Выступление на родительском собрании на тему: "Семейный фактор социальной дезадаптации детей"
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Кроме образовательных задач школа занимается вопросами воспитания, в частности предупреждением социальной дезадаптации и профилактикой правонарушений несовершеннолетних, формированием у них социально-приемлемых форм поведения. Мы обучаем и воспитываем особенных детей, вопрос социализации которых является наиболее острым и важным. Цель данного выступления привлечь внимание к важности повседневного родительского участия в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_19.03.2016_profilaktika.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на общешкольном родительском собрании
Семейный фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Ерофеева Н.А., социальный педагог
Цель: Привлечь внимание к важности повседневного родительского участия в воспитании детей.
На протяжении последних двух лет в школах региона проводится профилактическая акция «Родительский всеобуч». Суть ее в том, что в определенный день и в единое время по всей области во всех школах проходят родительские встречи на единую тему.
Очередное областное родительское собрание проекта «Родительский всеобуч» на тему «Конфликт. Безвыходных ситуаций не бывает» прошло в единый день 17 марта. Сегодня мы с вами присоединяемся к данной акции.
Основной темой разговора станет поиск ответа на вопрос, как научить ребенка жить без конфликтов, не доводить ситуацию до противоборства с окружающими, семьей, школой.
Вопросами предупреждения социальной дезадаптации и правонарушений, формирования социально-приемлемых форм поведения у подростка занимаются органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Мы пригласили специалистов из других организаций системы профилактики, для того чтобы они выступили перед вами со своими пожеланиями, рекомендациями, дали профессиональные советы.
Школа тоже относится к организациям, которые наряду с другими функциями осуществляют работу по адаптации несовершеннолетних в обществе. Это наиважнейшая задача для всего педагогического коллектива. Мы обучаем и воспитываем особенных детей, вопрос социализации которых является наиболее острым и важным.
Я, как социальный педагог, являюсь одним из специалистов осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, учащихся в нашем ОУ. Что вообще входит в обязанности социального педагога? Социальный педагог – это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью. На практике больше приходится заниматься мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди детей. Цель моей работы – научить ребят сопротивляться дезорганизующим условиям.
Как вы думаете, какие условия являются дезорганизующими в вопросе социализации детей?
Правильно, это плохая компания, это материальное неблагополучие, это отсутствие идеологии в современном обществе, и прочее. Но, к сожалению, иногда случается так, что семья тоже является одним из дезорганизующих факторов.
Не будем говорить сегодня о семьях, которые ведут откровенно аморальный образ жизни – злоупотребляют спиртными напитками, избивают детей и прочее. Мы не будем говорить об обязанностях родителей и их ответственности за неисполнение этих обязанностей. Поговорим о том, как можно предупредить проблемы с детьми в семьях, в которых, казалось бы, созданы все условия для их нормального развития и воспитания.
Большинство родителей стараются для того чтобы их дети были сыты и одеты, покупают им телефоны и прочие гаджеты, приводят их в школу и забирают с занятий. И считают, что этого более чем достаточно: накормить, одеть, купить телефон. Эксперты в области психологии и социальной педагогики считают, что этого НЕДОСТАТОЧНО. Так считаем и мы, педагоги школы, в которой ваши дети проводят большую часть своего времени.
Во-первых, вы всегда должны помнить, что ваш ребенок особенный. Что рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязаны выполнять не только педагоги школы, но и Вы – родители. Я призываю вас честно ответить самим себе на вопросы:
- как часто я обращался за индивидуальной консультацией к специалистам школы (к логопеду, психологу)?
- хотя бы один раз я занимался с ребенком дома по рекомендации логопеда?
- я знаю всех, с кем общается мой ребенок?
- я всегда точно знаю, где он находится?
Например, в школе, недалеко от входа оформлен стенд «Советы специалистов». Еще в октябре педагог-психолог, логопед и социальный педагог вложили туда буклеты – это раздаточный материал, мы печатаем их для того, чтобы вы могли взять с собой и просмотреть на досуге, почерпнуть из его содержания что-то полезное для себя. Как было по 5 буклетов от каждого специалиста, так и осталось. Каждый день родители приходят забирать детей и иногда ожидают их на лавочке в коридоре, странно, что никому не пришла мысль занять свое СВОБОДНОЕ время хотя бы просмотром картинок из буклетов.
Наши особенные дети нуждаются в особом внимании и контроле со стороны взрослых.
Есть такое хорошее выражение «держать на коротком поводке». В позитивном смысле оно означает всегда держать, в нашем случае ребенка, в поле зрения. Ведь дети с нарушением интеллекта особо ведомые. Они подвержены влиянию со стороны как никто другой. Очень часто мы слышим от родителей: «Мой сын был хорошим, пока не связался с этим Васей». Вася просто пришел в ваш дом, взял вашего ребенка за руку и вывел на улицу совершать преступление?
Нет. Все происходит в следующем порядке:
- Вы оставляете своего ребенка без надзора (у всех свои причины), «ослабляете поводок» - он теряется из поля зрения.
