ПМПК
консультация на тему
Необходимая документация для проведения и организации ПМПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_na_pmpk.doc | 124 КБ |
anketa_dlya_pedagogov.docx | 13.83 КБ |
diagnostika.docx | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефектологическое представление на учащегося первого класса
(первое полугодие)
Фамилия, имя, отчество______________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________
Школа № ________________ класс _____________________________________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций)____________
____________________________________________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики_____________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает)_____________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь)__
___________________________________________________________________________
- способность переноса на аналогичные задания_________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль)
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Темп работы (на учебном и неучебном материале)_________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)___________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация __________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Сформированность пространственно-временных представлений_____________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности внимания_______________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности памяти __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления ___________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- сформированность предпосылок словесно-логического мышления __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности ______________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Общая характеристика речевого развития ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень готовности к школьному обучению _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу)________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста _________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования _______________________ Подпись специалиста
Дефектологическое представление на учащегося(1–4 класс)
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Школа № ________________ класс ________________________________________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций)______________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает)______________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь)________
_________________________________________________________________________________
- способность переноса на аналогичные задания_______________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль)____
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Темп работы (на учебном и неучебном материале)_____________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)_________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация______________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Сформированность пространственно-временных представлений__________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности внимания_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности памяти _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления ________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- словесно-логическое мышление ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности___________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Общая характеристика речевого развития ____________________________________________
Сформированность учебных навыков:
Математика
- сформированность понятий числа, числовой последовательности_______________________
_________________________________________________________________________________
- вычислительный навык ___________________________________________________________
- навык решения задач _____________________________________________________________
- характерные ошибки _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Русский язык:
- навык каллиграфического письма __________________________________________________
- навык орфографического письма под диктовку_______________________________________
_________________________________________________________________________________
- списывание текста _______________________________________________________________
- выполнение грамматических заданий_______________________________________________
- характерные ошибки _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Чтение:
- темп чтения_____________________________________________________________________
- способ чтения___________________________________________________________________
- понимание прочитанного _________________________________________________________
- навыки работы с текстом__________________________________________________________
- характерные ошибки_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы)________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Заключение _____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Дата обследования___________________________________________ Подпись специалиста
Дефектологическое представление на учащегося
(5-9 класс)
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________________
Школа № ________________ класс ___________________________________________________
Поведение в ситуации обследования, особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность) _____________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Характер деятельности и работоспособность (целенаправленность и организованность деятельности, способность сосредоточенно работать длительное время, общий темп и продуктивность деятельности, время проявления признаков утомления, способность к волевому усилию при возникновении трудностей, самоконтроль) _________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Общая характеристика обучаемости (понимание инструкции к заданию, осознание учебной задачи, способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию активного внимания, стойкость учебного интереса, потребность в помощи) _______________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уровень познавательной активности в соответствии с учебными интересами (высокий, средний, низкий, избирательная познавательная активность) _____________________________
_________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация_______________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Гнозис (зрительный, слуховой, тактильный, пространственный)___________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности внимания_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности мнестической деятельности _____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности мыслительной деятельности (сформированность понятийного мышления, интериоризация, владение операциями мышления, умение их использовать в учебной работе)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности речевого развития ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, уровень активности и самостоятельности в учебной работе) ________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Сформированность общеучебных умений и навыков, способов учебной работы (умения и навыки восприятия и переработки информации, выбор и использование рациональных способов действий, осознанность обучения) ___________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности (умение проверить правильность выполненной учебной работы, соответствие полученного результата поставленной учебной задаче ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Характерный уровень сформированность знаний, умений, навыков по предметам в соответствии с программными требованиями __________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Заключение _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста_______________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________
Подпись специалиста_____________________________________________
Психологическое представление на обучающегося начальной школы
Ф.И.О. ученика ______________ Возраст_____________________________
Школа № класс/группа ______________________________
Жалобы родителей __________________________________________________
