Подросток и инвективная лексика.
статья ( класс) на тему

Тарасова Елена Александровна

Статья предназначена для педагогов, работающих с подростками, которые употребляют в своей речи нецензурную лексику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podrostok_i_invekt_leksika.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подросток и инвективная лексика.

Тема употребления нецензурной лексики среди подростков была актуальна во все времена. Обсценная лексика представляет собой «загрязнение» речи людей. С употреблением инвективной лексики следует бороться, тем самым повышая уровень нашей культуры. 

Что же такое инвективная лексика? Значение слова ИНВЕКТИВА в Большом современном толковом словаре русского языка трактуется как «гневное, резкое устное или письменное выступление против кого-либо или чего-либо; обвинение, обличение, оскорбление, брань». 

В словаре ru.science.wikia.com даётся такое определение инвективной лексики: Инвективная лексика, унижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами; может быть использована словесно или письменно. 
К инвективной лексике относятся, в частности: ругательная нелитературная лексика, чаще всего взятая из жаргонов и диалектов; обсценная лексика (мат); грубопросторечная лексика, входящая в состав литературного языка; литературные, но ненормативные слова и выражения. 

Проблема бранных слов интересовала людей во все времена. Ещё Аристотель говорил: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.» Катон «Даже врага воздержись обижать заочно бранью.» Екатерина II «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят.» Д. Писарев «Обругать человека недолго, но и пользы от этого выходит немного.»

От родителей, учителей, воспитателей, соседей часто приходится слышать, что ребенок в своей речи использует матерный язык. Причины употребления детьми нецензурных выражений на разных этапах развития разные. Совсем маленькие дети повторяют все услышанные слова, не понимая их значения. Позже ребенок произносит бранные слова вполне осознанно, привлекая тем самым внимание взрослых. Подросток употребляет ненормативную лексику для того, чтобы показать своим сверстникам, что он уже взрослый.

В любом случае взрослым не стоит это оставлять без внимания. Ребенку нужно помочь преодолеть возрастной кризис, потому что сам ребенок никогда не отучится от плохих выражений. Сквернословие в подростковом возрасте, который приходится на период 12—13 лет, связан с половым созреванием. Он характеризуется тем, что ребенок стремиться найти свое место в огромном мире. В 17-18 лет жаргонизмы проявляются в речи подростков на пике эмоциональных всплесков. Грубостью несовершеннолетние защищаются и скрывают собственную уязвимость. Обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Подростки, по мнению И.А. Стернина, используют брань как средство интеграции в общество старших, средство повышения статуса, а также как защиту от возможной агрессии или как демонстрацию агрессии. Бранная лексика может использоваться подростками как орудие бунта.

Как помочь ребенку избавиться от употребления в свой речи ненормативной лексики? Необходимо детям объяснить, что несдержанные и невоспитанные взрослые люди, которые хотят обидеть или разозлить человека, используют в своей речи ненормативную лексику от отчаяния, когда им не хватает словарного запаса выразить свои мысли и чувства. Нужно объяснить подростку, что, хотя нецензурная брань и является неотъемлемой частью нашего языка, не стоит навязывать её окружающим нас людям, тем самым оскорбляя и унижая их. Взрослым не надо пугаться бранных слов, услышав их от подростка, не стоит отрицать существование инвективной лексики. Лучше просто дать понять, что вам не нравятся эти слова, но знаете об их существовании и значении. Поскольку сквернословие это зачастую проявление агрессии, важно помочь несовершеннолетнему в освоении методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. 

Если маленький ребенок произнес ругательное слово, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не заметили и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок (или будет ждать от вас какой-то реакции, или не дождавшись повторит это слово или выражение еще разили решит, что слово обычное, и потеряв интерес, забудет о нем.

Если ребенок попросил вас объяснить значение ругательного слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему о значении этого слова, что это слово может обидеть и унизить человека, поэтому произносить его не следует.

Если подросток кричит, злится и проявляет агрессию, взрослые должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства. Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить несовершеннолетнего правильно реагировать на раздражители, проявлять свои негативные эмоции без мата и грубых слов. Следует тактично объяснить подростку что ругательные слова это не только неприлично, но и некрасиво, это по-детски, это показатель его развития.

Если ребенок мотивирует свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку что нецензурная лексика это такая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет его словарный запас. Объясните подростку, что мат это вовсе не показатель взрослости.

Если подросток не реагирует на замечания, продолжает произносить нецензурные слова и делает это непроизвольно, то лучше в этом случае обратиться к специалисту.

Список использованной литературы

  1. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. – М: Языки русской культуры, 1999. – 896с.
  2. Жельвис, В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. - М., Ладомир, 2001. – 330с.
  3. Стернин, И.А.  Проблема сквернословия. - Воронеж: «Истоки», 2011. - 21с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Лексика. Группы слов лексики.

Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся.  Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...