ПРОГРАММА РАБОТЫ «Проведение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию детей. Создание обстановки для самореализации способностей, умений и навыков каждого ребенка»
рабочая программа на тему

Измайлова Татьяна Дмитриевна

Настоящая программа позволит:

- накопить опыт педагогической и воспитательной работы с детьми на современном этапе развития страны;

- постараться: - подготовить их к самостоятельной жизни духовно крепкими и ответственными гражданами;

                         - сформировать стремление вести здоровый образ жизни;

                         - привлечь к возрождению культуры в широких слоях общества;

                         - донести до них такую систему ценностей, когда человек и общество во всей совокупности существующих идей, эмоций, настроений, отношений и убеждений в результате направляют свои действия на процветание своей родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2012.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              УТВЕРЖДАЮ:

                                Директор ГБОУ детский дом №7

                                    _______________Быкова С. П.

15 декабря 2012 г.

ПРОГРАММА РАБОТЫ

ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОРА

«Проведение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию детей.

Создание обстановки для самореализации способностей, умений и навыков каждого ребенка»

Составила:                                           Измайлова Т. Д.

Санкт-Петербург

2012 г.

ВВЕДЕНИЕ.

      Ребенку, не имеющему жизненного опыта трудно противостоять пропаганде типа «бери от жизни всё!», оставаться честным, скромным и добродетельным человеком. Поэтому все педагоги должны добросовестно и самоотверженно заниматься воспитанием детей, стараться (в том числе личным примером) положительно воздействовать на их ум и сердце, сделать всё зависящее от них, чтобы заинтересовать детей практическими делами и поручениями, требующими времени и ответственности и приносящими реальную пользу окружающим.

       Необходимо создать условия для гармонического развития подростка, осознание им духовных связей с людьми и внешним миром, для реализации его права на достойную жизнь. Для этого необходимо организация его повседневной жизни (с учетом индивидуальности), создание развивающей эстетической интеллектуальной среды, наблюдение за физическим и нравственным здоровьем, развитие ответственности и самостоятельности.

       Всё воспитание ребенка должно быть воспитанием  его как    гражданина и готовить его к жизни в духе понимания и терпимости.

       Основа педагогики в модели будущей цивилизации – это духовность.

       Целями педагогического процесса являются:

- образование;

- самовыражение каждого через общение с прекрасным;
- обучение правовой культуре;

- приучение ребенка к выполнению обязанностей.

        Настоящая программа позволит:

- накопить опыт педагогической и воспитательной работы с детьми на современном этапе развития страны;

- постараться: - подготовить их к самостоятельной жизни духовно крепкими и ответственными гражданами;

                         - сформировать стремление вести здоровый образ жизни;

                         - привлечь к возрождению культуры в широких слоях общества;

                         - донести до них такую систему ценностей, когда человек и общество во всей совокупности существующих идей, эмоций, настроений, отношений и убеждений в результате направляют свои действия на процветание своей родины.

           Педагоги должны научить подростка соотносить идеи, выявлять обусловленность и сопоставлять разные теоретические позиции и точки зрения, научить считаться с мнением других и правильно ориентироваться в социальном мире, опираясь на общечеловеческие ценности. Подросток постоянно должен чувствовать уважительное и одновременно требовательное отношение к себе.

                                      ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.

        Создание условий для того чтобы дети стали здоровыми, высоконравственными и культурными людьми, подготовка их к самостоятельной жизни.

        Задачи программы:

- Проведение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию детей.

- Создание обстановки для самореализации способностей, умений и навыков каждого ребенка.

        Развивающие задачи:

- Дальнейшее развитие интереса подрастающего поколения к культурологическому и историческому наследию человечества, художественной и музыкальной культуре, к изобразительному искусству и архитектуре.

- Развитие коммуникативных способностей.

        Воспитательные задачи:

- Воспитание гражданственности, товарищества и милосердия.

- Воспитание разносторонне развитой личности.

- Научить культуре общения и умению выживать в окружающем обществе.

- Воспитание высоконравственного и культурного члена общества.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.

Комплекс мероприятий по воспитательной работе и организации досуга

Направления

Цель

Средства реализации

Духовно-нравственное и

эстетическое

 развитие

Посещение музеев, выставок, памятных мест, театров и концертных площадок Санкт-Петербурга

Социально-

правовое

воспитание

Проведение бесед, диспутов, дискуссий, встреч совместно с районными библиотеками, подростково-молодежными клубами, представителями правовых органов Кировского района

Разностороннее

развитие

личности

воспитанника

Социальная адаптация

Развитие

творческих

способностей и

эстетического

вкуса.

Сохранение и укрепление здоровья

Организация и проведение праздников, концертов, игровых программ, конкурсов, выставок, изобразительного прикладного тв-ва.