Жалобы педагогов ___________________________________________________
Сведения о семье ____________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности поведения, общения, привычки, интересы ___________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентировки ____________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Моторная ловкость __________________________________________________
___________________________________________________________________
Ведущая: рука _______нога ______ухо _____ глаз ________
Характеристики деятельности:
Мотивация ________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Критичность ________________________________________________________
___________________________________________________________________
Работоспособность __________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Темп деятельности __________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Особенности внимания _______________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Особенности памяти _________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Характеристика зрительного восприятия _______________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Характеристика двигательной сферы ___________________________________
___________________________________________________________________
Качественная характеристика речи ____________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Характеристика интеллектуального развития ____________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях ________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Характерные ошибки:
При письме ________________________________________________________
___________________________________________________________________
При чтении _______________________________________________________
При счете _______________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности _________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) ______________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Рекомендации по коррекционной работе _______________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Дата обследования ________________________________________________
Подпись психолога _________________________________________________
Психологическое представление на учащегося _______ класса
(с 5-го по 9-й класс)
Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________
Школа № ________________ класс __________________________________________________
Сведения о семье _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
1. Познавательная сфера
1.1 Общая осведомленность ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
1.2 Развитие мышления ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
1.3 Развитие внимания _____________________________________________________________
1.4 Развитие памяти _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
1.5 Развитие речи _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Характеристика учебной деятельности
2.1 Наличие и характер учебной мотивации ___________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. 2 Умственная работоспособность __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2.3 Темп деятельности _____________________________________________________________
2.4 Произвольность психических процессов ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Особенности эмоциональной сферы, поведения и общения школьников
3.1 Взаимодействие с педагогами ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2 Взаимодействие со сверстниками _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3 Соблюдение социальных и этических норм _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4 Поведенческая саморегуляция ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5 Устойчивость эмоционального состояния (уровень тревожности) ______________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.6 Отношение к себе (самооценка, «Я – концепция») ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста_______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________
Подпись специалиста_____________________________________________
Логопедическое представление на учащегося
Ф.И.О. ученика ____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Школа _________________ класс _____________________________________
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.п.) ______________________________________________________________
_________________________________________________________________
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте ___________________________
__________________________________________________________________
Устная речь:
фонематическое восприятие _________________________________________
звукопроизношение ________________________________________________
состояние словаря __________________________________________________
грамматический строй речи __________________________________________
__________________________________________________________________
связная речь _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Письменная речь:
чтение ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
письмо____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата обследования ________________
Подпись специалиста__________________________
ПРОТОКОЛ № __________ ОТ ___________________
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА МБОУ «ООШ № 2»
1. Фамилия Имя Отчество _____________________________________________________
2. Год, число и месяц рождения _________________________________________________
3. Класс ______________________________________________________________________
4. Домашний адрес, контактный телефон __________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Краткие сведения о семье, условиях воспитания и проживания ____________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Данные медицинского заключения (краткие анамнестические данные, соматическое и неврологическое состояние, психический статус, данные дополнительных обследований, сведения о хронических заболеваниях)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Результаты психолого-педагогического обследования (данные обследования психолога и дефектолога: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственно-временной ориентировки, работоспособности, обучаемости, организации деятельности и способов выполнения заданий, эмоционально-волевой и личностной сферы, поведения; характеристика уровня познавательной активности, уровень социальной и бытовой адаптации) ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Результаты педагогического обследования (данные обследования логопеда, учителя: уровень знаний и представлений об окружающем мире, уровень сформированности знаний, умений и навыков по программе, особенности речевого развития, фонематического восприятия)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Заключение ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Рекомендации _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подписи членов ПМПк (Ф.И.О., подпись)
Председатель ПМПк _____________________ ____________________
Психолог ________________________________ ______________________
Дефектолог ______________________________ ______________________
Логопед _________________________________ ______________________
Учитель _________________________________ ______________________
Врач (медсестра) ____________________ _____________________
Предварительный просмотр:
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______, классный руководитель: ____________________________
- Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:
По уважительным причинам | По неуважительным причинам |
2. Учащиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения | Проблемы в общении | Другие проблемы |
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье | Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низким достатком. | “Поздние дети” | Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям | Недостаток внимания ребенку со стороны родителей |
3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
“ ___” ______200 __г. Классный руководитель:__________ ______________
подпись Ф,И,О,
Предварительный просмотр:
Анкета по выявлению трудновоспитуемых воспитанников в школе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома, школы-интерната?
