План самообразования: «Индивидуально-профилактическая работа с «трудными» учащимися, требующими повышенного контроля»
методическая разработка по теме
План самообразования: «Индивидуально-профилактическая работа с «трудными» учащимися, требующими повышенного контроля»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
с углубленным изучением отдельных предметов»
План самообразования по теме:
«Индивидуально-профилактическая работа
с «трудными» учащимися,
требующими повышенного контроля»
социального педагога
Капраловой Веры Александровны
2015-2018 г.
План
- Перспективный план самообразовательной деятельности.
- Обоснование выбора темы.
- Цель, задачи, ожидаемые результаты.
- Направления самообразования.
- Теоретическая часть.
- Заключение.
- Использованная литература.
- Перспективный план самообразовательной деятельности
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Углубленный и всесторонний анализ профессиональной деятельности, определение форм и методов организации индивидуально-профилактической работы с обучающимися | сентябрь-декабрь 2015 г. | -Чтение педагогических периодических изданий; -чтение методической литературы; - прохождение курсов повышения квалификации; -участие в работе городского методического объединения социальных педагогов; -обзор информации по проблеме в Интернете; -изучение нормативно-правовой базы |
Информационно-мотивационный | Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности | 2015-2018 г. | -Посещение и активное участие в работе семинаров, конференций, МО; -совещания, обмен опытом с коллегами; -активное использование информационно- компьютерных технологий |
Практический |
| 2015-2018 г. | -Выступление на заседании МО социальных педагогов; -родительские лектории; -выступление на заседании педагогического совета; -участие в конкурсах профессионального мастерства; -проведение тематических классных часов. |
Обобщающий |
| 2015-2018 г. | -Выступление на заседании РМО социальных педагогов; -проведение открытых занятий; -творческие отчеты |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2015-2018 г. | -Публикации и размещение в персональном сайте методических разработок, статей. |
«Индивидуально-профилактическая работа с «трудными» учащимися,
требующими повышенного контроля»
Работа над темой начата в 2015-2016 учебном году.
Предполагается закончить работу над темой в 2017-2018 учебном году.
- Обоснование выбора темы:
Условия возникновения данной проблемы
Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, произошедшими в нашем обществе. Обесцениваются духовно–нравственные идеалы, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в семье.
Актуальность:
В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей, требующих повышенного контроля, неуклонно растет.
В школе имеются учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются воспитанием детей, семьи, находящихся в социально-опасном положении. Появилась категория семей, в которых родители в поисках хорошо оплачиваемой работы уезжают за пределы района, а детей оставляют на попечение бабушек, близких родственников. Ни для кого не является секретом, что данная категория обучающихся в силу исторически сложившихся условий имеет склонность к совершению правонарушений.
В результате ослабления института семьи, его воздействия на воспитание детей растет число безнадзорных и беспризорных детей.
Постановка проблемы:
Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм, методов и приемов обучения и воспитания, которые позволяют распознать в каждом «трудном» подростке его индивидуальные особенности и на этой основе оказать ему социально-педагогическую помощь.
Реализация программы предполагает создание комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленной на оказание социальной помощи подросткам.
- Цель:
Изучение основных теоретических подходов и выработка практических умений и навыков, необходимых в работе социального педагога с детьми, требующими повышенного контроля.
Задачи:
1. Изучение приоритетных вопросов современной социальной педагогики, передовых технологий воспитания;
2. Анализ причин, условий, предпосылок и факторов зарождения отклоняющегося поведения у детей и подростков;
3. Поиск путей повышения эффективности индивидуально-профилактической работы;
4. Внедрение инновационных технологий.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с отклоняющимся поведением.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет;
- медиа-информация на различных носителях;
- семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
- Направления самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное |
| регулярно регулярно |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии. | регулярно |
Методическое |
| Регулярно По плану МО Регулярно Регулярно По плану школы По плану школы Ежемесячно, ежегодно, по мере необходимости Ежеквартально, ежегодно Регулярно Регулярно Регулярно |
Информационно-технологические мероприятия |
| Регулярно Регулярно |
Охрана здоровья |
| Регулярно |
- Теоретическая часть.
Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи архиважна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют “трудными”.
Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.
Работа с трудными подростками в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.
Изначально моя работа с трудными подростками и семьями направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, изучение трудных учащихся проводится во всех возрастных категориях.
