Проект «Подадим руку помощи»
проект на тему

Настоящий проект разработан на 3 учебных года, в котором предполагается участие воспитанников старших классов, педагогов, социального педагога, психолога, родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, а также в целях защиты прав детей могут быть подключены иные органы и учреждения.

Проект будет реализован на базе ГКС(К)ОУ «КС(К)О школа – интернат VI вида».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podadim_ruku_pomoshchi.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования институт развития образования  и социальных технологий.

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида»

Тема  курсов: «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Проект

«Подадим руку помощи»

Срок реализации – 3 года

                                                                                           Авторы и разработчики проекта:                                                                 Белобородова Наталья Андреевна                                                                                    Воспитатель высшей кв. категории.

Лаврентьева       Анна         Юрьевна

Воспитатель, социальный педагог.

Научный руководитель:

Яговкина      Лариса Сергеевна

доцент кафедры психологии и                                                                                       здоровьесбережения  ГАОУ ДПО

ИРОСТ

Курган, 2015 год.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность темы

3. Цели и задачи проекта

4. Ожидаемый результат

5. Этапы реализации проекта

6. Механизм реализации проекта по каждому блоку

7. Участники мероприятий

8. Прогноз дальнейшего развития проекта

Нормативно-правовая база проекта

Список использованных источников

Приложения

1 Пояснительная записка

Настоящий проект разработан на 3 учебных года, в котором предполагается участие воспитанников старших классов, педагогов, социального педагога, психолога, родителей,  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, а также в целях защиты прав детей могут быть подключены иные органы и учреждения.

Проект будет реализован на базе ГКС(К)ОУ «КС(К)О школа – интернат VI вида».

За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

В нашем образовательном учреждении обучаются дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Социальный состав родителей разный. Некоторые из воспитанников живут в малообеспеченных семьях, неполных, злоупотребляющих алкоголем, или, наоборот, испытывают  гиперопеку со стороны родителей. Не всегда в семьях   благоприятный психологический климат.

Поэтому вопрос оздоровления психологической обстановки в семьях  сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека  в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями ненадлежащего обращения с ребенком.

 

2 Актуальность темы данного Проекта связана с тем, что насилие в отношении детей  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Воспитанники нашего учреждения нуждаются в повседневной заботе, повседневном уходе со стороны родителей, а это большой труд и огромная выдержка, что нередко порождает конфликтные ситуации в семьях, усталость родителей, финансовые трудности, ощущение детей как обузы, вследствие чего воспитанники могут  испытывать негативное отношение со стороны родителей. По данным проведенного среди подростков в школе – интернате мониторинга воспитанности (по Н.А.Капустину) – (55%), следует сделать вывод, что у данной категории детей низкий уровень нравственных качеств, волевых, низкая самооценка, снижена учебная мотивация, процессы саморазвития, самовоспитания.

Педагоги нашего учреждения заинтересованы в наиболее эффективной работе по защите детей от негативного отношения со стороны родителей

Таким эффективным направлением в работе  являются меры ранней диагностики по выявлению неблагополучных семей и организация профилактической работы по предупреждению жестокого обращения с детьми.

Необходимо отметить, что выбранная тема проекта входит в систему воспитательной работы школы – интерната VI вида, она актуальна и своевременна.

3 Цели и задачи проекта

Цели:

1. Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

2. Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Задачи :

1. Защищать права и законные интересы воспитанников школы - интерната, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Своевременно выявлять факты семейного неблагополучия и оказывать специализированную адресную помощь.

3. Создавать условия для психолого-педагогической, правовой поддержки обучающихся.

4. Осуществлять консультативно-профилактическую работу среди воспитанников, педагогических работников, родителей.

Содержание проекта


        Проект содержит 4 блока:

  • организационная работа,
  • диагностическая работа,
  • профилактическая работа с воспитанниками,
  • профилактическая работа с педагогами и  родителями.

4 Ожидаемый результат

№ п/п

Критерии

Показатели

1.

Организационная работа

В результате  разработки и осуществления комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществления систематической работы будет накоплена картотека   обучающихся «группы риска».

2.

Диагностическая работа

Предполагается, что в результате проведенной качественной диагностической работы по созданию банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками позволит выстроить работу в правильном направлении и даст ощутимые качественные результаты данной деятельности.

