком разделе мы изучали эти слова? (политика)
- Откройте словари терминов 1 вариант, какие ещё вы знаете слова из этого раздела? ( из словаря)
-2 вариант – какие слова встречаются в вариантах ОГЭ?
- Ключевое слово – демократия.
- Какое отношение к России имеет это слово? (Россия – это демократическое государство).
- Не только, внимание на доску.
Доска: Россия - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. ( по конституции)
- Что значит демократическое государство? ( каждое важное решение проходит процедуру голосования, президент и депутаты гос. думы выбираются народом)
- Что значит федеративное? (2 уровня аппарата, часть полномочий передаётся в субъекты федераций, возможно двойное гражданство, двухканальная система налогов)
- Что значит правовое государство? (Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности, человек и его права высшая ценность)
- Что значит республиканская форма власти? ( страной правит президент, эффективная работа парламента, народ выбирает президента и парламент, сочетаются 3 правильные формы правления).
- Просмотр видеоролика!!!!
- Сейчас вы посмотрите небольшой видеоролик, выпишите слова, которые вам знакомы.
- Прочитайте эти слова и объясните. ( правительство, исполнительная власть, гос. дума, президент, внутренняя политика, внешняя политика. гос. бюджет, экономика, оборона)
- О чём этот видеоролик? (о работе правительства)
- К какой власти относится правительство? ( исполнительной)
-Какие ещё виды власти вы знаете? (законодательная и судебная)
СЛАЙД Французский философ Монтескье писал: « Чтобы невозможно было злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.»
- Как вы понимаете это высказывание? ( он говорит о разделении властей законодательная, исполнительная, судебная, когда каждая власть выполняет свои обязанности, не может повлиять на другую и подчинить её себе. Это даёт определённые гарантии от произвола, беззакония и авторитаризма. Только независимая судебная власть может судить по закону.
-Давайте составим кластер: Устройство государственной власти в современной России, Функции президента на доске, а остальные в карточках.
- У вас на партах лежат незаполненные схемы. Ваша задача их заполнить, СЛАЙД используя список помощи, который вы видите на доске. ( Федеральное Собрание, Совет Федерации, правительство, парламент, верховный главнокомандующий, премьер – министр, военный, Государственная Дума, депутаты, арбитражный, министры, законы, распоряжения, постановления, Гарант Конституции, Конституционный, Глава государства, указы, председатель Совета Безопасности, обладает правом вето, суды общей юрисдикции.)
Схемы вклеите в словари терминов.
- К доске: Где принимаются законы, каков порядок принятия закона? ( схема)
- Итак, а сейчас по этой теме решим несколько заданий ОГЭ. СЛАЙДЫ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
2.Изучение нового материала по теме «Конституция»
- Скажите, а где прописано об устройстве государства и разделении властей, их полномочиях, о правах и обязанностях граждан.
Тема: Конституция.
1.- Вы на дом получили задание, которое есть в каждом варианте ОГЭ «Проанализировать статистические данные опроса по диаграмме. Опрос был проведён среди подростков и взрослых «Почему важно соблюдать законы конституции?»
2.- Просмотр видео про Конституцию, ответить на вопросы:
СЛАЙД
1.Что гарантируется конституцией? (права и свободы граждан)
2. Сколько конституций было принято до 1993г. (3)
3. Когда была принята Конституция РФ и как (12.12.1993г. на референдуме)
4. Что представляет собой содержание Конституции? (преамбула, 1 раздел-9 глав – 137 статей, 2 раздел-заключительный)
5. Чем отличается действующая Конституция от всех советского времени? (Ядро правовой системы, демократическая основа, основной закон суверенного государства, влияет на смысл и содержание других законов, чтобы не противоречили конституции)
6. На сколько лет избирается президент и гос.дума? (поправки от 2008г. 30.12)
1.2 И 9ГЛАВА ИЗМЕНЕНИЯМ НЕ ПОДЛЕЖАТ, В ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАВЫ МОГУТ ВНОСИТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЯ И ПОПРАВКИ. ПРОСМОТР СОДЕРЖАНИЯ И ЭТИХ ГЛАВ.
3.- Запись в тетради:
Конституция –основной закон государства.
Конституция (латинский конституцио) – установление. Устройство.
Принята 12.12.1993г. на референдуме.
Определяет: устройство государства
как образованы органы власти
права и обязанности граждан
Содержание: преамбула-вступительная, вводная часть
1раздел – 9 глав 137 статей
2 раздел – заключительный
9 глав –записать.
