Занятие "Конституция РФ"
план-конспект на тему

Вяльмисова Людмила Николаевна

Задачиданного занятия:

-  научить извлекать информацию из источника, начать знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула»,  повторить термины: «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство» и структуру государственного аппарат

- умение самостоятельно делать выводы развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее; развивать умение самостоятельно читать документы, извлекать информацию, классифицировать основные права и свободы граждан, развивать логическое мышление,  умение обобщить изученное;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57 КБ
Office presentation icon zakon_i_vlast.ppt797.5 КБ
Microsoft Office document icon shema.doc197 КБ
Office presentation icon test_politika.ppt667 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Кузнецка

Тема урока: Конституция РФ.

Цель: показать и раскрыть сущность значение Конституции как основного закона государства, определить содержание основ конституционного строя, продолжить формировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.

 

                                                                         Подготовила и провела: Вяльмисова Л.Н.

  Тема урока: Конституция РФ.

Цель: показать и раскрыть сущность значение Конституции как основного закона государства, определить содержание основ конституционного строя, продолжить формировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.

Задачи:

образовательные: научить извлекать информацию из источника, начать знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула»,  повторить термины: «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство» и структуру государственного аппарата.

  • развивающие: умение самостоятельно делать выводы развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее; развивать умение самостоятельно читать документы, извлекать информацию, классифицировать основные права и свободы граждан, развивать логическое мышление,  умение обобщить изученное;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, законопослушного гражданина, осознанное отношение к праву,  уважение к основному закону. 

Методы: частично – поисковый

Тип урока – комбинированный.

Ход урока:

 Дети стоят. Словарная разминка  по рядам: правоохранительные органы, политика, экономика. Садитесь, записываем число. Вы сегодня можете получить оценки на этапе повторения, изучения нового материала.5 правильных ответов -5,4-4

  1. Повторение пройденного. Продолжаем словарную разминку.

- Словарная разминка – Я,вам читаю определения, вы записываете через запятую термины, которые соответствуют данным определениям.СЛАЙД  ответы( президент, республика, парламент, аристократия, олигархия, монархия, тирания, импичмент, охлократия – ключевое слово – демократия)

- В каком разделе мы изучали эти слова? (политика)

- Откройте словари терминов 1 вариант, какие ещё вы знаете слова из этого раздела? ( из словаря)

-2 вариант – какие слова встречаются в вариантах ОГЭ?

- Ключевое слово – демократия.

- Какое отношение к России имеет это слово? (Россия – это демократическое государство).

- Не только, внимание на доску.

Доска:  Россия -  это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.  ( по конституции)

- Что значит демократическое государство? ( каждое важное решение проходит процедуру голосования, президент и депутаты гос. думы выбираются народом)

- Что значит федеративное? (2 уровня аппарата, часть полномочий передаётся в субъекты  федераций, возможно двойное гражданство, двухканальная система налогов)

- Что значит правовое государство? (Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности, человек и его права высшая ценность)

- Что значит республиканская форма власти? ( страной правит президент, эффективная работа парламента, народ выбирает президента и парламент, сочетаются 3 правильные формы правления).

- Просмотр видеоролика!!!!

- Сейчас вы посмотрите небольшой видеоролик, выпишите слова, которые вам знакомы.

- Прочитайте эти слова и объясните. ( правительство, исполнительная власть, гос. дума, президент, внутренняя политика, внешняя политика. гос. бюджет, экономика, оборона)

- О чём этот видеоролик? (о работе правительства)

- К какой  власти относится правительство? ( исполнительной)

-Какие ещё виды власти вы знаете? (законодательная и судебная)

СЛАЙД Французский философ Монтескье писал: « Чтобы невозможно было злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.»

- Как вы понимаете это высказывание?  ( он говорит о разделении властей законодательная, исполнительная, судебная, когда каждая власть выполняет свои обязанности, не может повлиять на другую и подчинить её себе. Это даёт определённые гарантии от произвола, беззакония и авторитаризма. Только независимая судебная власть может судить по закону.

-Давайте составим кластер: Устройство государственной власти в современной России, Функции президента на доске, а остальные в карточках.

