КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ
творческая работа учащихся (10 класс) на тему
Как уберечь детей от наркотиков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uberech_detey_ot_narkotikov.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Поддержка семьи
- Чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребенок и так знает, как вы его любите.
- Пусть ваша любовь к ребенку будет выражена такими словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.
- Это неправда, что с возрастом детям все меньше нравится физическая близость с родителями: объятия, поцелуи. Но (!) уважайте дистанцию, которую устанавливает ребенок.
- Хотя бы раз в неделю посвятите вечер делу, в котором могут быть заняты все члены семьи. Подумайте и договоритесь, чем вы хотели бы заниматься вместе. Будьте готовы разделить с детьми их интересы.
- Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое-то время. Например: десять минут после школы, полчаса перед сном и т.п. Дайте им понять, что вам тоже хочется эти минуты побыть вместе с ними.
- Поговорите с детьми о том, как сделать вашу квартиру более комфортабельной и приветливой для них и для их друзей, и предпримите шаги в этом направлении.
Родители, являющиеся образцом социальных связей
- Каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела?» Начните с простых вопросов: «Что было в школе?» Сделайте такие разговоры привычкой.
- На самом деле слушайте ребенка. Пусть для детей станет очевидным тот факт, что вы цените их мнение, знания, уважаете чувства.
- Пусть ребенок самостоятельно делает то, что ему положено делать. Одновременно он должен чувствовать, что вы можете прийти на помощь. Приходите на помощь, когда она требуется.
- Некоторые дети очень подвижны: им надо постоянно бегать, им трудно спокойно сидеть на месте. Не настаивайте на том, чтобы ребенок полностью успокоился и уселся до того, как вы будете с ним разговаривать.
- Если вы решили поговорить с ребенком, убедитесь, что для этого есть подходящее место. Это может быть его комната, кухня или любая другая комната. Главное, чтобы телевизор был выключен.
Общение с родителями
- Будьте готовы поговорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо.
- Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верит, в чем убежден. Принимайте как факт, что ваши убеждения и убеждения вашего ребенка не всегда совпадают.
- Никогда не приклеивайте ярлыки к убеждениям ребенка: глупости, ребячество, чепуха. Если хотите возразить, скажите лучше: «Сейчас ты в это веришь, но со временем, когда ты станешь старше...»
- Время от времени проводите с ребенком весь день вместе. Пойдите в зоопарк, в парк, на природу. За этот день вы переговорите обо всем на свете.
- Не думайте, что вашему ребенку безразличны события, происходящие в мире: голод, войны, терроризм. Очень многие дети тяжело переживают информацию, которую они смотрят в новостях по телевизору. С ними нужно поговорить о том, что они видели и слышали, и успокоить их.
- Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребенком, тем больше он с вами будет делиться.
- Если вы чего-то не знаете и не можете ответить на вопрос ребенка, помогите ему докопаться до истины. Единственное, о чем вам не следует говорить с ребенком,- это об интимных подробностях вашей личной жизни.
Единые правила воспитания детей для обоих родителей
- Договоритесь между собой с супругом/супругой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу.
- Время от времени пересматривайте ваши требования к ребенку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете права ребенка? Требуйте слепого подчинения, только когда речь идет о безопасности ребенка. Если у вас возникли какие-то сомнения, прочитайте литературу о воспитании.
- Поговорите с ребенком о ваших родительских требованиях к его поведению и объясните, почему они важны для ребенка и для семьи. Говорите это языком, который понятен ребенку. Пусть он для себя все четко прояснит. Часто оказывается, что ваши требования к ребенку и требования ребенка к собственному поведению скорее похожи, чем разнятся.
- Предложите ребенку поговорить с вами о ваших требованиях к его поведению. Будьте готовы пояснить, почему вы выдвигаете то или иное требование. Ответ «Потому, что я так сказал...» не является ответом.
- Регулярно пересматривайте семейные правила для подростков, они должны соответствовать их возрасту и уровню зрелости. Иными словами, степень свободы ребенка должна зависеть от степени его ответственности.
- Когда вы не уверены в том, что следует делать, посоветуйтесь с другими родителями, со школьным психологом или опытными учителями, с служителями церкви. Они могут дать вам полезный совет.
- Договоритесь с супругом/ой о наказании, которое последует, если ребенок нарушит правила, установленные вами. Будьте готовы к тому, чтобы сдержать свое слово.