1,2 и 9 глава не изменяются
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий и мотивов принятия Конституции.
- Прочитайте преамбулу.
- Каковы цели и мотивы принятия Конституции.
- Посмотрите и давайте запишем названия 9 глав 1 раздела и характеристику.
4.Основы конституционного строя. Таблица в тетради.
Основы конституционного строя
Основы конституционного строя | Статьи конституции | Содержание |
1.Народовластие | Ст.1.ч.1,ст.3 | |
2.Федерализм | Ст.1,ч.1,ст.5 | |
3.Правовое государство | Ст.1.ч.1 | |
4.Разделение властей | Ст.10 | |
5.Приоритет прав человека | Ст.2 | |
6. РФ –социальное государство | Ст.7 | |
7. Суверенитет | Ст.4 | |
8.Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности. | Ст.8,ст.9..ч.2 | |
9.Политическое многообразие и плюрализм | Ст.13.ч.3-5 | |
10. Светский характер государства | Ст.14 | |
11.Единое гражданство | Ст.6 |
Заполнив таблицу, вы можете воспользоваться этой информацией для решения заданий ОГЭ
Классификация прав и обязанностей, работа с учебником
Итог урока. Д.З.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Глава государства, который выбирается народом. 2.Форма правления, при которой Глава государства избирается населением, сочетается 3 правильные формы правления. 3.Высший законодательный орган. 4. Правление небольшого числа благородных граждан, правление лучших. 5. Правление группы нечестных граждан. 6. Форма правления, при которой власть сконцентрировалась в руках одного человека, получающего её по наследству. 7. Неправильная форма правления, при которой правит один человек с помощью силы. 8. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц. 9. «Власть толпы», неправильная форма правления.
п р е з и д е н т р е с п у б л и к а п а р л а м е н т а р и с т о к р а т и я к о л и г а р х и я м о н а р х и я т и р а н и я и м п и ч м е н т ох ло кр ат и я
Федеральное Собрание, Совет Федерации, правительство, парламент, Верховный Главнокомандующий, Премьер – министр, военный, Государственная Дума, депутаты, арбитражный, министры, законы, распоряжения, постановления, Гарант Конституции, Конституционный, Глава государства, указы, Председатель Совета Безопасности, постановления, суды общей юрисдикции.
ПОВТОРЕНИЕ: Что мы знаем о власти? Верны ли следующие суждения об органах власти? - Федеральное собрание является законодательным органом власти. -Исполнительную власть осуществляет парламент.
2. Государственную власть осуществляет: 1.председатель правления банка 2. ректор университета 3. лидер оппозиционной партии 4. председатель правительства
3. Государственная власть, в отличии от других видов власти, 1. распространяется на всё население страны 2. опирается на социальные нормы 3. вырабатывает правила поведения людей 4. регулирует поведение людей.
4. Верны ли следующие суждения о разделении властей: - Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной власти. - Цель разделения властей – предотвращение злоупотребления властью каким – либо лицом или организацией
5. Определите, какие положения текста 1.. Отражают факты 2. Выражают мнения А. В стране выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Б. Очень важно, что избиратели могут свободно делать свой выбор из нескольких кандидатов. В. Думается, это свидетельствует о том, что страна – демократическая.
Что относится к полномочиям судебной власти в РФ: 1.Управление федеральной собственностью 2.Определение даты выборов президента 3.Разрешение различных правовых споров 4. Принятие законов
9. Верны ли суждения о Президенте РФ? - Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. - Президент РФ, согласно Конституции, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет
10. Какой нормативный правовой акт принимается Федеральным Собранием РФ? 1.распоряжение 2. закон 3.указ 4.постановление
11. К компетенции Правительства РФ относится 1. выполнение государственного бюджета 2. объявление амнистии 3. решение вопросов гражданства 4. осуществление судопроизводства
12. Верны ли следующие суждения о разделении власти? - Исполнительную власть осуществляет парламент. - Соблюдение принципа разделения властей является признаком тоталитарного государства.
13. Верны ли следующие высказывания о государственной власти? - Государственная Дума РФ осуществляет исполнительную власть. - Федеральные законы принимаются Правительством РФ.
