doklad_k_ped.sovetu
материал на тему
Предварительный просмотр:
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Большие изменения, происходящие в России в результате экономического, социального кризиса усугубили старые и вызвали появление новых проблем воспитания, социального формирования детей. Результатом затянувшегося кризиса явился рост преступности среди несовершеннолетних, увеличение количества беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот. Социальной проблемой стали детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, злоупотребление психоактивными веществами. Растет число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Решающее значение в правомерном или противоправном поведении подростка имеет его правовая воспитанность. Школа, занимаясь подростковыми проблемами, направляет свои усилия на реализацию их правовых знаний. Программа позволяет объединить усилия медиков, педагогов-психологов, социальных педагогов и учителей для создания условий по развитию проблемных детей и коррекции их поведения. Анализ данных последних лет свидетельствуют о росте неблагополучных семей и семей «группы риска», детей, состоящих на внутришкольном учете, учете ПДН, КДН, ранней подростковой алкоголизации. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей: среди них возрастает процент девочек, совершаются преступления, где дети становятся соучастниками с родителями. В последнее время наблюдается рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которое проявляется в асоциальных явлениях, таких, как бродяжничество, половая распущенность, мелкое хулиганство. Рост безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних обусловлен социально- экономической нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы неблагополучия: - социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия либо их полное отсутствие); - медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями); - социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми); - социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); - криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры). Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних является одной из значительных, опасных проблем общества. На фоне современных политических, социальных и экономических реформ имеют место нарушения прав детей. Продолжают расти масштабы социального сиротства несовершеннолетних и жестокого обращения с ними. Приняло массовый характер бродяжничество, безнадзорность и бездомность несовершеннолетних. Ощущается острый дефицит милосердия, добра и любви в семье, в школе, на улице. Педагоги школы понимают, что все вышеизложенное возлагает на них большую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником. Все это обусловливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и семьях находящиеся в социально- опасном положении. Комплексная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних операция «Подросток», межведомственная акция «Семья». Данная программа направлена на предупредительно-профилактическую работу со всеми участниками образовательного процесса.
Паспорт Программы
Наименование Программы | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ; |
Период реализации Программы | 2013 г – по настоящее время. |
Цели Программы |
|
Основные задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты: | Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; Стабилизация ситуации в семье; Уменьшение количества неуспевающих учащихся; Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни; Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. |
Разработчик Программы | Ефремова А.Н., социальный педагог МБОУ Комаричской СОШ № 2 |
Рецензент | Евстратова С.В., – Зам. директора по ВР, руководитель МО социальных педагогов, член экспертной комиссии |
Пояснительная записка
Основным поставщиком безнадзорных детей в МБОУ Комаричской СОШ
№ 2 являются неблагополучные семьи. Дети в этих семьях требуют наибольшего внимания как государства, так и общества.
Растет число педагогически несостоятельных и конфликтных семей, налицо дефицит общения родителей и детей.
Многие семьи переживают сегодня тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
Только за последние пять лет у нас в поселке почти вдвое увеличилось количество семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Неблагополучие семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, появляется отчуждение к школе, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок старается получить признание.
Непрерывный рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, инспекторов ПДН, общественность. Необходимо искать пути выхода из создавшейся ситуации.
Социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков занимает ведущее направление в деятельности общеобразовательного учреждения. Большое внимание в профилактической работе уделяется формированию правовой культуры подростков, многие из которых, достигнув 14-летнего возраста, еще не осознали с полной ответственностью всю серьезность юридической и правовой ответственности в структуре общественных отношений.
Необходимость введения в школе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних связана с ухудшением криминогенной обстановки среди несовершеннолетних, омоложением возраста правонарушителей, незанятостью значительного числа подростков, увеличением числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголесодержащие напитки, токсические вещества, социальной нестабильностью ситуаций во многих семьях.
На основании диагностики и анализа полученных данных об обучающихся и их семьях формировались причины отклонения в поведении несовершеннолетнего.
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОУ.
Типичными причинами отклонений в поведении детей в нашей школе являются:
- безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
- отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
- низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
- нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
- социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
- нарушение родительско - детских отношений;
- семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
Объект деятельности: воспитанники «группы риска» учебно-воспитательного процесса.
Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности воспитанника «группы риска».
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цели Программы:
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, школе, социуме.
- Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи Программы:
- Выявление асоциальных и неблагополучных детей;
- Выявление и устранение причин социальной дезадаптации детей;
- Способствование устранению и преодолению трудностей в социализации школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Повышение уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
- Предупреждение и нейтрализация нарушений Устава ОУ.
- Осуществление индивидуального подхода в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
- Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки асоциальным детям и их семьям, защита их прав и интересов.
- Создание социально-педагогических условий для развития личности в условиях образовательного учреждения.
- Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки.
- Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в жизни класса и школы.
- Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным привычкам.
- Обеспечение координации всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Отработка действенных механизмов сотрудничества школы и милиции, Центра по реабилитации несовершеннолетних, инспектора по охране материнства и детства, КСЗН, КДН и ЗП.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
- Комитет социальной защиты населения.
- Комитет по образованию.
- Органы опеки и попечительства.
- Органы внутренних дел.
- Органы по делам молодежи.
- КДН и ЗП.
- Здравоохранение.
- Служба занятости населения.
- Учреждения дополнительного образования.
Формы работы:
Индивидуальное консультирование детей и родителей.
Курирование семьи.
Родительские собрания на дому.
Консультации психолога.
Круглый стол.
Консультации выездной профилактической комплексной Комиссии.
Просвещение детей и родителей.
Методы работы:
- Наблюдение
- Опрос
- Анкетирование
- Тестирование
- Беседа
- Изучение документов и продуктов деятельности школьников
- Диагностика
- Сопровождение
- Игра
- Убеждение
- Моральная поддержка
- Сопереживание
- Сотрудничество
Нормативно-правовая база Программы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г № 124-ФЗ;
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ;
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
Федеральный закон РФ «Об образовании,
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ;
Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности (Приказ МОРФ от 29.01.2001г. № 237);
«О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений» Письмо МО РФ от 06.11.2001г. № 1313/28-5;
Областной Закон «О правовом регулировании в системе образования Ленинградской области». 2001г.,
Муниципальная целевая программа «Обеспечение правопорядка и безопасности граждан на территории Всеволожского муниципального района на 2008-2010 годы».
Устав ОУ
Программа развития ОУ
Концепция воспитания ОУ
Ожидаемые результаты:
- Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Стабилизация ситуации в семье.
- Увеличение числа детей, включенных в КТД.
- Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
- Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.
- Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальная реабилитация" направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.
План мероприятий Программы
Эффективные методы по созданию благоприятных условий для детей и подростков в ОУ:
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Обеспечение бесплатными учебниками;
Обеспечение бесплатным проездом;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Вовлечение в летний трудовой лагерь;
Вовлечение в КТД;
Вовлечение в работу Совета старшеклассников.
Критерии успешной деятельности для полноценного развития ребенка в школе, семье, социуме:
- Установление доверительных взаимоотношений между специалистами и членами семьи.
- Координация действия всех специалистов.
Основные понятия:
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных представителей, либо должностных лиц.
Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально - опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.