- Предложите детям поговорить вместе с вами о правилах и последствиях их невыполнения. Когда к детям относятся уважительно и серьезно, они могут предложить интересные идеи.
- Предложите детям самим подумать, каковы должны быть последствия нарушения тех или иных правил, о которых договорилась семья.
- Будьте постоянны. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. С другой стороны, будьте готовы к возможному пересмотру ваших требований и наказаний за невыполнение семейных правил, когда дети становятся старше или обстоятельства жизни семьи меняются. Абсолютно необходимо менять некоторые правила по мере роста и взросления ребенка.
- Рассматривайте дисциплину скорее как способ обучения ребенка, а не как форму наказания. Помните, что хорошая дисциплина возникает на почве взаимного уважения и взаимопонимания, а не авторитаризма.
- Нельзя предъявлять дисциплинарные требования к ребенку, проявляя при этом злость или жестокость. Если вы почувствовали свое бессилие, раздражение, злость, обратитесь за помощью к профессионалам.
- Если, несмотря ни на что, ребенок продолжает нарушать установленные вами правила, прекратите его наказывать и выясните, в чем причины такого поведения. Может оказаться, что причины связаны с эмоциональными или психологическими проблемами ребенка или с заболеванием.
Контроль со стороны родителей
- Будьте в курсе того, кто из членов семьи куда и когда идет, что делает. Это помогает правильно строить общение.
- Когда вы куда-то уходите, скажите детям, куда вы идете и когда придете. Оставьте телефон, по которому вас можно найти. Это хороший пример ответственного поведения, которому ваш ребенок будет подражать в будущем.
- Когда дети одни дома, звоните им и спрашивайте, как дела.
- Когда ваш ребенок собрался куда-то идти, спросите, куда он идет, с кем, что он собирается делать с другом/подругой и когда он вернется. Сделайте ответы на все эти вопросы привычкой для ребенка.
- Когда ваш ребенок к кому-то идет на праздник или день рождения, убедитесь в том, что в доме будут взрослые. Проводите ребенка в гости и познакомьтесь с родителями друзей ребенка, если вы с ними незнакомы.
- Узнайте, кто родители друзей вашего ребенка. Договоритесь с ними, что дети не останутся без присмотра в вашем или их доме.
- Сделайте все, чтобы ваш дом был приятным местом для друзей вашего ребенка.
Общение с другими взрослыми
- Предоставьте ребенку возможность иногда проводить время вместе с другими взрослыми: родственниками, учителями, соседями, вожатыми. Они могут положительно повлиять на ребенка.
- Иногда проводите отпуск вместе с другими семьями. Тогда ваш ребенок сможет общаться со знакомой супружеской парой и их детьми.
- Во многих школах есть психологи, а в подростковых центрах - консультанты. Научите ребенка в случае нужды обращаться за помощью к профессионалам.
- Когда у вас гости, пусть они приходят с детьми. Дайте своим детям возможность присутствовать, когда к вам приходят гости. Поиграйте вместе в лото, волейбол.
- Пусть дети участвуют в ваших разговорах с другими взрослыми, которые пришли в гости.
- Поощряйте звонки вашего ребенка взрослым, которым он доверяет, когда ему нужен совет.
- Если у вашего ребенка есть увлечение, например музыка, велосипед, баскетбол, коллекционирование чего-либо, дайте ему возможность общения с вашим знакомым, у которого такое же хобби.
- Пусть дети участвуют в совместной со взрослыми работе.
Участие родителей в жизни школы
- Поговорите с каждым из школьных учителей вашего ребенка хотя бы раз в год.
- Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он изучает в школе. Предложите помощь в выполнении домашних заданий. Например, обсудите план сочинения, дайте совет, вместе подберите литературу. Но писать за ребенка сочинение не надо.
- Если в школе родительское собрание, обязательно сходите.
- Принимайте участие в работе родительского комитета. Помогайте школе.
- Если вам что-то в школе не нравится, поговорите с учителями, администрацией. Если вы не можете предложить ничего конструктивного для улучшения ситуации, обратитесь за советом и за идеями к другим родителям.
Положительный школьный климат
- Спрашивайте ребенка о проблемах школьной жизни: «Он дерется? Его обижают? В коридорах, столовой, туалетах он себя чувствует в безопасности?»
- Если в школе по каким-то причинам небезопасно для ребенка, немедленно обращайтесь непосредственно к директору. В этом случае потребуйте письменного ответа на ваши вопросы.