3.

Профилактическая работа со школьниками

 Предупредительно-профилактическая деятельность и индивидуальная работа с подростками  через знакомство с правовой культурой, включение их в систему внеклассной деятельности различной по форме и содержанию, организацию встреч с работниками правоохранительных органов, психологической службой позволит вооружить детей прочными знаниями по обеспечению их собственной безопасности.

4.

Профилактическая работа с педагогами и родителями

 Данная работа позволит установить неиспользованные резервы семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Вся эта системная работа даст знания правовой культуры, позволит исключить случаи негативного обращения с детьми со стороны педагогов и родителей.

 

        5 Этапы реализации проекта

Этап

Действия

Принципы

I Подготовительный

/2015 год/

- выявление семей  и детей   «группы риска»

-составление банка данных

- составление плана работы

- проведение диагностик

-открытость;

- доброжелательность;

- объективность.

II Практический

/2015-2016 гг/

- реализация плана

- индивидуальность;

- дифференцированность;

- доброжелательность сторон.

III Заключительный

/2016 -2017гг/

- завершение работы

- анализ результатов

- формулирование выводов по работе.

объективность

-критичность

-открытость

 

        6 Механизм реализации проекта по каждому блоку

№ п/п

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Организационная работа

1. Проведение тематических педагогических советов.
2. Планирование работы по профилактике жестокого обращения с детьми.
3. Составление социального паспорта класса, школы.
4. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном  учете.

1.Участие воспитанников в  беседах, на классных часах по правовой просвещенности.

2.

Диагностическая работа

1.Анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми со стороны родителей.
2. Проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика.
3. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений.
4. Посещение семей.
5. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних.
6. Работа с участковым терапевтом.
7.  Работа со специалистами из  Центра  социальной помощи семье и детям.

1.Тренинговые занятия для подростков через внеурочную деятельность.

2. Участие детей в анкетировании с целью выявления жестокого обращения с ними со стороны родителей.

3.Участие воспитанников в диагностических методиках с целью изучения их личности.

3.

Профилактическая работа со школьниками:

1. Правовая просвещенность несовершеннолетних.
2.Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, выявление причин отклонений в поведении: (беседы классного руководителя, психолога, воспитателя,  администрации школы с детьми).
4. Тренинговые занятия для подростков.
5. Вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, вовлечение  в творческую жизнь класса, школы, кружки.
6.Охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года.
7. Организация консультаций специалистами.
8. Оказание психологической помощи подростку.

1. Участие детей в классных часах, встречах с сотрудниками ПДН,   внеклассных мероприятиях, акциях, конкурсах).

2. Игры и дискуссии для активизации познавательных интересов.

3. Участие детей «группы риска» во внеурочной деятельности, в творческой жизни класса, школы, в спортивных секциях, кружках по интересам

4.Оформление информационных стендов, создание тематических презентаций и проектов, участие в смотрах агитбригад, участие в конкурсах рисунков и плакатов, направленных против насилия над детьми.

4. Участие воспитанников в школьном самоуправлении (сектор "Дисциплины и порядка") - проведение профилактических рейдов по выявлению опозданий и пропусков занятий без уважительной причины.

5.  Организованный отдых подростков в каникулярное время и в течение всего года.

4.

Профилактическая работа с родителями, педагогами:

1.Правовая просвещенность родителей.
2. Постановка  на внутришкольный контроль социально опасных семей, социально незащищенных семей .
3. Посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в Центр социальной помощи семье и детям.
4. Проведение родительского всеобуча по профилактике жестокого обращения в семье:

-« Профилактика правонарушений и

преступлений школьниками»

-« Профилактика взаимоотношений  и налаживание общения в семье и обществе» и др.

7 Участники мероприятий

№ п\п

Партнерская организация

Адрес

Совместные мероприятия

Курганский центр социальной помощи семье и детям

Ул. Ленина, 48,

тел. 23-11-90

Оказание социальной помощи семьям.

«Курганский областной центр медицинской профилактики»

Улица Советская, 143,

тел. 23-82-57

Ежегодное проведение встреч со специалистами:

-«Проблемы полового созревания мальчика и девочки».