14. Органом законодательной власти в РФ является 1. Конституционный суд РФ 2. Правительство РФ 3. Верховный Суд РФ 4. Федеральное Собрание РФ
15. Найдите черты сходства и отличия законодательной и исполнительной власти в РФ. 1. Формируется выборным путём. 2. Существует в субъектах Федерации 3. Утверждает государственный бюджет 4. Действует на основе Конституции РФ. 5. Формируется только путём назначения. Черты сходства Черты отличия
ВОПРОСЫ: 1. Что гарантируется Конституцией РФ гражданину? 2. Сколько конституций было до 1993г? 3.Когда и как была принята Конституция РФ? 4. Что представляет собой содержание Конституции РФ? 5.Чем отличается действующая Конституция от остальных? 6. На сколько лет избирается президент и депутаты Государственной Думы?
Основы конституционного строя - Народовластие ст.1.ч..1,ст.3 - Федерализм ст.1..ч.1.,ст.5 - Правовое государство. ст.1.,ч.1 - Разделение властей ,ст.10 - Приоритет прав человека ,ст.2 - РФ – социальное государствоство, ст.7 - Суверенитет, ст.4 - Свобода экономической деятельности, ст.8,ст9.ч.2 - Политическое многообразие и плюрализм,ст.13 - Светский характер государстваст,14 - Единое гражданство, ст.6
Конституция РФ устанавливает принцип государственного суверенитета. В чём заключается его сущность? 1.Верховенство государственной власти РФ и федерального законодательства устанавливается на всей территории России. 2. В России установлено республиканское правление. 3.Многонациональный народ России является единственным источником и носителем государственной власти.
Конституция РФ провозглашает РФ социальным государством. Это означает: 1.власть осуществляется на основе разделения на законодательную. Исполнительную и судебную. 2. граждане имеют равные права 3. человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. 4. политика государства направлена на создание условий для достойной жизни человека
Верны ли следующие суждения об основах Конституционного строя РФ: - В РФ закреплено равноправие всех форм собственности. - РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Сравните Конституцию РФ и любой другой нормативный правовой акт. 1. обязательность исполнения 2. верховенство в правовой системе 3. юридическая ответственность за нарушение 4. закрепление основ государственного строя. Сходства Различия
Сходства – 1,3 Различия – 2,4
Итог урока: - Что знали? -Что узнали нового?
Предварительный просмотр:
Пеееееееееее
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Верны ли следующие суждения о разделении власти: - Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной. - Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.
Кто обладает политической властью? - депутат парламента - ректор университета - крупный бизнесмен - знаменитый актёр
Что отличает государство от других политических организаций? - исключительное право издавать законы -разработка политических программ - наличие профессионального аппарата
К признакам республики как формы правления относится: - сосредоточение власти в руках единоличного правителя - наследственный порядок преемственности власти - периодические выборы высших органов государственной власти - бессрочный пожизненный характер власти
Что относится к внешним функциям государства: - охрана правопорядка - формирование гос.бюджета - развитие международного сотрудничества -осуществление социальной политики
Верны ли следующие суждения о государстве? - Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном обществе. - Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.
Установите соответствие между признаками и формой правления: Признаки: 1.наследование власти 2. источником власти признаётся народ 3.бессрочная пожизненная власть главы государства 4. коллегиальный принцип принятия решений -Формы правления: монархия, республика
Способ территориальной организации государства называют формой государственного: - правления - режима - суверенитета - устройства
Государство разделено на уезды по территориальному признаку. Глава уездов назначается правительством государства, в уездах нет собственной конституции. Какова форма государственного устройства страны? - федеративное государство унитарное государство -монархия - республика
Способ осуществления политической власти, который отражает уровень политической свободы в обществе, называют: - формой правления - политическим режимом -суверенитетом -национально – государственным устройством
Для какого политического режима характерно отсутствие общеобязательной государственной идеологии, терпимое отношение к инакомыслию: - авторитарный - диктаторский -демократический - тоталитарный
Что характеризует тоталитарный режим? - наличие развитого гражданского общества - обеспечение свободных выборов Отсутствие обязательной государственной идеологии - всесторонний контроль государства над жизнью общества
В государстве все государственные органы и граждане подчиняются требованиям закона; существует несколько партий, каждая из которых принимает участие в политической жизни страны. Какой режим установился в стране. - авторитарный - демократический - тоталитарный
Верны ли следующие суждения о политических режимах? -Демократическое государство стремится всесторонне контролировать жизнь общества. - В тоталитарном государстве существует несколько партий, каждая из которых принимает активное участие в жизни страны.
Установите соответствие между признаками и типами политического режима. Признаки: Верховенство права - обеспечение свободных выборов - однопартийная система - монополия единственной идеологии - терпимое отношение к инакомыслию Типы политического режима: - демократический, тоталитарный