Посещение творческих спортивный студий подростково-молодежных клубов и культурных центров района

Трудовое воспитание

Участие в смотрах,

конкурсах,

фестивалях, спартакиадах района и города.

Сотрудничество с волонтерскими движениями

– совместные праздники,

поездки, походы,

творческие мастерские.

Интерактивные формы воспитания:

деловые игры,

мозговые штормы,

КВН, брейн-ринги,

викторины.

Результат

«модель выпускника»

Способность

к самосовершенствованию,

интерес к познанию мира.

 

      По каждому мероприятию будут составляться соответствующие планы его подготовки, включающие организационно-техническую и творческую подготовку.

Развивающая среда – залог успешной социальной адаптации воспитанников детского дома.

В современном обществе детский дом должен стать гарантом полноценного интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанника, а воспитательная система должна отвечать двум остальным требованиям:

-  Обеспечивать реализацию государственной политики в области воспитания.

- Учитывать специфические особенности воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наша воспитательная система призвана реализовать стратегию «государственной помощи». Суть её сводится к следующему – не заменять родителей, а учить жить без родителей. Целью данной стратегии является формирование у воспитанников способности жить без попечения родителей, т.е. ранее, чем их сверстники быть способными к самостоятельному решению широкого круга проблем.

Осуществление стратегии «государственной помощи» соответствует использование в воспитательной системе модели «социальной компетенции».

Основная цель «социальной компетенции» - научить выживать и нормально жить в любых жизненных ситуациях. Основная задача нашего дома создать ситуацию «социального лифта», который позволил бы воспитанникам войти в новую социальную и культурную среду, благоприятную для их личностного развития.

Создание успешной ситуации «социального лифта» невозможно без применения знаний о «механизмах» адаптации.

           Происходящие в нашей стране снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, миграция населения неблагополучных регионов, слабая защищенность семьи и детей как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние

годы к возрастанию количества детей – «социальных» сирот (сирот при живых родителях).

         Социальная незащищённость, дефицит общения со значимыми взрослыми, коллективные методы воспитания с недостаточным делегированием персональной ответственности и другие особенности воспитания в учреждении приводят к искажению и нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой. Это проявляется в том числе и в слабой психологической готовности воспитанников к самостоятельной жизни, сложностями при их адаптации к требованиям современности.

Адаптация воспитанников к сиротскому учреждению не является гарантией успешной адаптации к самостоятельной жизни.

Интегральный подход в исследовании адаптации предполагает три структурных элемента процесса приспособления личности к социальной среде:

  • Психологический
  • Социально-психологический
  • Социальный

Психологическая адаптация личности – это включенность в коллективную деятельность и общение в новых условиях.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация в коллективе, индивидуальные стратегии и закономерности поведения личности в группе, обеспечивающие существование, сохранение и развитие индивидуальности.

Социальная адаптация – это уравновешенное соотношение социальной действительности и социального в человеке.

Адаптационная активность таким образом может быть вызвана нарушением баланса как со стороны внешней действительности, так и со стороны внутренней. Адаптация – это процесс характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а так же активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении, где основным критерием является: способствуют ли эти условия удовлетворению актуальных потребностей личности.

В основе трех вышеперечисленных структурных элементов активного приспособления личности к окружающей среде выделяют три уровня отношений:

1. Личность, которая всецело зависит от среды (недостаточное приспособление);

2. Личность, которая приспособилась с пользой для себя и для общества;

3. Личность, для которой характерно творческое отношение к среде.

Существует такое понятие как критерии адаптации, которые разделяют на субъективные и объективные.

Объективные:

  • Продуктивность деятельности,

  • Реальное положение в коллективе,
  • Авторитет (признание приоритета личности в какой-либо области)

Субъективные:

  • Удовлетворенность личности,
  • Отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения,
  • Отношение к себе.

В направлениях западной психологии адаптацию часто рассматривают с точки зрения теории стресса. Выделяют основные стратегии адаптации – «делание» и «совладание». «Делание» предполагает активные действия, результатом которых будет поражение или победа. «Совладание» предполагает приспособление к окружающим условиям. Понятие «совладание» является центральным в современных теориях стресса. Стресс – это неприятное переживание, появляющееся, когда возникает дисбаланс между персональными представлениями о требованиях окружения и возможностями действовать в соответствии с этими требованиями.

Стратегии «совладания»:

1. развлечения, отдых;

2. работа и достижения;

3. физический отдых;

4. фокусировка на положительном;

5. друзья;

6. мечты;

7. социальная поддержка;

8. уход в себя;

9. самоосмысление;

10. снятие напряжения;

11. духовная поддержка.

Применение «механизмов» адаптации в культурно-воспитательной работе детского дома.

