Правильная осанка.
материал (5 класс) на тему

Каюмова Леся Камильевна

Конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilnaya_osanka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Правильная осанка – залог здоровья и успеха»

Цель: познакомить родителей со сводкой заболеваемости учащихся, сообщить основные проблемы, рассказать о нарушениях осанки и методах борьбы с ними.

Задачи собрания:

убедить родителей в необходимости развития потребностей у ребёнка следить за своей осанкой;

познакомить родителей с основными факторами, способствующими совершенствованию опорно-двигательного аппарата, укреплению и сохранению осанки школьников.

Форма проведения: родительское собрание среди родителей 5 – 7 классов.

Актуальность: Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учёбы этот показатель удваивается. Наиболее важный период для формирования осанки – с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Именно в этот период “закладываются” будущие болезни позвоночника и суставов. Это и определило тему родительского собрания.

Ход мероприятия: В толковом словаре В. Даля написано: "Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту".

 Осанкой принято называть привычную, непринуждённую позу человека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всего внешнего облика, но и напрямую связана с его здоровьем. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушение зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозами остеохондрозу.

   Детский сколиоз – это патологическое искривление позвоночника в боковую сторону. Проблема очень актуальна. Скажем, лет тридцать назад, сколиоз диагностировали у школьников среднего звена, или в старших классах. У учащихся начальных классов такие нарушения были единичны. Причиной считали то, что дети много времени стали проводить за книгой, в сидячей позе, старшеклассники меньше времени проводят на улице в играх. Проработав в школе два года, я на своём опыте убедилась, что сколиоз сильно помолодел. Гораздо больше детей с нарушением осанки стали поступать в первый класс. Я заметила, что многим детям трудно сидеть правильно за партой, они часто подтягивают колени к груди, им удобнее сидеть в позе «эмбриона». Когда родителям в анкете было предложено ответить на вопрос: «Как долго вы пеленали своего ребёнка?» - оказалось, что именно этих детей родители пеленали 1-2 недели, или не пеленали вовсе.

Примеры нарушения осанки:

Каковы же причины нарушения осанки?

Неправильная посадка за партой и за домашним столом. /Слайды

Несоответствующая росту ребёнка мебель. /Слайд №.

Портфель, который нужно носить в одной руке. Это нешуточное испытание для детского позвоночника

Плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу. /Слайд №

Дефицит движения и долгие часы, проведенные за компьютером. /Слайд №

Дети не выполняют с раннего детства элементарные физические упражнения, что приводит к слабости мышц, в том числе и спины.

Всё это приучает маленького человека к асимметричным положениям тела, в результате которых мышцы одной половины тела преимущественно растянуты, а другой – сокращены. Такое положение становится для ребенка привычным и удобным. В дальнейшем уже и при отсутствии стимуляторов он старается принять его.

   Как влияет неправильная осанка на здоровье ребёнка? /Слайд № 11 /

Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.

Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.

Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.

Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.

Человек с плохой осанкой выглядит неудачником. К сожалению, внешний вид влияет и на отношение окружающих к человеку.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, необходимо приучить школьника к правильной осанке. Итак, каким же образом?

Показать школьнику, как правильно сидеть за школьной партой. /Слайд № 12/

Обе ноги ребенка должны твердо стоять на полу, а угол между бедром и голенью должен быть прямой. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь. Школьник должен полностью занимать скамью стула, а спина находиться в постоянном контакте со спинкой стула. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30-35см.

Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. /Слайд № 13/. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу.

Ещё одна причина плохой осанки - освещение. Да, именно освещение, ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже - "писать носом". Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости. Если вы заметили признаки плохого зрения у своего ребенка, его необходимо немедленно показать окулисту. Во-первых, без лечения и близорукость, и дальнозоркость будут стремительно прогрессировать, а во-вторых, постоянная работа в "согнутом" положении испортит ещё и позвоночник. В домашних условиях также необходимо придерживаться правил: свет при письме должен падать с левой стороны, а для левши – с правой. /Слайд/

Проверьте рабочее место ребёнка! Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту ребенка. /Слайд . Стол соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до рабочей плоскости (тетради или книги) в 30—35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Правильное положение стула позволяет сидеть прямо, не наклоняясь вперед и не прогибаясь назад.