Самое главное условие успешной работы с педагогически запущенными подростками - приобщение их к активной жизненной деятельности ученического коллектива.
Известно, что неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи) создают ту неблагоприятную микросреду, которая становится одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Поэтому задачу профилактики и реабилитации трудных детей мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье.
Индивидуальный подход к воспитательной работе проявляется в различных методах и приёмах, основные из них - это оказание помощи в подготовке воспитания на собрании, на конференции, совет в выборе кружков, секций. Индивидуальные беседы на различные житейские темы и т.п., так как во время учёбы каждый учащейся проявляется по своему, индивидуально, что требует соответствующего индивидуального отношения к нему педагога. Главное во всех индивидуальных контактах с учащимися - постоянное развитие их положительных нравственных качеств. Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию мировоззрения учащихся, их жизненной позиции. Процесс нравственного воспитания и перевоспитания трудных подростков на уроках и во внеурочное время даёт положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу,
Умение видеть положительное в поведении ребенка, опираться и развивать это хорошее должно лежать в основе любой педагогической деятельности, особенно в работе с трудновоспитуемыми учениками.
Индивидуальный подход предполагает:
- глубокое изучения личности трудного подростка Учитель должен знать уровень развития подростка, жизненную позицию, его положительные возможности
- разработки индивидуальной программы воспитания ученика, подбор наиболее эффективных средств и методов воздействия Учитель должен знать механизмы убеждения, формирования адекватной самооценки, особенности влияния на развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка, способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитания.
- Привлечение к определенному виду деятельности, в котором трудному подростку гарантирован успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка
- Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий
Специальные формы работы:
- с учениками: индивидуальные консультации; тренинги общения, предусматривающие взаимное обсуждение качеств личности подростка, выявления негативных качеств
- с родителями: консилиумы; школа для родителей
- с учителями: развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя.
- Заключение.
Таким образом, ведущими условиями эффективного воспитания «трудных» подростков следует считать: хорошо организованный педагогический коллектив, действующий совместно с коллективом воспитанников; включение личности в разнообразную социально - полезную деятельность, где она бы могла проявиться и развивать имеющиеся у нее необходимые положительные качества; нейтрализация, а затем устранение вредных влияний, их преодоление позитивным воздействием на педагогически запущенных детей; нормализация отношений личности с окружающим миром; повышение учебно-воспитательной работы в школе. Цель этой огромной постоянной работы педагогов - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе, а цель определяет и сущность воспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее всесторонних потребностей.
- Список использованной литературы
- Алемаскин М.А., Потанин Г.М., Науч. ред.: Анисов М.И.Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Учебное пособие. – М.: Изд-во МОПИ им. Н.К. Крупской, 1987. – 87 с.
- Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб, «Сударыня», 1998.
- Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Минск, 2003.
- Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. Собр. соч. Т 5. – М, 1983.
- Грищенко Л. А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск: 2006.
- Дети с отклонениями в поведении // Под ред. M. С. Певзнер. – M.: 2001.
- Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.: 2000.
- Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудными. Пер. с нем. – М, 2000.
- Журнал «Классный руководитель» 2009 г
- Публикации «Семейные отношения» на сайте www.7ya.ru.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М. 1994г
- Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
- Абраменко В.И., Селецкий А.И. Психолого-физиологическая типология трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности. – 1973. – 42 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуально-профилактической работы.
Шаблон план индивидуально-профилактической работы с учащимся, пропускающим занятия без уважительной причины....
План работы педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания
План работ педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания ( дети-инвалиды, под опекой, склонные к девиантному поведени., находящиеся на домашнем обучении)...
План мероприятий для включения в комплексный межведомственный план индивидуально-профилактической работы с уч-ся, состоящим на учете в КДН
Взаимодействие систем профилактики...
План самообразования учителя истории и обществознания по теме: Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на уроках в условиях модернизации школьного образования по ФГОС на основе краеведения на 2012-2015 гг.
Цель: Создание условий для развития и самореализации обучающихся.Задачи:Развитие познавательной активности учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в практичес...
Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля"
Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля”....
Межведомственная программа индивидуальной профилактической работы с ребенком и семьей в связи с трудной жизненной ситуацией
Межведомственная программа индивидуальной профилактической работы с ребенком и семьей в связи с трудной жизненной ситуацией(индивидуальной реабилитационной работы с несовершеннолетними и (и...