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе-интернате?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы- интерната к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса, группы?
- Старался ли избежать драки в школе-интернате, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
- С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- Выполняешь ли ты домашние задания?
- Связываешь ли получение знаний в школе- интернате со своим будущим?
- Вежлив ли со взрослыми вне школы-интерната?
- Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- Считаешься ли с мнением посторонних взрослых людей?
- Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе, группе?
- Выбирали ли тебя в актив класса?
- Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- Беседовал ли ты с инспектором (участковый) по причине плохого поведения на улице?
- Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 > N > 15 |
3 > N > 0 | II - дезорганизаторы | 15 > N > 0 |
N < 0 | III - особо трудные | N < 0 |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
- уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
- уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
- уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Состояние здоровья и самочувствия
Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.
- Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
- возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;
- пропустите его: будет следующий;
- несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.
- Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
- нет, вы вообще не ходите в походы;
- да, если они вам хоть немного симпатичны;
- неохотно, потому что это может быть утомительно.
- Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
- вовсе не пропадает;
- желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
- да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
- Каково ваше мнение о турпоходе всей группой?
- вам нравится, когда это делают другие;
- вы бы с удовольствием к ним присоединились;
- нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
- Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
- ложитесь спать;
- кричите и ругаетесь со своими одногрупниками;
- долго гуляете на свежем воздухе.
- Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
- нужно побольше есть;
- необходимо много двигаться;
- нельзя слишком переутомляться
- Принимаете ли вы регулярно лекарства?
- не принимаю даже во время болезни;
- нет, в крайнем случае принимаю витамины;
- да, принимаю
- Какое блюдо вы предпочтете?
- гороховый суп с копченым окороком;
- мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
- пирожное с кремом или взбитыми сливками
- Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
- чтобы были все удобства;
- чтобы была вкусная еда;
- чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
- Что заставляет тебя употреблять спиртное?
- встреча с друзьями;
- праздники;
- одиночество, невезение в жизни;
- драмы;
- иное;
- не употребляю.
- Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
- В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
- Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
- Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому. (по десятибалльной системе).
АНАЛИЗ (к п.5):
- 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
- 7,8 - хорошая;
- 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
- 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).
Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"
- Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
- Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
- Есть ли у тебя друзья, которые курят?
- Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
- Что такое наркотики?
Спросите себя:
- "Как я отношусь к своей внешности?"
- Нравится ли вам, как вы выглядите"
- Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?
"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис
"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"
Шкалирование
Курение Алкоголь Наркотики Спорт
да да да да
____________________________________________________
нет нет нет нет
Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.
Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
- о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
- дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
- помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
- дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.
Анкета для учащихся 5 - 9 классов
- С какого возраста, по твоему, человеку можно
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- Пробовал ли ты (да, нет)
- курить
- употреблять спиртные напитки
- наркотические вещества
- С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
- Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
- куришь
- употребляешь спиртные напитки
- наркотические вещества
- Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
- положительного:
- отрицательного:
- Твои родители
- курили
- употребляли спиртные напитки
- наркотические вещества
отец:
мать:
- Как педагоги школы-интерната относятся к твоим привычкам?
- запрещают категорически
- осуждают
- безразлично
- Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам -
девушкам -
Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
- Подростки курят, чтобы "быть как все".
- Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
- Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
- В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
- Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
- Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
- Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
- Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
- Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку
Коллекция педагогического инструментария
Мотивы учения (анкеты)
Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня. (По книге «Познай себя» - Ставрополь, 1995г.)
Анкета №1
Порядок работы с анкетой.
Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.
Анкета – тест
Я учусь потому, что:
1) на уроках по _____________________________________________________
__________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка;
2) заставляют воспитатели;
3) хочу получать хорошие оценки;
4) надо подготовиться к будущей профессии;
5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя;
6) хочу завоевать авторитет среди товарищей;
7) нравится узнавать новое;
8) нравится учитель (указать ФИО) ____________________________________
__________________________________________________________________ 9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей;
10) хочу больше знать;
11) мне приятно думать, соображать;
12) хочу быть первым учеником.
