Час вопросов и ответов с элементами игрового практикума «Ответственность несовершеннолетнего за правонарушение»
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и направлено на формирование у них правовой грамотности и правовой культуры.
Овладение знаниями в области законодательного права способствует развитию их гражданско-правовой активности и ответственности, правосознания и навыков правого поведения, необходимыми для дальнейшего эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе и снижения вероятности попадания в асоциальную среду.
Занятие проводится в необычной форме – час вопросов и ответов с элементами игрового практикума, что является достаточно действенным в работе с детским коллективом, в частности при проведении профилактических мероприятий. Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15-20 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе-дискуссии, позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленных проблем.
Новизна разработки заключается во вкраплении в структуру мероприятия еще одной интересной формы работы – авторитет имени: совместная деятельность не только педагога и учащихся, но и сотрудников прокуратуры, КДН и ЗП и инспектора ПДН, которые ведут беседы, основываясь на конкретных примерах и фактах из своей профессиональной деятельности. Все это позволяет продуктивно проводить профилактическую работу с несовершеннолетними в образовательном учреждении и эффективно проработать все возможные пути по снижению правонарушений в школьной среде и вне ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 115.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Час вопросов и ответов с элементами игрового практикума
«Ответственность несовершеннолетнего за правонарушение»
(авторитет имени – в присутствии инспектора ПДН)
Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и направлено на формирование у них правовой грамотности и правовой культуры.
Овладение знаниями в области законодательного права способствует развитию их гражданско-правовой активности и ответственности, правосознания и навыков правого поведения, необходимыми для дальнейшего эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе и снижения вероятности попадания в асоциальную среду.
Занятие проводится в необычной форме – час вопросов и ответов с элементами игрового практикума, что является достаточно действенным в работе с детским коллективом, в частности при проведении профилактических мероприятий. Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15-20 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе-дискуссии, позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленных проблем.
Новизна разработки заключается во вкраплении в структуру мероприятия еще одной интересной формы работы – авторитет имени: совместная деятельность не только педагога и учащихся, но и сотрудников прокуратуры, КДН и ЗП и инспектора ПДН, которые ведут беседы, основываясь на конкретных примерах и фактах из своей профессиональной деятельности. Все это позволяет продуктивно проводить профилактическую работу с несовершеннолетними в образовательном учреждении и эффективно проработать все возможные пути по снижению правонарушений в школьной среде и в не ее.
Данная разработка мобильна в своём использовании. В зависимости от материально-технических условий, количества участников возможна замена содержания описанного мероприятия без ущерба для его структуры. Кроме того, в разработке даны подробные методические рекомендации по его подготовке и проведению. Это расширяет возможность применения данной разработки в работе по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях всех типов. Поэтому представленный методический материал будет интересен как педагогам общеобразовательных учреждений, так и педагогам дополнительного образования детей для проведения тематических профилактических мероприятий.
Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних путем осмысления правовых норм и правил поведения.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- Напомнить учащимся информацию о видах правонарушений и видах ответственности
- Обсудить актуальность проблемы правонарушений среди несовершеннолетних
- Формировать навыки критического мышления путем анализа сложных ситуации (составление кластера)
- Развивать умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссии
- Воспитывать уважения к Закону и чувства ответственности за свои поступки
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов (13-16 лет) не более 20 человек
Форма проведения: час вопросов и ответов с элементами игрового практикума и авторитета имени
Используемые методы и приемы: составление кластера, метод «Твое слово», психологические приемы «Положительный настрой на занятие», «Создание ситуации успеха».
Ход занятия.
- Организационный момент.
Педагог: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях инспектор по делам несовершеннолетних (ФИО инспектора) . Она поможет нам разобраться в сложных для нас вопросах, давайте поприветствуем ее аплодисментами.
Чтобы наше общение стало более позитивным, хочу подарить вам улыбки весеннего солнца, травы и цветов, которые лежат в этом чудесном ларце добра (педагог подходит к учащимся и предлагает выбрать свою улыбку).
Педагог: Улыбка – это ключ, который открывает «замки» в душах людей, поэтому дарите почаще друг другу улыбки.
- Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(показ социального видеоролика «Преступление и наказание).
