Рабочие программы
рабочая программа на тему

Шелякина Наталья Григорьевна

Мои  рабочие  программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy_raboty.zip263.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное   специальное  (коррекционное)  образовательное  учреждение  для  обучающихся  воспитанников  с  ограниченными   возможностями  здоровья  «Брасовская   специальная  (коррекционная  школа-интернат    VIII  вида)          

 Утверждаю.                                                                         Рассмотрено  и  одобрено   МС

Директор  школы:                           Другов  С.Г.             Протокол №___ от______________

Дата:                                                                                      Председатель  МС:

        Адаптированная   программа

«Формирование  здорового  образа   жизни  воспитанников»

для   1 – 9 классов

2015 – 2016  учебный  год

Разработчик  программы  -  Шелякина  Наталья  Григорьевна

Рассмотрено  и  одобрено

на  заседании  МО

протокол  № __  от  ________20____г.

Руководитель МО __________________________

На  заседании  педсовета

Протокол  № ___  от  _______20____г.

Содержание

 

  1. Введение

      II .   Программы  деятельности  социального  педагога  с      

              обучающимися  с  ОВЗ  в  условиях  школы-интерната

  1. Здоровый  образ  жизни.
  2. Семейное  воспитание.
  3. Профилактика  правонарушений  и  преступлений.
  4. Профориентация.
  5. Предупреждение  травматизма.
  1. Программа  деятельности  социального педагога с  родителями
  2. Направления  деятельности  социального  педагога  с  администрацией  и   специалистами  школы-интерната

V.      Направления  деятельности  социального  педагога  с    внешними  организациями

VI.   Заключение

VII.  Список  литературы

VIII. Приложения

СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА УТВЕРЖДАЕТ НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ЖИЗНЬ И ОБЯЗЫВАЕТ ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАТЬ "В МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ СТЕПЕНИ ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

  1.  (СТ. 6 КОНСТИТУЦИЯ РФ)

  1. Здоровый  образ  жизни

Пояснительная  записка

Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. На состоянии здоровья сказывается тяжелая экологическая ситуация, изменение приоритетов людей в отношении к себе и окружающим, несбалансированное питание, недостаточный уровень знаний в области заботы о здоровье. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков правильно заботиться о здоровье.

В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества"

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII-го вида является создание условий для формирования культуры здорового образа жизни  и укрепление здоровья  обучающихся.

Под основами здорового образа жизни мы понимаем начальные знания и умения в области ухода за организмом, организации режима дня, безопасного поведения, которые необходимы детям для сохранения и укрепления здоровья.

«Культура ЗОЖ» – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

«Формирование культуры ЗОЖ» – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

В  своей  работе  по  формированию  здорового  образа  жизни  я  ставлю  следующие  цели  и  задачи:

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации   обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

•    Формировать мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

•    Формировать у   обучающихся нравственную культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

•    Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные компоненты ЗОЖ

1.Санитарно-гигиенические навыки

2. Рациональное питание.

3. Оптимальная  для организма двигательная активность.

4. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

5. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

6. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Формирование культуры здорового образа жизни у  обучающихся осуществляется как в урочное так и внеурочное время.  

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие , информационно-коммуникационные, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

Формы работы: индивидуальная, парная,  групповая.

Методы работы: словесные, наглядные, практические  (видео - и аудио методы  и  др.).

Приемы работы: пальчиковая гимнастика, физминутки,  дыхательная и   артикуляционная гимнастика,  беседы, информационная   агитация: стенные газеты, фотовыставки, рисунки детей;  ролевые игры, походы, экскурсии.

Ожидаемый  результат:

1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема  занятий

Форма  и  методы    работы

Дата

Класс

Методическое  обеспечение (ИКТ,  кассеты,  диски,  плакаты и т.д.)

Ожидаемый  результат

1

«Моё  тело»

Беседа с  элементами  игры

02.05

1-3 класс

 Игра «Вернись  на  место»,  игрушки: автомобиль,  кукла

Уметь:  бере6жно  относится  к  своему  организму,  знать  работу  различных  частей  тела,  их  нгазначение  и  функции

2

«Как  люди  отдыхают»

Беседа  с  элементами  игры

19.05

20.05

2  класс

3  класс

Рисунки,  отрывки  из  различных  произведений,  ИКТ

Знать,  что  такое  активный  и  пассивный  отдых,  уметь  восстанавливать  работоспособность

3

«Погода  и  одежда»

Беседа,  работа  по  карточкам

07.10

08.10

4  класс

5  класс

Карточки  с  изображением  предметов  одежды,  игра  «Одень  куклу»

Уметь  выбирать  одежду  по погоде,  бережно  относится  к  одежде  как  к  средству  сохранения  здоровья.

4

«Как  не  заболеть,  когда  другие  болеют»

Беседа,  с  обыгрыванием  ситуаций

21.10

1-3  класс

Фрагменты  из  литературных  произведений, памятки,  предметы  личной  гигиены,  ИКТ

Иметь  представление  об  иммунитете,  как  средстве  профилактики  инфекционных  заболеваний,  способы  защиты  от  них

5

«Как  правильно  пользоваться  лекарствами»

Беседа

02.12

6  класс

Упаковки  от  лекарств,  ИКТ,  вопросник  «Медицинские  вопросы  невпопад»

Знать, как  правильно  пользоваться  лекарствами

6

«Определение  здорового  образа  жизни»

Беседа

16.09

7  класс

Знать  определение  ЗОЖ,  внимательно  относится  к  своему

7

«Привычка  сохранять  здоровье»

беседа,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

18.11

8  класс

ИКТ,   памятки

Знать  определение  ЗОЖ,  внимательно  относится  к  своему

8

 «Иллюзии курильщиков»

беседа, ролевая игра с ситуациями, согласно  программы  «Навыки  жизни»

13.01

7 – 8  класс

Памятки  о  вреде  курения,  карточки

Знать,  что  табакокурение – это  болезнь,  вызывающая  сильные  изменения  в  организме

9

«Против табака»

Викторина,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

25.02

9  класс

ИКТ,  викторина  «Против  табака»

Иметь  собственную жизненную позицию, позволяющюу формировать круг интересов,  стремиться  к прекращению употребления табака среди школьников

10

«Действия алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека»

работа с раздаточным материалом,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

07.04

08.0416.12

  1. класс
  2. класс
  3. класс

Раздаточный  материал,  плакаты,  ИКТ

Знать  о  действии  алкоголя   на  внешний  вид и  особенности  поведения   человека,  уметь  объяснить,  почему  это  происходит

11

«Почему люди употребляют алкоголь?»

Беседа,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

01.04

8 – 9  класс

Раздаточный  материал,  ИКТ

Иметь  представление  об  алкогольной  зависимости  и  механизме  ее  возникновения

12

« Алкоголь и закон»  

Беседа,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

21.01

7  класс

ИКТ

Знать,  что  употребление  алкоголя  для  несовершеннолетних  является  противоправным  действием  и  карается  по  закону.

13

« Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДЕ»

Беседа,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

18.02

8 – 9  класс

ИКТ,  

Иметь представление о глобальном распространении вируса иммунодефицита человека (ВИЧ),   с его особенностями, путям   передачи, стадий болезни,  осознать  негативные последствия   и опасности широкого распространения ВИЧ-инфекции.

14

«Профилактика  ВИЧ –инфекции и СПИДА»

Беседа,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

24.02

8 – 9  класс

Знать  общие понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе, с мерами профилактики ВИЧ-инфекции.

15

«Не  начинай  курить!»

Беседа, согласно  программы  «Навыки  жизни»

03.09

6 – 7  класс

Литература  о  вреде  курения,  рабочий  лист:  «Причины  курения,  причины  не  курения»,  листок  факторов  «Никотин»

Знать  вредные  последствия  курения,  уметь  сравнивать  причины  почему  одни  люди  курят,  а  другие  отказываются  от  этой  привычки

16

«Гигиена – это трудно?» - беседа

Беседа,

согласно  программы  «Навыки  жизни»

03.09

03.12

07.10

5  класс

6  класс

7  класс

ИКТ,  анкета, фрагмент  из  произведения  «Трое  в  лодке…»  Дж. Джерома

Уметь  подбирать  средства  личной  гигиены,  соблюдать  правила  личной  гигиены

17

«Мы  и  наше  здоровье»

Беседа, согласно  программы  «Навыки  жизни»

01.10

11.11

6  класс

5  класс

ИКТ,  медицинское  оборудование  для  оказания  первой  помощи

Знать  правила  здоровья,  уметь  заботиться  о  своем  организме

18

«Правила  Мойдодыра»

Беседа, согласно  программы  «Навыки  жизни»

19.11

09.12

14.10

1 – 3 класс

4  класс

2 класс

ИКТ,  плакаты-памятки,  средства  личной  гигиены (мыло,  шампунь,  з/паста,  з/щетка..)

Знать,  что  называют  культурой  внешнего  вида,  знать  правила  чистоты  и  гигиены

19

«Вредные  привычки»

согласно  программы  «Навыки  жизни»

15.10

22.10

21.10

6  класс

7  класс

8  класс

ИКТ,  плакаты-памятки

Знать  основы  ЗОЖ,  уметь  ценить  и  сохранять  собственное  здоровье                                                                                                                                                                                                                                    

Диагностический  инструментарий  (КИМы  5-9  кл.)

Тест - анкета для изучения ориентации  обучающихся на здоровый образ жизни

Попытайтесь  дать  развернутое   объяснение   и  ответ.

1.1. Здоровье — это ...________________________________00__________________________

1.2. Здоровый образ жизни — это ..._______________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.   Перечислите 5—10 факторов, которые способствуют укреплению вашего здоровья.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Перечислите 5—10 факторов, которые оказывают негативное влияние на ваше здоровье.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   Оцените по десятибалльной шкале (от 10 баллов — максимум, до 1 балла — минимум) то, что считаете для себя наиболее ценным и значимым:

—   иметь понимание в семье:

—   хорошо учиться, получить хорошее образование;

—  жить без конфликтов;

—   иметь хорошего, надежного друга (подругу);

—  иметь материальный достаток;

—   заниматься спортом;

—   иметь возможность путешествовать;

—   быть внешне красивым (красивой), хорошо одеваться;

—   здоровье;

—   любовь.

Тест - анкета для изучения ориентации  обучающихся на здоровый образ жизни

1.  Какие из трех групп личностных качеств у вас развиты в большей степени?

а) обязательность, совестливость, доброта;

б) общительность,смелость, решительность;

в) эрудиция, находчивость, целеустремленность.

2. Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки?

а)   да;

б) не всегда;

в)  нет.

3.  Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь походить?

а)   да;

б) ответить   затрудняюсь;

в)  нет.

4.   Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить?

а)   да;

б) ответить  затрудняюсь;

в)  нет.

5.  Как часто вы испытываете чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны?

а)    часто;

б)   редко;

в)  очень   редко.

6. Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься?

а)   да;

б) думаю, что нет;

в)  нет.

7. Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых?

а)   да;

б) когда как;

в)  нет.

8. Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?

а) да, и имею хорошие результаты;

б) да, но не регулярно;

в)  нет,

9. Делаете ли вы физическую зарядку?

а)    да;

б) да, но не регулярно;

в) нет.

10.  Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня,  душ)

а) да;

б) да, но не регулярно;

в)  нет.

11.  Придерживаетесь ли вы какой-либо системы регулярного закаливания?

а)  да;

б)  от случая к случаю;

в)  нет.

12. Имели ли вы в последние 2-3 года травмы?

а)   да;

б) да, но несущественные;

в)  нет

13. Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?

а)    не помню, когда болел в последний раз;

б)  редко (I раз в год);

в) часто, 2-3 раза в год.

14.  Как часто вы болеете инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка?

а) очень редко;

б)   редко (раз в год);

в)  часто (два-три и более раз в год).

15. Имеете ли вы хронические заболевания?

а) нет;

б) думаю, что да;

в)  да.

16. Как часто вы пропускаете занятия по болезни?

а)  не пропускаю;

б) редко (раз в полугодие);

в)  часто (раз в месяц). 

17. Курите ли вы?

а)  нет;

б)   редко;

в)    да.

18. Употребляете ли вы алкогольные напитки?

а)  нет;

б)  редко;

в) да.

19.  Пробовали ли вы наркотики?

а)  нет;

б) однажды;

в)  более двух раз.

20. Каков ваш вес?

а) в норме;

б)  меньше нормы;

в)  избыточный.

Как подсчитать результаты?

 а) — оценивается в три балла, б) — оценивается в два балла, в) — оценивается в один балл.

 По сумме баллов находится уровень ориентации  обучающегося на здоровый образ жизни.

Баллы

Уровни ориентации личности на здоровый образ жизни

22-24

1 — очень низкий

25-28

2 — низкий

29-32

3 — ниже среднего

33-36

4 — чуть ниже среднего

37-40

5 — средний

41-44

6 — чуть выше среднего

45-48

7 — выше среднего

49-52

8 — высокий

53-56

9 — очень высокий

57-60

10 — наивысший


Справка

уровня  ориентации  обучающихся  _________  класса  на  ЗОЖ в   _________________уч. году

Ф.И.О.

обучающегося

1.Какие из трех групп личностных качеств у вас развиты в большей степени?

2.Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки?

3.Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь походить?

4.Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить?

5. Как часто вы испытываете чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны?

6.Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься?

7.Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых?

8.Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?

9.Делаете ли вы физическую зарядку?

10.Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня,  душ

11.Придерживаетесь ли вы какой-либо системы регулярного закаливания?

12.Имели ли вы в последние 2-3 года травмы?

13.Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?

   14.Как часто вы болеете инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка?

15.Имеете ли вы хронические заболевания?

16.Как часто вы пропускаете занятия по болезни?

17. Курите ли вы?

18. Употребляете ли вы алкогольные напитки?

19. Пробовали ли вы наркотики?

20. Каков ваш вес?

Всего  баллов:

Средний  балл:

% уровня  ориентации  на  ЗОЖ

Уровень  ориентации  на  ЗОЖ

а) — оценивается в три балла, б) — оценивается в два балла, в) — оценивается в один балл.    По сумме баллов находится уровень ориентации  обучающегося на здоровый образ жизни.

Баллы

Уровни ориентации личности на здоровый образ жизни

22-24

1 — очень низкий

25-28

2 — низкий

29-32

3 — ниже среднего

33-36

4 — чуть ниже среднего

37-40

5 — средний

41-44

6 — чуть выше среднего

45-48

7 — выше среднего

49-52

8 — высокий

53-56

9 — очень высокий

57-60

10 — наивысший


В последнее время очень многие подростки увлекаются курением, принятием наркотиков, алкогольными напитками. Для раннего выявления и предупреждения  таких  явлений  предлагаемые ниже вопросы позволят родителям и учителям вовремя заметить, что их ребенок,  воспитанник   употребляет наркотики.

Тест-анкета

Баллы

 Критерии

50

Снижение  успеваемости в школе в течение последнего года

100

Резкое снижение успеваемости

50

Неспособность рассказать о том, как протекает общественная жизнь в  школе

50

Утаивание вызова родителей в школу

50

Потеря интереса к спортивным и внеклассным занятиям

50

Сообщение педагогов или соучеников о прогулах уроков, драках, воровстве

100

Задержание в связи с вождением авто- и мототранспорта в состояния опьянения

100

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. д.

300

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков

100

Другие противоправные действия, встречающиеся только в состоянии опьянения, включая алкогольное

100

Совершение краж

100

Пропажа из  дома денег, ценностей, книг, одежды и т. п.

50

Частое выпрашивание денег у родителей и родственников

150

Пропажа одежды, пластинок, кассет и т. п.

300

Наличие значительных сумм денег без понятного источника

i 50

Частая непредсказуемая смена настроения

50

Снижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям

50

уход от участия в семейных делах

50

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей

100

Нарастающая лживость

50

Позиция защиты в разговоре об особенностях поведения

50

Избегание общения с домашним окружением

50

Гневливость,  агрессивность, вспыльчивость, потеря энтузиазма

100

Нарастающие безразличие, безынициативность

100

Высказывания о бессмысленности жизни

Баллы Признаки

100

Общие психологические изменения: нарушение памяти, неспособность мыслить логически

50

Частые простудные заболевания

50

Потеря аппетита

100

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в одежды и т. п.

300

Внешний вид нездорового человека, бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов

50

Частые синяки, порезы, не находящие удовлетворительного объяснения («просто упал»)

100

Появление татуировок, следов от ожогов сигаретой, порезов на предплечьях

100

Бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью

300

Подросток отстаивает, утверждает свое право на употребление спиртного, наркотиков

300

Частый запах спиртного или появления запаха гашиша от одежды

200

Чрезмерно расширенные или суженные зрачки

300

Потеря памяти на события, происходящие в период опьянения

300

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей

300

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы и т. п., особенно когда эти вещи скрываются

50

Пренебрежение к домашним правилам

50

Незаинтересованность в домашних делах

50

Избегание участия в семейных торжествах

50

Нарастающая напряженность в семейных взаимоотношениях

100

Не возвращается ночевать домой

50

Скрывает свой круг общения, избегает подробных телефонных разговоров и т. п.

Обнаружив даже отдельные тревожные признаки, следует побеседовать с ребенком в доверительной форме и обратиться за консультацией к специалисту.

При наличии более 10 признаков (их суммарная оценка превышает 2000 баллов) не откладывайте, срочно вращайтесь за квалифицированной помощью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочиепрограммы по математике

рабочие программы по математике 5 класс - Виленкинэлективный курс 5 класс "Теория вероятностей"рабочая программа по геометрии 8 класс - Атанасян...