ПРОГРАММА РАБОТЫ «Проведение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию детей. Создание обстановки для самореализации способностей, умений и навыков каждого ребенка»
рабочая программа на тему
Настоящая программа позволит:
- накопить опыт педагогической и воспитательной работы с детьми на современном этапе развития страны;
- постараться: - подготовить их к самостоятельной жизни духовно крепкими и ответственными гражданами;
- сформировать стремление вести здоровый образ жизни;
- привлечь к возрождению культуры в широких слоях общества;
- донести до них такую систему ценностей, когда человек и общество во всей совокупности существующих идей, эмоций, настроений, отношений и убеждений в результате направляют свои действия на процветание своей родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2012.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ детский дом №7
_______________Быкова С. П.
15 декабря 2012 г.
ПРОГРАММА РАБОТЫ
ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОРА
«Проведение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию детей.
Создание обстановки для самореализации способностей, умений и навыков каждого ребенка»
Составила: Измайлова Т. Д.
Санкт-Петербург
2012 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Ребенку, не имеющему жизненного опыта трудно противостоять пропаганде типа «бери от жизни всё!», оставаться честным, скромным и добродетельным человеком. Поэтому все педагоги должны добросовестно и самоотверженно заниматься воспитанием детей, стараться (в том числе личным примером) положительно воздействовать на их ум и сердце, сделать всё зависящее от них, чтобы заинтересовать детей практическими делами и поручениями, требующими времени и ответственности и приносящими реальную пользу окружающим.
Необходимо создать условия для гармонического развития подростка, осознание им духовных связей с людьми и внешним миром, для реализации его права на достойную жизнь. Для этого необходимо организация его повседневной жизни (с учетом индивидуальности), создание развивающей эстетической интеллектуальной среды, наблюдение за физическим и нравственным здоровьем, развитие ответственности и самостоятельности.
Всё воспитание ребенка должно быть воспитанием его как гражданина и готовить его к жизни в духе понимания и терпимости.
Основа педагогики в модели будущей цивилизации – это духовность.
Целями педагогического процесса являются:
- образование;
- самовыражение каждого через общение с прекрасным;
- обучение правовой культуре;
- приучение ребенка к выполнению обязанностей.
Настоящая программа позволит:
- накопить опыт педагогической и воспитательной работы с детьми на современном этапе развития страны;
- постараться: - подготовить их к самостоятельной жизни духовно крепкими и ответственными гражданами;
- сформировать стремление вести здоровый образ жизни;
- привлечь к возрождению культуры в широких слоях общества;
- донести до них такую систему ценностей, когда человек и общество во всей совокупности существующих идей, эмоций, настроений, отношений и убеждений в результате направляют свои действия на процветание своей родины.
Педагоги должны научить подростка соотносить идеи, выявлять обусловленность и сопоставлять разные теоретические позиции и точки зрения, научить считаться с мнением других и правильно ориентироваться в социальном мире, опираясь на общечеловеческие ценности. Подросток постоянно должен чувствовать уважительное и одновременно требовательное отношение к себе.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
Создание условий для того чтобы дети стали здоровыми, высоконравственными и культурными людьми, подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
- Проведение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию детей.
- Создание обстановки для самореализации способностей, умений и навыков каждого ребенка.
Развивающие задачи:
- Дальнейшее развитие интереса подрастающего поколения к культурологическому и историческому наследию человечества, художественной и музыкальной культуре, к изобразительному искусству и архитектуре.
- Развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные задачи:
- Воспитание гражданственности, товарищества и милосердия.
- Воспитание разносторонне развитой личности.
- Научить культуре общения и умению выживать в окружающем обществе.
- Воспитание высоконравственного и культурного члена общества.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.
Комплекс мероприятий по воспитательной работе и организации досуга |
Направления | Цель | Средства реализации |
Духовно-нравственное и эстетическое развитие | Посещение музеев, выставок, памятных мест, театров и концертных площадок Санкт-Петербурга |
Социально- правовое воспитание | Проведение бесед, диспутов, дискуссий, встреч совместно с районными библиотеками, подростково-молодежными клубами, представителями правовых органов Кировского района |
Разностороннее развитие личности воспитанника |
Социальная адаптация
Развитие творческих способностей и эстетического вкуса. Сохранение и укрепление здоровья | Организация и проведение праздников, концертов, игровых программ, конкурсов, выставок, изобразительного прикладного тв-ва. Посещение творческих спортивный студий подростково-молодежных клубов и культурных центров района |
Трудовое воспитание |
Участие в смотрах,
конкурсах,
фестивалях, спартакиадах района и города.
Сотрудничество с волонтерскими движениями
– совместные праздники,
поездки, походы,
творческие мастерские.
Интерактивные формы воспитания:
деловые игры,
мозговые штормы,
КВН, брейн-ринги,
викторины.
Результат
«модель выпускника»
Способность
к самосовершенствованию,
интерес к познанию мира.
По каждому мероприятию будут составляться соответствующие планы его подготовки, включающие организационно-техническую и творческую подготовку.
Развивающая среда – залог успешной социальной адаптации воспитанников детского дома.
В современном обществе детский дом должен стать гарантом полноценного интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанника, а воспитательная система должна отвечать двум остальным требованиям:
- Обеспечивать реализацию государственной политики в области воспитания.
- Учитывать специфические особенности воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наша воспитательная система призвана реализовать стратегию «государственной помощи». Суть её сводится к следующему – не заменять родителей, а учить жить без родителей. Целью данной стратегии является формирование у воспитанников способности жить без попечения родителей, т.е. ранее, чем их сверстники быть способными к самостоятельному решению широкого круга проблем.
Осуществление стратегии «государственной помощи» соответствует использование в воспитательной системе модели «социальной компетенции».
Основная цель «социальной компетенции» - научить выживать и нормально жить в любых жизненных ситуациях. Основная задача нашего дома создать ситуацию «социального лифта», который позволил бы воспитанникам войти в новую социальную и культурную среду, благоприятную для их личностного развития.
Создание успешной ситуации «социального лифта» невозможно без применения знаний о «механизмах» адаптации.
Происходящие в нашей стране снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, миграция населения неблагополучных регионов, слабая защищенность семьи и детей как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние
годы к возрастанию количества детей – «социальных» сирот (сирот при живых родителях).
Социальная незащищённость, дефицит общения со значимыми взрослыми, коллективные методы воспитания с недостаточным делегированием персональной ответственности и другие особенности воспитания в учреждении приводят к искажению и нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой. Это проявляется в том числе и в слабой психологической готовности воспитанников к самостоятельной жизни, сложностями при их адаптации к требованиям современности.
Адаптация воспитанников к сиротскому учреждению не является гарантией успешной адаптации к самостоятельной жизни.
Интегральный подход в исследовании адаптации предполагает три структурных элемента процесса приспособления личности к социальной среде:
- Психологический
- Социально-психологический
- Социальный
Психологическая адаптация личности – это включенность в коллективную деятельность и общение в новых условиях.
Социально-психологическая адаптация – это адаптация в коллективе, индивидуальные стратегии и закономерности поведения личности в группе, обеспечивающие существование, сохранение и развитие индивидуальности.
Социальная адаптация – это уравновешенное соотношение социальной действительности и социального в человеке.
Адаптационная активность таким образом может быть вызвана нарушением баланса как со стороны внешней действительности, так и со стороны внутренней. Адаптация – это процесс характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а так же активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении, где основным критерием является: способствуют ли эти условия удовлетворению актуальных потребностей личности.
В основе трех вышеперечисленных структурных элементов активного приспособления личности к окружающей среде выделяют три уровня отношений:
1. Личность, которая всецело зависит от среды (недостаточное приспособление);
2. Личность, которая приспособилась с пользой для себя и для общества;
3. Личность, для которой характерно творческое отношение к среде.
Существует такое понятие как критерии адаптации, которые разделяют на субъективные и объективные.
Объективные:
- Продуктивность деятельности,
- Реальное положение в коллективе,
- Авторитет (признание приоритета личности в какой-либо области)
Субъективные:
- Удовлетворенность личности,
- Отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения,
- Отношение к себе.
В направлениях западной психологии адаптацию часто рассматривают с точки зрения теории стресса. Выделяют основные стратегии адаптации – «делание» и «совладание». «Делание» предполагает активные действия, результатом которых будет поражение или победа. «Совладание» предполагает приспособление к окружающим условиям. Понятие «совладание» является центральным в современных теориях стресса. Стресс – это неприятное переживание, появляющееся, когда возникает дисбаланс между персональными представлениями о требованиях окружения и возможностями действовать в соответствии с этими требованиями.
Стратегии «совладания»:
1. развлечения, отдых;
2. работа и достижения;
3. физический отдых;
4. фокусировка на положительном;
5. друзья;
6. мечты;
7. социальная поддержка;
8. уход в себя;
9. самоосмысление;
10. снятие напряжения;
11. духовная поддержка.
Применение «механизмов» адаптации в культурно-воспитательной работе детского дома.
Принципы культурно-воспитательной работы:
- Гуманизм и эстетическая направленность воспитания;
- Культурологическая направленность;
- Коллективное общество;
- Эмоциональное насыщение жизни коллектива;
- Развитие индивидуальных творческих способностей;
Основная цель воспитательной работы – развитие личности каждого воспитанника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.
Задачи культурно-воспитательной работы:
- Создание благоприятных условий для круглосуточного пребывания детей, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Обеспечение социальной защиты.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Развитие творческих способностей детей.
- Воспитание человека семьянина.
Основная педагогическая деятельность:
- Образовательная и художественно-творческая;
- Познавательная;
- Трудовая;
- Общественно-полезная;
- Эстетическая;
- Ценностно-ориентированная;
- Спортивно-оздоровительная;
Сеть отношений:
- Сотрудничество;
- Сотворчество;
- Соуправление;
Технологии:
- Инновационные технологии;
- Передовой педагогический опыт;
- Методика коллективной деятельности;
Культурно-воспитательная работа в детском доме включает:
- Психологическую реабилитацию и социальную адаптацию;
- Овладение необходимыми жизненными навыками через воспитательные и психологические занятия;
- Развитие творческих способностей детей в кружках, студиях, занятиях по интересам;
- Коллективные творческие дела;
- Подготовку и проведение общих мероприятий: праздников, акций, соревнований, конкурсов, КВН, брейн-рингов, тематических утренников и вечеров;
Приоритетным направлением воспитания детей является нравственно-эстетическая направленность, развитие индивидуальных творческих способностей, индивидуальности каждого воспитанника с целью
применения данных способностей в планируемой профессиональной деятельности.
Направления культурно-воспитательной работы:
I. Нравственно-патриотическое воспитание.
Цель: целенаправленное и систематическое формирование у детей нравственных качеств.
- Развитие представлений о моральных нормах и ценностях.
- Усвоение различных моделей поведения и развитие умения самостоятельно определять форму поведения в различных жизненных ситуациях.
- Становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие».
- Изучение истории культуры, народных традиций.
- Формирование гражданского самосознания (права и обязанности, экономическое просвещение, национальное самосознание).
- Воспитание человека-патриота.
Формы работы: анкетирование, беседы, заочные путешествия, устный журнал выставки, фольклорные праздники, сюжетно-ролевые и деловые игры, экскурсии, тематические встречи, ручной труд, развлечения.
II. Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Цель: целенаправленное и систематическое влияние на формирование у воспитанников творческих способностей и эстетического вкуса.
- Формирование эмоциональной сферы средствами музыки, танца, живописи, литературы, театрального искусства.
- Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.
- Развитие индивидуальных творческих способностей на занятиях музыкой, изобразительным искусством, художественной литературой, прикладным искусством.
Формы работы: кружки, студии, клубы по интересам, выставки, творческие отчеты кружков, праздники, смотры, экскурсии, конкурсы мастерства, фестивали, посещение выставок, театров, встречи с творческими людьми, литературно-музыкальная гостиная.
III. Трудовое воспитание.
Цель: развитие системы навыков по уходу за собой, жилищем, овладение профессиональным умениями и ознакомление с миром профессий.
- Воспитание трудолюбия, потребности трудиться.
- Формирование навыков самообслуживания.
- Воспитание уважения к людям труда.
- Профориентация воспитанников.
IV. Социально-правовое воспитание.
Цель: осмысление себя воспитанником, гражданином общества, усвоение своих прав и обязанностей в обществе
- Знакомство с правилами жизни в обществе.
- Формирование гражданского самосознания.
- Формирование основ социального поведения.
- Профилактика правонарушений.
СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
- Умение выживать и самоопределяться в окружающем обществе, высоконравственное поведение и культура общения, воспитание гражданственности, товарищества и милосердия.
- Дальнейшее развитие интереса к художественной и музыкальной культуре, изобразительному искусству, историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга и России.
- Организация новых форм воспитательного воздействия на детей детского дома. Осуществление их развития как личностей, помощь им в подготовке к самостоятельной жизни и подборе будущей профессии.
- Умение сохранять и укреплять здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...
Памятка родителям по воспитанию детей "Создание благоприятной семейной атмосферы"
Памятка посвящена родителям о создании благоприятной семейной атмосферы для успешного воспитания детей...
"Способности, умения и навыки необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера."
В данной методической работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру....
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по военно-патриотическому воспитанию
военно-патриотическое воспитание...
Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.
За последние десятилетия наблюдается с каждым годом увеличивающийся поток населения к столице республики и близлежащим населенным пунктам, следовательно, наш...
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера ДШИ
В материале выявлены основные задачи и специфика работы концертмейстера в ДШИ, детально освещены навыки чтение с листа и транспонирование, подбор по слуху и импровизация, изложены формы, методы и прие...