- У него появляются новые знакомые, друзья (как известно, свято место пусто не бывает).
- Они плохо влияют на вашего ребенка. Он становится скрытным, начинает грубить взрослым, прогуливать школу - вы полностью теряете авторитет!
- Правонарушение.
Мы уверенны, что ни один из вас никогда не скажет своему ребенку – иди, укради, изнасилуй, ограбь, подожги. Ни один родитель, даже самый непутевый не желает видеть своего ребенка за решеткой, или бомжом, бродягой. Но это случается, дети оказываются за решеткой, или начинают бродяжничать, попрошайничать. Помните! Все начинается с того, что вы «отпускаете поводок», даете ребенку слишком много свободы в том возрасте, когда он еще не умеет ей распоряжаться.
Но это не единственная сторона родительского равнодушия. Бесконтрольность со стороны взрослых приводит не только к тому, что ребенок становится правонарушителем. Еще больнее, когда ребенок становится жертвой, когда он не субъект, а объект правонарушения. Самый страшный, на мой взгляд, порок современного общества это педофилия. Ведь несмотря на то, что сегодня вся информация доступна нам через СМИ, все если и не читают газет, то уж точно пользуются интернетом, преступления против сексуальной неприкосновенности детей совершаются вновь и вновь.
Совсем недавно произошел случай в Большереченском районе, 54 летний педофил, находящийся в состоянии алкогольного опьянения заманил к себе мальчиков 8 и 12 лет. Заманил конфетами! Я считаю, что в данном случае родители такие же соучастники преступления. Они оставили детей одних на улице, они не контролировали их времяпрепровождение, он допустили, что дети согласились пойти домой к ЧУЖОМУ ВЗРОСЛОМУ ПЬЯНОМУ человеку. Если уж так случилось, что вы вынуждены оставлять детей без присмотра, внушите им, что ни один НОРМАЛЬНЫЙ малознакомый или не знакомый вовсе взрослый никогда не предложит ребенку пойти полакомиться мороженным, посмотреть мультфильмы, поискать котенка и т.д.
Воспитанием ребенка нужно заниматься пока он маленький. Что посеешь – то и пожнешь, и никак по-другому. Очень жалко и обидно смотреть на родителей, которые по каким-то своим причинам упустили момент. Потом они говорят – я ничего не могу с ним поделать, ему уже 14,15,16 лет, он меня не слушается.
Кроме попустительства, семейным фактором дезадаптации детей является собственный пример родителей. По мнению экспертов, дети не должны слышать взаимных оскорблений между родителями, повышения голоса, видеть рукоприкладства, а вот конструктивное решение конфликта в присутствии ребёнка наоборот научит его решать собственные конфликтные ситуации правильно. Дети, как правило, сознательно или подсознательно перенимают модель жизни своих родителей, в большинстве случаев именно папа или мама главный авторитет для ребенка, во всяком случае, в младшем возрасте. Пользуйтесь этим, показывайте своему ребенку положительный пример, именно вам он внимает больше, чем кому либо. Это касается и культуры поведения, и культуры быта. Английская пословица гласит: Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя.
Дорогие родители, как представитель школы, я постаралась донести до вас информацию о вашей ЛИЧНОЙ значимости в воспитательном процессе детей. Все, что я говорила, можно озвучить в одной фразе БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СВОИМ ДЕТЯМ, НЕ ЭКОНОМЬТЕ НА НИХ ВРЕМЯ. Учите их на словах и собственным примером сопротивляться всему плохому, будь то негативное влияние или преступный умысел, направленный на них.
Именно вы – родители являетесь законными представителями детей, школа в данном случае является лишь одним из инструментов данных вам в помощь. Не забывайте пользоваться этим инструментом! Обращайтесь к специалистам за помощью, советом, консультацией. Педагог-психолог, логопед, социальный педагог – работают с понедельника по пятницу с 9 до 17.00. Кроме того, ваши дети всегда находятся под присмотром воспитателей или классных руководителей, и если у вас более доверительные отношения с ними, то вы всегда можете обратиться со своей проблемой.
На этом у меня все, жду ваших вопросов, пожеланий, предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Семейные ценности"
Предлагаю полный сценарий собрания с целеполаганием и ходом мероприятия....
Выступление на родительском собрании на тему: "Как развивать ответственность в детях"
Материалы для выступления на родительском собрании с целью развития ответственности в детях, с описанием различий между ответственностью и послушанием, этапы формирования ответственности....
Доклад и презентация к родительскому собранию на тему" Семейные традиции"
Эти материалы окажут помощь классному руководителю в работе с родителями...
Родительское собрание на тему: "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка"
познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить ...
Видеоотчет по родительскому собранию на тему "Семейные традиции"
Семья Некрасовых в творческой форме представила семейные традиции....
Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"
Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"...
Родительское собрание на тему "Семейные ценности и успешность"
Родительское собрание на тему "Семейные ценности и успешность", целью которого является продемонстрировать зависимость успешности от семейных ценностей....