- Чем больше вы интересуетесь жизнью школы, тем больше вы знаете, что там происходит. Ознакомьтесь с уставом школы и отслеживайте, не нарушаются ли права школьников и правила внутреннего распорядка школы.
Организация домашнего досуга
- Ограничьте свободное время, проводимое ребенком с друзьями вне дома, когда он учится. Обсудите организацию свободного времени и примите это решение всей семьей.
- Если ваш ребенок работает, ограничьте работу 15 часами в неделю. У подростка, работающего больше 15 часов в неделю, возникают проблемы в школе.
- По меньшей мере, четыре вечера в неделю подросток должен проводить дома с семьей. Проявите настойчивость.
- Разрешайте ребенку приглашать домой своих друзей. Тогда он сможет быть дома, но не один, а с друзьями.
- Планируйте свое время так, чтобы быть дома с ребенком. Вместе ужинайте, помогайте выполнять домашние задания или просто разговаривайте.
- Вместе с ребенком проводите свободное время, занимаясь приятными для обоих делами. Играйте, смотрите видео, читайте, катайтесь на велосипеде.
- Сделайте дом комфортным для всех членов семьи. Детям должно в нем нравиться. Если вы часто ссоритесь или не разговариваете друг с другом, обратитесь к психологу или другому специалисту за советом и помощью.
Хорошие друзья
- Пусть друзья вашего ребенка приходят к вам домой. Познакомьтесь с ними. Пусть им будет приятно к вам заходить.
- Спрашивайте ребенка о друзьях. Как друзья учатся? Чем увлекаются? Кто их родители? Постарайтесь понять, почему ваш ребенок дружит именно с ними.
- Говорите ребенку, что его друзья вам нравятся.
- Если друзья ребенка вам не нравятся, то, хотя бы, не критикуйте их. Обычно критика друзей приводит к тому, что ребенок перестает о них рассказывать родителям.
Занятия музыкой
- Поощряйте занятия ребенка музыкой. Найдите возможность отдать сына или дочь в музыкальную школу, кружок. Пусть выберет себе инструмент, на котором хочет играть.
- Ходите на концерты, где ваш ребенок выступает.
- Не мешайте ребенку часами играть на барабане, трубе или чем-то подобном. Если не можете больше терпеть, пойдите прогуляться.
- Пусть ежедневное прослушивание музыки станет нормой вашей семейной жизни. Музыка, которая нравится ребенку, должна звучать время от времени.
- Ходите на музыкальные концерты всей семьей.
- Если вы сами когда-то играли на музыкальном инструменте, покажите хороший пример и время от времени играйте сами.
Дополнительные занятия
- Говорите с ребенком о том, что его интересует. Помогите ему найти клуб или организацию, которые удовлетворяли бы его интересы.
- Станьте родителем-активистом в школе, где учится ребенок. Предложите посильную помощь существующему школьному совету в организации экскурсий, встреч, концертов, школьных вечеров.
- Предложите создать школьный кружок, в котором вы сможете применить свои профессиональные знания или хобби (например, кружок юных астрономов, писателей, фотографов, кулинаров, ювелиров).
- Демонстрируйте ребенку вашу заинтересованность его делами, посещая важные мероприятия в кружке или школе.
Формирование внутренних защитных качеств
Реалистичная самооценка
- Регулярно показывайте свои чувства и, прежде всего, любовь ребенку.
- Радуйтесь неповторимости ребенка. Найдите в нем что-нибудь особенное, например, чувство юмора, способности к компьютеру, хороший голос.
- Если ваш ребенок сделал ошибку или допустил промах, не путайте его поступок с личностью. Никогда не говорите ребенку, что он плохой (оценка личности недопустима!). Скажите, что он совершил неверный поступок (оценка поступка необходима).
- Относитесь к ребенку с уважением, никогда не пере-бивайте, разговаривайте, не повышая голоса.
- Когда ребенок что-то просит, а вы отказываете, объясните отказ.
Оптимизм
- Поощряйте в ребенке надежду на лучшее. С оптимизмом смотрите в будущее семьи.
- Не считайте детские мечты наивными, а намерения нереалистичными. Наоборот, поощряйте стремление ребенка поделиться с вами своими мечтами. Будьте полны энтузиазма. Помогите ребенку спланировать достижение мечты.
- Избегайте пессимистичных оценок ситуаций. Не говорите: «Так не получится!» Скажите: «Давай попробуем!» Не внушайте: «Сам ты этого не сделаешь...» Предложите: «Давай я тебе помогу».