- У вас на партах лежат незаполненные схемы. Ваша задача их заполнить, СЛАЙД используя список помощи, который вы видите на доске.  ( Федеральное Собрание, Совет Федерации, правительство, парламент, верховный главнокомандующий, премьер – министр, военный, Государственная Дума, депутаты, арбитражный, министры, законы, распоряжения, постановления, Гарант Конституции,  Конституционный, Глава государства, указы, председатель Совета Безопасности, обладает правом вето, суды общей юрисдикции.)

Схемы вклеите в словари терминов.

- К доске: Где принимаются законы, каков порядок принятия закона? ( схема)

- Итак, а сейчас по этой теме решим несколько заданий ОГЭ. СЛАЙДЫ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

2.Изучение нового материала по теме «Конституция»

- Скажите, а где прописано об устройстве государства и разделении властей, их полномочиях, о правах и обязанностях граждан.

Тема: Конституция.

1.- Вы на дом получили задание, которое есть в каждом варианте ОГЭ «Проанализировать статистические данные опроса по диаграмме. Опрос был проведён среди подростков и взрослых «Почему  важно соблюдать законы конституции?»

2.- Просмотр видео про Конституцию, ответить на вопросы:

СЛАЙД

1.Что гарантируется конституцией? (права и свободы граждан)

2. Сколько конституций было принято до 1993г. (3)

3. Когда была принята Конституция РФ и как (12.12.1993г. на референдуме)

4. Что представляет собой содержание Конституции?  (преамбула, 1 раздел-9 глав – 137 статей, 2 раздел-заключительный)

5. Чем отличается действующая Конституция от всех советского времени? (Ядро правовой системы, демократическая основа,  основной закон суверенного государства, влияет на смысл и содержание других законов, чтобы не противоречили конституции)

6. На сколько лет избирается президент и гос.дума? (поправки от 2008г. 30.12)

1.2 И 9ГЛАВА ИЗМЕНЕНИЯМ НЕ ПОДЛЕЖАТ, В ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАВЫ МОГУТ ВНОСИТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЯ И ПОПРАВКИ. ПРОСМОТР СОДЕРЖАНИЯ И ЭТИХ ГЛАВ.

3.- Запись в тетради:

Конституция –основной закон государства.

Конституция (латинский конституцио) – установление. Устройство.

Принята 12.12.1993г. на референдуме.

Определяет: устройство государства

                        как образованы органы власти

                        права и обязанности граждан

Содержание: преамбула-вступительная, вводная часть

                      1раздел – 9 глав 137 статей

                      2 раздел – заключительный

9 глав –записать.

1,2 и 9 глава не изменяются

Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий и мотивов принятия Конституции.

- Прочитайте преамбулу.

- Каковы цели и мотивы принятия Конституции.

- Посмотрите и давайте запишем названия 9 глав 1 раздела и характеристику.

4.Основы конституционного строя. Таблица в тетради.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя

Статьи конституции

Содержание

1.Народовластие

Ст.1.ч.1,ст.3

2.Федерализм

Ст.1,ч.1,ст.5

3.Правовое государство

Ст.1.ч.1

4.Разделение властей

Ст.10

5.Приоритет прав человека

Ст.2

6. РФ –социальное государство

Ст.7

7. Суверенитет

Ст.4

8.Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности.

Ст.8,ст.9..ч.2

9.Политическое многообразие и плюрализм

Ст.13.ч.3-5

10. Светский характер государства

Ст.14

11.Единое гражданство

Ст.6

 Заполнив таблицу, вы можете воспользоваться этой информацией для решения заданий ОГЭ

Классификация прав и обязанностей, работа с учебником

Итог урока. Д.З.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Французский философ Монтескье писал: « Чтобы невозможно было злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.» - Как вы понимаете это высказывание?

Слайд 2

1.Глава государства, который выбирается народом. 2.Форма правления, при которой Глава государства избирается населением, сочетается 3 правильные формы правления. 3.Высший законодательный орган. 4. Правление небольшого числа благородных граждан, правление лучших. 5. Правление группы нечестных граждан. 6. Форма правления, при которой власть сконцентрировалась в руках одного человека, получающего её по наследству. 7. Неправильная форма правления, при которой правит один человек с помощью силы. 8. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц. 9. «Власть толпы», неправильная форма правления.

