Лекция для родителей «Когда родителям некогда»
консультация по теме

Одна из наиболее общих и острых проблем нашего времени, которая существует во многих странах, - это повышенная занятость родителей. Но в последнее время в силу известных социальных и экономических причин работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда – некогда не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsii_dlya_rodit._doshk._2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей

«Когда родителям некогда»

   Одна из наиболее общих и острых проблем нашего времени, которая существует во многих странах, - это повышенная занятость родителей. Но в последнее время в силу известных социальных и экономических причин работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда – некогда не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. Некогда играть, читать, строить из кубиков, разговаривать. По некоторым данным, родители в среднем проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Тотальная занятость своими проблемами, работа, быт, необходимость зарабатывать деньги отнимают всё время и последние силы. Измученные тяжкой жизнью взрослые буквально валятся из ног от перегрузок и усталости. Тут уже не до сказок и детских игр. Сил и времени едва хватает на то, чтобы кормить ребёнка и отводить его в детский сад. А то, чем живёт ребёнок, что он делает, что переживает, о чём думает, до поры до времени мало волнует родителей. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к своеобразному разрыву между ними и взаимному отсутствию интереса. И дело тут не только в дефиците свободного времени и тотальной усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребёнка, в нежелании в неё включаться. Большинство современных молодых родителей с трудом представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком. Они не знают, в какие игры играют их дети, о чем они думают, как воспринимают окружающий мир. Совместная игра детей и родителей – сегодня уже что-то архаическое и экзотическое.

   Нарушение нормального общения детей и родителей – это результат не только отсутствия времени, но и, прежде всего, отчуждения детей и родителей. Современные дети живут совершенно в другом, изменённом мире, где со всех сторон льются информационные потоки, невиданными темпами развиваются информационные технологии, где электронные игры вытесняют и заменяют традиционную игру и живое общение с людьми. Родителям кажется, что современные дошкольники совсем другие, а следовательно, им нужны другие, более современные занятия, игры, игрушки. Их нужно как можно раньше приобщать к взрослой жизни достижениям технического прогресса. Но это не так. Чтобы стать нормальным, развитым человеком, каждый ребёнок должен иметь нормальное детство.

   Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Освобождая себя от лишних и утомительных занятий с малышом, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития детской психики. Этот основной закон хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако сегодня он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение. Попытаемся напомнить и пояснить его.

   Суть данного закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребёнка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а только при общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребёнку какие-то свои представления или ценности, но вместе с ним строит внутренний мир малыша, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут так и остаться незамеченными. Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают у него каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнок открывает только со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребёнка, наполнять его.

   Полноценное человеческое развитие маленького ребёнка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные  и приспособленные для детей СМИ не заменяют живого человека, не откроют ребёнку культурный смысл окружающих вещей. Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени такие факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребёнка и детских домов. Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что дети, лишённые семьи, т.е. полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Их отличает общее недоразвитие личности, выражающееся в отсутствии интереса к содержательным занятиям, слабой концентрации внимания, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, импульсивности и ситуативности поведения, отсутствии инициативы, низком уровне фантазии и воображения, несамостоятельности и стереотипности мышления, слабой ориентированности на будущее. Однако если 10-15 лет назад перечисленные симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они всё чаще распространяются на нормальных «семейных» детей. Парадоксально, но все эти особенности наиболее ярко проявляются у двух противоположных по своему  социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков и у детей высокообеспеченных родителей. В обоих случаях данные симптомы – следствие одной и той же болезни, а именно недостатка полноценного личностного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения выступает следствием социального неблагополучия, то в другом, напротив, - следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления обеспечить ребёнка всеми техническими средствами и одновременно – передачи своих родительских обязанностей другим «доверенным лицам» (няням, гувернанткам, домашним педагогам). И в обоих случаях потребности ребёнка отодвигаются на задний план.

   Работающие и неплохо зарабатывающие родители по возможности нанимают для воспитания своего малыша няню или квалифицированного педагога. На первый взгляд, такой подход выглядит как забота о ребёнке, для которого никаких денег не жалко, только бы он получал индивидуальный уход и хорошее домашнее воспитание. Однако проконтролировать работу няни, которая целый день сидит с малышом одна, практически невозможно. Очень часто главная её задача сводится к соблюдению режима дня – вовремя накормить, погулять, уложить спать.

        Эмоциональная связь с няней тоже может привести к печальным результатам. Иногда женщина, ухаживающая за маленьким ребёнком, стремится привязать его к себе. Малыш влюбляется в свою няню, целый день сидит у неё  на руках, обнимает, целует и очень скоро просто не может ничего делать без неё: только с ней он может есть, спать, жить. Никто другой ему уже не нужен. Но вскоре обнаруживается, что ребёнок растёт крайне несамостоятельным, капризным, инфальтильным, он полностью зависит от присутствия и настроения няни. Малыш предпочитает её родной матери, требует, чтобы няня его кормила, носила на руках, с ним засыпала и т. п. Всё это, естественно, осложняет  отношения ребёнка с родителями, мать чувствует, что она буквально теряет его. Положение становится безвыходным. Разлука с такой любимой няней конечно же несёт большую психологическую травму для малыша, а продолжение совместной жизни всё более инфантилизирует его и тормозит дальнейшее развитие. Дело в том, что воспитание самостоятельности, собственной активности и самодеятельности ребёнка вовсе не входит в задачи наёмной работницы. Её задача – закрепиться в семье, а ребёнок становится средством сохранения своего рабочего места.

         Забота няни, которая является для неё работой, не может заменить нормальной совместной жизни дошкольника с родными, близкими людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Если ребёнок в раннем возрасте лишён полноценного общения с родителями, вся человеческая культура остаётся для него закрытой, чужой, невостребованной, а внутренний мир ребёнка – пустым.

        Ещё одним современным средством, облегчающим родительскую заботу, стал в последнее время телевизор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Когда необходимо обращаться к логопеду.

Советы логопеда, какие симптомы отклонений в речевом развитии ребенка должны насторожить родителей и вызвать необходимость обратиться к логопеду....

Тест для родителей. Когда идти за помощью к логопеду?

Вопросы для родиелей, помогающие определить речевые проблемы у ребёнка....

Тест для родителей. Когда идти за помощью к логопеду?

Вопросы для родителей, позволяющие определить речевое развитие ребёнка....

Консультация для родителей "Когда обратиться к логопеду"

Материал содержит рекомендации учителя-логопеда  для родителе и педагогов ДОУ....

Консультация для родителей "Когда обращаться к логопеду"

Советы родителям  когда ребенку нужна логопедическая помощь...

буклет для родителей "Когда в родителях согласья нет"

Данный буклет предоставляет рекомендации для родителей по поводу воспитания детей. Рассказывает о важности правил в семье и соблюдению их всеми членами....

Рекомендация логопеда родителям: "Когда родителям обращаться к логопеду"

Могут ли родители сами решить нужен им логопед или нет?...