-«Профилактика вредных привычек, алкоголя, наркомании»

 -«Проблемы взаимоотношения полов»

Всероссийский детский телефон доверия

Телефон- 8-800-2000-122

По мере необходимости

ДДТ «Гармония»

Улица К. Мяготина - 74,

тел. 45-82-21

Ежегодное совместное проведение праздников:

- «Новогодние сюрпризы»

- «Осенины в гости к нам»

- «Здравствуй, Масленица» и др.

ДДТ «Синяя птица»

З м-он, 22-а, тел. 54-02-96

- Совместное ежегодное проведение развлекательных мероприятий различной направленности (календарные праздники).

- Организация  выставок прикладного творчества, рисунков, поделок.

Главное управление социальной защиты населения

Ул. Р. Зорге – 39,

тел. 44-17-70

Оказание социальной защиты  семьям.

Курганская детская поликлиника

Ул.

К. Мяготина, 114,

тел. 46-27-76

- Совместное ежегодное проведение развлекательных мероприятий различной направленности;

- Консультативные мероприятия для родителей и педагогов школы - интерната.

8 Прогноз дальнейшего развития проекта

Реализация данного проекта позволит:

- качественно и своевременно, при накопленной базе данных, выявлять семьи с детьми, находящимися в социально – опасном положении;  

- квалифицированно осуществлять консультативно-профилактическую работу среди учащихся, педагогических работников, родителей,  основанную на знании нормативно – правовой базы, что позволит существенно уменьшить случаи жестокого обращения с детьми в семьях;

- оказывать квалифицированную помощь по защите прав и законных интересов воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытавших физическое и психологическое насилие со стороны взрослых.

- системная работа по данному проекту  позволит вооружить детей прочными знаниями по обеспечению их собственной безопасности, повысит их самооценку, значительно улучшит качество жизни.

Нормативно-правовая база проекта

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях
  4. Конвенция о правах ребенка
  5.  Постановление от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки  и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
  6. Семейный кодекс РФ
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации
  8. ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24.04.2008г.
  9. ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  10. ФЗ РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»

Список использованных источников

  1. Гилинский, Я. И др. Девиантность подростков. СПб., 2001- 213с.
  2. Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. - СПб.: 2002. С.6
  3. Каджуни, Н.Г. Государственные дети. – М., 1990 – 65с.
  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001- 134с.
  5. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы. – М., 1995 – 87с.
  6. Максимова, Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской психопатологии. Ростов н/Д., 2000- 211с.
  7. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001- 243с.
  8. Невский, И.А., Колесова Л.С. Подростки «групп риска» в школе. – М., 1996 – 131с.
  9. Неупокоева, Н.М. Психологические особенности формирования личности ребенка в условиях детских домов. – Курган, 1986 – 52с.
  10. Овчарова Р.В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками «группы риска». – Курган, 1999 – 64с.
  11. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. – Ярославль 1996 – 111с.
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001- 234с.
  13. Помощь детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения» / И.Б Кузнецова-Моренко., Я.К.Нелюбова, Н.А.Сабирова – Казань: Издательство «АртПечатьСервис» - 57 с.
  14. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998 – 211с.
  15. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990 – 99с.
  16. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М., 1990 – 76с.
  17. Психология и лечение зависимого поведения/ Под ред. С.Даулинга. М., 2000 – 78с.
  18. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением/ Под ред. С.А.Беличевой. М., 1999 – 96с.
  19. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000- 122с.
  20. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в детском и подростковом возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000 – 87с.

Список использованных интернет - ресурсов

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_02b.shtml
  2. http://center.fio.ru/
  3. http://festival.1september.ru/
  4. http://pedsovet.org/
  5. http://psy.piter.com/library/?tp=2&rd=7
  6. http://www.informika.ru
  7. http://www.informika.ru/
  8. http://www.talant.perm.ru/
  9. http://www.trizland.ru/

Приложения

Приложение 1

Анкета

Знаете ли Вы права детей»

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка

2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните)

                * Дома, из средств массовой информации.

                *Из педагогической литературы

                * Из других источников

3. Какие, по Вашему мнению,   права у ребёнка в семье?

5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав Ваших детей в школе?

