Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе "Чуткие ушки"
методическая разработка по теме
Тема: «Чуткие ушки»
Цель занятия: развитие фонематического анализа и синтеза слов.
Задачи:
Познавательные - формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Воспитательные - формировать стремление беречь и укреплять здоровье, умение заботиться о нем.
Урок разработан с использованием здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникационных и компенсаторно-нейтрализующих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zharovoy_ot_ns.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе
Тема: «Чуткие ушки»
Цель занятия: развитие фонематического анализа и синтеза слов.
Задачи:
Познавательные - формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Воспитательные - формировать стремление беречь и укреплять здоровье, умение заботиться о нем.
Планируемые результаты:
Предметные:
- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
- знать правописание парных согласных на конце слова
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения;
- работать в паре: договариваться о выполнении задания, осуществлять самопроверку результатов деятельности.
Личностные:
- проявлять интерес к сохранению здоровья;
- понимать значение здоровья для успешной жизни
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, компенсаторно-нейтрализующие
Методы и приемы:
- словесные методы – беседа, учебная дискуссия;
- наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций;
Формы организации работы на уроке: коллективная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Оборудование и материалы к уроку:
- Презентация со звуками природы.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.
- Массажные эспандеры, игрушки на руку для кукольного театра.
- Раздаточный и дидактический материал.
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Упражнение «Улыбка».
Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
- Самомассаж рук с использованием ребристого эспандера [3]
(См. Приложение № 1)
ІІ. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Инсценировка диалога девочки и мальчика с использованием кукол на руку.
Послушайте диалог
Д.: | - Здравствуй, милок! |
М.: | - У меня закончился сок. |
Д.: | - Что дома делает бабушка? |
М.: | - Да, я съел два оладушка. |
Д.: | - Ничего себе поговорили!? |
М.: | - Нет, магазин еще не закрыли! |
Логопед: Задает вопрос классу: «Почему возникла такая ситуация?»
Ученики: Размышляют, отвечают на вопрос.
Логопед: Задает вопрос: «Какой орган чувств отвечает за слух?»
Ученики: Отвечают на вопрос: «Уши».
- Сообщение темы урока.
Логопед: Сообщает тему урока и задает вопрос классу: «Как вы понимаете слово чуткие уши?»
Ученики: Размышляют, делают выводы, отвечают.
Логопед сообщает цель урока: «На уроке мы будем развивать умения слышать звуки» и задает классу вопрос: «Зачем нам это надо?»
Ученики: Размышляют, отвечают.
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
- Упражнение «Барабан» для укрепления слуховых нервов.
Закройте ладошкой левое ухо так, чтобы пальцы рук лежали на затылке. Побарабаньте по руке пальцами правой руки. Поменяем сторону.
- Распознавание звуков природы: трели соловья, раскаты грома с дождем, жужжание пчел. Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят много радости. Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.
- Игра «Повтори слоги» [2, 6].
Логопед: Предлагает послушать цепочку слогов и повторить их (хоровая работа):
ТА-ТА-ТЯ-ТА РО-РЁ-РО-РЁ | ЖУ-ЗУ-ЖУ-ЗУ ША-ЖА-ЖА-ША |
ІV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Самомассаж «Ушки» [1] (См. Приложение № 2)
Логопед предлагает встать и выполнить самомассаж аурикул.
- ИГРА «СОСТАВЬ ИЗ ЗВУКОВ СЛОВО [2].
Логопед предлагает классу составить слово здоровье по заданным звукам в словах.
(См. Приложение № 3)
Логопед: Задает вопрос классу: «С помощью каких названий растений вам удалось получить слово здоровье?».
Ученики: Отвечают на вопрос и обобщают: «Береза, крапива, шиповник, ель, одуванчик, вишня - это лекарственные растения».
Логопед: Задает вопрос классу: «Что вы понимаете под словом «Здоровье»?»
Ученики: Размышляют, приводят примеры из своего жизненного опыта.
Логопед: Задает вопрос классу: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»
Ученики: Размышляют, приводят примеры из своего жизненного опыта.
- Выделение из слов ударных гласных [2, 6]
Логопед предлагает учащимся встать и выполнить следующие движения: если слышите ударный звук [У] – руки вперед, если слышите ударных звук [О] – руки поднимаем вверх, если другие звуки – нет действий (тишина).
Слова: вОздух, физкультУра, смех, Овощи, фрУкты, осанка, прогУлка, питание, Отдых
- Игра «Цепочка слов» [6]
Работаем в паре. (См. Приложение № 4)
Логопед: Задает классу вопрос: «Какое слово получилось?»
Ученики отвечают: «Радость».
Логопед: Задает вопрос классу: «Какое отношение слово «Радость» имеет к теме нашего урока?»
Ученики: Размышляют, делают выводы.
- Самомассаж «Массаж для ума» [1]
(См. Приложение № 5)
Логопед предлагает классу выполнить интеллектуальный массаж профессора Ауглина.
- Работа с ребусом. (См. Приложение № 6)
Каждый кузнец своего здоровья.
Работа в паре.
Логопед: Задает классу вопрос: «Как понимаете эту пословицу?»
Ученики: Размышляют, отвечают на вопрос.
- Игра «Собери слово», гимнастика для глаз [7]
Логопед предлагает составить из «вспыхивающих» букв слова: движение, успех.
Логопед: Обсуждает с учащимися тему: «Здоровый человек – успешный во всех делах, начинаниях. Здоровье – это движение».
Логопед: Задает вопрос классу: «Что же дает людям здоровье?»
Ученики отвечают: «Здоровье дает всем людям радость, движение, успех!»
- Игра «Звук заблудился» [5]
(См. Приложение № 7)
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
- Игры «Чудесный мешочек» и «Полезные советы» (См. Приложение № 8) [4, 8]
Работа в паре.
Логопед: Обсуждает с детьми темы: «Чем полезны фрукты?», «Какие правила следует выполнять, чтобы сохранить слух?»
- Конкурс на лучшего чтеца скороговорок.
Логопед организует работу со скороговорками:
- Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
- В здоровом теле - здоровый дух!
- Здоровье и счастье не живут друг без друга.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Логопед: Задает вопрос классу: «Чему учились на уроке?»
Ученики отвечают на вопрос.
Логопед: Задает классу вопрос: «Какие приемы запомнили?»
Ученики: Отвечают на вопрос.
Логопед: Задает классу вопрос: «Где и когда будете их применять?»
Ученики: Отвечают на вопрос.
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Я дарю вам распечатки упражнений, чтобы вы могли пользоваться ими, оздоравливать свой организм.
Логопед предлагает учащимся оценить свою работу с помощью «Улыбок-смайликов».
Использованная литература:
- Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010. – 112 с.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: Практическое пособие. ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2001. – 80 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32 с. – (Серия «Уроки логопеда»)
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.Ч. 1 – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010, - 160 с.: ил. – (Зеленый дом)
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.
- Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет.- СПб.:КАРО, 2010. – 96 с.-(Серия «Мастер-класс логопеда»)
- Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2011. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах
Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...
Методическая разработка занятия по технологии "Перевернутый класс", 10 класс, литература
Сценарий занятия по технологии "Перевернутый класс"...
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....