Педагог: Исходя из видео, о какой проблеме мы будем говорить? (предполагаемые ответы детей)
Педагог: Верно о преступлениях и наказании, а если точнее о проблеме правонарушений среди несовершеннолетних. Постараемся определить основные причины, ведущие к правонарушениям, найти выходы из сложных жизненных ситуаций, которые также подталкивают молодых людей на противоправные действия, и на основании сделанных выводов попробуем составить рекомендации, которые помогут вам не стать соучастником правонарушений и преступлений.
- Основная часть.
Педагог: Прежде, чем мы перейдем к обсуждению данной проблемы давайте вспомним, что же такое ПРАВОНАРУШЕНИЕ, какие виды правонарушений бывают, и какие виды ответственности за их совершение существуют. Правильно разобраться в этих вопросах поможет нам инспектор по делам несовершеннолетних (имя отчество инспектора).
Педагог: Итак, что же такое правонарушение (ответы учащихся)
(во время ответов учащихся, педагог помогает, инспектор дополняет. Дополнения инспектора можно сопровождать слайдами: «ПРАВОНАРУШЕНИЕ – виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право дееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность).
Педагог: Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления. Чем они отличаются друг от друга? (предполагаемые ответы учащихся: проступок – это самый простой вид правонарушения, например, нарисовал на парте; преступление – подразумевает уголовную ответственность - избиение)
Педагог: Да, верно, молодцы.
Инспектор ПДН: Хотелось бы добавить, что проступки могут быть: административные, гражданские, дисциплинарные. За административные и гражданские правонарушения накладывается штраф (безбилетный проезд, нецензурная брань, появление в состоянии алкогольного опьянения и т.д.) а за дисциплинарное – выговор (опоздание на урок, нарушение Устава, пропуски уроков). А вот преступление – как правило, это уголовные правонарушения и ответственность за них более серьезная.
Педагог: как вы уже поняли, любое совершенное правонарушение несет за собой ответственность. Какие виды ответственности вы знаете?
(предполагаемые ответы детей)
Инспектор ПДН: Все верно, молодцы. Действительно существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. (краткая информация о них, можно сопровождать слайдами)
Педагог: Ребята мы с вами вспомнили, что такое правонарушение, каких видов оно бывает, и какие виды юридической ответственности применяются в случае их совершения.
Теперь давайте порассуждаем, почему проблема правонарушений является очень актуальной на сегодняшний день среди подростков? (рассуждение детей: незнание законов, потому что хочется все попробовать и т.д.))
Педагог: Все правильно, молодцы.
Показ образного приема «Смятая бумага». Когда рождается ребенок – он чистый и белый, как этот лист бумаги. Недаром говорят ребенок –ангел, потом проходит какое-то время и смотрите, что происходит (педагог мнет лист бумаги).
Педагог: Скажите, пожалуйста, что вам это напоминает, какие ассоциации или образы? (предполагаемые ответы учащихся: был чистый ровный гладкий большой лист – стал мятым и маленьким). Какой вариант вам нравится больше? (предполагаемые ответы детей)
Педагог: Ребенок по мере своего взросления накапливает определенный социальный опыт в поведении и общении. И под воздействием каких-то факторов: окружающей среды или личностных качеств человек может «сломаться» и встать на неправильный путь, который в конечном итоге может привести его на скамью подсудимых. И начало первых отрицательных изменений в человеке происходит именно в подростковом возрасте, у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. Как вы думаете, почему? (выслушиваются ответы детей).
Педагог: Все верно, молодцы. Подростковый возраст, в котором вы сейчас прибываете – самый активный период в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание норм, правил поведения, законов и ответственности за их нарушение, и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.
Я предлагаю вам посмотреть одну очень древнюю притчу (просмотр видео): «Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты молодой и очень глупый. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», заметил старец».
О чем эта притча? (выслушиваются мнения детей)
Педагог: Другими словами - это притча о нас с вами. Каждый из нас, проживая среди людей, совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в нем. И только умение вовремя остановиться не приведет к печальным последствиям. Эта притча напоминает нам о том, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение. Именно этой способности у подростков к сожаленью нет. Поэтому, проблема правонарушений является более актуальной, особенно среди несовершеннолетних.
Инспектор ПДН: еще хотелось бы отметить, что количество правонарушений растет. Хотя сегодня, казалось бы, благосостояние народа значительно улучшилось. Для молодежи появилось много разных интересных видов деятельности, такие как молодежные объединения (движения), кружки, секции, открыты кинотеатры, музеи, театры и пр. У подростков появилось больше возможностей интересно провести свое свободное от учебы время. Помимо этого всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо, а количество правонарушений растет (статистика по району).
Педагог: Действительно, количество правонарушений среди подростков возрастает. Почему, как вы думаете? (рассуждение детей).
Педагог: Все верно, молодцы. У Л.Н. Толстого есть такие слова: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»». Вы согласны с его словами? (рассуждения детей)
Педагог: Да, верно, многие ребята начинают делать какие-то поступки, не задумываясь, хорошие они или нет, будут от них какие-то последствия или нет, главное, что как все, лишь бы не выглядеть «белой вороной». А как вы думаете, это высказывание свойственно для взрослых людей, или оно все-таки присуще только молодым людям, подросткам? (предполагаемые ответы детей)
Педагог: Да, конечно, такое поведение свойственно только молодым.
- Практическая часть. (Осмысление)
Педагог: Мы с вами обсудили актуальность проблемы правонарушений среди несовершеннолетних, определили основные ее причины, вспомнили, что такое правонарушение, какие виды ответственности за их совершения бывают. Теперь я предлагаю вам проанализировать проблемные ситуации, связанные с негативным проявлением у подростков. Для этого мы с вами сейчас создадим два сектора:
- проблемный сектор
- альтернативный сектор
Как вы думаете, в чем заключается ваша роль? (предполагаемые ответы детей)
Педагог: Хорошо, помогу вам – проблемный сектор будет определять существующую проблему и степень риска, а альтернативный сектор будет осуществлять работу по принятию решений, следовательно, будет предлагать пути решения и выхода из ситуаций. Ну, а Центр поддержки и помощи (педагог и инспектор ПДН) будет вам помогать определять проблему и помогать искать решения.
Занимайте свои места в соответствии ваших бейджиков: красный – проблемный сектор; зеленый – альтернативный сектор. (дети рассаживаются за столы с табличками).
Для успешной работы предлагаю вам подумать и назвать самые безрассудные поступки, свойственны молодости
(учащиеся называют, педагог поправляет и дополняет примеры)
- плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят и сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут даже без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- разрисовывают стены;
- портят школьное имущество и многое другое.
Педагог: Хорошо, молодцы, а вот качества личности, которые никогда не приведут человека к совершению правонарушений, а наоборот сделают из него лидера-организатора, которого будут все уважать и тянуться за ним я вам представляю в виде азбуки, которая так и называется «Социальная Азбука Лидера» (приложение 1).
Задание: вашему вниманию будут представлены два аудиописьма, которые поступили к нам в школу под грифом СОС (приложение 2). В этих письмах описываются ситуации из жизни ваших сверстников. Вам необходимо будет их решить с помощью заполнения кластеров (приложение 3) по следующему алгоритму:
- Проблемный сектор:
- Заслушайте ситуацию
- Определите существующую проблему и степень риска
- Составьте кластер
- Защитите свой кластер
2. Альтернативный сектор:
- Заслушайте ситуацию
- Определите существующую проблему и пути ее решения, т.е. выход из ситуации
- Составьте кластер
- Защитите свой кластер
Для составления кластера у вас на парте лежит бумага, маркеры и фломастеры. На этом этапе работы вы должны проявить свое творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.
Аудиозапись ситуаций:
Ситуация 1
«Привет, меня зовут Дима. Кто я – не знаю, мне трудно ответить на этот вопрос. Дитя уличной тусовки. Толпа с глупыми шутками… А раньше был первым учеником класса - отличник, занимался в футбольной секции, мечтал стать известным футболистом. Куда мир катится, я не хочу быть как они… Мама все время занята с младшим братом. Отец меня не понимает, все время навязывает мне свое мнение, считает, что я еще не дорос, а я уже в восьмом классе. Чувствую себя одиноко, нет цели, нет настоящих друзей! Что делать – не знаю?»
