Рабочие программы
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брасовская специальная (коррекционная школа-интернат VIII вида)
Утверждаю. Рассмотрено и одобрено МС
Директор школы: Другов С.Г. Протокол №___ от______________
Дата: Председатель МС:
Адаптированная программа
«Формирование здорового образа жизни воспитанников»
для 1 – 9 классов
2015 – 2016 учебный год
Разработчик программы - Шелякина Наталья Григорьевна
Рассмотрено и одобрено
на заседании МО
протокол № __ от ________20____г.
Руководитель МО __________________________
На заседании педсовета
Протокол № ___ от _______20____г.
Содержание
- Введение
II . Программы деятельности социального педагога с
обучающимися с ОВЗ в условиях школы-интерната
- Здоровый образ жизни.
- Семейное воспитание.
- Профилактика правонарушений и преступлений.
- Профориентация.
- Предупреждение травматизма.
- Программа деятельности социального педагога с родителями
- Направления деятельности социального педагога с администрацией и специалистами школы-интерната
V. Направления деятельности социального педагога с внешними организациями
VI. Заключение
VII. Список литературы
VIII. Приложения
СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА УТВЕРЖДАЕТ НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ЖИЗНЬ И ОБЯЗЫВАЕТ ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАТЬ "В МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ СТЕПЕНИ ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
- (СТ. 6 КОНСТИТУЦИЯ РФ)
- Здоровый образ жизни
Пояснительная записка
Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. На состоянии здоровья сказывается тяжелая экологическая ситуация, изменение приоритетов людей в отношении к себе и окружающим, несбалансированное питание, недостаточный уровень знаний в области заботы о здоровье. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков правильно заботиться о здоровье.
В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества"
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII-го вида является создание условий для формирования культуры здорового образа жизни и укрепление здоровья обучающихся.
Под основами здорового образа жизни мы понимаем начальные знания и умения в области ухода за организмом, организации режима дня, безопасного поведения, которые необходимы детям для сохранения и укрепления здоровья.
«Культура ЗОЖ» – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
«Формирование культуры ЗОЖ» – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
В своей работе по формированию здорового образа жизни я ставлю следующие цели и задачи:
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
• Формировать мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
• Формировать у обучающихся нравственную культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
• Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные компоненты ЗОЖ
1.Санитарно-гигиенические навыки
2. Рациональное питание.
3. Оптимальная для организма двигательная активность.
4. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).
5. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
6. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся осуществляется как в урочное так и внеурочное время.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие , информационно-коммуникационные, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: словесные, наглядные, практические (видео - и аудио методы и др.).
Приемы работы: пальчиковая гимнастика, физминутки, дыхательная и артикуляционная гимнастика, беседы, информационная агитация: стенные газеты, фотовыставки, рисунки детей; ролевые игры, походы, экскурсии.
Ожидаемый результат:
1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Форма и методы работы | Дата | Класс | Методическое обеспечение (ИКТ, кассеты, диски, плакаты и т.д.) | Ожидаемый результат |
1 | «Моё тело» | Беседа с элементами игры | 02.05 | 1-3 класс | Игра «Вернись на место», игрушки: автомобиль, кукла | Уметь: бере6жно относится к своему организму, знать работу различных частей тела, их нгазначение и функции |
2 | «Как люди отдыхают» | Беседа с элементами игры | 19.05 20.05 | 2 класс 3 класс | Рисунки, отрывки из различных произведений, ИКТ | Знать, что такое активный и пассивный отдых, уметь восстанавливать работоспособность |
3 | «Погода и одежда» | Беседа, работа по карточкам | 07.10 08.10 | 4 класс 5 класс | Карточки с изображением предметов одежды, игра «Одень куклу» | Уметь выбирать одежду по погоде, бережно относится к одежде как к средству сохранения здоровья. |
4 | «Как не заболеть, когда другие болеют» | Беседа, с обыгрыванием ситуаций | 21.10 | 1-3 класс | Фрагменты из литературных произведений, памятки, предметы личной гигиены, ИКТ | Иметь представление об иммунитете, как средстве профилактики инфекционных заболеваний, способы защиты от них |
5 | «Как правильно пользоваться лекарствами» | Беседа | 02.12 | 6 класс | Упаковки от лекарств, ИКТ, вопросник «Медицинские вопросы невпопад» | Знать, как правильно пользоваться лекарствами |
6 | «Определение здорового образа жизни» | Беседа | 16.09 | 7 класс | Знать определение ЗОЖ, внимательно относится к своему | |
7 | «Привычка сохранять здоровье» | беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 18.11 | 8 класс | ИКТ, памятки | Знать определение ЗОЖ, внимательно относится к своему |
8 | «Иллюзии курильщиков» | беседа, ролевая игра с ситуациями, согласно программы «Навыки жизни» | 13.01 | 7 – 8 класс | Памятки о вреде курения, карточки | Знать, что табакокурение – это болезнь, вызывающая сильные изменения в организме |
9 | «Против табака» | Викторина, согласно программы «Навыки жизни» | 25.02 | 9 класс | ИКТ, викторина «Против табака» | Иметь собственную жизненную позицию, позволяющюу формировать круг интересов, стремиться к прекращению употребления табака среди школьников |
10 | «Действия алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека» | работа с раздаточным материалом, согласно программы «Навыки жизни» | 07.04 08.0416.12 |
| Раздаточный материал, плакаты, ИКТ | Знать о действии алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека, уметь объяснить, почему это происходит |
11 | «Почему люди употребляют алкоголь?» | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 01.04 | 8 – 9 класс | Раздаточный материал, ИКТ | Иметь представление об алкогольной зависимости и механизме ее возникновения |
12 | « Алкоголь и закон» | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 21.01 | 7 класс | ИКТ | Знать, что употребление алкоголя для несовершеннолетних является противоправным действием и карается по закону. |
13 | « Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДЕ» | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 18.02 | 8 – 9 класс | ИКТ, | Иметь представление о глобальном распространении вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), с его особенностями, путям передачи, стадий болезни, осознать негативные последствия и опасности широкого распространения ВИЧ-инфекции. |
14 | «Профилактика ВИЧ –инфекции и СПИДА» | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 24.02 | 8 – 9 класс | Знать общие понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе, с мерами профилактики ВИЧ-инфекции. | |
15 | «Не начинай курить!» | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 03.09 | 6 – 7 класс | Литература о вреде курения, рабочий лист: «Причины курения, причины не курения», листок факторов «Никотин» | Знать вредные последствия курения, уметь сравнивать причины почему одни люди курят, а другие отказываются от этой привычки |
16 | «Гигиена – это трудно?» - беседа | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 03.09 03.12 07.10 | 5 класс 6 класс 7 класс | ИКТ, анкета, фрагмент из произведения «Трое в лодке…» Дж. Джерома | Уметь подбирать средства личной гигиены, соблюдать правила личной гигиены |
17 | «Мы и наше здоровье» | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 01.10 11.11 | 6 класс 5 класс | ИКТ, медицинское оборудование для оказания первой помощи | Знать правила здоровья, уметь заботиться о своем организме |
18 | «Правила Мойдодыра» | Беседа, согласно программы «Навыки жизни» | 19.11 09.12 14.10 | 1 – 3 класс 4 класс 2 класс | ИКТ, плакаты-памятки, средства личной гигиены (мыло, шампунь, з/паста, з/щетка..) | Знать, что называют культурой внешнего вида, знать правила чистоты и гигиены |
19 | «Вредные привычки» | согласно программы «Навыки жизни» | 15.10 22.10 21.10 | 6 класс 7 класс 8 класс | ИКТ, плакаты-памятки | Знать основы ЗОЖ, уметь ценить и сохранять собственное здоровье |
Диагностический инструментарий (КИМы 5-9 кл.)
Тест - анкета для изучения ориентации обучающихся на здоровый образ жизни
Попытайтесь дать развернутое объяснение и ответ.
1.1. Здоровье — это ...________________________________00__________________________
1.2. Здоровый образ жизни — это ..._______________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Перечислите 5—10 факторов, которые способствуют укреплению вашего здоровья.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите 5—10 факторов, которые оказывают негативное влияние на ваше здоровье.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Оцените по десятибалльной шкале (от 10 баллов — максимум, до 1 балла — минимум) то, что считаете для себя наиболее ценным и значимым:
— иметь понимание в семье:
— хорошо учиться, получить хорошее образование;
— жить без конфликтов;
— иметь хорошего, надежного друга (подругу);
— иметь материальный достаток;
— заниматься спортом;
— иметь возможность путешествовать;
— быть внешне красивым (красивой), хорошо одеваться;
— здоровье;
— любовь.
Тест - анкета для изучения ориентации обучающихся на здоровый образ жизни
1. Какие из трех групп личностных качеств у вас развиты в большей степени?
а) обязательность, совестливость, доброта;
б) общительность,смелость, решительность;
в) эрудиция, находчивость, целеустремленность.
2. Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
3. Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь походить?
а) да;
б) ответить затрудняюсь;
в) нет.
4. Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить?
а) да;
б) ответить затрудняюсь;
в) нет.
5. Как часто вы испытываете чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны?
а) часто;
б) редко;
в) очень редко.
6. Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься?
а) да;
б) думаю, что нет;
в) нет.
7. Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых?
а) да;
б) когда как;
в) нет.
8. Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?
а) да, и имею хорошие результаты;
б) да, но не регулярно;
в) нет,
9. Делаете ли вы физическую зарядку?
а) да;
б) да, но не регулярно;
в) нет.
10. Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня, душ)
а) да;
б) да, но не регулярно;
в) нет.
11. Придерживаетесь ли вы какой-либо системы регулярного закаливания?
а) да;
б) от случая к случаю;
в) нет.
12. Имели ли вы в последние 2-3 года травмы?
а) да;
б) да, но несущественные;
в) нет
13. Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?
а) не помню, когда болел в последний раз;
б) редко (I раз в год);
в) часто, 2-3 раза в год.
14. Как часто вы болеете инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка?
а) очень редко;
б) редко (раз в год);
в) часто (два-три и более раз в год).
15. Имеете ли вы хронические заболевания?
а) нет;
б) думаю, что да;
в) да.
16. Как часто вы пропускаете занятия по болезни?
а) не пропускаю;
б) редко (раз в полугодие);
в) часто (раз в месяц).
17. Курите ли вы?
а) нет;
б) редко;
в) да.
18. Употребляете ли вы алкогольные напитки?
а) нет;
б) редко;
в) да.
19. Пробовали ли вы наркотики?
а) нет;
б) однажды;
в) более двух раз.
20. Каков ваш вес?
а) в норме;
б) меньше нормы;
в) избыточный.
Как подсчитать результаты?
а) — оценивается в три балла, б) — оценивается в два балла, в) — оценивается в один балл.
По сумме баллов находится уровень ориентации обучающегося на здоровый образ жизни.
Баллы | Уровни ориентации личности на здоровый образ жизни |
22-24 | 1 — очень низкий |
25-28 | 2 — низкий |
29-32 | 3 — ниже среднего |
33-36 | 4 — чуть ниже среднего |
37-40 | 5 — средний |
41-44 | 6 — чуть выше среднего |
45-48 | 7 — выше среднего |
49-52 | 8 — высокий |
53-56 | 9 — очень высокий |
57-60 | 10 — наивысший |
Справка
уровня ориентации обучающихся _________ класса на ЗОЖ в _________________уч. году
Ф.И.О. обучающегося | 1.Какие из трех групп личностных качеств у вас развиты в большей степени? | 2.Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки? | 3.Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь походить? | 4.Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить? | 5. Как часто вы испытываете чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны? | 6.Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься? | 7.Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых? | 8.Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию? | 9.Делаете ли вы физическую зарядку? | 10.Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня, душ | 11.Придерживаетесь ли вы какой-либо системы регулярного закаливания? | 12.Имели ли вы в последние 2-3 года травмы? | 13.Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ? | 14.Как часто вы болеете инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка? | 15.Имеете ли вы хронические заболевания? | 16.Как часто вы пропускаете занятия по болезни? | 17. Курите ли вы? | 18. Употребляете ли вы алкогольные напитки? | 19. Пробовали ли вы наркотики? | 20. Каков ваш вес? | Всего баллов: | Средний балл: | % уровня ориентации на ЗОЖ | Уровень ориентации на ЗОЖ |
а) — оценивается в три балла, б) — оценивается в два балла, в) — оценивается в один балл. По сумме баллов находится уровень ориентации обучающегося на здоровый образ жизни.
Баллы | Уровни ориентации личности на здоровый образ жизни |
22-24 | 1 — очень низкий |
25-28 | 2 — низкий |
29-32 | 3 — ниже среднего |
33-36 | 4 — чуть ниже среднего |
37-40 | 5 — средний |
41-44 | 6 — чуть выше среднего |
45-48 | 7 — выше среднего |
49-52 | 8 — высокий |
53-56 | 9 — очень высокий |
57-60 | 10 — наивысший |
В последнее время очень многие подростки увлекаются курением, принятием наркотиков, алкогольными напитками. Для раннего выявления и предупреждения таких явлений предлагаемые ниже вопросы позволят родителям и учителям вовремя заметить, что их ребенок, воспитанник употребляет наркотики.
Тест-анкета
Баллы | Критерии |
50 | Снижение успеваемости в школе в течение последнего года |
100 | Резкое снижение успеваемости |
50 | Неспособность рассказать о том, как протекает общественная жизнь в школе |
50 | Утаивание вызова родителей в школу |
50 | Потеря интереса к спортивным и внеклассным занятиям |
50 | Сообщение педагогов или соучеников о прогулах уроков, драках, воровстве |
100 | Задержание в связи с вождением авто- и мототранспорта в состояния опьянения |
100 | Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. д. |
300 | Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков |
100 | Другие противоправные действия, встречающиеся только в состоянии опьянения, включая алкогольное |
100 | Совершение краж |
100 | Пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. п. |
50 | Частое выпрашивание денег у родителей и родственников |
150 | Пропажа одежды, пластинок, кассет и т. п. |
300 | Наличие значительных сумм денег без понятного источника |
i 50 | Частая непредсказуемая смена настроения |
50 | Снижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям |
50 | уход от участия в семейных делах |
50 | Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей |
100 | Нарастающая лживость |
50 | Позиция защиты в разговоре об особенностях поведения |
50 | Избегание общения с домашним окружением |
50 | Гневливость, агрессивность, вспыльчивость, потеря энтузиазма |
100 | Нарастающие безразличие, безынициативность |
100 | Высказывания о бессмысленности жизни |
Баллы Признаки | |
100 | Общие психологические изменения: нарушение памяти, неспособность мыслить логически |
50 | Частые простудные заболевания |
50 | Потеря аппетита |
100 | Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в одежды и т. п. |
300 | Внешний вид нездорового человека, бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов |
50 | Частые синяки, порезы, не находящие удовлетворительного объяснения («просто упал») |
100 | Появление татуировок, следов от ожогов сигаретой, порезов на предплечьях |
100 | Бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью |
300 | Подросток отстаивает, утверждает свое право на употребление спиртного, наркотиков |
300 | Частый запах спиртного или появления запаха гашиша от одежды |
200 | Чрезмерно расширенные или суженные зрачки |
300 | Потеря памяти на события, происходящие в период опьянения |
300 | Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей |
300 | Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы и т. п., особенно когда эти вещи скрываются |
50 | Пренебрежение к домашним правилам |
50 | Незаинтересованность в домашних делах |
50 | Избегание участия в семейных торжествах |
50 | Нарастающая напряженность в семейных взаимоотношениях |
100 | Не возвращается ночевать домой |
50 | Скрывает свой круг общения, избегает подробных телефонных разговоров и т. п. |
Обнаружив даже отдельные тревожные признаки, следует побеседовать с ребенком в доверительной форме и обратиться за консультацией к специалисту.
При наличии более 10 признаков (их суммарная оценка превышает 2000 баллов) не откладывайте, срочно вращайтесь за квалифицированной помощью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочиепрограммы по математике
рабочие программы по математике 5 класс - Виленкинэлективный курс 5 класс "Теория вероятностей"рабочая программа по геометрии 8 класс - Атанасян...