 6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в детском учреждении?

7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.

Приложение 2

Анкета

«Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»

1. Какое  из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным для психики ребёнка?

  • Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
  • Сексуальное насилие
  • Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
  • Пренебрежение нуждами ребёнка(отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).
  • Иное
  • 2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить  своего ребёнка?

3.  Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет) подчеркните.

4. Что раздражает Вас в своём ребёнке?

5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?

6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните.

7. Если наказывать, то  как?

8. Как  обойтись без унижающих наказаний?

9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над  детьми?

Приложение 3

Тренинг коммуникативных умений

«Я среди людей»

Это коммуникативный тренинг, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования  полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно научиться жить среди других людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы лучше понять людей и себя.

К коммуникативным умениям относятся:

•   Описание поведения, т. е. сообщение о наблюдаемом без оценивания  и без приписывания мотивов. Такая обратная связь,. основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить поведение.

•     Коммуникация чувств — ясное сообщение о своем внутреннем состоянии, понимание и принятие своих и чужих чувств. Чувства выражаются телодвижениями, словами, поэтому легко ошибиться относительно эмоционального  состояния другого человека. Мы часто  передаем чувства в неявной форме или в форме оценки. Например: «Ты всегда всех задеваешь» — оценка человека. «Я чувствую себя обиженной, когда ты так говоришь» — выражение чувства. Чтобы тебя правильно поняли, лучше использовать при общении прямые определения: «Я чувствую смущение, огорчение, сожаление и т. п.».

•    Активное слушание — умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

•    Эмпатия — адекватное восприятие того, что происходит во внутреннем мире другого человека.

•   Конфронтация — действия, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.

Помимо описанных коммуникативных умений, подросткам  в их дальнейшей самостоятельной жизни будут необходимы навыки  делового общения, такие, как:

•   установление контакта;

•     ориентация в проблеме;

•     аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;

•     навыки принятия решений, нахождение компромисса.

 Тренинг состоит из двух частей:

1.Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.

 2.Упржнения, в которых активизируются все умения.

Цель – познакомить учащихся с понятием эмпатия, определить эмпатическую чувствительность и  через активное выполнение упражнений развить эту способность.

1. Упражнение «Комплимент».  «Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и , главное найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.»

В кругу каждый участник смотрит на своего соседа слева и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравиться и как об этом  сказать ему, т.е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему соседу. Все остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить в ответ, а затем сам сделать свой комплимент своему соседу слева. И так по кругу, пока все участники не скажут что-либо приятное соседу.

Необходимо настроить участников на тактичное отношение друг у другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт ( как приветствовал своего соседа или забыл это сделать, смотрит в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т.д).

«Итак, мы поприветствовали друг друга, настроились на продуктивную работу.»

 Теоретическая часть. « Цель нашего занятия сегодня – познакомиться с понятием «эмпатия».   Эмпатия -  это адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т.п. В какой мере эти способности развиты у вас? Давайте сегодня мы это узнаем.»

Упражнение «Ассоциации» Один из участников (доброволец)  выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы : «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т.п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например , «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя в роли водящего или в роли загаданного участника.

Опрос.  «Трудно ли было подобрать ассоциацию? Трудно ли было угадывать? Кому удавалось угадать, что помогло? Чьи ассоциации показались наиболее удачными?»

Упражнение  «Таможенники и контрабандисты» Эта игра поможет сосредоточиться на проявлениях чувства тревоги, которые обычно трудно заметить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.

Один человек играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным участникам (таможенникам). Всего он выходит из комнаты 5 раз и при одном возвращении (каком- он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен конверт, содержащий небольшой предмет. Таможенники не имеют права обыскивать контрабандиста, они могут только задавать ему различные вопросы, Задача таможенников – догадаться, в какой из приходов у контрабандиста был спрятан конверт. Свои соображения таможенник записывает, при этом каждый может указать только два прихода, показавшиеся наиболее вероятными. Роль контрабандиста по очереди играют несколько участников. По записям в таблицах легко выявить лучшего контрабандиста и таможенника.

Опрос. Лучший контрабандист и таможенник должны поделиться своими «тайнами»

Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 4

Занятие  «Я и другие вокруг меня»

Цель – способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

 Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

«Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить

Энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

Ладонями, но только их тыльной стороной; стопами ног; коленями; плечами (правое плечо легонько касается левого плеча соседа, а затем наоборот); лбами (но очень осторожно)

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать.»

После окончания участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

Упражнение «Грани сходства»  «Давайте подумаем над тем, что же нас объединяет в этом мире. Таких разных, часто непонятных для других. Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.

Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.

При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть?

Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

Именно этот стиль рекомендуется для записей: мы оба добрые; тактичные; любим слушать музыку и т.д.

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся. После взаимного анализа можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.»

Во время выполнения работы можно включить легкую музыку. После выполнения  упражнения следует провести обсуждение результатов и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.

Упражнение «Великий мастер»  Упражнение помогает участникам  осознать сильные стороны своей личности.

«У каждого есть что-то, что он делает действительно хорошо, в чем он чувствует себя мастером, и это является его ресурсом в решении проблем. Каждый по кругу начинает со слов: «Я великий мастер…» - например, пеших прогулок, приготовления, заплетания косичек и т.п. , причем надо убедить в этом остальных участников. Ведущий спрашивает: «А есть ли в группе кто-нибудь, кто делает это лучше?» Следует дать каждому возможность найти в себе такие умения, чтобы вся группа согласилась, что человек в этом деле действительно великий мастер.

Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

Приложение 5

Ролевая игра

"Сглаживание конфликтов"

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Приложение 6

Тренинг

"Отношение к жизни? Позитивное!"

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения.

Правила работы в тренинге. Работают все. Выполняют упражнения и задания. Персонитфицируют высказывания (говорят от своего имени: «Я считаю», «Я думаю»). Уважают мнение других. Слушают друг друга не перебивая.  Работают в кругу.

Материалы: ватман, маркер. Листы бумаги и карандаши (или ручки) для каждого участника.

Примечание. Возможные ситуации и установки должны быть оформлены как раздаточный материал.

Разминка.

Игра «Имя с прилагательными». Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.

Упражнение «Пересядем!» Пересаживаются те, кто любит мороженое, мандарины,  лыжную прогулку, шашлычок, запах ели, конфеты…

(стулья уже расставлены парами по кругу).

А сейчас посмотрите на своего соседа. Работать мы сегодня будем парами.

Упражнение «Комплименты» Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)

Игра «Чем мы похожи?» Каждый в паре находит какое-либо сходство с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, одинаковая черта характера и т.п.)

Игра «Мы похожи, мы отличаемся» (в парах)

В течение 2-3 мин каждой паре необходимо найти у себя по 1 сходному и 1 отличительному качеству. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.

Игра «Телеграмма»

Каждый играющий пишет по одному прилагательному, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст), в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.

Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наш …тренинг. Выглядим мы … и … .Но если бы погода сегодня … то мы были бы …, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего…, а именно …, здоровья, успехов, … учеников».

Заключительная часть.

Коллаж (виртуальные Новогодние пожелания).

Все участники пишут свои имена на листочках, которые затем перемешиваются. Все поочередно вытягивают по листочку с именами. Тому, чье имя там написано, делается подарок-пожелание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ДАЙ РУКУ ПОМОЩИ»

Данный проект предназначен подростков склонных к совершению правонарушений или вступивших в конфликт с законом и направлен на формирование эффективной системы в сфере профилактики девиантного по...

Социальный проект "Руки помощи"

Добровольческая помощь пожилым людям...

социальный проект "Протянем руку помощи"

Приобретение проездных билетов для детей школы, семьи которых остро нуждаются в материальной поддержке...

Паспорт проекта "Рука помощи"

Социальный проект волонтерского отряда "Добрые дела" направлен на оказание помощи одиноким пожилым людям...

Социальный проект «Рука помощи»

В поселке  проживают много пожилых людей, у которых нет родственников или родственники живут далеко и не могут приезжать каждый день, для того чтобы  помочь своим близким. А им нужна помощь ...

Социальный паспорт на социальный проект "Рука помощи"

Социальный проект «Рука помощи» призван сплотить подростков  для оказания помощи (социальной, психологической, бытовой, консультативной и иной) нуждающимся пожилым и одиноким...