Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_vyyavleniya.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Бобровка Красноармейского района Саратовской области»
Алгоритм выявления,
профилактики и устранения
семейного неблагополучия
Подготовил
социальный педагог
Власенко А. Е.
2014 год
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит, говорить о том:
* какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
* как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
* как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
* что должны, хотя бы в общих чертах, предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
- На основании сигнала об ущемлении интересов ребёнка педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребёнка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья.
- Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники (соседи, коллеги родителей по работе, детская поликлиника и т.д.).
- Обобщение полученных данных, оценка уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребёнка.
- Диагностика семейного благополучия через ознакомительную беседу с ребёнком.
- Первая встреча с проблемной семьёй (лучше вызвать в учреждение, необходимо участие не только воспитателя, но и психолога, встреча не должна превышать 1 час с небольшим перерывом через 30 минут). Цель её – добиться от родителей признания, что в семье существуют проблемы, которые создают угрозу психическому и физическому здоровью ребёнка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.
- Обсуждение полученной информации на заседании комиссии по охране детства и работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Работа по повышению воспитательных способностей родителей.
- Посещение семьи в месте её проживания.
- Работа по восстановлению воспитательной функции семьи.
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
- Органы социальной защиты населения;
- Отдел образования;
- Органы внутренних дел;
- Органы здравоохранения;
- Отдел по молодежной политике;
- Служба занятости населения;
- Сельская администрация;
- РКДН и ЗП.
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
- Классные руководители;
- Воспитатели д/с;
- Педагоги школы;
- Врачи;
- Участковый инспектор;
- Жители поселка;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Документы социально-медицинского патронажа;
- Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
- Материалы психодиагностики;
- Результаты рейдов;
- Жалобы и заявления граждан;
- Материалы о правонарушениях;
- Преступления несовершеннолетних.
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА:
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
- Бродяжничество;
- Агрессивность;
- Хулиганство;
- Кражи;
- Вымогательство;
- Правонарушения;
- Аморальные формы поведения;
- Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
- Низкая успеваемость;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Подростковый алкоголизм;
- Подростковая проституция;
- Болезни;
- Недоедания;
- Уклонение от учебы.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
- Конфликты с учителями;
- Частое употребление неформальной лексики;
- Суетливость или гиперактивность;
- Конфликты с родителями;
- Контакты с криминогенными группировками.
5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ:
- Принудительное лечение от алкоголизма;
- Лишение родительских прав;
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Влияние через СМИ;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Оказание материальной помощи;
- Административные штрафы;
- Создание клубов по интересам;
- Постоянный патронаж;
- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения, либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может вырастить не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи, - может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей; эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ; вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту, подрывающую физические силы; отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье; допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей семье доход.
4. Семьи со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
5. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи, причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход от благотворного влияния семьи и школы.
6. Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
7. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
Большое количество семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
№ | Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 | Диагностика семейного неблагополучия. |
|
2 | Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
|
3 | Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. |
|
4 | Профилактика семейного неблагополучия. |
|
5 | Помощь общества неблагополучным семьям. |
|
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ.
- Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
- Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите с собой представителя родительского комитета, психолога, членов комиссии по охране детства…
- Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребёнка в семье, нарушениях родителями его прав.
- Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.
- Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
- В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
- Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
- Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
- Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
- Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
- Личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.
- Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
- Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
- Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
- Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
- Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительный рост и достижения действий семьи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
- Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.
- Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей.
- Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
Алгоритм включает:1. Совместная работа;2. Источники информации о семейном неблагополучии;3. Дополнительные источники;4. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка;5. Эффективные м...
Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"
Семинарское заняиме с элементами тренинга для классных руководителей среднего звена...
Презентация Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"
Дополнение к конспекту семинара....
Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.
Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия...
О работе по профилактике социального и семейного неблагополучия
Для эффективной профилактики социального сиротства необходимо выявление и возможная коррекция факторов , способствующих формированию семейного неблагополучия, а также межведомственное сопровождение се...