sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii
методическая разработка на тему

социальная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии: проектная деятельность.

Проектный метод в школьном образовании

                                                                                      Человек, по-настоящему мыслящий,

                                                                                             черпает из своих ошибок не меньше

познаний, чем из своих успехов.

Дж. Дьюи

   В Проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования подчёркнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В содержании образования предполагается также:

- Личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов, способностей и склонностей;

- Усиление деятельностного компонента;

- Креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся (TIMSS, CIVIC). В исследованиях принимают участие и российские школьники, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:

·   к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

·   к целеполаганию;

·   к самообразованию и самоорганизации;

· к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

·   умения;

· делать выбор и принимать решения.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Целью данной курсовой работы я ставлю поэтапное ознакомление с содержанием проектной технологии обучения в школе, а также выработка умений использовать проектную технологию в образовательной практике.

 Изучение построить на основе современных источников научной и учебной литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
  2. выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;
  3. изучить содержание данной технологии;
  4. раскрыть всю необходимость внедрения метода проектов в обучение школьников на современном этапе.

Объектом исследования в курсовой работе является технология проектной деятельности в школе.

Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется учителями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина, и др.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др.

        Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат, Родионовой В.Е.

Методы использования метода проектов изучались по работам Л.Б. Куценко-Барсковой и Т.В. Житиной.

        Проблемы и перспективы развития по данной теме исследовались на основе материалов периодической печати и информационных сайтов.

       Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем. 

Проект – это «брошенный вперёд» т. е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование — это процесс создания проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

  Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

                      Литература. 

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.

2.Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35