  Принципы культурно-воспитательной работы:

  • Гуманизм и эстетическая направленность воспитания;
  • Культурологическая направленность;
  • Коллективное общество;
  • Эмоциональное насыщение жизни коллектива;
  • Развитие индивидуальных творческих способностей;

Основная цель воспитательной работы – развитие личности каждого воспитанника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.

         Задачи культурно-воспитательной работы:

  1. Создание благоприятных условий для круглосуточного пребывания детей, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Обеспечение социальной защиты.
  2. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Воспитание человека семьянина.

               Основная педагогическая деятельность:

  • Образовательная и художественно-творческая;
  • Познавательная;
  • Трудовая;
  • Общественно-полезная;
  • Эстетическая;
  • Ценностно-ориентированная;
  • Спортивно-оздоровительная;

                Сеть отношений:

  • Сотрудничество;
  • Сотворчество;
  • Соуправление;

      Технологии:

  • Инновационные технологии;
  • Передовой педагогический опыт;
  • Методика коллективной деятельности;

      Культурно-воспитательная работа в детском доме включает:

  • Психологическую реабилитацию и социальную адаптацию;
  • Овладение необходимыми жизненными навыками через воспитательные и психологические занятия;
  • Развитие творческих способностей детей в кружках, студиях, занятиях по интересам;
  • Коллективные творческие дела;
  • Подготовку и проведение общих мероприятий: праздников, акций, соревнований, конкурсов, КВН, брейн-рингов, тематических утренников и вечеров;

 Приоритетным направлением воспитания детей является нравственно-эстетическая направленность, развитие индивидуальных творческих способностей, индивидуальности каждого воспитанника с целью

применения данных способностей в планируемой профессиональной деятельности.

Направления культурно-воспитательной работы:

I. Нравственно-патриотическое воспитание.

Цель: целенаправленное и систематическое формирование у детей нравственных качеств.

  1. Развитие представлений о моральных нормах и ценностях.
  2. Усвоение различных моделей поведения и развитие умения самостоятельно определять форму поведения в различных жизненных ситуациях.
  3. Становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие».
  4. Изучение истории культуры, народных традиций.
  5. Формирование гражданского самосознания (права и обязанности, экономическое просвещение, национальное самосознание).
  6. Воспитание человека-патриота.

Формы работы: анкетирование, беседы, заочные путешествия, устный журнал выставки, фольклорные праздники, сюжетно-ролевые и деловые игры, экскурсии, тематические встречи, ручной труд, развлечения.

          II. Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.

Цель: целенаправленное и систематическое влияние на формирование у воспитанников творческих способностей и эстетического вкуса.

  1. Формирование эмоциональной сферы средствами музыки, танца, живописи, литературы, театрального искусства.
  2. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.
  3. Развитие индивидуальных творческих способностей на занятиях музыкой, изобразительным искусством, художественной литературой, прикладным искусством.

Формы работы: кружки, студии, клубы по интересам, выставки, творческие отчеты кружков, праздники, смотры, экскурсии, конкурсы мастерства, фестивали, посещение выставок, театров, встречи с творческими людьми, литературно-музыкальная гостиная.

                    III. Трудовое воспитание.

Цель: развитие системы навыков по уходу за собой, жилищем, овладение профессиональным умениями и ознакомление с миром профессий.

  1. Воспитание трудолюбия, потребности трудиться.

  1. Формирование навыков самообслуживания.
  2. Воспитание уважения к людям труда.
  3. Профориентация воспитанников.

                           IV. Социально-правовое воспитание.

Цель: осмысление себя воспитанником, гражданином общества, усвоение своих прав и обязанностей в обществе

  1. Знакомство с правилами жизни в обществе.
  2. Формирование гражданского самосознания.
  3. Формирование основ социального поведения.
  4. Профилактика правонарушений.

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

  1. Умение выживать и самоопределяться в окружающем обществе, высоконравственное поведение и культура общения, воспитание гражданственности, товарищества и милосердия.
  2. Дальнейшее развитие интереса к художественной и музыкальной культуре, изобразительному искусству, историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга и России.
  3. Организация новых форм воспитательного воздействия на детей детского дома. Осуществление их развития как личностей, помощь им в подготовке к самостоятельной жизни и подборе будущей профессии.
  4. Умение сохранять и укреплять здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...

Памятка родителям по воспитанию детей "Создание благоприятной семейной атмосферы"

Памятка посвящена родителям о создании благоприятной семейной атмосферы для успешного воспитания детей...

"Способности, умения и навыки необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера."

В данной методической работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру....

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера ДШИ

В материале выявлены основные задачи и специфика работы концертмейстера в ДШИ, детально освещены навыки чтение с листа и транспонирование, подбор по слуху и импровизация, изложены формы, методы и прие...