Ситуация 2
«Привет, я Карина!!! Я очень веселая, заводная, шумная, люблю позитивно проводить время, гулять с друзья, но многие от моего позитива устают. Куда я только не пыталась деть свою энергию: ходила на баскетбол в 6 классе – не получается. Записалась на плавание в седьмом – воды боюсь… Я очень творческая!!! Посоветуйте ваши варианты???»
Педагог: приступаем к заполнению кластеров. Обращаю ваше внимание на то, что Центр и сектора тесно сотрудничают друг с другом: ваш сектор (проблемный) определяет проблему и риски, а вы (альтернативный) предлагает варианты решения, Центр помогает.
(учащиеся заполняют кластеры по методике «Твое слово!» - приложение 4)
Педагог: итак, пришло время выслушать ваши доводы и аргументы. Определите главного по этому вопросу, который будет выступать.
(выступление по группам)
Педагог: Молодцы, ваше выступление заслуживает аплодисментов! Спасибо!
Теперь из вашего выступления давайте сделаем вывод!
«Подросток – это РЕБЕНОК на пути взросления. Период взросления для подростка – сложный и ответственный период, наполненный переживаниями, вызванными чувствами наступающей зрелости, формированием образа «Я». Для подростка главным становится общение со сверстниками, потребности в признании и стремлении к самоутверждению. Неудовлетворение потребности в таком общении, одиночество, непонимание со стороны окружающих, отвержение со стороны товарищей, сверстников толкает их совершать поступки, чаще всего противоправные для самоутверждения среди друзей и одноклассников. Вот почему в подростковой среде существует много разных проблемы, с которыми дети не могут справиться в одиночку. Таких детей очень много».
Так вот теперь, исходя из вывода, давайте попытаемся составить рекомендации, которые помогут вам не стать соучастником правонарушений и преступлений:
- Никогда не иди на поводу других
- Уважай закон
- Развивай в себе качества лидера-организатора
- Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Правильно организуй свое свободное время отдыха – посещение кружков, секций, занятие любимым делом
- Имей мечту и стремись к ней
- Не общайся с сомнительными компаниями
- Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым
- Помни, что за все свои поступки всегда будет ответственность
- Заключение.
Педагог: Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений среди несовершеннолетних является не только сложный период вашего взросления, но и незнание или неуважение закона. Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает административный и уголовный кодексы РФ. Так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем. И мне хочется, чтобы не только Административный, Уголовный кодекс, но и мораль, нравственные нормы, Божественные заповеди стали для вас нормой. И пусть ваша совесть станет стражем вашей порядочности.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным, близким и другим людям.
В течение всего занятия вы были активны, правильно анализировали ситуации и теперь я попрошу вас оценить свою работу на занятии:
- ЗЕЛЕНЫЙ – Занятие мне понравилось, было интересно
- ЖЕЛТЫЙ – Узнал много нового и многому научился
- ОРАНЖЕВЫЙ – Хотелось бы продолжать такие занятия
Список использованной литературы.
- Бадмаев С.А. «Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников», Москва, 1997г.
- Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога», Москва, 2001 г
- Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально-опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г
- http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_20_33_12805.pdf
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/28/profilaktika_pravonarusheniy_sredi_nesovershennoletnih_v_shkole.doc
- https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/priiemo-orghanizatsii-psikhologhichieskogho-nastroia-na-urok
Методические советы организаторам
по подготовке и проведению мероприятия
- Пригласить для участия в мероприятии представителей КДН и ЗП, прокуратуры или инспектор ОДН (предварительно обсудить дату и время)
- Подготовка к проведению мероприятия (организационные моменты):
- подготовить необходимый материал: смайлики улыбок в виде травы, цветов, солнца (по количеству участников); аудиозапись; видеоматериал (социальный ролик); презентацию; лист белой бумаги для образного приема «Смятая бумага», бейджики красного и зеленого цвета (по количеству участников); две таблички зеленого и красного цвета; две «Социальных азбуки Лидера» (положительные нравственные качества личности); цветные карандаши, фломастеры, ватманы (2шт.), жетоны зеленого, желтого и оранжевого цветов.