Обработка результатов
- Провести классификацию мотивов.
- Пункты 4,5 выражают широкий социальный мотив. Это означает, что у школьника выражена направленность на человека или общество, он проявляет понимание социальной значимости образования, ответственности за его качество, чувство долга.
- Пункт 1 – мотив благополучия
- Пункты 8, 11 – мотив эмоциональный
- Пункты 6, 12 – мотив престижа
- Пункты 2, 9 – мотив противодействия угнетению
- Пункт 3 – узкий социальный мотив. Свидетельствует о стремлении занять определенное положение в коллективе, получить одобрение одноклассников
- По каждому ученику:
- Выявляют ведущие мотивы;
- Определяют их разнообразие
- Смотрят, какие мотивы преобладают
- Составляют план работы по формированию мотивации
Анкета 2 «Мотивация к успеху»
На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны.
- Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу хорошо, на все 100% выполнить задание.
- Когда я работаю, я все «ставлю на карту».
- Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
- Если у меня 2 дня подряд нет дела, я теряю покой.
- В некоторые дни мои успехи ниже средних.
- По отношению к себе я более строг, чем к другим.
- Я доброжелателен.
- Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха.
- В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
- Меня более привлекает другая работа, чем учеба, которой я сейчас занят.
- Порицание действует на меня сильнее, чем похвала.
- Я знаю, что мои товарищи считают меня деловым.
- Препятствия делают мои решения более твердыми.
- У меня легко вызвать чувство честолюбия.
- Если я работаю без вдохновения, это заметно.
- Иногда я откладываю то, что должно быть сделано сейчас.
- Я полагаюсь только на себя.
- В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
- Я не очень честолюбив.
- В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро в школу, скоро учиться.
- Когда я расположен к работе, я делаю ее очень хорошо.
- Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
- Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе.
- Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.
- Если мне нужно принять решение, я стараюсь его обдумать и взвесить.
- Мои друзья считают меня ленивым.
- Мои успехи в какой-то мере зависят от моих друзей.
- Я обычно обращаю мало внимания на мои достижения.
- Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает лучшие результаты,
- Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
- Я завидую людям, которые не загружены работой.
- Когда я уверен, что стою на правильном пути, меня невозможно переубедить.
Обработка результатов.
Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл
|
|
|
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации.
Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску.
Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6 – 9-х классов.
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе-интернате. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.
- Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
- Воспитатели всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
- Я очень люблю узнавать что-то новое.
- Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
- Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
- Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
- Я всегда рассказываю об успехах в учебе.
- Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы-интерната за плохую успеваемость.
- Я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
- Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе- интернате столько времени на уроки.
- Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
- Ребята в нашем классе не будут хорошо относится к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
- Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
- Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
- Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
- Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
- Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что воспитатели как-то поощрят мои старания.
- Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.
- Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
- Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
- Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
- Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
- Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
- Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
- Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
- Мне нравится, когда учитель в конце урока перечисляет учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
- Мне очень важно, чтобы меня считали меня способным учеником.
- Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
- Я очень переживаю, если называют меня неспособным, неуспешным учеником.
- Я уже сейчас задумываюсь о том, куда я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся.
- Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
- Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
- Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.
БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
1а | 1б | 2 | 3 | 4а | 4б | 4в | 5а | 5б | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
- При ответе «да» начисляется 1 балл, при ответе «нет» - 0. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:
1 столбец – шкала 1а 2 столбец – шкала 1б 3 столбец – шкала 2 4 столбец – шкала 3 | 5 столбец – шкала 4а 6 столбец – шкала 4б 7 столбец – шкала 4в 8 столбец – шкала 5а | 9 столбец – шкала 5б 10 столбец – шкала 6 11 столбец – шкала 7 12 столбец – шкала 8 13 столбец – шкала 9 |
- Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7
Шкала 11 – среднее по шкалам 4в и 5б
Шкала 12 – среднее по шкалам 4б и 5а
- Проводится анализ индивидуальных результатов.
- Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой шкале на класс.
- Проводится анализ группового результата.
ИНТЕПРЕТАЦИЯ ШКАЛ
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результата мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.
Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая характеристика, как учебная успешность.
Шкалы 2 – 9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.
Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.
Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе и пр.
Шкалы 10 – 12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.
Шкала 10. Влияние одноклассников.
Шкала 11. Влияние семьи.
Шкала 12. Влияние школы.
Опросник «Чувства к школе»
Класс___________ Ф.И._________________________________________
Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе | Да |
Спокойствие | |
Усталость | |
Скуку | |
Радость | |
Уверенность в себе | |
Беспокойство | |
Неудовлетворенность собой | |
Раздражение | |
Сомнение | |
Обиду | |
Чувство унижения | |
Страх | |
Тревогу за будущее | |
Благодарность | |
Симпатию к учителям | |
Желание приходить сюда |
Опросник «Отношение к учебным предметам»
Инструкция. Напротив предмета в одной из трех граф поставь «+», выразив свое отношение.
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
1 | Русский язык | |||
2 | Литература | |||
3 | СБО | |||
4 | Математика | |||
5 | История | |||
6 | Природоведение | |||
7 | Физкультура | |||
8 | Труд | |||
9 | ИЗО | |||
10 | Музыка |
Анкета
Инструкция. Выбери ответ на вопрос и поставь «+»
- Тебе нравится в школе?
Нравится | Не очень нравится | Не нравится |
- Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или хочется остаться в игровой?
С радостью иду в школу | Иногда с радостью иду в школу, а иногда хотелось бы остаться в игровой | Хочется остаться дома |
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
Пошел бы в школу | Не знаю | Остался бы дома |
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Нравится | Не очень нравится | Не нравится |
- Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания?
Хотел бы, чтобы задавали домашние задания | Не знаю | Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания |
- Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы?
Хотел бы, чтобы остались все предметы | Не знаю | Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы |
- Ты часто рассказываешь о успехах в школе другим педагогам?
Часто | Редко | Никогда |
- Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие | Не знаю | Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие |
- У тебя в классе много друзей?
Много | Мало | У меня нет друзей в классе |
- Тебя нравятся твои одноклассники?
Нравятся | Не очень нравятся | Не нравятся |
Причины школьной дезадаптации
Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Различают два типа дезадаптированных учеников:
- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;
- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Для оценки причин дезадаптации к новым условиям обучения и для выявления способов ее преодоления нами проведена диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»; анкеты «Школьная адаптация»
Опросник «Шкала чувств» содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8, отметить «+» те, которые наиболее часто испытывает учение в школе.
После обработки анкет получаем сумму в баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если на фоне одного -двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода.
Нами получены следующие результаты:
Я испытываю в школе чувства | Да |
1. Спокойствие | 67% |
2. Радость | 54% |
3. Уверенность в себе | 56% |
4. Желание приходить сюда | 58% |
5. Симпатию к учителям | 52% |
6. Благодарность | 45% |
7 – 8. Беспокойство | 45% |
7 – 8. Тревогу за будущее | 40% |
9. Усталость | 48% |
10. Сомнение | 32% |
11 – 12. Скуку | 20% |
11 – 12. Неудовлетворенность собой | 25% |
13 – 14. Страх | 20% |
13 – 14. Чувство унижения | 19% |
15. Раздражение | 21% |
16. Обиду | 25% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка
Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...
ПМПК
Документы для оформления ребенка на психолого- медико- педагогическую комиссию...
ПМПк Организация работы школьного ПМПк
В этой презентации изложена организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума, указана необходимая документация по сопровождению детей с ЗПР....
ПМПК
Показания к направлению детей на ПМНК; необходимые документы; условия при которых может состоятся обследование на ПМПК...
Деятельность ПМПк
Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необхо...
Роль специалистов коррекционно-развивающего подразделения в проведении ПМПк
В презентации раскрывается роль специалистов коррекционно-развивающего подразделения в проведении ПМПк. Основные направления работы дефектолога и логопеда....
Основные функции ПМПК
Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрен...