"Работа школы по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде"
учебно-методический материал по теме
Раннее выявление и профилактика экстремизма в ученической среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экстремизм в ученической среде | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Работа ГОУ средней школы № 187 по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде»
В школе № 187 ведется систематическая работа по раннему выявлению и профилактике экстремизма в детской среде. Потому, что именно дети и подростки в силу целого ряда различных факторов являются одними из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию различных экстремистских проявлений.
Для более эффективной работы социального педагога, классных руководителей и психолога школы была создана папка, к материалам которой всегда можно обратиться и найти ответы на все интересующие вопросы по этой тематике: экстремизм, рекомендации по проведению работы по профилактике экстремизма в школьной среде, социально-правовые проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде, национальная культура в школе, ксенофобия, национализм, толерантность и т.д. Папка постоянно обновляется, пополняется новыми материалами.
В начале учебного года был составлен план работы школы по выявлению и профилактике экстремизма среди учащихся школы (приложение 1 и приложение 2).
Наша работа ведется по двум направлениям:
- Выявление и работа с выявленными.
- Профилактическая работа.
1-ое направление. Выявление и работа с выявленными.
Одним из важных условий проявления детского экстремизма является участие подростка в неформальном молодежном объединении радикальной направленности.
Существует определенная группа подростков и молодежи, которая не скрывает своей принадлежности к определенному неформальному молодежному объединению. Это обнаруживается по высказываниям, манере поведения, внешнему виду.
- Сюда входит ежемесячное мониторинговое обследование учащихся школы. Социальный педагог проводит осмотр внешнего вида учащихся (приложение 3).
- Следующий вид работы - анкетирование учащихся.
С ребятами 7-11-х классов был проведен опрос по теме «Неформалы» (приложение 4).
На основании проведенной с учащимися работы можно сделать следующие выводы: в большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познания в области девиантного поведения, неформальных течений, да и неформалов как таковых. В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит, человека, у которого есть определенные проблемы или комплексы, «плохого человека».
Причем, как показало анкетирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учащихся причислял себя к какому-нибудь неформальному течению, но при этом к НМО относили и фанатские группировки (приложение 5).
В одноклассниках-неформалах ученики видят обычного человека, и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрение.
Результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования учащихся в области не только современной культуры, но и субкультуры. Рекомендуется подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществоведения (в старших классах) или классных часах (приложение 6).
Часть подростков и молодежи, участвующих в неформальных молодежных объединениях, прежде всего радикальной направленности, тщательно скрывает свою принадлежность, действуя тайно.
В этом случае, выявление принадлежности подростка к определенному неформальному молодежному объединению в условиях образовательного учреждения требует организованного и регулярного наблюдения за действиями подростка.
Проведение регулярных бесед с учащимися (как групповых, так и индивидуальных), в ходе которых обсуждаются способы организации досуга, жизненные проблемы ребенка, его желания и стремления, позволяет увидеть сферу жизненных интересов подростка и сделать выводы об участии его в неформальном молодежном объединении.
Для проведения мониторинга учащимся 6-8-х и 9-11-х классов были предложены две анкеты, в которых их просили высказать свое мнение о том, мешают ли проведению досуга представители НМО, какие НМО знают учащиеся и вопросы, выявляющие уровень толерантности.
Результаты анкетирования показали:
- учащиеся школы знают о большинстве неформальных молодежных организациях, но эту тему относят к малоинтересной и не играющей большой роли в их жизни;
- к НМО нельзя отнести ни одного учащегося нашей школы;
- уровень толерантности среди учащихся 6-11-х классов достаточно высокий.
3) Следующий вид работы – тестирование учащихся.
Огромную роль в борьбе с агрессией и экстремизмом принадлежит формированию у учащихся школы психологии толерантного сознания.
Поскольку психологическая безопасность в школьной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самих школьников, тестирование предлагалось ребятам по теме «Толерантность» (приложение 7).
2-ое направление. Профилактическая работа с учащимися школы, родителями, педагогическим коллективом.
1) Работа с несовершеннолетними. В школе большое внимание уделяется просветительской работе по профилактике экстремистской деятельности:
- классные часы («Патриотизм без экстремизма») (приложение 8);
- тренинги с учащимися;
- Дни Правовых знаний;
- патриотические общешкольные мероприятия (День снятия Блокады,
День Победы и др.);
- библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные,
но мы вместе»);
- беседы («Преступление против личности, общества и государства»,
«Экстремизм – угроза человеку и государству»);
- круглые столы («Истоки молодежного экстремизма», «Опасность
экстремизма»);
- Клуб свободного общения для учащихся «группы риска»;
- организация спортивных праздников.
Так же особое внимание уделяется организации досуга детей из
неблагополучных семей, находящихся в «группе риска». Проводится
патронаж семей, трудоустройство и организация зимнего и летнего
отдыха детей и подростков из таких семей.
- Информационно-просветительская работа с родителями:
- родительские собрания;
- тренинги;
- родительский лекторий («Неформальные объединения в молодежной среде»).
3) Информационно-просветительская работа с педагогическим составом школы:
- для классных руководителей был проведен семинар по ознакомлению
с современными молодежными субкультурами и анкетирование
(анкета прилагается);
- для педагогического состава проведено производственное совещание
по теме «Экстремизм» и педагогический совет по профилактике
экстремизма, национализма и ксенофобии среди учащихся школ;
- социальным педагогам и классным руководителям для работы
предлагается технологическая модель работы с подростками из
неформальных молодежных объединений (приложение 9).
Социальный педагог Н.В. Сысоева
ГОУ СОШ № 187
Приложение 1.
План работы ГОУ СОШ № 187
по выявлению членов НМО среди учащихся школы
на 2011-2012 учебный год.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Примечание |
1 | Мониторинговое обследование по выявлению несовершеннолетних, относящихся к неформальным молодёжным объединениям | Ежемесячно | Социальный педагог | Мониторинг проводится на основании внешних признаков |
2 | Проведение анкетирования среди несовершеннолетних с целью выявления членов неформальных молодежных группировок в ГОУ | ноябрь | Социальный педагог, педагог-психолог | |
3 | Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися группы риска, направленной на выявление членов неформальных молодежных группировок и профилактику участия в НМО | постоянно | Социальный педагог, педагог-психолог | |
4 | Проведение классных часов "Счастье, когда тебя понимают" (влияние на развитие личности неформальных молодежных объединений) в 7-11-хклассах | апрель | Классные руководители | |
5 | Проведение совещания по ознакомлению педагогического коллектива с новыми неформальными объединениями, распространенными в молодежной среде | ноябрь | Заместитель директора по ВР | |
6 | Проведение родительского лектория Родительский лекторий на тему "Неформальные объединений в молодежной среде" | март | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | |
7 | Анализ состояния работы школы по выявлению учащихся, состоящих в НМО | май | Заместитель директора по ВР | |
8 | Составление плана работы школы по выявлению учащихся, причисляющих себя к НМО | сентябрь | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | |
9 | Организация мониторинговых исследований по раннему выявлению и профилактике национализма и экстремизма в детской среде | В течение года | Специалисты Службы социального сопровождения |
Директор школы Л.А. Александрова
Приложение 2.
ПЛАН
работы ГОУ СОШ № 187
по профилактике экстремизма
на 2011-2012 учебный год.
Цель:
обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности.
Задачи:
- реализация требований законодательных и иных нормативных актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений;
- совершенствование теоретических знаний учащихся, педагогов, работников школы, родителей по вопросу противодействия экстремизму и этносепаратизму;
- воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций;
- практическая проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях.
№ | Название мероприятия | Охват участников | Дата | Ответственный |
1. Мероприятия с учащимися | ||||
1 | Мониторинг внешнего вида учащихся с целью выявления принадлежности к неформальным молодежным группировкам | Учащиеся 1-11 классов (600 человек) | Ежемесячно | Социальный педагог |
2 | Урок толерантности в рамках проведения декады толерантности | Учащиеся 1-11 классов (600 человек) | 2-я неделя ноября | Классные руководители |
3 | Лекция «Твои права и обязанности» в 10-11 классах в рамках Дня Конституции | Учащиеся 10-11 классов (80 человек) | Декабрь | Учителя обществознания |
4 | Профилактическая беседа «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». | Учащиеся 5-9 классов | Сентябрь | Учитель ОБЖ, классные руководители. |
5 | Фестиваль национальностей | Учащиеся 5-7 классов | Ноябрь | Заместитель директора по ВР |
6 | Мероприятия в рамках Дня Правовых знаний | Учащиеся 7-11 классов | Ноябрь, февраль | Социальный педагог, инспектор ОДН УМВД |
7 | Просмотр учебных фильмов антитеррористической направленности в рамках недели защиты детей. | 9-10 классы | Апрель | Учитель ОБЖ |
8 | Беседа «Формирование толерантности, культуры мира и профилактики проявлений ксенофобии» | 5-9 классы | Февраль | Педагог-психолог |
9 | Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся. | Учащиеся 1-11 классов (600 человек) | Сентябрь | Педагог-психолог |
10 | Подбор тематической литературы для педагогов и учеников. | В течение года | Специалисты Службы сопровождения | |
11 | Уроки по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок у учащихся. | Учащиеся 1-11 классов (600 человек) | В течение года | Учителя истории, обществознания. |
12 | Проведение классных часов, профилактических бесед по противодействию экстремизма: -«Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты»; -«Учимся жить в многоликом мире»; -«Толерантность – дорога к миру». | Учащиеся 1-11 классов (600 человек) | В течение года | Классные руководители |
I. Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательного учреждения | ||||
1 | Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма на учебный год. | Педагогический коллектив школы | Сентябрь | Социальный педагог, заместитель директора по ВР |
2 | Инструктаж работников школы по противодействию терроризму. | Август Январь | Администрация школы | |
3 | Семинар-тренинг для классных руководителей «Толерантность учителя». | Декабрь | Заместитель директора по ВР | |
4 | Накопление методического материала по противодействию экстремизма. | В течение года | Социальный педагог | |
5 | Распространение памяток, методических инструкций по противодействию экстремизма. | В течение года | Социальный педагог | |
6 | Совещание педагогического коллектива на тему: «Профилактика экстремизма в ученической среде». | Февраль | Администрация, специалисты Службы сопровождения | |
7 | Усиление пропускного режима. | В течение года | Администрация школы | |
8 | Контроль пребывания посторонних лиц на территории и в здании школы. | В течение года | Администрация школы | |
9 | Дежурство педагогов, членов администрации. | В течение года | Администрация школы | |
10 | Регулярный, ежедневный обход зданий, помещений. | В течение года | Администрация школы | |
11 | Обеспечение круглосуточной охраны. | В течение года | Администрация школы | |
12 | Обновление наглядной профилактической агитации. | В течение года | Социальный педагог, заместитель директора по ВР | |
III. Мероприятия с родителями | ||||
1 | Лекция «Терроризм и его проявления. Ответственность родителей за участие детей в экстремистской деятельности» в рамках родительского ликбеза. | Родители учащихся 7-8 классов (60 человек) | Март | Заместитель директора по ВР |
2 | Распространение памяток по обеспечению безопасности детей. | Родители учащихся 1-11 классов | В течение года | Классные руководители |
Приложение 3.
Отчет по выявлению среди учащихся ГБОУ средней школы № 187 лиц, относящихся к неформальным молодежным организациям
(апрель, 2011-2012 учебного года)
Анализ проводится по внешним признакам и беседам с классными руководителями.
№ п/п | Класс | Фамилия, имя, отчество учащихся, относящихся к НМО | Примечание |
1. | 1а | Не выявлено | - |
2. | 1с | Не выявлено | - |
3. | 2а | Не выявлено | - |
4. | 2б | Не выявлено | - |
5. | 2с | Не выявлено | - |
6. | 3а | Не выявлено | - |
7. | 3с | Не выявлено | - |
8. | 4а | Не выявлено | - |
9. | 4с | Не выявлено | - |
10. | 5а | Не выявлено | - |
11. | 5с | Не выявлено | - |
12. | 6а | Не выявлено | - |
13. | 6с | Не выявлено | - |
14. | 7а | Не выявлено | - |
15. | 7б | Не выявлено | - |
16. | 7с | Не выявлено | - |
17. | 8а | Не выявлено | - |
18. | 8б | Не выявлено | - |
19. | 9а | Не выявлено | - |
20. | 9б | Не выявлено | - |
21. | 10а | Не выявлено | - |
22. | 10б | Не выявлено | - |
23. | 11а | Не выявлено | - |
24. | 11б | Не выявлено | - |
Приложение 4.
