Занятие "Воспитание толерантности" (для 5 класса)
план-конспект занятия (5 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vospitanie_tolerantnosti_dlya_5_klassa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия «Воспитание толерантности»

(5 класс)

Цель: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Задачи:

- показать многоаспектность понятия «толерантность»;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;

- стимулировать воображение участников в поисках собственного мнения;

- развивать творческие способности детей.

Оборудование: заготовка (солнышко), доска с магнитами.

1этап. Вступительное слово социального педагога.

Социальный педагог:

Здравствуйте, ребята! Я вас встретила впервые.
         Но я человек, и вы – человек,
         Мы люди на этой земле… (В. Солоухин)

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Ребята, скажите, а что же у нас общего? Какие качества должны нас объединять чтобы жить в мире и согласии на земле? (Дети рассуждают).
        К вашим ответам я могу добавить ещё: снисходительность, терпение, чуткость, готовность бескорыстно помогать другим, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, и слушать собеседника, способность к сопереживанию. (на доске)

 И все эти перечисленные черты можно объединить в одно понятие – толерантность.  (на слайде – толерантность).

Что же означает слово «толерантность»? (на слайде понятие)

Ребята, на слайде представлены переводы слова толерантность с разных языков.

Давайте прочтём по очереди .

Ребята, мы прочли переводы с различных языков,

А что общего в этих определениях?

Какое ключевое (какое слово объединяет все эти определения) слово? (терпимость, терпение)

(Имя) ты считаешь себя толерантным человеком?

2 этап. Введение в тему.

Социальный педагог:  Предлагаю вам прослушать (и просмотреть) отрывок из сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка» и оценить поступки героев.

Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше, и с ним мотылек

- он ведь был привязан и не мог освободиться.

Ах, как перепугалась бедняжка, когда жук схватил ее и полетел с ней на дерево! Особенно ей жаль было хорошенького мотылечка, которого она привязала к листку: ему придется теперь умереть с голоду, если не удастся освободиться. Но майскому жуку и горя было мало.

Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, покормил ее сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем непохожа на майского жука.

Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барышни шевелили усиками и говорили:

- У нее только две ножки! Жалко смотреть!

- У нее нет усиков!

- Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! - сказали в один голос все жуки женского пола.

Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она тоже очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашел, что она безобразна, и не захотел больше держать ее у себя - пусть идет куда хочет. Он слетел с нею с дерева и посадил ее на ромашку. Тут девочка принялась плакать о том, что она такая безобразная: даже майские жуки не захотели держать ее у себя!

3. Беседа с элементами обобщения и дополнения ответов обучающихся.

Почему приглашенным гостям, другим жукам, Дюймовочка не понравилась?

Почему жуки решили, что Дюймовочка некрасивая? (Потому что не похожа на них).

Какое качество толерантной личности у жуков отсутствовало? (Терпимость к внешним различиям).

«Пусть идёт куда знает», - сказал жук. Почему он так поступил? (для него мнение общества жуков было важнее его личного мнения)

Чего не было у всех персонажей – терпимости к внешним различиям.

Вывод: у жуков отсутствовали проявления толерантности.

(Имя) ты считаешь себя толерантным человеком?

А как вы считаете? Легко ли быть толерантным человеком? (эту черту надо воспитывать в себе). Не надо делать другим того, что неприятно тебе самому.)

Социальный педагог. Все должны понять, что к людям, даже если они отличаются от нас, нужно относиться с уважением. Вы согласны со мной ребята?

Ребята, чтобы класс был дружным, чтобы всегда в нём было светило, тепло и уютно, я предлагаю вам  сделать солнышко, но не обычное солнышко, а солнышко толерантности. давайте подберём качества толерантности. (ребята подбирают лучики)

4 этап. Выведение формулировки совместно с обучающимися.

Творческая работа «СОЛНЫШКО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученикам раздаются заготовки (лучики) с качествами человека (как положительные, так и отрицательные). Ребятам предлагается выбрать лучик, на котором написаны черты присущие толерантному человеку (по их мнению). После чего лучики приклеиваются к солнышку (кругу на доске).

Ребята, класс – это маленькая семья. Скажите мне от чего зависит мир в этой семье?

(И мне бы хотелось добавить: чтобы в вашей семье никогда не было ссор всегда должна царить доброта, уважение, взаимопонимание.) А для этого нам нужно понять и принять различия друг друга.

Не зависимо от того, как мы выглядим, какие у каждого из нас отличительные черты, особенности, характер и темперамент, все мы нуждаемся в том, чтоб нас любили, с нами дружили.

Чем же, ребята, вы отличаетесь друг от друга?

5 этап. Практикум по отработке навыков толерантности.

Упражнение «Отличия».

Дети садятся в круг. Социальный педагог: Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на своего соседа (соседку) справа и скажу, Чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отличаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние (рост, цвет глаз, цвет волос, одежда,), так и внутренние (характер, темперамент, манера поведения) отличия. Когда я окончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут.

Ребята, вы уже поняли, что все мы чем-то отличаемся друг от друга.

И ни для никого не секрет, что на свете нет двух абсолютно одинаковых людей. Мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения, отношением к другим людям.

 И каждый из нас должен уважать особенности другого человека.

 Ребята так зачем же надо быть толерантным?

(Ребята, сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательными, терпимыми, доброжелательными к любому человеку, будь то прохожий, одноклассник, случайный попутчик, друг или просто человек – это и будет проявление толерантности.)

6 этап. Рефлексия.

Ребята, а теперь я попрошу вас выйти из-за стола, подойти ко мне и встать в круг. И на некоторое время вы станете бусинами. Я вас попрошу из пальцев левой руки сделать «кольцо», через которое вы будете продевать ленточки аккуратно, помогая друг другу.

Упражнение «Бусы»

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает сделать из пальцев левой руки «кольцо», затем участники протягивают ленту сквозь кольца, «как бусы нанизывают на нитку». Когда конец ленты возвращается к ведущему, тот отрезает лишнее и завязывает крепкий узел – получается замкнутое кольцо.

Социальный педагог: Как из разных бусин мы можем составить единое целое, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами. (Что будет, если мы не будем бережно относиться к бусинам?) И чтобы добиться этой цели, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех. У нас разное воспитание,  интеллект, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие они есть, т.е. быть толерантными людьми. НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!

Что будет, если мы не будем бережно относиться к бусинам?

 Давайте вместе произнесём фразу «Как хорошо, что все мы разные».

Звучит отрывок из песни Розы Рымбаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика и толерантность 5 класс

Урок математики и толерантности с использованием инерактивного комплекса Smart Notebook....

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана.

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана....

Презентация на тему путешествие по островам толерантности 6 класс

Презентация на тему путешествие по островам толерантности 6 класс...

Классный час "Поговорим о толерантности" 5 класс

Классный час способствует развитию толерантности учащихся. Для проведения классного часа неоходимо скачать из Интернета мультфильм "Ежик должен быть колючим?"...

Воспитание толерантности в классе

Воспитывать чувство толерантности необходимо в современном мире.  Данная статья поможет классному руководителю в решении данной проблемы. ...

Методическая разработка классного часа "Что такое толерантность?" 10 класс

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования лично...

Классный час:"Поговорим о толерантности" 5 класс

Материал поможет познакомить учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества, с основными чертами толерантной личности....