- Старайтесь обращать внимание на что-то хорошее, а не только на происходящие в мире катаклизмы или пугающие перспективы будущего.
- По возможности радуйтесь жизни. Замечайте красивый закат, хорошую песню, услышанную по радио, смешную передачу по телевизору, вкусный обед. Делитесь с детьми своей радостью.
Стремление к успеху
- Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится.
- Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места. Читайте книги ребенка, а затем обсуждайте их. Подыскивайте новые книги для совместного чтения. Размышляйте вместе над интересующими вас проблемами. Ходите в библиотеку.
- Вдохновляйте ребенка на отличную учебу. Но не ждите и не требуйте от него невероятных успехов. Допустите мысль о том, что на ошибках люди учатся.
- Если ваш ребенок отказывается ходить в школу или посещает ее неохотно, попытайтесь выяснить, что случилось. Может быть, требования к учебе излишне высокие или, наоборот, низкие? Получает ли ребенок необходимую помощь и поддержку от школы? Чувствует ли себя в школе в безопасности?
- Поговорите с учителями о школьных проблемах ребенка. Сделайте все возможное, чтобы исправить ситуацию. В крайнем случае, переведите ребенка в другую школу.
Хорошая успеваемость в школе
- Отмечайте школьные успехи, устраивая по этому поводу праздники. Помните, что ребенок, получивший вместо тройки четверку, заслуживает не меньшей похвалы, как если бы он «исправил» четверку на пятерку.
- Интересуйтесь у классного руководителя и учителей, как учится ваш ребенок. Не дожидайтесь записи в дневнике.
- Правильно оценивайте знания и достижения ребенка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми в классе или детьми ваших знакомых и родственников.
- Повторяйте ребенку, что вы ждете от него хороших отметок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если ребенок стал хуже учиться, не паникуйте. Предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
Стремление учиться
- Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты. Вопрос, который мы обычно задаем малышам: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», постепенно должен быть дополнен следующим вопросом: «Как ты собираешься этого добиться? Какие шаги собираешься для этого предпринять?»
- Поддержите ребенка в стремлении получить высшее образование.
- Будьте примером человека, который учится. Пойдите на курсы, поступите в вечерний техникум или институт, занимайтесь самообразованием.
- Многие образовательные учреждения предлагают летние программы для учащихся средних школ. Поинтересуйтесь возможностями занятий ребенка чем-то полезным во время летних каникул. Помогите ребенку выбрать самое интересное.
- Пусть ребенок, еще учась в школе, задумается над тем, где он хотел бы продолжить образование. Знакомство с различными учебными заведениями снизит вашу тревогу за будущее ребенка и поможет ему выбрать одну - две интересующие области знаний.
Стремление помогать людям
- Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Пусть он вместе с вами иногда покупает продукты одинокому пожилому человеку, живущему по соседству, регулярно звонит вашим родителям, отнесет игрушки и книжки, из которых вырос, в детский дом.
- Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и окружающих.
- Говорите с ребенком о глобальных катастрофах, странах, где люди голодают, или о горячих точках, где война и страдают люди. Вместе смотрите новости, читайте газеты. Из-за чего переживает ваш ребенок? Из-за войны? Землетрясения? Наводнения? Поинтересуйтесь информацией о благотворительных организациях. Найдите способ помочь пострадавшим семьям. В газетах печатают адреса, телефоны, счета международных организаций, помогающих населению во время чрезвычайных происшествий.
Умение сопереживать людям
- Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.
- Помните, то, что взрослому кажется банальным, для ребенка может быть жизненно важным. Старайтесь смотреть на вещи глазами ребенка. Вам удастся искренне ему посо-чувствовать, когда он придет к вам со своими проблемами. Он тоже, в свою очередь, научится вставать на место других людей и сочувствовать им.
- Смотрите фильмы, герои которых помогают и сопереживают друг другу. Говорите с ребенком о том, что заставляет людей заботиться о ближних.
- Когда вы видите кого-то в сложной ситуации, поговорите об этом с ребенком. Например, при виде бездомного, обсудите, как получилось, что ему негде жить.
- Когда ваш ребенок поступает эгоистично или кого-то обидел, поговорите с ним. Обсудите, как его поведение отражается на окружающих.
Навыки уверенного отстаивания своего мнения
- Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека. Уверенное отстаивание своего мнения – положительное качество. Агрессивное поведение небезопасно. Излишняя агрессивность - отрицательное качество. Пассивное поведение делает позицию человека легко уязвимой. Вместе с ребенком обсуждайте три вида поведения в разных ситуациях.
- Проиллюстрируйте три вида поведения на примерах из фильмов, телевизионных передач.
- Если ребенку трудно сформулировать свои убеждения, не навязывайте ему взамен собственные взгляды. Терпеливо ждите, что он, в конце концов, скажет. Не пугайтесь, если ваши мнения расходятся.
- Стремитесь научить ребенка придерживаться собственного мнения, личных убеждений, а не поступать как все, только потому, что так легче.
- Не препятствуйте ситуации, когда кто-то подвергает сомнению убеждения вашего ребенка. Как он отвечает на критику? Может ли отстоять свое мнение? Если он растерялся и не знает, что сказать, придите на помощь.
- Открыто говорите о том, во что верите. Приведите примеры того, как вы отстаивали свое мнение, с которым не все соглашались. Пусть ребенок знает, что вы разделяете некоторые его убеждения.
Навыки принятия решений
- Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Внимательно выслушивайте. Принимая решения, учитывайте его чувства и мнение.
- Учите ребенка принимать решения: (1) находить подходящую информацию и анализировать проблему со всех сторон; (2) выдвигать разные варианты ее решения; (3) взвешивать все «за» и «против» каждого из вариантов решений; (4) аккуратно просчитывать возможные последствия того или иного решения; (5) выбирать что-то одно из нескольких возможных и (6) до конца придерживаться принятого решения.
- Помните, что кажущееся отсутствие выбора («У меня не было выбора!») - на самом деле тоже выбор. Тот, кто так говорит, просто отказался решать проблему. Объясните ребенку, что отказ от принятия решения дает преимущество другому человеку. Тот получает возможность решить проблему по-своему.
- Не бойтесь ошибок ребенка. Не ругайте его за неудачный выбор. Не защищайте его от последствий неправильного выбора.
Умение находить друзей
- Расскажите ребенку о том, почему важно иметь верных друзей. Приведите примеры из своей жизни. Приглашайте в дом своих старых друзей. Делайте что-то вместе с друзьями и детьми, чтобы они лучше познакомились. Вместе ездите в отпуск и т.п.
- Если у вашего ребенка мало или совсем нет друзей, выясните, как это случилось. Нужна ли ему помощь, чтобы найти друзей? Знает ли он, как начать разговор с незнакомым человеком. Как поддержать беседу, показывая собеседнику, что тот ему интересен?
- Некоторые дети по той или иной причине не могут найти себе друзей среди сверстников. Один ребенок развит не по годам, другой чем-то отличается от большинства сверстников. Помогите ребенку найти друзей среди детей постарше или в клубе по интересам, в общественных организациях.
- Покажите ребенку пример дружбы людей разных культур, национальностей, религий. Будьте терпимы и требуйте того же от ребенка.
- Придумайте для вашего ребенка и его друзей совместные развлечения. Посмотрите видео, покатайтесь на машине.
Навыки планирования
- Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивай-те приоритеты. Выслушивайте мнение ребенка.
- Дайте ребенку возможность планировать семейные события. Например, дочь может приготовить ужин, а сын продумать маршрут семейной поездки за город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как уберечь детей от наркотиков? Построение внешних защит.
Советы для родителей...
Как уберечь детей от наркотиков?
В этой беседе даются рекомендации родителям: как уберечь детей от употребления наркотиков, раскрываются причины, побуждающие подростков попробовать наркотики. Даются признаки поведения и внешнего вида...
Как уберечь детей от наркотиков
Вы можете решить, что Вам это неинтересно и Вас это не касается. Увы, касается! Касается уже потому, что наркоманов становится все больше....
Беседа с родителями: "Как уберечь детей от наркотиков?"
Рекомендации родителям, что делать если возникли подозрения наркомании у детей....
Буклет для родителей: "Как уберечь детей от наркотиков?"
Риск употребления подростками и факторы защиты подростков от наркотиков...
Родительское собрание на тему "Как уберечь детей от наркотиков"
Данный методический материал позволит классному руководителю 7-11 классов без труда подготовиться и провести родительское собрание на тему "как уберечь детей от наркотиков"...
Памятка для родителей: как уберечь детей от наркотиков
Несколько советов родителям для установления доверительных отношений с детьми подросткового возраста, благодаря которым станет возможным выяление наличия/отсутствия данной проблемы....