Анализ работы ГБОУ средней школы № 187 по выявлению и профилактике участия учащихся в НМО за 2011-2012 учебный год.
В рамках работы по выявлению учащихся, состоящих в НМО, в 2011-2012 учебном году в ГБОУ средней школе № 187 проводилась следующая работа:
- ежемесячный мониторинг учащихся, состоящих в НМО;
- индивидуальная работа специалистов школьной Службы сопровождения с учащимися «группы риска» и учащимися, причисляющими себя к НМО;
- классные часы по теме «Неформалы» (7-11 классы);
- родительский лекторий по ознакомлению родителей 6-11 классов с современными неформальными молодежными группировками;
- ознакомление классных руководителей с современными НМО;
- анкетирование учащихся 5-11 классов по выявлению учащихся, причисляющими себя к НМО;
- в школе работает «Клуб свободного общения» для учащихся «группы риска» (проводится психологом школы и приглашенными специалистами).
По результатам работы можно сказать, что в школе нет учащихся, причисляющих себя к НМО.
Предложения на 2012-2013 учебный год:
- Продолжить работу в «Клубе свободного общения» с учащимися «группы риска».
- Совместно с инспектором ОДН провести игровые профилактические мероприятия в 7-9 классах.
- Провести информационные совещания с родителями и классными руководителями по ознакомлению с новыми неформальными молодежными группировками.
Приложение 5.
Анализ анкетирования, проведенного в ГБОУ средней школе № 187,
по выявлению среди учащихся представителей НМО,
в 2011-2012 учебном году.
В рамках выявления среди учащихся школы представителей НМО с 12 по 16 декабря 2011 года среди учащихся 6-11 классов, их классных руководителей проведено анкетирование по проявлению экстремизма и выявлению отношения учащихся к НМО.
Анкетирование прошли 13 классных руководителей и 273 учащихся 6-11 классов.
Рассматривались следующие вопросы:
- мешают ли проведению досуга представители НМО;
- какие НМО знают учащиеся;
- вопросы, выявляющие уровень толерантности.
Результаты анкетирования показали:
- Учащиеся школы знают о большинстве НМО, но эту тему они относят к малоинтересной и не играющей большой роли в их жизни.
- К НМО нельзя отнести ни одного учащегося нашей школы.
- Уровень толерантности среди учащихся 6-11 классов достаточно высокий.
Приложение 6.
Отчет по анкетированию учащихся старших классов, направленному на выявление среди учащихся старших классов членов неформальных молодежных объединений
в 2011-2012 учебном году.
Среди учащихся старших классов было проведено анкетирование, с целью узнать, что же в принципе известно ученикам 10-11 классов о неформальных течениях.
Анкетирование проводилось по следующим вопросам:
- Кто такой неформал?
- Какие причины, на Ваш взгляд, вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?
- Что объединяет людей, состоящих в неформальных группах?
- Какие молодежные неформальные течения Вам известны?
- Как Вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям?
- Причисляете ли Вы себя к какому-либо молодежному течению?
- Как, по-вашему, общество воспринимает неформалов?
На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы:
- В большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познания в области девиантного поведения, неформальных течений и неформалов как таковых.
- В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит, человека, у которого есть определенные проблемы или комплексы, другими словами, «плохого человека». Причем, как показало тестирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учеников причислял себя к какому-нибудь неформальному течению, но при этом к НМО относили и фанатские группировки.
- В одноклассниках-неформалах ученики видели обычного человека, и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрения.
Результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования старшеклассников в области не только современной культуры, но и субкультуры.
Рекомендуется подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществознания или классных часах.
Приложение 7.
Тест 1. «Насколько вы толерантны?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
- Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
а) да;
б) нет.
- Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
- Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
а) да;
б) нет.
- Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
- Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
- Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
- Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
а) да;
б) нет.
- Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за нее (него).
- В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Подсчет очков.
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Ключ к тесту.
0-4 очка:
Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12 очков:
Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?
14-18 очков:
Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Тест 2. «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.
4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.
8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Ключ к тесту.
Если у тебя одни «б»:
Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»:
Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»:
Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
Приложение 8.
План-конспект
классного часа на тему: «Патриотизм без экстремизма»
Занятие для учащихся 8-11 классов.
Учебно-воспитательные цели: дать представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма, его причинах и негативных последствиях, дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.
Время лекции: 45 мин.
Содержание.
Вводная часть.
Введение понятия экстремизма.
Основная часть.
1 раздел. Причины появления движения скинхедов в мире и в нашей стране.
2 раздел. Природа фашизма, проявление фашистской идеологии в движении скинхедов.
3 раздел. Основы патриотизма: воспитание себя как зрелой личности, построение крепкой семьи, профессиональный вклад в развитие своей страны.
Заключительная часть.
Определение понятия патриотизма, вывод о необходимости конструктивных поступков на благо Отечества.
Патриотизм без экстремизма
Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. На этом занятии речь пойдет о «патриотизме» и «экстремизме». В чем разница?
В Большой Советской Энциклопедии экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам.
Для наглядности рассмотрим проблему экстремизма на примере движения скинхедов. Кто они: патриоты или экстремисты?
Интересно, что самые первые скинхеды не были националистами. Они появились в Англии в 1968-1969 гг., и среди них были как белые, так и черные. Скинхеды "первой волны" были субкультурой рабочих районов Британии. Скинхеды слушали "музыку черных" стилей: ска, реггей и рок-стеди. Любимыми певцами скинхедов были чернокожие Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли" и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих "руди-бойз" (молодежная субкультура Ямайки).
«Первая волна» скинхедов исчезла примерно к 73-му году, так как многие из них обзавелись семьями и перестали принимать активное участие в своем движении.
В конце 70-х гг. в Англии разразился сильный экономический кризис. Целые графства превратились в "зоны социального бедствия", появилось много безработных, в том числе среди молодежи. Дети безработных, сами безработные, многие подростки не видели никаких перспектив, и единственным развлечением для них было подраться с себе подобными. Они стали одеваться специально для драки: бритая или стриженая "под ноль" голова – чтобы противник или полиция не могли схватить за волосы; короткие куртки без воротника – с той же целью; прочные черные джинсы, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые армейские ботинки, которые можно использовать как оружие в драке. Они также стали называть себя скинхедами.
В дополнение к этому, с конца 70-х годов в Великобритании активизировались неофашисты. Они стали обвинять во всех проблемах не правительство, как обычно делают люди, а иммигрантов – «цветных»: мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Неофашисты начали активно работать среди скинхедов, и выделять деньги на создание скин-клубов. Скин-группы стали петь песни на откровенно расистские темы. Появилось понятие "наци-скин".
В ответ на это скинхеды «первой волны», озлобленные тем, что их стали называть «фашистами», выступили против наци-скинов. На улицах британских городов развернулись ожесточенные схватки между «старыми» и «новыми» скинхедами. Результатом этих уличных столкновений стало появление двух скин-движений - с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой – «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Часто «ред-скинз» носят шнурки красного цвета - чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация «ред-скинз» получила название SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice – скинхеды против расовых предрассудков).
После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды вдруг сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением, и к началу 2006 года в России насчитывалось уже не менее 50 тысяч скинхедов. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов. В европейских странах количество ред-скинз и наци-скинов примерно одинаковое, но в России, практически, все скинхеды являются националистами, причем не редко весьма агрессивными. Что привело к этому? Какие события в нашей стране так сильно повлияли на развитие движения скинхедов?
Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные молодые люди стали скинхедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни и своего предназначения, настроенных на вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.
Неслучайно значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Их часто волнует, что думают друзья-скинхеды. И им трудно противостоять мнению толпы.
Посткоммунистический кризис вызвал психологическую, духовную, катастрофу: гласность и свобода обнажили духовный кризис личности и семьи, который уже не мог сдерживаться старой бездуховной идеологией. Кто-то в этой ситуации занялся духовным развитием себя, находя ответы в религии, а кто-то пошел по пути поиска «козла отпущения». Кроме того, лишившись привычного образа жизни, население России стало приходить в отчаяние. Преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Семейные скандалы и насилие в семье, побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением. По оценкам Московского исследовательского центра по правам человека, в России около 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома по причине домашнего насилия. Московская хельсинская группа сообщила, что жертвами домашнего насилия каждый год становятся примерно 2 млн. детей младше 14 лет. Это безумно много, если вспомнить, что социальные бедствия таких масштабов раньше у нас были только после Гражданской войны 1918-1921 гг.
Параллельно с развалом экономики шел процесс реформации системы образования и воспитания. Так получилось, что в 90-х годах система образования в России во многом перестала уделять должное внимание воспитанию в школе нравственных качеств личности. Вместо всего наследия человечества дети стали получать лишь частичное, узкое образование, цель которого – приобретение специальности и нахождение своего места в экономической системе. С одной стороны, такое специализированное, нацеленное на профессию образование дает большой объем знаний, необходимых для благополучного существования в современном мире. Однако, с другой стороны, такое образование связано только со средствами к жизни, но не с ее целями. Ясное видение жизненных целей является совершенно необходимым. Как известно, процесс «академизации» образования сопровождался катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.
Позиция СМИ оказалась довольно размытой и безоценочной в отношении экстремистов. Часто и довольно долго в рассказах о погромах, которые устраивают западные скинхеды, журналисты предпочитали просто констатировать этот факт, не давая оценки поступкам экстремистов. С другой стороны, СМИ вообще ничего не говорили об аналогичной проблеме в России. Такая политика замалчивания по отношению к скинхедам со стороны СМИ привела экстремистски настроенную молодежь к мысли о безнаказанности.
Помимо этого, в начале 90-х годов в России появляются неофашистские организации, которые стали, открыто пропагандировать фашистскую идеологию в нашей стране. При этом подобные организации навязывают неискушенным людям свою идеологию, признанную во всем мире античеловеческой. И есть люди, которые им верят. Потому что не знают истории. Подумайте сами: время, отведенное в школе на изучение Великой Отечественной войны, было сокращено. Поэтому сейчас многие школьники мало знают о фашизме и о глобальных последствиях нацистской риторики.
Таким образом, в первую очередь духовные, социальные изменения реально стояли за развитием экстремизма в России. Можно сколько угодно говорить о политических изменениях страны (распад Советского Союза, война в Чечне) и соответствующих им законных или незаконных действиях в отношении людей неславянского происхождения (аресты, проверки документов, депортации и т.д.). В первую очередь, идеологический вакуум, кризис семьи и неблагоприятные социально-экономические условия подстегивают развитие экстремизма в таких странах, как Россия, США, Англия, Испания. Политика, в свою очередь, усугубляет существующую проблему.
Понимая главные причины расцвета экстремизма в стране, нам в первую очередь необходимо разобраться, что в идеологии экстремистов, нео-фашистов, скинхедов не так, а затем проанализировать свои взгляды и ценности в отношениях с людьми. Спустя 60 лет после Второй мировой войны наше поколение уже не только не помнит, но и не знает всех кошмаров фашизма. Что он из себя представляет и в чем его опасность?
Фашизм - форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.
Фашизм отринул основные философские тенденции XVIII и XIX веков, делавшие упор на личную свободу и всеобщее равенство. Наоборот, главной ценностью провозглашалась нация. Согласно фашистской идеологии вся жизнь подчинена дисциплине и исполнению долга и полностью управляется государством.
Муссолини стал одним из первых фашистских диктаторов, пришедших к власти в Европе в 1920-е годы. В Италии все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организацию юных фашистов. Муссолини организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников.
Гитлер пришел к власти во время сильного экономического кризиса в Германии и на волне исторической обиды немцев на страны-победительницы по итогам первой мировой войны. Когда многие люди страдали от нищеты, Гитлер предложил им возможность хорошо жить за счет других и взять реванш за унизительное поражение Германии в первой мировой войне. Ведь Германия и её бывшие союзники были лишены значительных территорий, принуждены платить большие репарации, существенно ограничить свои вооруженные силы. В основу своей философии Гитлер поставил идею о существовании в далеком прошлом мифического арийского племени, которое, по словам Гитлера, состояло из «настоящих» людей, в то время как все остальные в его глазах людьми не считаются. И Гитлер провозгласил, что немцы – это потомки этого племени «настоящих людей», а поэтому для установления собственной гегемонии немцы призваны порабощать или даже истреблять другие народы. Такая уродливая философия привела к многочисленным зверствам, которые фашисты устраивали во всех завоеванных странах.
Властью не только игнорировались, но и на совершенно законных основаниях нарушались права человека, в том числе и немцев. Например, запрещались браки между немцами и евреями. А если у человека уже семья и дети? Все приносилось в жертву идее расовой чистоты. Кстати, говорить о национальности или расе зачастую можно лишь довольно условно, так как в истории все народы неоднократно перемещались и смешивались друг с другом. Подобная участь не обошла и немцев.
Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге нетолерантное отношение неминуемо приводит к насилию по отношению ко всем инакомыслящим.
Так, от националистических лозунгов («немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту») и таких же законов Гитлер привел Германию к международной агрессии. Заставив немцев чувствовать свое превосходство, фашизм из националистической идеологии превратился в воинствующую философию, легшую в основу страшных международных преступлений во всем мире.
В документах приведены слова, с которыми Гитлер обращался к солдатам Восточного фронта. Говоря о нашей стране, Гитлер призывал немцев к убийствам, к уничтожению нашего народа.
Примером бесчеловечности фашизма может служить Хатынь: все жители этой белорусской деревни были заживо сожжены, включая младенцев и стариков. В фашистских концлагерях погибло более 11 миллионов человек. В одном только Бухенвальде было убито 250 тысяч человек, включая немецких военных, отказавшихся служить Гитлеровской Германии и осужденных военным трибуналом. Одним из самых страшных концлагерей был Освенцим, располагавшийся на территории оккупированной Польши. В нем по разным оценкам погибло от 1,5 до 4,5 млн. человек, людей самых разных национальностей, включая Советских гражданских лиц и военнопленных. Людей здесь сжигали в печах и травили в газовых камерах, они умирали от непосильного труда, голода и многочисленных болезней. Над живыми людьми проводили жестокие эксперименты. Такова природа фашизма.
Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех, потеряв 35 млн. человек.
О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашистская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу - ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам.
К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию. Так в 2001 году экстремистами был устроен погром на Царицынском рынке, во время которого несколько человек погибло. При этом среди пострадавших оказались также женщины и дети. О гибели детей и подростков неславянского происхождения мы узнаем все чаще и чаще. Никакие философии и идеи не могут оправдать подобную жестокость.
Давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.
Тогда каких людей отечество признает истинными патриотами? Сограждане ценят и помнят людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет.
Например, всем известно имя Леонида Рошаля, который во время терактов на Дубровке в 2002 году и в Беслане в 2004 году добровольно ходил к террористам и договаривался об освобождении заложников. В этом поступке проявилась не только зрелость характера, но и настоящий патриотизм, желание помочь своим согражданам, оказавшимся в страшной ситуации. Чтобы совершить такой поступок, человек должен уметь чувствовать горе людей, как свое собственное. Это называется способностью к эмпатии, т.е. умением понять другого, посредством сопереживания и мысленной постановки себя на его место. Заметьте, Леонид Рошаль не интересовался, сколько среди заложников русских и сколько нерусских. За такой поступок Россия считает Леонида Рошаля героем, а весь Западный мир – достойным примером для подражания, о чем явно говорит присужденная доктору почетная премия «Европеец года-2005».
Также достойно уважения и патриотично желание человека создать крепкую семью и воспитать своих детей достойными гражданами своей страны. Такое отношение к жизни укрепляет семейные и нравственные ценности, духовные основы отечества. Вообще, не секрет, что построить гармоничные отношения в семье очень непросто, а тот, кто этого все-таки добился, достоин всеобщего уважения.
Об отношении мирового сообщества к международным или межрасовым бракам даже и говорить не приходится. В таких семьях объединяются не только грани темпераментов, но и различные исторические, национальные и расовые черты, что, несомненно, содействует становлению мира и дружеских отношений между народами.