- назначить из учащихся ответственных за встречу гостей и участников мероприятия;
- продумать, где гости будут раздеваться (при необходимости);
- подготовить посадочные места для гостей и участников мероприятия (в соответствии с количеством участников);
- в случае фото/видеосъемки мероприятия заранее предупредить об этом участников мероприятия
- Проведение мероприятия.
- Четко распределить обязанности и провести инструктаж для участвующих в проведении мероприятия (ответственных за встречу участников, показ видео материала и презентаций, включение аудиозаписей). Это позволяет координировать ход мероприятия, экономит время его проведения.
- Мероприятие рекомендуется начать с положительного настроя на него, используя различные психологические приемы. В данном мероприятии используется прием «Улыбка».
- В ходе диалога педагога и гостей с учащимися, а также ответов учащихся на задаваемые вопросы постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе, создавать ситуацию успеха, помогать детям подходить к правильным суждениям, ответам.
- Подведение итогов.
После проведения необходимо выявить оценку мероприятию:
обучающимся предлагаются жетоны зеленого, желтого и оранжевого цветов (каждый участник выбирает цвет жетона по своему усмотрению, ведется подсчет жетонов, делается вывод);
- Анализ мероприятия.
После проведения необходимо провести анализ проведённого мероприятия. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
- достигнута ли цель, поставленные задачи;
- всё ли из задуманного получилось;
- что нужно доработать;
- каково общее впечатление от мероприятия.
- Последействие (по желанию).
Можно подготовить репортаж о прошедшем мероприятии для СМИ: видеоматериал для сайта школы, информацию с фотографиями для печатных изданий в местной газете.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Социальная Азбука Лидера»
Азбука качеств личности лидера – организатора
Аккуратность
Бескомпромиссность
Великодушие
Гордость
Деликатность
Естественность
Жизнерадостность
Задор, здоровый образ жизни
Инициативность, искренность, исполнительность, интеллигентность
Коммуникабельность, критичность
Любознательность, любовь к людям
Мобильность
Настойчивость, находчивость, надежность
Оптимизм, открытость, оперативность
Постоянство
Решительность
Смелость, сила воли
Творчество, тактичность, требовательность к себе и окружающим
Убежденность, уверенность
Фантазия
Харизма
Целеустремленность
Честность
Широта души
Щедрость
Эрудиция
Юмор
Яркость
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ситуация 1
«Привет, меня зовут Дима. Кто я – не знаю, мне трудно ответить на этот вопрос. Дитя уличной тусовки. Толпа с глупыми шутками… А раньше был первым учеником класса - отличник, занимался в футбольной секции, мечтал стать известным футболистом. Куда мир катится, я не хочу быть как они… Мама все время занята с младшим братом. Отец меня не понимает, все время навязывает мне свое мнение, считает, что я еще не дорос, а я уже в восьмом классе. Чувствую себя одиноко, нет цели, нет настоящих друзей! Что делать – не знаю?»
Ситуация 2
«Привет, я Карина!!! Я очень веселая, заводная, шумная, люблю позитивно проводить время, гулять с друзья, но многие от моего позитива устают. Куда я только не пыталась деть свою энергию: ходила на баскетбол в 6 классе – не получается. Записалась на плавание в седьмом – воды боюсь… Я очень творческая!!! Посоветуйте ваши варианты???»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Кластер как один из методов критического мышления.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, заслушивание ситуаций, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока (мероприятия), в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока (мероприятия), в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, проблема по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера
В зависимости от способа организации урока (мероприятия), кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках и внеклассных мероприятиях, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера учащимся? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика «Твое слово» при заполнении кластера.
Инструкция: участники по очереди говорят слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы, которые фиксируются на ватмане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Ответственность несовершеннолетних за правонарушения"
Что такое правонарушение, его виды, ответственность за правонарушения....
Классный час «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления»
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся...
Презентация "Об ответственности несовершеннолетних за правонарушения"
Классный час для учащихся 7-11 классов...
Круглый стол для родителей обучающихся на тему: «Семейное воспитание. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения».
Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...
Классный час «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления»
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся...
Классный час " Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления "
Классный час " Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления "...
Ответственность несовершеннолетних за правонарушения
Буллинг – систематическое издевательство, травля, использующее публичные оскорбления, в том числе и с использованием сети «Интернет» (кибербуллинг), угрозы, применение насилия и...