Интернет-зависимость у подростков
статья на тему
В данной статье представлен материал об интернет- зависимости подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internet_zavisimost_u_podrostkov.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Е.В. – социальный педагог
ГБОУ школы №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Интернет-зависимость у подростков
Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и Интернет. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков.
Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».
Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности подростка.
Российский психолог Войскунский А.Е. пишет об интернет -зависимости как об интернет - аддикции. Он выделяет такие проблемы: Нежелание или неспособность отвлекаться от интернета. Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях. Неспособность спланировать время входа и выхода работы с Интернетом. Расходование все больших сумм денег для работы в интернете. Готовность лгать, преуменьшая длительность пребывания в интернете. Забывание о домашних делах, учебе, важных встречах, потеря круга общения, пренебрежение своим здоровьем и т.д.
Причины компьютерной зависимости:
- Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.
- Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
- Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
- Общая неудачливость ребёнка.В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
Признаки компьютерной зависимости у детей:
- Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
- Все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером или ТВ.
- Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
- Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
- Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
- Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
- Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое,
- Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером или телевизором;
- На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится , грубит, может плакать.
- Теряет контроль над временем, проведенным экраном.
- Ребенок начинает кушать возле компьютера.
- Ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
- Ребёнок приходит со школы и первым делом садиться под тв или включает компьютер.
- Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
- Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.
Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков
- Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
- Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
- Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
- Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
- Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
- Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста – не более получаса, старшего школьного возраста – не более часа в сутки на игры.
- Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро “захлопывать” запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
- Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
- Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод – отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию – к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
- Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
- Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
- Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.
Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.
Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!
Список литературы
1.Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26
2.Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с. — ISBN 5–876–86–948
3. https://multiurok.ru/files/komp-iutiernaia-zavisimost.html
4. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
5. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/10/13/roditelskoe-sobranie-kompyuternaya-zavisimost-u
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления «Интернет- зависимость подростков»
Вред и польза Интернета. Интернет- зависимость, как это не допустить. Очень просто, надо знать психологическое состояние подросткового периода....
"Интернет-зависимость у подростков"
Презентация...
«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...
Профилактика интернет-зависимости у подростков
Материалы содержат классификацию типов интернет-зависимостей, психологические и физические симптомы интернет-завесимости, причины, опасности и последствия инернет-зависимости, терапия и профилактика и...
Презентация на тему "Интернет-зависимость подростков"
Презентация на тему "Интернет-зависимость подростков"...
Интернет - зависимость подростков
Сегодня очень часто мы слышим интернет - зависимый......
Профилактика интернет- зависимости у подростков
Интернет – зависимость – это болезнь. Интернет – среда часто используется как лекарство, как средство, которое помогает снять тревогу, напряжение, уйти, убежать. А интерне...