Необходимо обратить внимание на школьную сумку. Лучше всего купить школьнику ранец, который можно носить на спине. /Слайд /. Тогда нагрузка на спину будет равномерной, чего не скажешь о портфеле или сумке, которую приходится носить в одной руке. В ранце должно быть несколько секций и карманов, чтобы школьные принадлежности не перемещались при ходьбе и не скатывались в одну сторону.

Отлично формирует осанку твердая спинка школьного ранца, поскольку, когда ранец на спине, сутулиться неудобно.

Практически в каждой семье сейчас есть компьютер, а дети с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, забывая о правильной осанке. Тем не менее, задача родителей и здесь научить ребенка сидеть правильно.

Монитор нужно поставить по центру, перед глазами, чтобы ребенок не изворачивался. Размеры компьютерного стола и стула должны соответствовать росту школьника. Ребенок должен иметь твердую опору под ногами. /Слайд №/

Многие родители не осведомлены о существовании норм, установленных Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми. Нормы эти весьма строгие, но объективные. Для первоклассников время за компьютером не должно превышать 30-ти минут в день.

В результате долгого сидения в неподвижном положении появляются боли в мышцах шеи, спины, головные боли, болят суставы кистей рук, что может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы.

Воспитывать у детей привычку держать своё туловище прямо не только, сидя за партой или столом, но и когда они стоят и ходят. /Слайд №/

Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной Осанки. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют плавание, пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках, ношение книги на голове. /Слайд.

   Как же оценить осанку ребёнка?(выступление медсестры поселка)

( приглашается  взрослый . Медсестра показывает и объясняет ,как сделать измерения)

сантиметровой лентой измерьте расстояние от седьмого шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток, (Ребенок во время измерения должен быть раздет до пояса и стоять в непринужденной позе.) При нормальной осанке эти расстояния равны.

2. Оценить осанку ребенка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, со стороны спины (плечевую дугу).

III. Подведение итогов родительского собрания.

В конце собрания родителям вручаются памятки по созданию условий для поддержания у детей правильной осанки.

Запомните эти советы, если вы хотите, чтобы ребёнок вырос с правильной осанкой и здоровой спиной! /Слайд

 Решение родительского собрания может быть следующим:

Создать условия для укрепления опорно-двигательного аппарата у детей.

Использовать рекомендации по формированию осанки.

Оказывать детям помощь в укреплении здоровья.

 я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить ряд упражнений для формирования правильной осанки :

Итак :

Упражнение 1. Мы проверили осанку и свели лопатки.

(Стать ровно, развести плечи и свести лопатки.)

 Упражнение 2. Мы ходим на носочках, а потом – на пятках.

(  Ходьба на носках, ходьба на пятках.)

 Упражнение 3. Мягко идём, как лисёнок, как медвежонок косолапый.

                ( Ходьба на  носках, ходьба на внешней стороне стопы.)

 Упражнение 4. И как зайчик куцехвостый, и зубастый серый волк.

(Прыжки на носочках, бег на носочках, широкими шагами.)

 Упражнение 5. Вот скрутился в клубочек ёжик, потому что он замёрз.

                 (Присесть сгруппировавшись.)

 Упражнение 6. Лучик ёжика коснулся, и он сладко потянулся.

(Встать, подняться на носочки, вдохнуть, потянуться, стоять на полную ступню, опустить руки, выдохнуть.)

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Спасибо за внимание.

Уважаемые мамы и бабушки! Еще несколько советов перед тем, как Вы начнёте серьёзно и целеустремлённо бороться за здоровье своего ребёнка. Помогите своим детям сделать гимнастические упражнения необходимыми в их жизни, выполняйте их вместе. Ни в коем случае не браните ребёнка, если он делает что-то не так, постарайтесь, что бы он с желанием выполнял упражнения, только в этом случае их выполнение станет хорошей привычкой. Отмечайте даже небольшие успехи, которые ребёнок достигнет в физическом усовершенствовании.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс ОРУ для укрепления мышц, участвующих в поддержании правильной осанки

Комплекс общеразвивающих упражнений для учащихся начальной школы. Комплекс проводится в подготовительной части урока гимнастики или подвижных игр. Продолжительность 10-12 мин. Я провожу этот комплекс ...

Мастер - класс "Правильная осанка - путь к здоровой и счастливой жизни!"

Представлен мастер-класс для учителей физической культуры....

Осанка.Формирование правильной осанки

Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал об осанке и ее правильном формировании.Данный материал создан на основе «Комплексной программы физического воспит...

Правильный позвоночник – правильная осанка.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для ф...

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики осанки

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия...

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...