Слайд 3

п р е з и д е н т р е с п у б л и к а п а р л а м е н т а р и с т о к р а т и я к о л и г а р х и я м о н а р х и я т и р а н и я и м п и ч м е н т ох ло кр ат и я

Слайд 4

Федеральное Собрание, Совет Федерации, правительство, парламент, Верховный Главнокомандующий, Премьер – министр, военный, Государственная Дума, депутаты, арбитражный, министры, законы, распоряжения, постановления, Гарант Конституции, Конституционный, Глава государства, указы, Председатель Совета Безопасности, постановления, суды общей юрисдикции.

Слайд 5

ПОВТОРЕНИЕ: Что мы знаем о власти? Верны ли следующие суждения об органах власти? - Федеральное собрание является законодательным органом власти. -Исполнительную власть осуществляет парламент.

Слайд 6

2. Государственную власть осуществляет: 1.председатель правления банка 2. ректор университета 3. лидер оппозиционной партии 4. председатель правительства

Слайд 7

3. Государственная власть, в отличии от других видов власти, 1. распространяется на всё население страны 2. опирается на социальные нормы 3. вырабатывает правила поведения людей 4. регулирует поведение людей.

Слайд 8

4. Верны ли следующие суждения о разделении властей: - Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной власти. - Цель разделения властей – предотвращение злоупотребления властью каким – либо лицом или организацией

Слайд 9

5. Определите, какие положения текста 1.. Отражают факты 2. Выражают мнения А. В стране выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Б. Очень важно, что избиратели могут свободно делать свой выбор из нескольких кандидатов. В. Думается, это свидетельствует о том, что страна – демократическая.

Слайд 10

Что относится к полномочиям судебной власти в РФ: 1.Управление федеральной собственностью 2.Определение даты выборов президента 3.Разрешение различных правовых споров 4. Принятие законов

Слайд 11

9. Верны ли суждения о Президенте РФ? - Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. - Президент РФ, согласно Конституции, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет

Слайд 12

10. Какой нормативный правовой акт принимается Федеральным Собранием РФ? 1.распоряжение 2. закон 3.указ 4.постановление

Слайд 13

11. К компетенции Правительства РФ относится 1. выполнение государственного бюджета 2. объявление амнистии 3. решение вопросов гражданства 4. осуществление судопроизводства

Слайд 14

12. Верны ли следующие суждения о разделении власти? - Исполнительную власть осуществляет парламент. - Соблюдение принципа разделения властей является признаком тоталитарного государства.

Слайд 15

13. Верны ли следующие высказывания о государственной власти? - Государственная Дума РФ осуществляет исполнительную власть. - Федеральные законы принимаются Правительством РФ.

Слайд 16

14. Органом законодательной власти в РФ является 1. Конституционный суд РФ 2. Правительство РФ 3. Верховный Суд РФ 4. Федеральное Собрание РФ

Слайд 17

15. Найдите черты сходства и отличия законодательной и исполнительной власти в РФ. 1. Формируется выборным путём. 2. Существует в субъектах Федерации 3. Утверждает государственный бюджет 4. Действует на основе Конституции РФ. 5. Формируется только путём назначения. Черты сходства Черты отличия

Слайд 18

ВОПРОСЫ: 1. Что гарантируется Конституцией РФ гражданину? 2. Сколько конституций было до 1993г? 3.Когда и как была принята Конституция РФ? 4. Что представляет собой содержание Конституции РФ? 5.Чем отличается действующая Конституция от остальных? 6. На сколько лет избирается президент и депутаты Государственной Думы?

Слайд 19

Основы конституционного строя - Народовластие ст.1.ч..1,ст.3 - Федерализм ст.1..ч.1.,ст.5 - Правовое государство. ст.1.,ч.1 - Разделение властей ,ст.10 - Приоритет прав человека ,ст.2 - РФ – социальное государствоство, ст.7 - Суверенитет, ст.4 - Свобода экономической деятельности, ст.8,ст9.ч.2 - Политическое многообразие и плюрализм,ст.13 - Светский характер государстваст,14 - Единое гражданство, ст.6

Слайд 20

Конституция РФ устанавливает принцип государственного суверенитета. В чём заключается его сущность? 1.Верховенство государственной власти РФ и федерального законодательства устанавливается на всей территории России. 2. В России установлено республиканское правление. 3.Многонациональный народ России является единственным источником и носителем государственной власти.

Слайд 21

Конституция РФ провозглашает РФ социальным государством. Это означает: 1.власть осуществляется на основе разделения на законодательную. Исполнительную и судебную. 2. граждане имеют равные права 3. человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. 4. политика государства направлена на создание условий для достойной жизни человека

Слайд 22

Верны ли следующие суждения об основах Конституционного строя РФ: - В РФ закреплено равноправие всех форм собственности. - РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Слайд 23

Сравните Конституцию РФ и любой другой нормативный правовой акт. 1. обязательность исполнения 2. верховенство в правовой системе 3. юридическая ответственность за нарушение 4. закрепление основ государственного строя. Сходства Различия

Слайд 24

Сходства – 1,3 Различия – 2,4

Слайд 25

Итог урока: - Что знали? -Что узнали нового?



Предварительный просмотр:

Пеееееееееее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест «Политика» Обобщение знаний по данной теме

Слайд 2

Верны ли следующие суждения о разделении власти: - Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной. - Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

Слайд 3

Кто обладает политической властью? - депутат парламента - ректор университета - крупный бизнесмен - знаменитый актёр

Слайд 4

Что отличает государство от других политических организаций? - исключительное право издавать законы -разработка политических программ - наличие профессионального аппарата

Слайд 5

К признакам республики как формы правления относится: - сосредоточение власти в руках единоличного правителя - наследственный порядок преемственности власти - периодические выборы высших органов государственной власти - бессрочный пожизненный характер власти

Слайд 6

Что относится к внешним функциям государства: - охрана правопорядка - формирование гос.бюджета - развитие международного сотрудничества -осуществление социальной политики

Слайд 7

Верны ли следующие суждения о государстве? - Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном обществе. - Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.

Слайд 8

Установите соответствие между признаками и формой правления: Признаки: 1.наследование власти 2. источником власти признаётся народ 3.бессрочная пожизненная власть главы государства 4. коллегиальный принцип принятия решений -Формы правления: монархия, республика

Слайд 9

Способ территориальной организации государства называют формой государственного: - правления - режима - суверенитета - устройства

Слайд 10

Государство разделено на уезды по территориальному признаку. Глава уездов назначается правительством государства, в уездах нет собственной конституции. Какова форма государственного устройства страны? - федеративное государство унитарное государство -монархия - республика

Слайд 11

Способ осуществления политической власти, который отражает уровень политической свободы в обществе, называют: - формой правления - политическим режимом -суверенитетом -национально – государственным устройством

Слайд 12

Для какого политического режима характерно отсутствие общеобязательной государственной идеологии, терпимое отношение к инакомыслию: - авторитарный - диктаторский -демократический - тоталитарный

Слайд 13

Что характеризует тоталитарный режим? - наличие развитого гражданского общества - обеспечение свободных выборов Отсутствие обязательной государственной идеологии - всесторонний контроль государства над жизнью общества

Слайд 14

В государстве все государственные органы и граждане подчиняются требованиям закона; существует несколько партий, каждая из которых принимает участие в политической жизни страны. Какой режим установился в стране. - авторитарный - демократический - тоталитарный

Слайд 15

Верны ли следующие суждения о политических режимах? -Демократическое государство стремится всесторонне контролировать жизнь общества. - В тоталитарном государстве существует несколько партий, каждая из которых принимает активное участие в жизни страны.

Слайд 16

Установите соответствие между признаками и типами политического режима. Признаки: Верховенство права - обеспечение свободных выборов - однопартийная система - монополия единственной идеологии - терпимое отношение к инакомыслию Типы политического режима: - демократический, тоталитарный