В любой стране высоко ценятся профессионалы, которые своим трудом помогают государству развиваться и достигать процветания. Учиться и работать ради будущего своей страны – лучшее, что может сделать настоящий гражданин и патриот. Россия гордится людьми, внесшими значительный профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
Никита Михалков – известный режиссер, творчество которого вдохновляет людей к раскаянию и глубокому размышлению о цели своей жизни, о судьбе нашей страны. Поэтому он удостоен многих наград и премий известных киноакадемий.
Патриотизм – это совокупность выше названных основных факторов, потому что воплощение именно этих жизненно важных целей позволяет стране развиваться. Гитлер пришел к власти в Германии, стремясь сделать эту страну высокоразвитой и влиятельной. В итоге он превратил ее в руины. Германию потом восстанавливали всем миром, только поэтому она смогла быстро развиться до современного уровня.
Как видно из определения, патриотизм – это любовь к своей Родине, которая выражается в конструктивных делах и значимых достижениях. Однако если в сердце человека только темные предрассудки и вражда к другим народам, то, сколько бы он ни говорил о любви к Родине, стране от этого лучше не станет. Вражда и ненависть способны привести только к разрушению, чем и отличаются национализм и шовинизм от патриотизма. Иными словами, патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.
Приложение 9.
Технологическая модель работы с подростками из неформальных молодежных объединений в образовательном учреждении.
План работы классного руководителя на учебный год должен включать в себя систему мероприятий, отражающих профилактику вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения (первичную профилактику) и специальную работу с учащимися – членами неформальных молодежных объединений, содействуя им в переориентации с антисоциальной деятельности на просоциальную (вторичную профилактику).
В план работы необходимо включать посещение учителем лекций, семинаров, организованных с целью расширения сферы знаний о молодежных субкультурах, а также проведение родительских собраний.
Профилактическая работа с учащимися должна отличаться высоким уровнем субъективации и индивидуализации их деятельности, опираться на апробацию ими ролей организатора, артиста, воспитателя, учителя. В подобном контексте расширяется диапазон социальных ролей, которые осваивает школьник. Профилактическую работу следует реализовывать непосредственно в просоциальных коллективах: учебных классах, школьных клубах, где у подростка формируются навыки конструктивного сотрудничества, рефлексии.
Профилактический тренинг и индивидуальное консультирование приобретают основополагающее значение в формировании у подростков (в том числе и членов неформальных молодежных объединений) навыков спонтанного самовыражения, развития эмоционально-волевой интеллектуальной, поведенческой сфер.
Системная работа в образовательном учреждении с подростками – членами неформальных молодежных объединений подразделяется на следующие формы:
- индивидуальную,
- микрогрупповую,
- групповую,
- коллективную (в классе, школьном клубе).
Технологическая модель работы с подростками из неформальных молодежных объединений предполагает не узконаправленную деятельность по «выводу» учеников из-под влияния «неформалов», но на основе глубокого изучения личности оценку их актуального состояния, возможных перспектив развития, ориентацию на совокупность трех направлений: психологического, социального, педагогического с целью переориентации на просоциальный жизненный путь.
В случае, когда в одном классе выявляется микрогруппа неформалов, важно использовать механизмы дезорганизации (разрушение структуры асоциальной группы) и реорганизации (изменение направленности группы). Не следует обольщаться по поводу «позитивной социальной активности агрессистов»; находясь в лоне неформальных молодежных объединений, подростки чаще склонны нарушать моральные, правовые нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"
Выступление на родительском собрании "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"...
Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде.
Задачей в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:§ формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов бо...
Воспитание патриотизма, толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде
Доклад о содержании деятельности по формированию принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма, а также о формах работы в данном направлении...
Об итогах районного конкурса творческих работ обучающихся образовательных организаций по профилактике экстремизма в молодёжной среде
Приказ УО № 673 от 05.11.2019г....
Об итогах районного конкурса творческих работ обучающихся образовательных организаций по профилактике экстремизма в молодёжной среде
Приказ УО № 673 от 05.11.2019г....
СТАТЬЯ: Проведение музыкальных школьных мероприятий в рамках плана воспитательной работы на примере одного класса, как профилактика экстремизма среди несовершеннолетних.
Проведение профилактической работы на примере одного мероприятия...
Классный час 5-11 классы Профилактика экстремизма в молодежной среде "Мы против экстремизма!!!"
Мы против экстремизма!!! Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.Задачи:1. Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрица...