Если у вас в семье особенный ребёнок…
статья на тему
из опыта работы специалистов Кировского ТСП МБОУ «Центр диагностики и консультирования» с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если у вас в семье особенный ребёнок…
(из опыта работы специалистов Кировского ТСП МБОУ «ЦДиК» с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями)
Пашкова Елена Николаевна,
заведующая ТСП, социальный педагог
Титова Елена Викторовна,
педагог-психолог
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
В каждом детском коллективе сосуществуют разные дети: популярные и не очень, активные и тихие, общительные и одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые стремятся оказаться в центре внимания сверстников любым путем, но при этом, не умея вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирают неадекватные способы поведения, тем самым добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения. Встречается еще одна категория детей, которая может стать как объектом насмешек, таки неприятия - «особенные» дети.
«Особенным» ребенок может стать в силу различных причин:
- необычная внешность (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);
- не умеющий общаться;
- не умеющий за себя постоять;
- имеющий ограниченные возможности здоровья;
- неопрятно одетый;
- часто пропускающий занятия;
- очень успешный или неуспешный в учебе ;
- слишком опекаемый родителями;
- импульсивный, и др.
В основе перечисленных причин отверженности школьников коллективом могут быть как проблемы со здоровьем, так и социальные проблемы. Однако у таких детей можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере предопределяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.
Особенности развития личности детей могут привести нарушениям в области познания и коммуникации, а также могут приводить и к нарушению формирования их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. Если же у ребенка имеются ограниченные возможности здоровья, то часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство боязни, страха, обиды, и реже - агрессивности. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как показывает опыт работы с подобными проблемами, большинство детей с особыми условиями развития имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.
Часто взрослые, понимая сложности возникающие у ребенка, стремятся создать для него щадящие, оберегающие условия, тем самым лишая развивающуюся личность опыта преодоления проблем, опыта формирования успешных коммуникативных навыков.
Встречаются и противоположный тип отношения к особенным детям: такие взрослые уверены, что если ребенку предъявлять требования как к обычным детям, не обращая внимания на проблемы – то рано или поздно ОН станет «как все». Но в условиях, когда нагрузки несоизмеримы с возможностями ребенка, не учитываются его потребности, влияние дефектов усиливается и возможности формирования компенсаторных механизмов минимизируются.
И в первом, и во втором случае из формирования Личности «выпадает» ситуация достижения успеха. И происходит отказ от деятельности: и тогда, когда за ребенка все делают взрослые, и тогда когда «сколько не сделай, все равно не получится». Кто при этом становится замкнутым, а кто-то агрессивным или навязчивым.
Подобное поведение является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально «вламываются» в жизнь других или «виснут» на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться таким образом отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.
Если у ребенка имеются явные проблемы со здоровьем, то такой ребенок редко становится объектом прямых насмешек. Чаще его социализация бывает затруднена наличием ограниченного числа отношений в коллективе или же обусловлена избеганием общения с ним другими сверстниками.
Успешность социальной адаптации особых детей зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических или психологических нарушений, но и от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится такой ребенок.
Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация – в данном случае может рассматриваться как состояние отсутствия конфликта со средой. В результате у ребенка формируется средство защиты, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, которые могли возникнуть при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом
Многие психологи и педагоги думают над тем, каким образом можно научить особых детей общаться, смогут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) создать условия и обратить на таких ребят внимание сверстников, сделать их своими для окружающих, чтобы помочь ребятам стать полноправным членом коллектива.
Существуют 4 этапа социально-психологической адаптации:
1. Уравновешивание - минимальная степень включенности ребенка в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы.
2. Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.
3. Приноровление - признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками.
4. Уподобление - трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.
Следует учитывать, что дети с особыми образовательными потребностями отличаются от своих сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, в особенностях протекания процесса адаптации таких детей к любым измененями, происходящим в их жизни и требует от них значительно больших усилий, как физического, так и психологического плана. Особенно это заметно в процессе общения и обучения, которые осуществляются в коллективе сверстников.
Задача педагогов образовательных учреждений уделять серьезное внимание детям с особыми образовательными потребностями, чтобы оказать своевременную и квалифицированную помощь в преодолении возникающих проблем. Именно такие дети нуждаются в усиленном психолого-педагогическом сопровождении. Педагогам, работающим с данной категорией детей, необходимо понимать особенности и причины возникающих проблем (физиологические, психологические, гендерные, индивидуальные, возрастные и др.).
Опираясь на имеющиеся знания, педагог может и должен помочь адаптироваться ребенку, создать условия для его самореализации и успешной коммуникации с другими членами коллектива. В совместной деятельности происходит установление контактов, которые постепенно из «деловых» могут перейти на другой более доверительный уровень. В рамках социального проекта «Дорога надежды» специалисты Кировского ТСП МБОУ «Центр диагностики и консультирования» провели семинары с элементами тренинга для педагогов по созданию стратегий и способов вовлечения особых детей в групповую и индивидуально-групповую работу. Педагоги-психологи познакомили с индивидуальными особенностями и потенциалами детей с ограниченными возможностями, так как именно на занятиях в детских садах, и на уроках в школе педагог создает атмосферу толерантного отношения внутри коллектива.
В рамках межведомственного взаимодействия, специалистами Кировского ТСП МБОУ «ЦДиК» в школах района были проведены педагогические советы по темам «Создание ситуации успеха на уроке» (ОУ № 15), «Толерантность педагога как элемент мировоззрения и жизненной позиции» (ОУ № 39, 74). На таких педагогических встречах педагоги получили возможность разработать и апробировать различные способы создания ситуаций успеха, предотвращения конфликтов, принятия других людей с иными возможностями, формы и методы содействия наиболее полной интеграции обучающихся в общество, в том числе и с детей с ограниченными возможностями.
В рамках проектов «Мир равных возможностей» и «Добровольцы – детям» в Кировском ТСП МБОУ «ЦДиК» был проведен семинар-практикум «Роль педагога-психолога ОУ и ДОУ в психолого-педагогическом сопровождении детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья», на котором:
- педагоги-психологи были проинформированы о задачах психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- прошло обсуждение форм и методов работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработаны мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
На классных часах в ОУ района «Мои сверстники с ограниченными возможностями – чем я могу им помочь?» педагоги-психологи ОППО, информировали учащихся о жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обсуждали формы и методы взаимодействия со сверстниками-инвалидами и семьями. Таким образом, у обучающихся происходит постепенное формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Инновационной формой работы можно рассматривать занятия с элементами тренинга, проведенные социальным педагогом, педагогом-психологом и лидерами волонтерского отряда ТСП «Лидер», направленные на обучение школьников-добровольцев организации и оказанию адресной поддержки детям-инвалидам, на формирование и расширение социальных связей и коммуникативных навыков детей-инвалидов, а также интеграцию детей–инвалидов в среду здоровых сверстников. Также были организованы встречи здоровых детей, волонтеров с детьми-инвалидами, в т.ч. посещения на дому детей инвалидов или с использованием информационных технологий («добровольчество в сети Интернет»).
Так как, именно семья является ближайшим окружением ребенка, то особую роль приобретает работа педагога-психолога с родителями по созданию условий для эффективной социализации особых детей. В данную работу входят информирование родителей об имеющейся в городе реабилитационной базе, оказываемых реабилитационных услугах, а также, возможности получения психологической помощи (индивидуальные и тематические консультации, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми и родителями, занятия с элементами тренинга, в том числе в рамках родительского клуба «СемьЯ», родительского всеобуча «Молодая семья» и т.д.).
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка: либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее. У многих родителей возникает чувство обреченности (по типу эмоционального выгорания), поэтому на индивидуальных консультациях педагоги-психологи оказывают психологическую поддержку, помогают снизить психоэмоциональное напряжение, помогают выстроить стратегии поведения и сценарные планы на будущее. В ходе консультаций обсуждаются индивидуальные, возрастные особенности детей с ограниченными возможностями, прорабатываются стратегии развития компенсаторных механизмов и социализации, в том числе через профессиональное самоопределение и развитие интересов и способностей через учреждения дополнительного образования.
Ведущую роль в формировании личности человека играет общение, поэтому очень важно таких детей обучать конструктивным навыкам взаимодействия с различными людьми. Для этого педагоги-психологи нашего ТСП проводят консультации для детей и родителей, а также коррекционно-развивающие занятия по формированию умений общаться с членами семьи, с одноклассниками и другими членами социума через игровые упражнения и задания, арт-терапевтические приемы, методы игровой и песочной терапии, ролевые игры и др.
Высокопродуктивными являются занятия в семейной группе, на которых вместе с детьми родители непросто с пользой проводят время, но и учатся лучше понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель таких встреч - помочь, подсказать родителям как научить детей играть, помогая им приобретать необходимые навыки, при чем не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. Специалисты также используют методы сказкотерапии: родители и дети вместе сочиняют сказки, разыгрывают вновь придуманный сюжет по ролям. Для более старших детей используются дидактические игры. По завершению консультаций каждый родитель получает раздаточный материал, буклеты с рекомендациями специалистов «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника», «Что делать, если ваш ребенок лжет», «Где получить помощь», «Психологическая поддержка и профилактика эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями» и др.
Проведение тематических консультаций строится на проведении психолого-педагогических бесед, тренинговых занятий, целью которых является гармонизация взаимоотношений “родитель - ребенок”. Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.
Таким образом, работа по психологической поддержке семей имеющих детей с ограниченными возможностями и созданию системы психолого-педагогического сопровождения таких семей является необходимым условием для ИХ успешной адаптации и социализации.
Проводимые специалистами Кировского ТСП МБОУ «ЦДиК» мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) помогают в создании условий для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Литература
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2008г.
- Скринников А.В., Барсегян О.В., Кузнецова О.В. Взаимоотношения матери и ребенка: поддержка или зависимость? Практическое пособие для родителей детей-инвалидов. СПб.: Речь; СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района», 2010.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с. (Коррекционная педагогика)
- Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья и ребенок с особыми нуждами // Школа здоровья. 1996. - №1. – с.17 – 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации для родителей:
- Не бойтесь показать свои чувства. Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Избегайте жалости к себе и ребенку.
- Учите ребенка распознавать эмоции (радость, грусть, удивление, интерес, печаль, страх, злость, гнев, вину). Не «гасите» негативные эмоции ребенка, научите его выражать их адекватным способом.
- Демонстрируйте ребенку адекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации (словами, жестами, мимикой).
- Будьте реалистами. Понимайте, что есть вещи, которые мы можем изменить, а другие нет.
- Уделяйте время для общения с ребенком. Обязательно говорите ребенку, что любите его. Как можно чаще высказывайте ребенку свое одобрение, похвалу, эмоциональное принятие.
- Посмотрите на своего ребенка со стороны: какими талантами он обладает, в чем проявляется его задатки , возможности и будущие способности? Задумайтесь, чем он отличается от ваших условных ожиданий?
- Остерегайтесь неосторожных фраз и выражений, относительно вашего ребенка.
- Не допускайте даже малейших насмешек в отношении ребенка – он все воспринимает буквально.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
- Помните, ваша излишняя опека вредит ребенку! Позволяйте ребенку самостоятельно удовлетворять свои потребности. Старайтесь не делать мелочных замечаний.
- При возникновении психологических проблем обязательно обращайтесь за помощью к психологу.
Рекомендации для учителя
- Соберите как можно больше информации о проблемах и особенностях ученика и постарайтесь получить четкое представление о возможностях и ограничениях, связанных с его нарушением.
- Не бойтесь говорить о психологических и физических особенностях. Однако учитывайте тот факт, что у некоторых обучающихся, особенно в переходном возрасте, возникают проблемы собственного восприятия, в связи, с чем они стараются не привлекать к своему нарушению особого внимания.
- Как можно меньше выделять ребенка с нарушениями в особое положение. Правила поведения, общие для всего класса, должны в максимально возможной степени относиться и к интегрируемому ученику.
- Поддерживайте уважительное отношение ребенка к самому себе и осознание им собственной ценности и достоинствах.
- Попытайтесь избегать реакций, вызванных чувством сострадания. Если вы замечаете, что ребенок злоупотребляет своим положением, попытайтесь выяснить возможные причины такого поведения: слишком высокие требования, неуверенность, проблемы переходного возраста, одиночество и др.
- Привлекайте к помощи одноклассников, но не настаивайте. Позаботьтесь о том, чтобы такая помощь не была для них обременительной.
- Использование на уроках методов групповой работы может быть для особых детей возможностью для установления контактов и проявления своих возможностей, так как другие ученики спонтанно предлагают помощь и распределяют задачи. Однако следите за тем, чтобы присутствие в группе такого ученика не воспринималось коллективом как обуза. Постарайтесь понять последних и научить обсуждать с ними их реакцию на ученика с нарушениями.
- Поддерживайте участие ребенка в различных мероприятиях по проведению свободного времени с обычными детьми. Но, с другой стороны, ребенку с нарушениями важно участвовать и во внешкольных мероприятиях с учениками, имеющими такие же формы нарушений. Это даст ребенку чувство безопасности и признания, а также возможность обсуждать определенные переживания и проблемы.
- При организации различных мероприятий в классе учитывайте возможности и ограничения интегрируемого ученика.
- Учитывайте то, что домашнее задание часто представляет для такого ученика дополнительную нагрузку. Участие в уроке уже требует от него больших усилий. Зачастую дома ему приходится еще раз прорабатывать часть пройденного на уроке материала.
- При возникновении проблем обращайтесь за консультацией к сотрудникам психологической службы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим говорить особенного ребёнка (1часть)
Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет Учим говорить особенного ребёнка (1часть)...
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-593928-1476629603.jpg)
Если вы хотите, что бы ваш ребёнок красиво писал в школе – научите его пользоваться ножницами
Если вы хотите, что бы ваш ребёнок красиво писал в школе – научите его пользоваться ножницами. Работа с ножницами одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Вырезание развива...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-622198-1642001609.jpg)
Если у Вас в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченны...